Пути повышения эффективности приграничной деятельности Хабаровского края
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2014 в 11:22, контрольная работа
Описание работы
Цель исследования – выявить особенности и основные направления приграничного экономического сотрудничества между Хабаровским краем и провинцией Хэйлунцзян, а также показать перспективы его развития. Задачи исследования: - рассмотреть теоретические подходы к приграничному сотрудничеству (эволюцию приграничного сотрудничества на Дальнем Востоке, факторы, определяющие приграничное сотрудничество приграничных регионов, зарубежную и российскую практику по приграничному сотрудничеству); - проанализировать развитие приграничного сотрудничества в целом на Дальнем Востоке и в Хабаровском крае по его формам и значимости для региональной экономики, выявить проблемы приграничного сотрудничества в Хабаровском крае;
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ 7 1 Теоретические подходы к сущности приграничного сотрудничества 10 1.1 Эволюция приграничного сотрудничества на Дальнем Востоке 10 1.2 Факторы, определяющие сотрудничество приграничных районов 18 1.3 Зарубежная и российская практика по приграничному сотрудничеству 28 2 Анализ развития приграничного сотрудничества в целом на Дальнем Востоке и в Хабаровском крае по его формам, значимости для региональной экономики 34 2.1 Оценка развития внешнеторговой деятельности в Дальневосточном Федеральном округе 34 2.2 Формы и современное состояние приграничного сотрудничества Хабаровского края с провинцией Хэйлунцзян 45 2.3 Проблемы развития приграничного сотрудничества в Хабаровском крае 55 3 Пути повышения эффективности приграничной деятельности Хабаровского края 61 3.1 Привлечение китайских инвесторов для организации переработки отходов лесозаготовительного производства 61 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 76
В товарной структуре экспорта
Хабаровского края решающую роль играет
экспорт необработанных лесоматериалов.
Он составляет 34 % от общего объема экспорта,
в 2010 г. произошло снижение на 8,3 % за счет
увеличения экспорта обработанной древесины.
Еще одна крупная экспортная статья –
Рыба и морепродукты – в 2009 г. из-за введения
поправок к федеральному закону РФ от
20.12.04 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении
водных биологических ресурсов», вступивших
в силу с 1 января 2009 года, сказалось положительное
влияние на динамику роста объемов водных
биоресурсов, оформляемых в зоне ответственности
ДВТУ. В 2010 году было оформлено 4 409 рыбопромысловых
судов, 4 752 таможенных декларации, уплачено
3,16 миллиарда рублей таможенных платежей1.
Некоторые коррективы в сложившиеся схемы
и объемы экспорта продукции, произведенной
из водных биоресурсов, внесло и вступление
в силу Таможенного кодекса Таможенного
союза.
Так, один из значимых объектов
экспорта - икра минтая мороженая, продажи
которой осуществляются через проводимые
четыре раза в год аукционы, в соответствии
с пунктом 2 статьи 286 Таможенного кодекса,
теперь нельзя помещать под таможенную
процедуру временного вывоза.
Рост экспорта черных металлов
вызван увеличением потребности китайских
предприятий автомобилестроительной
промышленности и судостроения. Хабаровский
край экспортирует и нефтепродукты, однако
их доля заметно снижается (с 64,2 % в 2006
г. до 10,2 % в 2010 г.). Изменения экспорта нефтепродуктов
вызваны как ростом их экспортируемых
объемов, так и цен.
Положительным явлением в изменении
структуры экспорта можно считать снижение
доли необработанного леса, рост доли
пиломатериалов и рост доли услуг.
Ведущие позиции в импорте Хабаровского
края занимают фирмы и организации Китая,
Республики Корея, Япония. Географическая
структура импорта представлена в таблице
13. Начиная с 2006 г. доля КНР в импорте снижается.
В 2009 году был достигнут минимум – 34,4 %
в общей структуре.
Таблица
13 – Географическая структура импорта
Хабаровского края в 2006 – 2010 гг., процентов
[68, 71]
Импортер
Год
2006
2007
2008
2009
9 мес. 2010
КНР
56,8
55,0
44,9
34,4
44,5
Республика Корея
6,2
6,9
8,8
13,5
16,1
Япония
14,6
13,9
15,1
5,3
10,3
К 2010 г. вновь произошел рост
на 10,1 %. Аналогичная ситуация наблюдается
и в импорте Японии. Это было вызвано кризисными
явлениями в мировой экономике.
Доля Республики Корея имеет
тенденцию к росту – с 2006 г. она выросла
с 6,2 до 16,1% в 2010 г. Товарная структура импорта
Хабаровского края представлена в таблице
14.
