Пути повышения эффективности приграничной деятельности Хабаровского края

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2014 в 11:22, контрольная работа

Описание работы

Цель исследования – выявить особенности и основные направления приграничного экономического сотрудничества между Хабаровским краем и провинцией Хэйлунцзян, а также показать перспективы его развития.
Задачи исследования:
- рассмотреть теоретические подходы к приграничному сотрудничеству (эволюцию приграничного сотрудничества на Дальнем Востоке, факторы, определяющие приграничное сотрудничество приграничных регионов, зарубежную и российскую практику по приграничному сотрудничеству);
- проанализировать развитие приграничного сотрудничества в целом на Дальнем Востоке и в Хабаровском крае по его формам и значимости для региональной экономики, выявить проблемы приграничного сотрудничества в Хабаровском крае;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 7
1 Теоретические подходы к сущности приграничного сотрудничества 10
1.1 Эволюция приграничного сотрудничества на Дальнем Востоке 10
1.2 Факторы, определяющие сотрудничество приграничных районов 18
1.3 Зарубежная и российская практика по приграничному сотрудничеству 28
2 Анализ развития приграничного сотрудничества в целом на Дальнем Востоке и в Хабаровском крае по его формам, значимости для региональной экономики 34
2.1 Оценка развития внешнеторговой деятельности в Дальневосточном Федеральном округе 34
2.2 Формы и современное состояние приграничного сотрудничества Хабаровского края с провинцией Хэйлунцзян 45
2.3 Проблемы развития приграничного сотрудничества в Хабаровском крае 55
3 Пути повышения эффективности приграничной деятельности Хабаровского края 61
3.1 Привлечение китайских инвесторов для организации переработки отходов лесозаготовительного производства 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 76

Файлы: 1 файл

Сотрудничество приграничных районов Дальнего Востока с провинциями КНР.docx

— 171.15 Кб (Скачать файл)

Модель совместной деятельности властей основывается на принципах совместного планирования деятельности приграничных сообществ и властей по реализации проектов в различных сферах деятельности.

Эффективность модели сотрудничества властей будет определяться уровнем межгосударственной интеграции, унификацией прав и полномочий местных властей, устойчивой финансовой базой осуществления трансграничных проектов. Сотрудничество властей запускает экономические механизмы приграничного сотрудничества.

Эффективное действие экономических механизмов осуществления внешнеторговой деятельности в приграничных районах можно обеспечить только создавая правовые, экономические и социальные предпосылки их развития. В связи с этим целью регулирования внешнеэкономических отношений в форме особого режима приграничной торговли должно быть не предоставление льгот отдельным регионам или субъектам торговли, а целостное стимулирование развития тех территорий, которые по объективным причинам не могут функционировать в режиме саморазвития, активизации социальной мобильности населения, создания условий для возникновения государственно значимых потенциальных «точек роста».

В то же время существует ряд проблем, мешающих осуществлению полноценного процесса приграничного сотрудничества [31].

Во-первых, должно быть нормативно закреплено само понятие «приграничная территория» как объект установления особого экономического режима. При этом нельзя всю территорию субъектов Российской Федерации, имеющих выход к государственной границе, относить к приграничным территориям.

Во-вторых, применение льготных мер, способных создать предпосылки для ускоренного социально-экономического развития приграничных территорий, не должно наносить ущерб доходной части федерального бюджета и экономической безопасности страны. Должна существовать утвержденная на федеральном уровне методика расчета интегральной эффективности (социальной, налоговой, бюджетной и т. п.) предоставления данных льгот. Необходимо предусмотреть сроки, критерии и жесткие процедуры контроля эффективности и результативности вводимых мер, формы ответственности и санкции за нарушение установленных законом норм и правил.

В-третьих, так как изъятие из общего порядка таможенно-тарифного и нетарифного регулирования касается исключительно товаров, произведенных на приграничной территории, и лиц, на ней проживающих, нельзя допустить, чтобы в приграничную торговлю стали вовлекаться и экспортироваться в обход действующего порядка товары, произведенные за пределами регионов, имеющих право заниматься упомянутой торговлей. Необходимо разработать механизмы, препятствующие распространению льготного режима на другие субъекты внутри страны, а также механизмы контроля за этим процессом.

