Пути повышения эффективности государственного финансового контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2013 в 16:39, курсовая работа

Описание работы

Задачи данной работы — рассмотрение понятия государственный финансовый
контроль, его видов, основных методов, а также рассмотрение осуществления
контроля со стороны властных структур Российской Федерации. Целью работы
является выявление путей совершенствования российской системы
государственного финансового контроля.
Работа состоит из трех глав. В первой главе рассмотрены теоретические основы
государственного финансового контроля, его виды, формы, методы и принципы.
Вторая глава посвящена системе государственного финансового контроля в
Российской Федерации. Функционирование данной системы рассмотрено на примере
Счетной палаты Российской Федерации. В третьей главе дана оценка эффективности
системы государственного финансового контроля, в частности, Счетной палаты, и
сформулированы предложения по ее совершенствованию.

Содержание работы

§1. Введение.
§2. Предмет, метод, цели, задачи, и принципы государственного финансового контроля.
2. 1. Сущность и виды финансового контроля.
2. 2. Сущность, цели и задачи государственного финансового контроля.
2. 3. Предмет и метод государственного финансового контроля.
2. 4. Формы государственного финансового контроля.
2. 5. Принципы государственного финансового контроля.
§3. Система государственного финансового контроля в Российской Федерации.
3. 1. Система государственного финансового контроля.
3. 2. Органы государственного финансового контроля в Российской Федерации.
3. 3. Деятельность счетной палаты в Российской Федерации.
§4. Пути повышения эффективности государственного финансового контроля.
4. 1. Оценка эффективности государственного финансового контроля.
4. 2. Эффективность деятельности Счетной палаты Российской Федерации.
4. 3. Совершенствование государственного финансового контроля в Российской Федерации.
§5. Заключение.
§6. Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

Содержани1.docx

— 135.21 Кб (Скачать файл)

акты указанных органов. Направляя деятельность подведомственных ему органов по осуществлению финансового контроля, Правительство Российской Федерации принимает правовые акты (нормативные и индивидуальные), регулирующие порядок этой деятельности. Так, правительством Российской Федерации утверждены Положение о Министерстве финансов Российской Федерации (Постановление от 19 августа 1994 года), Положение о Федеральном казначействе Российской Федерации (Постановление от 27.08.93г.), о других службах, где закреплены функции по финансовому контролю.

Важнейшее место в системе  финансового контроля занимает Министерство финансов Российской Федерации, которое не только разрабатывает финансовую политику страны, но и контролирует ее осуществление.

Прежде всего Минфин осуществляет финансовый контроль в процессе разработки

федерального бюджета; контролирует поступление и расходование бюджетных

средств и средств федеральных  внебюджетных фондов; участвует в  проведении

валютного контроля; контролирует направление и использование  государственных

инвестиций.

Следует при этом отметить, что контрольные полномочия Минфина  Российской Федерации распространяются на финансовые средства только федерального уровня.

В тех случаях, когда проверяется  деятельность исполнительных органов  власти субъектов Федерации, его контрольные функции не должны выходить за эти рамки.

Такой подход обусловлен принципом  самостоятельности бюджетного устройства в Российской Федерации. Однако, принимая во внимание принятый в 1998г. Бюджетный кодекс, можно отметить, что на Минфин возложено осуществление финансового контроля за исполнением бюджетов субъектов российской Федерации и местных бюджетов, если субъект Российской Федерации получает помощь в объеме свыше 50% расходов его консолидированного бюджета. Назначается ревизия и исполнение бюджета субъекта федерации переходит под контроль Минфина и в случаях, когда субъект не всостоянии обеспечить обслуживание и погашение своих долговых обязательств.

Финансовый контроль осуществляют все структурные подразделения  МФРФ

соответственно их компетенции. Так, органы казначейства призваны осуществлять

государственную бюджетную  политику; управлять процессом исполнения федерального бюджета, осуществляя при этом жесткий контроль за поступлением, целевым и экономным использованием государственных средств.

