Пути повышения эффективности приграничной деятельности Хабаровского края
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2014 в 11:22, контрольная работа
Описание работы
Цель исследования – выявить особенности и основные направления приграничного экономического сотрудничества между Хабаровским краем и провинцией Хэйлунцзян, а также показать перспективы его развития. Задачи исследования: - рассмотреть теоретические подходы к приграничному сотрудничеству (эволюцию приграничного сотрудничества на Дальнем Востоке, факторы, определяющие приграничное сотрудничество приграничных регионов, зарубежную и российскую практику по приграничному сотрудничеству); - проанализировать развитие приграничного сотрудничества в целом на Дальнем Востоке и в Хабаровском крае по его формам и значимости для региональной экономики, выявить проблемы приграничного сотрудничества в Хабаровском крае;
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ 7 1 Теоретические подходы к сущности приграничного сотрудничества 10 1.1 Эволюция приграничного сотрудничества на Дальнем Востоке 10 1.2 Факторы, определяющие сотрудничество приграничных районов 18 1.3 Зарубежная и российская практика по приграничному сотрудничеству 28 2 Анализ развития приграничного сотрудничества в целом на Дальнем Востоке и в Хабаровском крае по его формам, значимости для региональной экономики 34 2.1 Оценка развития внешнеторговой деятельности в Дальневосточном Федеральном округе 34 2.2 Формы и современное состояние приграничного сотрудничества Хабаровского края с провинцией Хэйлунцзян 45 2.3 Проблемы развития приграничного сотрудничества в Хабаровском крае 55 3 Пути повышения эффективности приграничной деятельности Хабаровского края 61 3.1 Привлечение китайских инвесторов для организации переработки отходов лесозаготовительного производства 61 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 76
Модель совместной деятельности
властей основывается на принципах совместного
планирования деятельности приграничных
сообществ и властей по реализации проектов
в различных сферах деятельности.
Эффективность модели сотрудничества
властей будет определяться уровнем межгосударственной
интеграции, унификацией прав и полномочий
местных властей, устойчивой финансовой
базой осуществления трансграничных проектов.
Сотрудничество властей запускает экономические
механизмы приграничного сотрудничества.
Эффективное действие экономических
механизмов осуществления внешнеторговой
деятельности в приграничных районах
можно обеспечить только создавая правовые,
экономические и социальные предпосылки
их развития. В связи с этим целью регулирования
внешнеэкономических отношений в форме
особого режима приграничной торговли
должно быть не предоставление льгот отдельным
регионам или субъектам торговли, а целостное
стимулирование развития тех территорий,
которые по объективным причинам не могут
функционировать в режиме саморазвития,
активизации социальной мобильности населения,
создания условий для возникновения государственно
значимых потенциальных «точек роста».
В то же время существует ряд
проблем, мешающих осуществлению полноценного
процесса приграничного сотрудничества
[31].
Во-первых, должно быть нормативно
закреплено само понятие «приграничная
территория» как объект установления
особого экономического режима. При этом
нельзя всю территорию субъектов Российской
Федерации, имеющих выход к государственной
границе, относить к приграничным территориям.
Во-вторых, применение льготных
мер, способных создать предпосылки для
ускоренного социально-экономического
развития приграничных территорий, не
должно наносить ущерб доходной части
федерального бюджета и экономической
безопасности страны. Должна существовать
утвержденная на федеральном уровне методика
расчета интегральной эффективности (социальной,
налоговой, бюджетной и т. п.) предоставления
данных льгот. Необходимо предусмотреть
сроки, критерии и жесткие процедуры контроля
эффективности и результативности вводимых
мер, формы ответственности и санкции
за нарушение установленных законом норм
и правил.
В-третьих, так как изъятие из
общего порядка таможенно-тарифного и
нетарифного регулирования касается исключительно
товаров, произведенных на приграничной
территории, и лиц, на ней проживающих,
нельзя допустить, чтобы в приграничную
торговлю стали вовлекаться и экспортироваться
в обход действующего порядка товары,
произведенные за пределами регионов,
имеющих право заниматься упомянутой
торговлей. Необходимо разработать механизмы,
препятствующие распространению льготного
режима на другие субъекты внутри страны,
а также механизмы контроля за этим процессом.
Таким образом, традиционная
модель в настоящее время перестала быть
актуальной. Вторая модель не получила
развития и в настоящее время в России
не уделяется внимание созданию и финансированию
свободных экономических зон.
Совместная деятельность властей
приграничных регионов в настоящее время
приобретает актуальность, хотя в дальневосточном
регионе применение третьей модели небезопасно,
поскольку уровень развития китайской
экономики значительно опережает экономическое
развитие российского Дальнего Востока.
Высокая энергоемкость, связанная с климатическими
особенностями региона, также не способствует
повышению конкурентоспособности товаров,
произведенных на дальневосточных предприятиях.