Таблица
14 – Товарная структура импорта Хабаровского
края, процентов
Вид товара
Год
2006
2007
2008
2009
9 мес. 2010
Продовольственные товары
5,3
4,2
5,7
9,4
5,0
Минеральные продукты
1,8
3,2
4,2
4,8
4,4
Продукция химической промышленности
3,2
3,0
3,2
4,7
3,4
Текстиль, одежда, обувь
37,9
30,0
18,8
9,9
17,3
Кожевенное сырье, пушнина и изделия
из них
0,9
1,1
1,2
0,5
0,7
Машины, оборудование и трансп. средства
37,0
44,0
48,4
51,3
48,0
Изделия из камня, гипса, керамики, стекла
3,2
3,6
2,2
2,0
1,7
Металлы и изделия из них
4,8
4,3
6,0
6,6
8,6
Услуги
3,0
3,9
3,9
4,0
5,5
Бункерное топливо
3,0
2,4
4,2
4,1
3,4
Древесина и целлюлозно-бумажные изделия
0,6
0,5
0,9
1,0
1,0
Прочее
0,3
1,1
1,3
1,7
1,7
Наиболее крупными группами
товаров, импортируемыми в Хабаровский
край являются: машины и оборудование,
транспортные средства, текстиль, продукция
химической промышленности, продовольствие.
Дешевизна товаров китайского
производства, близость доставки до потребителей,
протяженная сухопутная граница, оборудованная
пограничными пунктами пропуска предопределяют
благоприятные условия для расширения
китайского импорта и ведет к снижению
доли дорогих товаров из других стран.
Это обстоятельство положительно влияет
и на приграничное сотрудничество Хабаровского
края и провинции Хэйлунцзян, что выражается
в росте внутреннего валового продукта.
Сравнительная характеристика
провинции Хэйлунцзян и Хабаровского
края приведены в таблице 15.
Таблица
15 – Основные экономические показатели
провинции Хэйлунцзян в 2009 г.
Показатель
Хэйлунцзян
Хабаровский край
Площадь, тыс. кв. м
454,00
787,00
Население, млн чел.
27,16
1,40
ВРП
828,80 млрд юаней = 121,29 млрд долл
США
275,00 млрд руб. =
9,85 млрд долл США
ВРП на душу населения тыс. долл. США
4,47
7,03
Рост ВРП по отношению к 2008 г.
0,11
0,13
Иностранные инвестиции, млрд долл. США
16,10
0,27
Экспорт, млрд долл. США
16,50
1,11
Импорт, млрд долл. США
6,32
0,59
Внешнеторговый товарооборот,
млрд долл. США
22,82
1,69
Примечания
1 Экономические
показатели провинции Хэйлунцзян представлены
на сайте http://russian.china.org.cn/china/archive/province-new
[67]
2 Экономические
показатели Хабаровского края приводятся
по данным ежегодника «Регионы России»,
М., 2010 г. [45]
Площадь Хабаровского края
составляет 787 тыс. кв. км, что в 1,7 раза
больше, чем площадь провинции Хэйлунцзян.
Население провинции больше, чем население
Хабаровского края более, чем в 19 раз.
В 2009 году ВРП провинции Хэйлунцзян составил
828,8 млрд юаней (3 729,6 млрд руб. по курсу
4,5 руб. за юань), рост по отношению к 2008
году – 11,1 % [67]. Валовый региональный продукт
Хабаровского края значительно меньше
и составляет 275 млрд руб., рост ВРП составил
12,6 %. Валовый региональный продукт на
душу населения в Хабаровском крае выше
и составляет 196,16 тыс. руб. против переведенного
в рублевый эквивалент ВРП на душу населения
Хэйлунцзяна 137,32 тыс. руб. (828,8 млрд юаней
× 4,5 руб./юань ÷ 27,16 млн чел.).
Иностранные инвестиции в экономику
Хэйлунцзяна значительно выше, чем в экономику
Хабаровского края, что связано с более
устойчивым и равномерным развитием китайской
экономики.
В структуре внешнеторгового
оборота доля экспорта Хэйлунцзяна составляет
72,3 %, доля экспорта Хабаровского края
– 65,4 %, т.е. структура внешнеторгового
товарооборота сравниваемых регионов
отличается на 6,9 %, что объясняется сходством
таких факторов, как географическое положение,
климатические условия, удаленность от
центральных регионов.
Значительный вклад в экономический
рост провинции вносят крупные промышленные
проекты. На территории Хэйлунцзяна строится
8 специальных экономических зон, крупнейшей
среди которых является «Промышленный
коридор Харбин-Дацин-Цицикар», которая
должна будет соединить три крупнейших
промышленных города провинции.