В связи с повышением роли налогов в доходах государства  стало необходимо

выделение органов налоговой  службы в особую систему. Деятельность налоговой

службы направлена на обеспечение единой системы контроля за соблюдением

российского налогового законодательства, правомерности исчисления, полноты  и

своевременности внесения налогов  в бюджет и внебюджетные фонды. Органы ГНС

наделены  широким кругом контрольных полномочий и прав по применению мер

принудительного воздействия  к нарушителям налогового законодательства.

Одновременно, для обеспечения  безопасности  РФ  и укрепления государственной

дисциплины в области  налогообложения были созданы федеральные  органы

налоговой полиции, которые  включают в Федеральную службу налоговой  полиции,

территориальные и местные  органы.

Функции органов Государственного страхового надзора также ограничены особой сферой — страховой деятельностью. Они осуществляются в целях обеспечения

соблюдения требований законодательства РФ о страховании, развития страховых

услуг, защиты прав и интересов  участников страховых отношений.

Перестройка банковской системы  и возникновение коммерческих банков в

значительной мере изменили функции банков (кредитных органов) в области

финансового контроля. Особая роль в его осуществлении принадлежит

Центральному Банку России. Он организует и контролирует денежно-кредитные

отношения в стране, осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков.

С этой целью создано специальное  подразделение – Департамент  банковского

надзора. При этом ЦБР  вправе применить к банкам, нарушающим законодательство

и установленные правила  деятельности, принудительные меры воздействия  в

административном порядке. ЦБР осуществляет контроль за соблюдением

законодательства о валютном регулировании.

Впервые в законодательном  плане решен вопрос об обязательности ведомственного или внутреннего контроля. Главным распорядителям и распорядителям бюджетных средств вменено в обязанность осуществлять контроль за использованием этих средств.

Наряду со всеми перечисленными структурными подразделениями МФРФ существует

специальное контрольное  подразделение, предназначенное именно для проведения

финансового контроля –  это Контрольно-ревизионное управление с его

территориальными органами на местах.

 

3. 3. Деятельность Счетной палаты Российской Федерации.

Счетная палата Российской Федерации является постоянно действующим  органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием Российской Федерации и подотчетным ему.

Контрольно-ревизионная  деятельность Счетной палаты Российской Федерации

реализуется в следующих  сферах контроля:

-   контроль за своевременным исполнением доходных и расходных статей

федерального бюджета  по объемам, структуре и целевому назначению, оценка

обоснованности проектов федерального бюджета;

-   контроль за своевременным исполнением доходных и расходных статей

бюджетов государственных  внебюджетных фондов по объемам, структуре  и целевому

назначению, оценка обоснованности проектов бюджетов государственных

внебюджетных фондов;

-   определение эффективности и целесообразности использования

государственной собственности, контроль за поступлением в федеральный бюджет

средств от распоряжения и  управления государственной собственностью;

-   контроль за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга

Российской Федерации  и за использованием кредитных ресурсов;

-   контроль за банковской системой в части обслуживания федерального

бюджета и государственного долга Российской Федерации.

Система контроля за исполнением бюджета предполагает непрерывный трехлетний цикл контроля за исполнением бюджета каждого финансового года, состоящий из нескольких последовательных стадий: предварительного контроля проекта бюджета будущего года, оперативного контроля непосредственно в ходе исполнения бюджета года текущего и документальной ревизии уже исполненного бюджета. Применительно к 2001 г. это реализовалось так, что Счетная палата готовила

заключение на проект федерального бюджета-2002, оперативно контролировала

исполнение бюджета-2001 и  осуществляла комплексную документальную ревизию

исполнения бюджета-2000. Таким  образом, в течение каждого календарного года

Палата одновременно работает с бюджетами трех лет, а бюджет каждого

финансового года находится  в одной из фаз трехлетнего  контрольного цикла.