Рассмотрев теоретические подходы
к приграничному сотрудничеству, можно
сделать следующее:
- определить приграничный район
как целостную территориальную систему,
имеющую свою специализацию и прочные
внутренние и внешние экономические связи;
- констатировать, что эволюция
приграничного сотрудничества на Дальнем
Востоке протекала с различной степенью
активности. В ее результате появилось
множество форм и видов, которые успешно
используются в настоящее время. История
становления отношений между странами
показала обоюдную полезность приграничных
внешнеэкономических связей. Несмотря
на имеющиеся трудности, торгово-экономические
связи с Китаем развиваются динамично.
- отметить, что масштабные поставки
России в Китай сырья, научно-технической
продукции, создание транспортных коридоров,
обеспечивающих выход китайских грузов
в Европу, АТР, во внутренние регионы России,
в страны СНГ, а также высокоэффективный
импорт создают максимально благоприятные
условия для повышения эффективности
дальневосточной региональной экономики,
роста занятости, значительного ускорения
роста доходов населения, закрепления
и прироста населения. С точки зрения экономических
последствий усиление Китая на рынках
Дальнего Востока относится к числу наиболее
эффективных
На приграничное сотрудничество
России и Китая оказывают влияние такие
факторы, как значительные объемы спроса
со стороны Китая на импорт энергосырья
(кроме угля), электроэнергию, цветные
металлы (олово, золото), марганцевые руды,
лес и лесоматериалы, научно-технические
разработки, авиатехнику; огромная емкость
внутреннего рынка Китая, высокий динамизм
китайской экономики, которая может составить
устойчивую базу развития и российского
Дальнего Востока; высокая степень заинтересованности
Китая в развитии ВЭС с Россией и Дальним
Востоком, в том числе в создании транспортных
коридоров для обеспечения выхода северо-восточной
части Китая к морю и Транссибу, с последующим
выходом на запад (в страны Европы) и на
восток (к портам Дальнего Востока).
Высокую актуальность в свете
приграничного сотрудничества приобретает
совместная деятельность властей приграничных
районов в виде встреч, установления побратимских
связей, организации выставок и ярмарок
на территории соседней страны.
2 Анализ развития приграничного сотрудничества
в целом на Дальнем Востоке и в Хабаровском
крае по его формам, значимости для региональной
экономики
2.1 Оценка
развития внешнеторговой деятельности
в Дальневосточном Федеральном округе
Дальний Восток России является
стратегически важным регионом, который
наряду с другими приграничными территориями
должен стать опорным при сотрудничестве
России с сопредельными государствами.
Динамика внешнеторговой деятельности
Дальневосточного Федерального округа
тесно связана с развитием внешнеторговой
деятельности Российской Федерации в
целом (приложение Б).
Стоимость внешнеторгового
оборота Российской Федерации в 2009 году
составила 495 млрд долл., что на 32,62 % ниже
уровня 2008 года (приложение Б). Сокращение
стоимости внешнеторгового оборота произошло
за счет одновременного снижения стоимости
экспорта и импорта, вызванного экономическим
кризисом.
В 2010 г. внешнеторговый оборот
РФ составил 625,7 млрд долл., рост был вызван
повышением внешнеэкономической активности
после экономического кризиса.
В зависимости от функциональных
признаков выделяются следующие основные
формы, внешних экономических связей:
внешняя торговля, научно-техническое
сотрудничество, экономическое сотрудничество,
кооперирование. Российский Дальний Восток
относится к числу регионов с традиционно
сильно развитыми внешнеторговыми связями.
Внешнеторговый оборот играет большую
роль в формировании внутреннего валового
продукта и валового регионального продукта.
В таблице 1 приведено сравнение
ВВП РФ и валового регионального продукта
ДФО с внешнеторговым товарооборотом.
Таблица
1 – ВВП РФ и валовой региональный продукт
по ДФО в целом и на душу населения в 2005
– 2010 гг. [68, 71]
Показатель
Год
2005
2006
2007
2008
2009
9 мес. 2010
ВВП РФ в рыночных ценах, млн руб.
21 609 766,0
26 917 201,0
33 247 513,0
41 428 561,0
39 016 100,0
44 939 200,0
Темп роста, %
-
124,6
123,5
124,6
94,2
115,2
Внешнеторговый товарооборот РФ, млн
долл. США
340 181,0
439 051,0
551 774,0
734 952,0
495 191,0
519 554,1
Темп роста, %
-
129,1
125,7
133,2
67,4
104,9
Доля внешнеторгового товарооборота
в ВВП РФ
47,2
48,9
49,8
53,2
38,1
34,68
ВРП ДФО, млн руб.
826 420,0
999 073,0
1 277 126,0
1 547 813,0
1 867 633,0
1 996 500,0
Темп роста, %
-
120,9
127,8
121,2
120,7
106,9
Внешнеторговый оборот ДФО, млн долл.
США
14 302,6
14 579,8
15 020,5
20 201,4
16 438,0
18 394,7
Темп роста, %
-
101,9
103,0
134,5
81,4
111,9
Доля внешнеторгового товарооборота
в ВРП ДФО, %
51,9
43,8
35,3
39,2
26,4
27,6
Как видно из таблицы 1, ВВП РФ
после стабильного роста (23-24 % в год) до
2008 г. уменьшился в 2009 г. на 5,82 %. Падение
внешнеторгового товарооборота в 2009 г.
