Пути повышения эффективности приграничной деятельности Хабаровского края
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2014 в 11:22, контрольная работа
Описание работы
Цель исследования – выявить особенности и основные направления приграничного экономического сотрудничества между Хабаровским краем и провинцией Хэйлунцзян, а также показать перспективы его развития. Задачи исследования: - рассмотреть теоретические подходы к приграничному сотрудничеству (эволюцию приграничного сотрудничества на Дальнем Востоке, факторы, определяющие приграничное сотрудничество приграничных регионов, зарубежную и российскую практику по приграничному сотрудничеству); - проанализировать развитие приграничного сотрудничества в целом на Дальнем Востоке и в Хабаровском крае по его формам и значимости для региональной экономики, выявить проблемы приграничного сотрудничества в Хабаровском крае;
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ 7 1 Теоретические подходы к сущности приграничного сотрудничества 10 1.1 Эволюция приграничного сотрудничества на Дальнем Востоке 10 1.2 Факторы, определяющие сотрудничество приграничных районов 18 1.3 Зарубежная и российская практика по приграничному сотрудничеству 28 2 Анализ развития приграничного сотрудничества в целом на Дальнем Востоке и в Хабаровском крае по его формам, значимости для региональной экономики 34 2.1 Оценка развития внешнеторговой деятельности в Дальневосточном Федеральном округе 34 2.2 Формы и современное состояние приграничного сотрудничества Хабаровского края с провинцией Хэйлунцзян 45 2.3 Проблемы развития приграничного сотрудничества в Хабаровском крае 55 3 Пути повышения эффективности приграничной деятельности Хабаровского края 61 3.1 Привлечение китайских инвесторов для организации переработки отходов лесозаготовительного производства 61 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 76
Приграничное сотрудничество
рассматривается как элемент международных
интеграционных процессов. Международная
интеграция своими корнями уходит в процессы
международного разделения труда, вырастает
из интернационализации производственных
процессов и в настоящее время развивается
в условиях глобализации мировой экономики.
Приграничное сотрудничество может рассматриваться
как предшественник интеграции. Географическая
близость накладывает на приграничные
отношения целый ряд особенностей экономического,
демографического, экологического, гуманитарного
характера [19, с. 74].
При исследовании приграничного
сотрудничества необходимо выявить важнейшие
фундаментальные тенденции и зависимости
мирохозяйственного процесса, что позволит
сформировать базовую модель, объясняющую
и прогнозирующую общую траекторию развития
региона, то есть для исследования приграничного
сотрудничества восточных районов России
требуется изучение развития региона
– Восточной Азии и его субрегиона – Северо-Восточной
Азии. Выявление закономерностей поможет
понять характер и определить направленность
приграничных отношений российского Дальнего
Востока и северо-восточных провинций
Китая. Отличительной чертой сотрудничества
в этом регионе является слабое развитие
приграничных территорий, что позволяет
рассматривать его как фактор экономического
подъема.
Следующим элементом методологического
подхода к исследованию приграничных
отношений является соотнесение причинно-следственных
связей. В рамках единства экономических
и внеэкономических взаимодействий приграничного
сотрудничества по-иному рассматриваются
причинно-следственные связи. Причина
носит сложный, множественный характер
и этот факт осложняет процесс исследования
приграничного сотрудничества.
Многовариантность форм и тенденций
приграничного сотрудничества должна
соответствовать разнообразию национальных
традиций, менталитетов, природных условий,
уровней культуры, уровней экономического
развития сопредельных стран.
Большинство из приграничных
территорий стремится сейчас к налаживанию
прямых экономических, торговых, финансовых
и других связей с соседними государствами
и их территориально-административными
образованиями. Данный геополитический
фактор позволяет мобилизовать весьма
разнообразный ресурсный потенциал. В
частности приграничные районы имеют
определенные преимущества перед внутренними
районами страны в отношении создания
более благоприятного инвестиционного
климата, что связано с упрощенными формами
пограничного и таможенного контроля.
