Пути повышения эффективности приграничной деятельности Хабаровского края

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2014 в 11:22, контрольная работа

Описание работы

Цель исследования – выявить особенности и основные направления приграничного экономического сотрудничества между Хабаровским краем и провинцией Хэйлунцзян, а также показать перспективы его развития.
Задачи исследования:
- рассмотреть теоретические подходы к приграничному сотрудничеству (эволюцию приграничного сотрудничества на Дальнем Востоке, факторы, определяющие приграничное сотрудничество приграничных регионов, зарубежную и российскую практику по приграничному сотрудничеству);
- проанализировать развитие приграничного сотрудничества в целом на Дальнем Востоке и в Хабаровском крае по его формам и значимости для региональной экономики, выявить проблемы приграничного сотрудничества в Хабаровском крае;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 7
1 Теоретические подходы к сущности приграничного сотрудничества 10
1.1 Эволюция приграничного сотрудничества на Дальнем Востоке 10
1.2 Факторы, определяющие сотрудничество приграничных районов 18
1.3 Зарубежная и российская практика по приграничному сотрудничеству 28
2 Анализ развития приграничного сотрудничества в целом на Дальнем Востоке и в Хабаровском крае по его формам, значимости для региональной экономики 34
2.1 Оценка развития внешнеторговой деятельности в Дальневосточном Федеральном округе 34
2.2 Формы и современное состояние приграничного сотрудничества Хабаровского края с провинцией Хэйлунцзян 45
2.3 Проблемы развития приграничного сотрудничества в Хабаровском крае 55
3 Пути повышения эффективности приграничной деятельности Хабаровского края 61
3.1 Привлечение китайских инвесторов для организации переработки отходов лесозаготовительного производства 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 76

Файлы: 1 файл

Сотрудничество приграничных районов Дальнего Востока с провинциями КНР.docx

— 171.15 Кб (Скачать файл)

Приграничное сотрудничество рассматривается как элемент международных интеграционных процессов. Международная интеграция своими корнями уходит в процессы международного разделения труда, вырастает из интернационализации производственных процессов и в настоящее время развивается в условиях глобализации мировой экономики. Приграничное сотрудничество может рассматриваться как предшественник интеграции. Географическая близость накладывает на приграничные отношения целый ряд особенностей экономического, демографического, экологического, гуманитарного характера [19, с. 74].

При исследовании приграничного сотрудничества необходимо выявить важнейшие фундаментальные тенденции и зависимости мирохозяйственного процесса, что позволит сформировать базовую модель, объясняющую и прогнозирующую общую траекторию развития региона, то есть для исследования приграничного сотрудничества восточных районов России требуется изучение развития региона – Восточной Азии и его субрегиона – Северо-Восточной Азии. Выявление закономерностей поможет понять характер и определить направленность приграничных отношений российского Дальнего Востока и северо-восточных провинций Китая. Отличительной чертой сотрудничества в этом регионе является слабое развитие приграничных территорий, что позволяет рассматривать его как фактор экономического подъема.

Следующим элементом методологического подхода к исследованию приграничных отношений является соотнесение причинно-следственных связей. В рамках единства экономических и внеэкономических взаимодействий приграничного сотрудничества по-иному рассматриваются причинно-следственные связи. Причина носит сложный, множественный характер и этот факт осложняет процесс исследования приграничного сотрудничества.

Многовариантность форм и тенденций приграничного сотрудничества должна соответствовать разнообразию национальных традиций, менталитетов, природных условий, уровней культуры, уровней экономического развития сопредельных стран.