Таким образом, традиционная модель в настоящее время перестала быть актуальной. Вторая модель не получила развития и в настоящее время в России не уделяется внимание созданию и финансированию свободных экономических зон.

Совместная деятельность властей приграничных регионов в настоящее время приобретает актуальность, хотя в дальневосточном регионе применение третьей модели небезопасно, поскольку уровень развития китайской экономики значительно опережает экономическое развитие российского Дальнего Востока. Высокая энергоемкость, связанная с климатическими особенностями региона, также не способствует повышению конкурентоспособности товаров, произведенных на дальневосточных предприятиях.

Рассмотрев теоретические подходы к приграничному сотрудничеству, можно сделать следующее:

- определить приграничный район как целостную территориальную систему, имеющую свою специализацию и прочные внутренние и внешние экономические связи;

- констатировать, что эволюция приграничного сотрудничества на Дальнем Востоке протекала с различной степенью активности. В ее результате появилось множество форм и видов, которые успешно используются в настоящее время. История становления отношений между странами показала обоюдную полезность приграничных внешнеэкономических связей. Несмотря на имеющиеся трудности, торгово-экономические связи с Китаем развиваются динамично.

- отметить, что масштабные поставки России в Китай сырья, научно-технической продукции, создание транспортных коридоров, обеспечивающих выход китайских грузов в Европу, АТР, во внутренние регионы России, в страны СНГ, а также высокоэффективный импорт создают максимально благоприятные условия для повышения эффективности дальневосточной региональной экономики, роста занятости, значительного ускорения роста доходов населения, закрепления и прироста населения. С точки зрения экономических последствий усиление Китая на рынках Дальнего Востока относится к числу наиболее эффективных

На приграничное сотрудничество России и Китая оказывают влияние такие факторы, как значительные объемы спроса со стороны Китая на импорт энергосырья (кроме угля), электроэнергию, цветные металлы (олово, золото), марганцевые руды, лес и лесоматериалы, научно-технические разработки, авиатехнику; огромная емкость внутреннего рынка Китая, высокий динамизм китайской экономики, которая может составить устойчивую базу развития и российского Дальнего Востока; высокая степень заинтересованности Китая в развитии ВЭС с Россией и Дальним Востоком, в том числе в создании транспортных коридоров для обеспечения выхода северо-восточной части Китая к морю и Транссибу, с последующим выходом на запад (в страны Европы) и на восток (к портам Дальнего Востока).

Высокую актуальность в свете приграничного сотрудничества приобретает совместная деятельность властей приграничных районов в виде встреч, установления побратимских связей, организации выставок и ярмарок на территории соседней страны.

2 Анализ развития приграничного сотрудничества в целом на Дальнем Востоке и в Хабаровском крае по его формам, значимости для региональной экономики

 

2.1 Оценка развития внешнеторговой деятельности в Дальневосточном Федеральном округе

 

Дальний Восток России является стратегически важным регионом, который наряду с другими приграничными территориями должен стать опорным при сотрудничестве России с сопредельными государствами.

Динамика внешнеторговой деятельности Дальневосточного Федерального округа тесно связана с развитием внешнеторговой деятельности Российской Федерации в целом (приложение Б).

Стоимость внешнеторгового оборота Российской Федерации в 2009 году составила 495 млрд долл., что на 32,62 % ниже уровня 2008 года (приложение Б). Сокращение стоимости внешнеторгового оборота произошло за счет одновременного снижения стоимости экспорта и импорта, вызванного экономическим кризисом.

В 2010 г. внешнеторговый оборот РФ составил 625,7 млрд долл., рост был вызван повышением внешнеэкономической активности после экономического кризиса.

В зависимости от функциональных признаков выделяются следующие основные формы, внешних экономических связей: внешняя торговля, научно-техническое сотрудничество, экономическое сотрудничество, кооперирование. Российский Дальний Восток относится к числу регионов с традиционно сильно развитыми внешнеторговыми связями. Внешнеторговый оборот играет большую роль в формировании внутреннего валового продукта и валового регионального продукта.