Чтобы использовать инвестиционный потенциал
приграничного региона или муниципального
образования, необходимо согласовать
интересы как минимум трех сторон - федерального
центра, приграничной территории и иностранного
государства. Часто инициативы местных
властей наталкиваются на непонимание
федеральных органов власти, так как решение
некоторых вопросов не входит в компетенцию
субъекта Федерации или муниципального
образования, хотя и непосредственно касается
перспектив притока инвестиций на территорию.
Экономика Дальнего Востока
и экономика Северо-Восточного Китая в
начале 21 века по структуре различались
незначительно и экономические взаимосвязи
в целом были довольно ограничены. Например,
КНР стимулировала ввоз из России круглого
леса, в том числе редких и ценных пород,
металлолома черных и цветных металлов,
дикорастущего лекарственного сырья,
морепродуктов, редких растений и животных.
Но при этом сдерживала импорт товаров
высокой степени обработки: проката черных
и цветных металлов, котельной продукции,
пиломатериалов, станкостроительной и
инструментальной продукции, продуктов
питания. Значительная часть проблем приграничного
сотрудничества была связана с фактором
совпадения структуры производственных
комплексов сопредельных регионов, при
которой не было особой потребности развивать
экономические связи, так как каждый партнер
производил тождественную продукцию и
удовлетворял свои потребности за счет
внутреннего рынка [22, с. 169]. К 2011 году китайская
экономика также стремится к импорту российских
сырьевых ресурсов, но экспортирует все
больше высокотехнологичной продукции,
вытесняя с рынка Японию и Корею.
В Китае высок уровень государственного
регулирования экономики. В приграничном
сотрудничестве разрозненным действиям
отдельных российских субъектов противостоит
единая, скоординированная и управляемая
китайским государством стратегия, которая
вписана в общую стратегию развития экономических
отношений Китая с Россией.
Это привело к тому, что современное
состояние приграничного сотрудничества
между странами в значительной мере сформировалось
под воздействием интересов только китайского
бизнеса.
Приграничное сотрудничество
– более широкое понятие, чем внешняя
торговля приграничных регионов. Оно понимается
как более полное взаимодействие территориально-административных
единиц, прилегающих к границе, в том числе
по линии экономических, экологических,
гуманитарных, технологических, культурных
сфер, и включает согласованные действия
между регионами в следующих направлениях:
- установление и поддержание
кооперационных связей и торговли
между предприятиями и фирмами
инвестиционного сотрудничества;
- использование иностранной
рабочей силы;
- развитие транспортной
сети, включая систему пограничных
переходов;
- охрана окружающей среды;
- развитие международного
туризма;
- сотрудничество в сфере
образования, науки и культуры;
- сотрудничество в области
использования природных ресурсов,
в том числе сельскохозяйственных
угодий.
В Российской Федерации могут
применяться и другие виды приграничного
сотрудничества, не противоречащие законодательству
Российской Федерации и отвечающие целям
развития страны и ее приграничной территории,
например, сотрудничество российских
и китайских медиков при проведении сложных
хирургических операций.
Таким образом, эволюция приграничного
сотрудничества на Дальнем Востоке протекала
с различной степенью активности. В ее
результате появилось множество форм
и видов, которые успешно используются
в настоящее время. История становления
отношений между странами показала обоюдную
полезность приграничных внешнеэкономических
связей. Несмотря на имеющиеся трудности,
торгово-экономические связи с Китаем
развиваются динамично.
