Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2013 в 16:39, курсовая работа
Задачи данной работы — рассмотрение понятия государственный финансовый
контроль, его видов, основных методов, а также рассмотрение осуществления
контроля со стороны властных структур Российской Федерации. Целью работы
является выявление путей совершенствования российской системы
государственного финансового контроля.
Работа состоит из трех глав. В первой главе рассмотрены теоретические основы
государственного финансового контроля, его виды, формы, методы и принципы.
Вторая глава посвящена системе государственного финансового контроля в
Российской Федерации. Функционирование данной системы рассмотрено на примере
Счетной палаты Российской Федерации. В третьей главе дана оценка эффективности
системы государственного финансового контроля, в частности, Счетной палаты, и
сформулированы предложения по ее совершенствованию.
§1. Введение.
§2. Предмет, метод, цели, задачи, и принципы государственного финансового контроля.
2. 1. Сущность и виды финансового контроля.
2. 2. Сущность, цели и задачи государственного финансового контроля.
2. 3. Предмет и метод государственного финансового контроля.
2. 4. Формы государственного финансового контроля.
2. 5. Принципы государственного финансового контроля.
§3. Система государственного финансового контроля в Российской Федерации.
3. 1. Система государственного финансового контроля.
3. 2. Органы государственного финансового контроля в Российской Федерации.
3. 3. Деятельность счетной палаты в Российской Федерации.
§4. Пути повышения эффективности государственного финансового контроля.
4. 1. Оценка эффективности государственного финансового контроля.
4. 2. Эффективность деятельности Счетной палаты Российской Федерации.
4. 3. Совершенствование государственного финансового контроля в Российской Федерации.
§5. Заключение.
§6. Список использованной литературы.
акты указанных органов. Направляя деятельность подведомственных ему органов по осуществлению финансового контроля, Правительство Российской Федерации принимает правовые акты (нормативные и индивидуальные), регулирующие порядок этой деятельности. Так, правительством Российской Федерации утверждены Положение о Министерстве финансов Российской Федерации (Постановление от 19 августа 1994 года), Положение о Федеральном казначействе Российской Федерации (Постановление от 27.08.93г.), о других службах, где закреплены функции по финансовому контролю.
Важнейшее место в системе финансового контроля занимает Министерство финансов Российской Федерации, которое не только разрабатывает финансовую политику страны, но и контролирует ее осуществление.
Прежде всего Минфин осуществляет финансовый контроль в процессе разработки
федерального бюджета; контролирует поступление и расходование бюджетных
средств и средств федеральных внебюджетных фондов; участвует в проведении
валютного контроля; контролирует направление и использование государственных
инвестиций.
Следует при этом отметить, что контрольные полномочия Минфина Российской Федерации распространяются на финансовые средства только федерального уровня.
В тех случаях, когда проверяется деятельность исполнительных органов власти субъектов Федерации, его контрольные функции не должны выходить за эти рамки.
Такой подход обусловлен принципом самостоятельности бюджетного устройства в Российской Федерации. Однако, принимая во внимание принятый в 1998г. Бюджетный кодекс, можно отметить, что на Минфин возложено осуществление финансового контроля за исполнением бюджетов субъектов российской Федерации и местных бюджетов, если субъект Российской Федерации получает помощь в объеме свыше 50% расходов его консолидированного бюджета. Назначается ревизия и исполнение бюджета субъекта федерации переходит под контроль Минфина и в случаях, когда субъект не всостоянии обеспечить обслуживание и погашение своих долговых обязательств.
Финансовый контроль осуществляют все структурные подразделения МФРФ
соответственно их компетенции. Так, органы казначейства призваны осуществлять
государственную бюджетную политику; управлять процессом исполнения федерального бюджета, осуществляя при этом жесткий контроль за поступлением, целевым и экономным использованием государственных средств.