Предварительный контроль, осуществляемый Счетной палатой, представляет собой

комплекс экспертно-аналитических  и контрольных мероприятий, связанных  с оценкой

и анализом важнейших макроэкономических и бюджетообразующих показателей,

доходных и расходных  статей федерального бюджета; обобщающим результатом здесь является заключение Счетной палаты на представляемый Правительством РФ проект федерального бюджета. Палата постоянно отслеживает исполнение основных доходных и расходных статей бюджета в разрезе как функциональной, так и ведомственной структуры. В ходе анализа проекта бюджета его параметры сопоставляются с имеющейся по каждому из направлений деятельности Счетной палаты информацией об экономическом положении страны в целом, отдельных регионов и отраслей. Учитывается фактическое состояние прежде всего финансирования субъектов ведомственной структуры, разделов и подразделов функциональной классификации расходов, доходной части бюджета, внешних и внутренних заимствований, межбюджетных отношений. Такое сопоставление позволяет подготовить заключение на проект федерального бюджета, дать оценку обоснованности и достоверности его основных параметров. В ходе работы над заключением и в дальнейшем — в ходе обсуждения проекта федерального бюджета в Государственной Думе — Счетная палата вносит предложения по корректировке тех бюджетных показателей, которые явно не соответствуют социально-экономическим реальностям.

После законодательного утверждения  федерального бюджета последний  переходит в режим оперативного контроля за его исполнением со стороны Счетной палаты. Такой контроль осуществляется путем анализа полученной, обработанной и

обобщенной информации о  ходе исполнения бюджета, поступающей  из различных

источников. Информационным фундаментом оперативного контроля за исполнением

федерального бюджета  служат, во-первых, база данных Счетной  палаты,

сформированная посредством ввода и обработки первичных платежных документов

(явившихся основанием  для проведения операций со  средствами федерального

бюджета), переданных Минфином и Банком России, а также ввода и обработки

данных отчетности последних  и других участников бюджетного процесса. Во-

вторых, — иная существующая обязательная финансовая отчетность,

предоставляемая рядом министерств  и ведомств (Минфином, МНС, ГТК и

Мингосимуществом России, РФФИ, Минэкономики и Госкомстатом России, другими

государственными органами), Банком России и кредитными организациями,

уполномоченными осуществлять операции со средствами федерального бюджета. В-

третьих, — специальные  формы обязательной для участников бюджетного процесса

финансовой отчетности, право  разрабатывать и вводить которые  Счетная палата

имеет на основании статьи 14 Федерального закона «О Счетной палате Российской

Федерации». В-четвертых, —  результаты оперативного контроля за исполнением

федерального бюджета, осуществляемого  по конкретным направлениям деятельности

Палаты — в разрезе  видов доходов, разделов, подразделов, целевых статей,

видов расходов функциональной классификации бюджетов Российской Федерации,

ведомственной структуры  расходов федерального бюджета, а также  источников

финансирования дефицита федерального бюджета. В-пятых, — относящиеся  к

контролируемому периоду  итоги контрольных мероприятий, осуществляемых Счетной палатой по поручениям палат Федерального Собрания и по своей инициативе. В-шестых, — результаты выборочных экспресс-проверок по ограниченному кругу вопросов и объектов с целью уточнения оперативных данных.

Обработка массива информации, поступающей из этих различных источников, позволяет повысить достоверность результатов оперативного контроля Счетной палатой исполнения федерального бюджета.

Информация о ходе исполнения федерального бюджета обрабатывается постоянно, а

итоговые данные подводятся ежемесячно. На их основе ежеквартально  нарастающим

итогом составляется оперативный  отчет об исполнении федерального бюджета

текущего года за три, шесть, девять и двенадцать месяцев. Отчет  утверждается

Коллегией Счетной палаты и в соответствии со статьей 14 Закона «О Счетной

палате Российской Федерации» направляется палатам Федерального Собрания по

форме, согласованной с  Советом Федерации и утвержденной Государственной Думой.

После завершения финансового  года Счетная палата начинает подготовку к

упомянутой третьей, заключительной, фазе — комплексной документальной ревизии

уже исполненного бюджета, которая осуществляется на основании норм и

положений статей 2, 9 и 11 Закона о Счетной палате РФ. Цель ревизии  — на

строго документальной основе установить фактическое исполнение закона о

федеральном бюджете В этой связи определяются объем и структура поступивших

Информация о работе Пути повышения эффективности государственного финансового контроля