1.2 Факторы, определяющие
сотрудничество приграничных районов
Федеральные органы исполнительной
власти, органы исполнительной власти
субъектов Российской Федерации и органы
местного самоуправления при осуществлении
приграничного сотрудничества принимают
во внимание следующие основные факторы,
определяющие особенности приграничных
территорий Российской Федерации и сопредельных
государств [50, с. 37]:
- общий характер межгосударственных,
в том числе военно-политических
отношений Российской Федерации
с сопредельными государствами;
- исторически сложившиеся
связи с сопредельными государствами,
традиции и обычаи населения,
проживающего на приграничных
территориях Российской Федерации
и сопредельных государств;
- природно-ресурсные, социально-экономические
и градостроительные условия развития
приграничных территорий;
- характер влияния приграничного
сотрудничества на развитие межрегиональной
экономической кооперации с сопредельными
государствами;
- особенности режима государственной
границы Российской Федерации;
- влияние миграционного
фактора на социальные процессы
на приграничных территориях, связанное
с внешней, в том числе незаконной,
миграцией;
- этнополитические факторы;
- состояние охраны общественного
порядка на приграничной территории
Российской Федерации и особенности
его поддержания;
- особенности осуществления
государственного контроля за
ресурсами приграничной территории;
- наличие природных и
техногенных условий для возникновения
чрезвычайных ситуаций, имеющих
трансграничные последствия;
- особенности обеспечения
национальной безопасности на
приграничной территории.
Учет этих специфических факторов
приграничного сотрудничества осуществляется
при выборе видов и направлений приграничного
сотрудничества, а также формы его регулирования
и поддержки.
Одной из причин для появления
прямых приграничных отношений между
регионами является то, что государства,
особенно в приграничных зонах, не могут
оперативно и удовлетворительно решать
задачи, которые входят в сферы их ответственности.
Еще одна причина появления институциональных
приграничных отношений – транснациональные
и интеграционные изменения в приграничном
регионе.
В перспективе окончательным
решением становится расширение сферы
полномочий и ответственности приграничных
сообществ и их институтов в соответствии
с внутренним законодательством [17, с.
9].
Кроме совместной протяженной
границы и значительной взаимодополняемости
экономик можно выделить следующие факторы,
которые способствуют интеграции ДВР
и СВК [18, с. 134].
1 Активные политические
связи как на высшем, так и
на региональном уровне, охватывающие
основные институты власти: законодательные,
исполнительные, правоохранительные,
военные и т.д.
2 Широкий гуманитарный
обмен между ДВР и СВК.
3 Широкие торговые связи.
Китай уверенно входит в тройку
основных торговых партнеров Дальнего
Востока России, в 2008 г. его торговый оборот
с Китаем превысил 4,8 млрд долл. США, что
составило 21,2 % от общей стоимости товарооборота
региона [22, с. 136]. В 2010 г. торговый оборот
ДВР с Китаем составил 6,9 млрд долл. США
[68].
Согласно заявлениям представителей
центральных и региональных властей Китая,
межрегиональное сотрудничество двух
стран и координация программ развития
ДВР и СВК должны быть основаны на следующих
принципах: равноправие и взаимовыгода;
выделение ключевых проблем и их эффективное
решение; создание платформы для взаимодействия
предприятий; расширение сфер и изменение
способов сотрудничества; активизация
взаимодействия в области охраны окружающей
среды; координация и согласованность
действий. Основные же интересы Китая
в корреляции программ сводятся к четырем
направлениям [60].
1 Строительство и модернизация
пунктов пропуска. На данный момент
на восточном участке российско-китайской
границы действует 24 контрольно
пропускных пункта (КПП): 19 находится
в Дальневосточном федеральном
округе, 5 – в Читинской области,
из них 2 железнодорожных, остальные
– речные и автомобильные. Китайская
сторона вкладывает значительные
объемы инвестиций в модернизацию
КПП и расширение их пропускной
способности: к середине 2008 г. только
провинцией Хэйлунцзян было потрачено
110 млн юаней [20]. В то же время темпы
модернизации российских КПП и расширение
их пропускной способности явно не поспевают
за китайскими.
2 Создание и совершенствование
трансграничной инфраструктуры.