В связи с повышением роли налогов в доходах государства стало необходимо
выделение органов налоговой службы в особую систему. Деятельность налоговой
службы направлена на обеспечение единой системы контроля за соблюдением
российского налогового законодательства, правомерности исчисления, полноты и
своевременности внесения налогов в бюджет и внебюджетные фонды. Органы ГНС
наделены широким кругом контрольных полномочий и прав по применению мер
принудительного воздействия к нарушителям налогового законодательства.
Одновременно, для обеспечения безопасности РФ и укрепления государственной
дисциплины в области налогообложения были созданы федеральные органы
налоговой полиции, которые включают в Федеральную службу налоговой полиции,
территориальные и местные органы.
Функции органов Государственного страхового надзора также ограничены особой сферой — страховой деятельностью. Они осуществляются в целях обеспечения
соблюдения требований законодательства РФ о страховании, развития страховых
услуг, защиты прав и интересов участников страховых отношений.
Перестройка банковской системы и возникновение коммерческих банков в
значительной мере изменили функции банков (кредитных органов) в области
финансового контроля. Особая
роль в его осуществлении
Центральному Банку России. Он организует и контролирует денежно-кредитные
отношения в стране, осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков.
С этой целью создано специальное подразделение – Департамент банковского
надзора. При этом ЦБР вправе применить к банкам, нарушающим законодательство
и установленные правила деятельности, принудительные меры воздействия в
административном порядке. ЦБР осуществляет контроль за соблюдением
законодательства о валютном регулировании.
Впервые в законодательном плане решен вопрос об обязательности ведомственного или внутреннего контроля. Главным распорядителям и распорядителям бюджетных средств вменено в обязанность осуществлять контроль за использованием этих средств.
Наряду со всеми перечисленными структурными подразделениями МФРФ существует
специальное контрольное подразделение, предназначенное именно для проведения
финансового контроля –
это Контрольно-ревизионное
территориальными органами на местах.
3. 3. Деятельность Счетной палаты Российской Федерации.
Счетная палата Российской Федерации является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием Российской Федерации и подотчетным ему.
Контрольно-ревизионная деятельность Счетной палаты Российской Федерации
реализуется в следующих сферах контроля:
- контроль за своевременным исполнением доходных и расходных статей
федерального бюджета по объемам, структуре и целевому назначению, оценка
обоснованности проектов федерального бюджета;
- контроль за своевременным исполнением доходных и расходных статей
бюджетов государственных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому
назначению, оценка обоснованности проектов бюджетов государственных
внебюджетных фондов;
- определение эффективности и целесообразности использования
государственной собственности, контроль за поступлением в федеральный бюджет
средств от распоряжения и
управления государственной
- контроль за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга
Российской Федерации и за использованием кредитных ресурсов;
- контроль за банковской системой в части обслуживания федерального
бюджета и государственного долга Российской Федерации.
Система контроля за исполнением бюджета предполагает непрерывный трехлетний цикл контроля за исполнением бюджета каждого финансового года, состоящий из нескольких последовательных стадий: предварительного контроля проекта бюджета будущего года, оперативного контроля непосредственно в ходе исполнения бюджета года текущего и документальной ревизии уже исполненного бюджета. Применительно к 2001 г. это реализовалось так, что Счетная палата готовила
заключение на проект федерального бюджета-2002, оперативно контролировала
исполнение бюджета-2001 и осуществляла комплексную документальную ревизию
исполнения бюджета-2000. Таким образом, в течение каждого календарного года
Палата одновременно работает с бюджетами трех лет, а бюджет каждого
финансового года находится в одной из фаз трехлетнего контрольного цикла.