Большинство из приграничных территорий стремится сейчас к налаживанию прямых экономических, торговых, финансовых и других связей с соседними государствами и их территориально-административными образованиями. Данный геополитический фактор позволяет мобилизовать весьма разнообразный ресурсный потенциал. В частности приграничные районы имеют определенные преимущества перед внутренними районами страны в отношении создания более благоприятного инвестиционного климата, что связано с упрощенными формами пограничного и таможенного контроля. Чтобы использовать инвестиционный потенциал приграничного региона или муниципального образования, необходимо согласовать интересы как минимум трех сторон - федерального центра, приграничной территории и иностранного государства. Часто инициативы местных властей наталкиваются на непонимание федеральных органов власти, так как решение некоторых вопросов не входит в компетенцию субъекта Федерации или муниципального образования, хотя и непосредственно касается перспектив притока инвестиций на территорию.

Экономика Дальнего Востока и экономика Северо-Восточного Китая в начале 21 века по структуре различались незначительно и экономические взаимосвязи в целом были довольно ограничены. Например, КНР стимулировала ввоз из России круглого леса, в том числе редких и ценных пород, металлолома черных и цветных металлов, дикорастущего лекарственного сырья, морепродуктов, редких растений и животных. Но при этом сдерживала импорт товаров высокой степени обработки: проката черных и цветных металлов, котельной продукции, пиломатериалов, станкостроительной и инструментальной продукции, продуктов питания. Значительная часть проблем приграничного сотрудничества была связана с фактором совпадения структуры производственных комплексов сопредельных регионов, при которой не было особой потребности развивать экономические связи, так как каждый партнер производил тождественную продукцию и удовлетворял свои потребности за счет внутреннего рынка [22, с. 169]. К 2011 году китайская экономика также стремится к импорту российских сырьевых ресурсов, но экспортирует все больше высокотехнологичной продукции, вытесняя с рынка Японию и Корею.

В Китае высок уровень государственного регулирования экономики. В приграничном сотрудничестве разрозненным действиям отдельных российских субъектов противостоит единая, скоординированная и управляемая китайским государством стратегия, которая вписана в общую стратегию развития экономических отношений Китая с Россией.

Это привело к тому, что современное состояние приграничного сотрудничества между странами в значительной мере сформировалось под воздействием интересов только китайского бизнеса.

Приграничное сотрудничество – более широкое понятие, чем внешняя торговля приграничных регионов. Оно понимается как более полное взаимодействие территориально-административных единиц, прилегающих к границе, в том числе по линии экономических, экологических, гуманитарных, технологических, культурных сфер, и включает согласованные действия между регионами в следующих направлениях:

- установление и поддержание  кооперационных связей и торговли  между предприятиями и фирмами  инвестиционного сотрудничества;

- использование иностранной  рабочей силы;

- развитие транспортной  сети, включая систему пограничных  переходов;

- охрана окружающей среды;

- развитие международного  туризма;

- сотрудничество в сфере  образования, науки и культуры;

- сотрудничество в области  использования природных ресурсов, в том числе сельскохозяйственных  угодий.

В Российской Федерации могут применяться и другие виды приграничного сотрудничества, не противоречащие законодательству Российской Федерации и отвечающие целям развития страны и ее приграничной территории, например, сотрудничество российских и китайских медиков при проведении сложных хирургических операций.

Таким образом, эволюция приграничного сотрудничества на Дальнем Востоке протекала с различной степенью активности. В ее результате появилось множество форм и видов, которые успешно используются в настоящее время. История становления отношений между странами показала обоюдную полезность приграничных внешнеэкономических связей. Несмотря на имеющиеся трудности, торгово-экономические связи с Китаем развиваются динамично.