Хэйлунцзян – важнейший узел
регионального торгово-экономического
взаимодействия с Россией. Общая протяженность
границы провинции Хэйлунцзян с нашей
страной составляет более 3 500 км, в том
числе с Хабаровским краем – 3 150 км. Соседние
регионы – Забайкальский край, Амурская
область, Еврейская автономная область,
Хабаровский край, Приморский край. На
границе установлены 17 погранпереходов,
в том числе железнодорожных.
На территории Хэйлунцзяна
ведется строительство 15 провинциальных
трасс, общей протяженностью 1 790 км, действует
9 аэропортов в гг. Харбин, Цзямусы, Цицикар,
Муданьцзян, Хэйхэ, Ичунь, Мохэ, Цзиси,
Дацин [59].
Имидж России среди населения
и предпринимателей провинции Хэйлунцзян
в целом позитивный. Однако положительный
образ нашей страны в основном связан
с историческими причинами и высоким уровнем
доверия между руководителями двух стран.
С Россией здесь связываются надежды на
повышение темпов пограничной торговли,
расширение рынков сбыта для товаров местного
производства, а также реализация крупных
проектов, в результате которых Северо-Восток
Китая надеется получить короткие и стабильные
маршруты для выхода к Японскому морю.
Российским компаниям следует
принимать в расчет преимущественные
политические условия для развития партнерских
отношений с предприятиями пограничных
с нашей страной провинций СВК. В сентябре
2009 года была одобрена «Программа сотрудничества
между регионами Дальнего Востока и Восточной
Сибири Российской Федерации и Северо-Востоком
КНР» (2009-2018 гг.), в которую включен целый
ряд двусторонних инвестиционных проектов,
представляющий особый интерес для России
и Китая. Несмотря на то, что до сих пор
не выработан механизм сотрудничества
по реализации указанных проектов, однако
уже сейчас можно предположить, что участие
российских компаний в их реализации будет
приветствоваться.
Правительство КНР предпринимает
активные меры по созданию условий для
привлечения инвестиций в экономику страны.
На своем уровне власти провинции Хэйлунцзян
оказывают поддержку международным компаниям
в их стремлении открыть бизнес в регионе.
При этом иностранцам запрещается
инвестировать в разработку «важных и
невозобновляемых» минеральных ресурсов,
а также открывать энергозатратное и «грязное»
производство. Кроме того, не допускается
участие зарубежных компаний в сферах
экономики, связанных с «национальной
безопасностью».
В настоящее время в Китае нацелены
уже не на привлечение инвестиций по принципу
«чем больше, тем лучше», но стремятся
к созданию условий для получения новых
и высоких технологий.
Будущее развитие приграничного
сотрудничества Хабаровского края и провинции
Хэйлунцзян будет определяться дополняемостью
экономик двух регионов.
Одним из направлений сотрудничества
приграничных районов Дальнего Востока
с КНР является обмен трудовыми ресурсами,
или, другими словами, временное привлечение
иностранной рабочей силы.
Условия для такого сотрудничества
есть как в КНР, так и на Дальнем Востоке.
В Китае фундаментальной проблемой является
относительный переизбыток сельского
населения вследствие нехватки пахотных
земель и сдерживания развития сельского
хозяйства под влиянием нарастающего
импорта сельхозпродукции и продовольствия
из-за рубежа.
Дальний Восток хотя и развивается
в последние годы успешно, но по-прежнему
теряет население, что делает необходимым
привлечение иностранной рабочей силы
в регион, в том числе из Китая.
В Хабаровском крае заметно
увеличивается доля китайцев, работающих
в гостиничном хозяйстве, бытовом обслуживании,
торговле. В связи с растущим спросом Китая
на древесину и созданием ряда предприятий
лесозаготовительного профиля на территории
Хабаровского края увеличилась и численность
привлекаемой в эту отрасль иностранной
рабочей силы. Но при этом сокращается
использование ее в агропромышленном
комплексе и строительстве.
Движущей силой развития приграничного
сотрудничества являются инвестиции.
Несмотря на внимание России к привлечению
китайского капитала, продвижение в этой
сфере крайне медленное.
Основной причиной является
отсутствие интереса со стороны крупных
производственных компаний фирм Китая.
Для обеспечения международных
сообщений на территории Хабаровского
края работают три пассажирских (грузопассажирских)
пограничных пункта пропуска через Государственную
границу: «Хабаровск – аэропорт», «Хабаровск
– речной порт» (сезонный) и «Покровка»
(с. Покровка Бикинского района). Все пункты
пропуска имеют неудовлетворительное
техническое состояние и не соответствующие
современным требованиям технологии и
способы обеспечения прохождения грузов.
Разделение Б. Уссурийского острова и
передача его части Китаю создало условия
для активизации приграничного сотрудничества
и строительства оборудованного согласно
современным требованиям пограничного
пункта пропуска.