Предварительный контроль, осуществляемый Счетной палатой, представляет собой
комплекс экспертно-
и анализом важнейших макроэкономических и бюджетообразующих показателей,
доходных и расходных статей федерального бюджета; обобщающим результатом здесь является заключение Счетной палаты на представляемый Правительством РФ проект федерального бюджета. Палата постоянно отслеживает исполнение основных доходных и расходных статей бюджета в разрезе как функциональной, так и ведомственной структуры. В ходе анализа проекта бюджета его параметры сопоставляются с имеющейся по каждому из направлений деятельности Счетной палаты информацией об экономическом положении страны в целом, отдельных регионов и отраслей. Учитывается фактическое состояние прежде всего финансирования субъектов ведомственной структуры, разделов и подразделов функциональной классификации расходов, доходной части бюджета, внешних и внутренних заимствований, межбюджетных отношений. Такое сопоставление позволяет подготовить заключение на проект федерального бюджета, дать оценку обоснованности и достоверности его основных параметров. В ходе работы над заключением и в дальнейшем — в ходе обсуждения проекта федерального бюджета в Государственной Думе — Счетная палата вносит предложения по корректировке тех бюджетных показателей, которые явно не соответствуют социально-экономическим реальностям.
После законодательного утверждения федерального бюджета последний переходит в режим оперативного контроля за его исполнением со стороны Счетной палаты. Такой контроль осуществляется путем анализа полученной, обработанной и
обобщенной информации о ходе исполнения бюджета, поступающей из различных
источников. Информационным фундаментом оперативного контроля за исполнением
федерального бюджета служат, во-первых, база данных Счетной палаты,
сформированная посредством ввода и обработки первичных платежных документов
(явившихся основанием для проведения операций со средствами федерального
бюджета), переданных Минфином и Банком России, а также ввода и обработки
данных отчетности последних и других участников бюджетного процесса. Во-
вторых, — иная существующая обязательная финансовая отчетность,
предоставляемая рядом министерств и ведомств (Минфином, МНС, ГТК и
Мингосимуществом России, РФФИ, Минэкономики и Госкомстатом России, другими
государственными органами), Банком России и кредитными организациями,
уполномоченными осуществлять операции со средствами федерального бюджета. В-
третьих, — специальные формы обязательной для участников бюджетного процесса
финансовой отчетности, право
разрабатывать и вводить
имеет на основании статьи 14 Федерального закона «О Счетной палате Российской
Федерации». В-четвертых, — результаты оперативного контроля за исполнением
федерального бюджета, осуществляемого по конкретным направлениям деятельности
Палаты — в разрезе видов доходов, разделов, подразделов, целевых статей,
видов расходов функциональной классификации бюджетов Российской Федерации,
ведомственной структуры расходов федерального бюджета, а также источников
финансирования дефицита федерального бюджета. В-пятых, — относящиеся к
контролируемому периоду итоги контрольных мероприятий, осуществляемых Счетной палатой по поручениям палат Федерального Собрания и по своей инициативе. В-шестых, — результаты выборочных экспресс-проверок по ограниченному кругу вопросов и объектов с целью уточнения оперативных данных.
Обработка массива информации, поступающей из этих различных источников, позволяет повысить достоверность результатов оперативного контроля Счетной палатой исполнения федерального бюджета.
Информация о ходе исполнения федерального бюджета обрабатывается постоянно, а
итоговые данные подводятся ежемесячно. На их основе ежеквартально нарастающим
итогом составляется оперативный отчет об исполнении федерального бюджета
текущего года за три, шесть, девять и двенадцать месяцев. Отчет утверждается
Коллегией Счетной палаты и в соответствии со статьей 14 Закона «О Счетной
палате Российской Федерации» направляется палатам Федерального Собрания по
форме, согласованной с
Советом Федерации и
После завершения финансового года Счетная палата начинает подготовку к
упомянутой третьей, заключительной, фазе — комплексной документальной ревизии
уже исполненного бюджета, которая осуществляется на основании норм и
положений статей 2, 9 и 11 Закона о Счетной палате РФ. Цель ревизии — на
строго документальной основе установить фактическое исполнение закона о
федеральном бюджете В этой связи определяются объем и структура поступивших
Информация о работе Пути повышения эффективности государственного финансового контроля