Практика российско-китайских
отношений показывает, что китайская сторона
готова к осуществлению инфраструктурных
проектов по всей линии границы, способных
еще больше «открыть» доступ к российским
территориям. Только провинция Хэйлунцзян
в рамках общей программы предлагает сделать
упор на строительство следующих объектов:
железнодорожного моста Тунцзян и автомобильных
мостов в районе Логухэ, Хэйхэ и Дуннина,
железнодорожных переходов Мишань–Турий
Рог, Дуннин–Уссурийск, Хулинь–Лесозаводск
[16]. Однако из-за отсутствия интереса у
российской стороны к их реализации на
данный момент развивается лишь один инфраструктурный
проект –железнодорожный мост Тунцзян–Нижнеленинское
через р. Амур. В октябре 2008 г. было подписано
межправительственное соглашение о его
строительстве в 2009–2011 гг. Объект планируется
сдать в 2012 г. Межправительственное соглашение
о строительстве автомобильно-железнодорожного
моста через р. Амур в районе г. Хэйхэ и
г. Благовещенск было подписано еще в 1995
г., но в проекты, намеченные к реализации
первая очередь была включена в 2011 г. (строительство
по инициативе Правительства области
автодорожного моста в 2011 – 2014 гг., и строительство
железнодорожного моста в 2013 – 2016 гг.).
3 Отсутствие трансграничных
интеграционных образований. Китайская
сторона уже в течение десятилетия
активно продвигает проекты по
созданию районов сотрудничества
на российско-китайской границе,
таких как торгово-промышленные
комплексы Суйфэньхэ–Пограничный,
Дуннин–Полтавка и Маньчжоули–Забайкальск.
После завершения демаркации
российско-китайской границы также
стал актуален вопрос совместного
освоения о-ва Большой Уссурийский.
Основные задачи программы
сотрудничества между регионами ДВР и
СВК – «избежать излишней конкуренции,
совместно развивать приграничную инфраструктуру,
транспорт и энергетику, оборудовать приграничные
пункты пропуска, развивать на российской
территории деревообрабатывающую промышленность,
добычу и переработку полезных ископаемых,
а также реализовать ряд проектов на китайской
территории» [49]. Ввиду целого ряда факторов,
которые указаны ниже, большинство из
этих задач крайне сложно воплотить в
жизнь. Тем не менее для российской стороны
одними из наиболее перспективных направлений
в рамках корреляции программ развития
КНР и РФ являются следующие направления
[17].
1 Улучшение состояния
трансграничной экосистемы. С начала
ХХI в. приграничные территории России
и Китая стали осуществлять
совместный мониторинг пограничных
рек и озер, однако отсутствие
межгосударственных правовых актов
делало эту работу малоэффективной.
Импульс в решении настоящей
проблемы был дан в январе 2008
г., когда было подписано межправительственное
соглашение между Россией и
КНР о рациональном использовании
и охране трансграничных вод,
что свидетельствовало «о готовности
китайской стороны к формированию
комплексной договорно-правовой
основы для решения крупных
природоохранных проблем, связанных
с загрязнением водных объектов»
[31]. Этот документ – ожидаемая мера, вызванная
ухудшением экологии бассейна р. Амур
и несколькими авариями на промышленных
объектах в провинции Хэйлунцзян, загрязнившими
р. Сунгари, которая впадает в Амур. В настоящее
время в провинции Хэйлунцзян существуют
четыре крупных очистных сооружения, мониторинг,
который проводит Федеральная служба
по гидрометеорологии и мониторингу
окружающей среды, экстремально высокого
и высокого загрязнения не выявил (Экологический
бюллетень № 41 от 20 апреля 2011 г.). Гидроисследования
ведутся совместно с китайскими учеными,
поставляющими оборудование для изучения
качества воды.
С реализацией программ развития
ДВР и СВК давление на экологию трансграничных
вод значительно усилится, так как многие
промышленные объекты будут строиться
в бассейне р. Амур. Например, в начале
2008 г. правительство провинции Хэйлунцзян
выделило в отдельную субпрограмму развитие
базы углехимической и углеэнергетической
промышленности восточных районов провинции.
Программа затрагивает шесть городских
округов провинции Хэйлунцзян: Муданьцзян,
Цзямусы, Цзиси, Цитайхэ, Шуаняшань и Хэган.
Так как эти районы расположены рядом
с российской территорией и бассейном
Амура, развитие названных здесь отраслей
промышленности может оказать отрицательное
воздействие на экологию приграничной
зоны двух стран [55].