было более значительным – на 33,62 %. Это
реакция на кризисные явления в мировой
экономике. В 2010 г. ВВП РФ увеличился относительно
2009 г. на 15,18 %.
ВРП Дальневосточного Федерального
округа стабильно рос, темп роста составил
от 6,9 % (2010 г.) до 27,83 % (2007 г.). ВРП Дальневосточного
Федерального округа увеличивался даже
в год экономического кризиса.
В 2010 году в Дальневосточном
федеральном округе сохранялась положительная
динамика экономического развития. В частности,
объём произведённого ВРП по предварительной
оценке составил 1 996,5 млрд рублей, соответственно
индекс физического объёма ВРП - 106,9 %.
Внешнеторговый оборот Дальневосточного
федерального округа в 2010 году составил
19,7 млрд долларов США, что на 42,62 % выше
уровня 2009 года.
Наивысший темп роста внешнеторгового
оборота наблюдался в Республике Саха
(Якутия) (в 2010 году он составил 166,22 %) и
в Приморском крае (120,56 %) (таблица 2).
Таблица
2 – Внешнеторговый оборот субъектов РФ
в 2005 – 2010 гг., млн долларов [68, 71]
Показатель
Год
2005
2006
2007
2008
2009
9 мес. 2010
Республика Саха (Якутия)
2 209,9
2 242,3
2 158,4
2 394,0
1 557,2
2 588,4
Темп роста, %
100
101,5
96,3
110,9
65,1
166,2
Камчатский край
172,8
178,1
220,5
288,3
607,2
607,4
Темп роста, %
100
103,1
123,8
130,8
210,6
100,0
Корякский авт.округ
17,0
23,1
-
-
-
-
Темп роста, %
100
135,9
-
-
-
-
Приморский край
3 258,2
4 018,9
5 326,8
6 681,1
3 994,3
4 815,4
Темп роста, %
100
123,4
132,5
125,4
59,8
120,6
Хабаровский край
3 371,4
4 320,3
2 806,3
2 808,4
1 512,1
1 579,0
Темп роста, %
100
128,2
65,0
100,1
53,8
104,4
Амурская область
278,8
301,7
487,8
685,8
382,0
352,7
Темп роста, %
100
108,2
161,7
140,6
55,7
92,3
Магаданская область
100,3
104,3
220,9
257,1
166,8
170,1
Темп роста, %
100
104,0
211,8
116,4
64,9
102,0
Сахалинская область
3 549,2
3 613,1
8 829,7
9 598,4
8 544,1
9 477,9
Темп роста, %
100
101,8
244,4
108,7
89,0
110,9
Еврейская автономная область
17,6
29,1
34,4
59,3
29,7
33,3
Темп роста, %
100
165,3
118,2
172,4
50,1
112,1
Чукотский авт.округ
1 595,4
189,6
116,6
141,5
138,6
104,1
Темп роста, %
100
11,9
61,5
121,4
98,0
75,1
Дальневосточный федеральный округ
14 570,7
15 020,5
20 201,0
22 914,0
16 932,0
19 728,3
Темп роста, %
100
103,1
134,5
113,4
73,9
116,5
Эти показатели выше, чем темп
роста внешнеторгового оборота ДФО в целом.
Рост внешнеторгового оборота Республики
Саха объясняется тем, что в экспорте этого
региона главную роль играет статья «Экспорт
драгоценных камней и металлов», и на мировом
рынке спрос на них не снижается. Рост
внешнеторгового оборота Приморского
края связан с повышением экономической
активности в связи со строительством
объектов для проведения Саммита 2012 г.
В Чукотском автономном округе
и Амурской области наблюдается снижение
внешнеторгового оборота соответственно
на 24,89 % и 7,67 %, связанное со снижением как
экспорта, так и импорта из этих регионов
(таблица 3).
Таблица
3 – Структура товарооборота ДФО в 2005 –
2010 гг. [68, 71]
Показатель
Год
2005
2006
2007
2008
2009
9 мес. 2010
Экспорт, млн долл.
8 938,10
7 996,40
12 483,70
14 061,30
11 970,30
13 991,10
Доля экспорта, %
61,30
52,38
61,71
61,38
70,70
70,92
Импорт, млн долл.
5 641,70
7270
7 745,10
8 848,40
4 961,70
5 737,20
Доля импорта, %
38,70
47,62
38,29
38,62
29,30
29,08
Товарооборот всего, млн долл.
14 579,80
15 266,40
20 228,70
22 909,70
16 932,00
19 728,30
В структуре товарооборота
определяющую роль играет экспорт – более
70 % от общего товарооборота. Наименьшая
доля экспорта в товарообороте отмечалась
в 2006 г. – 52,38 %.
Такая структура товарооборота
свидетельствует о его нерациональности.
Основу экспорта ДФО составляют сырьевые
товары.
В территориальной структуре
80 % общего объёма ВРП округа произведено
на территории четырёх субъектов Российской
Федерации: Приморский край (24,41 %), Сахалинская
область (48,04 %), Республика Саха (Якутия)
(13,12 %) и Хабаровский край (8,00 %) (таблица
4).