 

1.2 Факторы, определяющие сотрудничество приграничных районов

 

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при осуществлении приграничного сотрудничества принимают во внимание следующие основные факторы, определяющие особенности приграничных территорий Российской Федерации и сопредельных государств [50, с. 37]:

- общий характер межгосударственных, в том числе военно-политических  отношений Российской Федерации  с сопредельными государствами;

- исторически сложившиеся  связи с сопредельными государствами, традиции и обычаи населения, проживающего на приграничных  территориях Российской Федерации  и сопредельных государств;

- природно-ресурсные, социально-экономические  и градостроительные условия развития приграничных территорий;

- характер влияния приграничного  сотрудничества на развитие межрегиональной  экономической кооперации с сопредельными  государствами;

- особенности режима государственной  границы Российской Федерации;

- влияние миграционного  фактора на социальные процессы  на приграничных территориях, связанное  с внешней, в том числе незаконной, миграцией;

- этнополитические факторы;

- состояние охраны общественного  порядка на приграничной территории  Российской Федерации и особенности  его поддержания;

- особенности осуществления  государственного контроля за  ресурсами приграничной территории;

- наличие природных и  техногенных условий для возникновения  чрезвычайных ситуаций, имеющих  трансграничные последствия;

- особенности обеспечения  национальной безопасности на  приграничной территории.

Учет этих специфических факторов приграничного сотрудничества осуществляется при выборе видов и направлений приграничного сотрудничества, а также формы его регулирования и поддержки.

Одной из причин для появления прямых приграничных отношений между регионами является то, что государства, особенно в приграничных зонах, не могут оперативно и удовлетворительно решать задачи, которые входят в сферы их ответственности. Еще одна причина появления институциональных приграничных отношений – транснациональные и интеграционные изменения в приграничном регионе.

В перспективе окончательным решением становится расширение сферы полномочий и ответственности приграничных сообществ и их институтов в соответствии с внутренним законодательством [17, с. 9].

Кроме совместной протяженной границы и значительной взаимодополняемости экономик можно выделить следующие факторы, которые способствуют интеграции ДВР и СВК [18, с. 134].

1 Активные политические  связи как на высшем, так и  на региональном уровне, охватывающие  основные институты власти: законодательные, исполнительные, правоохранительные, военные и т.д.

2 Широкий гуманитарный  обмен между ДВР и СВК.

3 Широкие торговые связи.

Китай уверенно входит в тройку основных торговых партнеров Дальнего Востока России, в 2008 г. его торговый оборот с Китаем превысил 4,8 млрд долл. США, что составило 21,2 % от общей стоимости товарооборота региона [22, с. 136]. В 2010 г. торговый оборот ДВР с Китаем составил 6,9 млрд долл. США [68].

Согласно заявлениям представителей центральных и региональных властей Китая, межрегиональное сотрудничество двух стран и координация программ развития ДВР и СВК должны быть основаны на следующих принципах: равноправие и взаимовыгода; выделение ключевых проблем и их эффективное решение; создание платформы для взаимодействия предприятий; расширение сфер и изменение способов сотрудничества; активизация взаимодействия в области охраны окружающей среды; координация и согласованность действий. Основные же интересы Китая в корреляции программ сводятся к четырем направлениям [60].

1 Строительство и модернизация  пунктов пропуска. На данный момент  на восточном участке российско-китайской  границы действует 24 контрольно  пропускных пункта (КПП): 19 находится  в Дальневосточном федеральном  округе, 5 – в Читинской области, из них 2 железнодорожных, остальные  – речные и автомобильные. Китайская  сторона вкладывает значительные  объемы инвестиций в модернизацию  КПП и расширение их пропускной  способности: к середине 2008 г. только  провинцией Хэйлунцзян было потрачено 110 млн юаней [20]. В то же время темпы модернизации российских КПП и расширение их пропускной способности явно не поспевают за китайскими.

2 Создание и совершенствование  трансграничной инфраструктуры.

Практика российско-китайских отношений показывает, что китайская сторона готова к осуществлению инфраструктурных проектов по всей линии границы, способных еще больше «открыть» доступ к российским территориям. Только провинция Хэйлунцзян в рамках общей программы предлагает сделать упор на строительство следующих объектов: железнодорожного моста Тунцзян и автомобильных мостов в районе Логухэ, Хэйхэ и Дуннина, железнодорожных переходов Мишань–Турий Рог, Дуннин–Уссурийск, Хулинь–Лесозаводск [16]. Однако из-за отсутствия интереса у российской стороны к их реализации на данный момент развивается лишь один инфраструктурный проект –железнодорожный мост Тунцзян–Нижнеленинское через р. Амур. В октябре 2008 г. было подписано межправительственное соглашение о его строительстве в 2009–2011 гг. Объект планируется сдать в 2012 г. Межправительственное соглашение о строительстве автомобильно-железнодорожного моста через р. Амур в районе г. Хэйхэ и г. Благовещенск было подписано еще в 1995 г., но в проекты, намеченные к реализации первая очередь была включена в 2011 г. (строительство по инициативе Правительства области автодорожного моста в 2011 – 2014 гг., и строительство железнодорожного моста в 2013 – 2016 гг.). 

3 Отсутствие трансграничных  интеграционных образований. Китайская  сторона уже в течение десятилетия  активно продвигает проекты по  созданию районов сотрудничества  на российско-китайской границе, таких как торгово-промышленные  комплексы Суйфэньхэ–Пограничный, Дуннин–Полтавка и Маньчжоули–Забайкальск. После завершения демаркации  российско-китайской границы также  стал актуален вопрос совместного  освоения о-ва Большой Уссурийский.

Основные задачи программы сотрудничества между регионами ДВР и СВК – «избежать излишней конкуренции, совместно развивать приграничную инфраструктуру, транспорт и энергетику, оборудовать приграничные пункты пропуска, развивать на российской территории деревообрабатывающую промышленность, добычу и переработку полезных ископаемых, а также реализовать ряд проектов на китайской территории» [49]. Ввиду целого ряда факторов, которые указаны ниже, большинство из этих задач крайне сложно воплотить в жизнь. Тем не менее для российской стороны одними из наиболее перспективных направлений в рамках корреляции программ развития КНР и РФ являются следующие направления [17].

1 Улучшение состояния  трансграничной экосистемы. С начала  ХХI в. приграничные территории России  и Китая стали осуществлять  совместный мониторинг пограничных  рек и озер, однако отсутствие  межгосударственных правовых актов  делало эту работу малоэффективной. Импульс в решении настоящей  проблемы был дан в январе 2008 г., когда было подписано межправительственное  соглашение между Россией и  КНР о рациональном использовании  и охране трансграничных вод, что свидетельствовало «о готовности  китайской стороны к формированию  комплексной договорно-правовой  основы для решения крупных  природоохранных проблем, связанных  с загрязнением водных объектов» [31]. Этот документ – ожидаемая мера, вызванная ухудшением экологии бассейна р. Амур и несколькими авариями на промышленных объектах в провинции Хэйлунцзян, загрязнившими р. Сунгари, которая впадает в Амур. В настоящее время в провинции Хэйлунцзян существуют четыре крупных очистных сооружения, мониторинг, который проводит Федеральная  служба  по  гидрометеорологии  и  мониторингу  окружающей  среды, экстремально высокого и высокого загрязнения не выявил (Экологический бюллетень № 41 от 20 апреля 2011 г.). Гидроисследования ведутся совместно с китайскими учеными, поставляющими оборудование для изучения качества воды.

С реализацией программ развития ДВР и СВК давление на экологию трансграничных вод значительно усилится, так как многие промышленные объекты будут строиться в бассейне р. Амур. Например, в начале 2008 г. правительство провинции Хэйлунцзян выделило в отдельную субпрограмму развитие базы углехимической и углеэнергетической промышленности восточных районов провинции. Программа затрагивает шесть городских округов провинции Хэйлунцзян: Муданьцзян, Цзямусы, Цзиси, Цитайхэ, Шуаняшань и Хэган. Так как эти районы расположены рядом с российской территорией и бассейном Амура, развитие названных здесь отраслей промышленности может оказать отрицательное воздействие на экологию приграничной зоны двух стран [55].

Информация о работе Пути повышения эффективности приграничной деятельности Хабаровского края