В таблице 1 приведено сравнение ВВП РФ и валового регионального продукта ДФО с внешнеторговым товарооборотом.

 

Таблица 1 – ВВП РФ и валовой региональный продукт по ДФО в целом и на душу населения в 2005 – 2010 гг. [68, 71]

 

Показатель

Год

2005

2006

2007

2008

2009

9 мес. 2010

ВВП РФ в рыночных ценах, млн руб.

21 609 766,0

26 917 201,0

33 247 513,0

41 428 561,0

39 016 100,0

44 939 200,0

Темп роста, %

-

124,6

123,5

124,6

94,2

115,2

Внешнеторговый товарооборот РФ, млн долл. США

340 181,0

439 051,0

551 774,0

734 952,0

495 191,0

519 554,1

Темп роста, %

-

129,1

125,7

133,2

67,4

104,9

Доля внешнеторгового товарооборота в ВВП РФ

47,2

48,9

49,8

53,2

38,1

34,68 

ВРП ДФО, млн руб.

826 420,0

999 073,0

1 277 126,0

1 547 813,0

1 867 633,0

1 996 500,0

Темп роста, %

-

120,9

127,8

121,2

120,7

106,9

Внешнеторговый оборот ДФО, млн долл. США

14 302,6

14 579,8

15 020,5

20 201,4

16 438,0

18 394,7

Темп роста, %

101,9

103,0

134,5

81,4

111,9

Доля внешнеторгового товарооборота в ВРП ДФО, %

51,9

43,8

35,3

39,2

26,4

27,6


 

 

Как видно из таблицы 1, ВВП РФ после стабильного роста (23-24 % в год) до 2008 г. уменьшился в 2009 г. на 5,82 %. Падение внешнеторгового товарооборота в 2009 г. было более значительным – на 33,62 %. Это реакция на кризисные явления в мировой экономике. В 2010 г. ВВП РФ увеличился относительно 2009 г. на 15,18 %.

ВРП Дальневосточного Федерального округа стабильно рос, темп роста составил от 6,9 % (2010 г.) до 27,83 % (2007 г.). ВРП Дальневосточного Федерального округа увеличивался даже в год экономического кризиса.

В 2010 году в Дальневосточном федеральном округе сохранялась положительная динамика экономического развития. В частности, объём произведённого ВРП по предварительной оценке составил 1 996,5 млрд рублей, соответственно индекс физического объёма ВРП - 106,9 %.

Внешнеторговый оборот Дальневосточного федерального округа в 2010 году составил 19,7 млрд долларов США, что на 42,62 % выше уровня 2009 года.

Наивысший темп роста внешнеторгового оборота наблюдался в Республике Саха (Якутия) (в 2010 году он составил 166,22 %) и в Приморском крае (120,56 %) (таблица 2).

 

Таблица 2 – Внешнеторговый оборот субъектов РФ в 2005 – 2010 гг., млн долларов [68, 71]

 

Показатель

Год

2005

2006

2007

2008

2009

9 мес. 2010

Республика Саха (Якутия)

2 209,9

2 242,3

2 158,4

2 394,0

1 557,2

2 588,4

Темп роста, %

100 

101,5

96,3

110,9

65,1

166,2

Камчатский край

172,8

178,1

220,5

288,3

607,2

607,4

Темп роста, %

100 

103,1

123,8

130,8

210,6

100,0

Корякский авт.округ

17,0

23,1

Темп роста, %

100 

135,9

Приморский край

3 258,2

4 018,9

5 326,8

6 681,1

3 994,3

4 815,4

Темп роста, %

100 

123,4

132,5

125,4

59,8

120,6

Хабаровский край

3 371,4

4 320,3

2 806,3

2 808,4

1 512,1

1 579,0

Темп роста, %

100 

128,2

65,0

100,1

53,8

104,4

Амурская область

278,8

301,7

487,8

685,8

382,0

352,7

Темп роста, %

100 

108,2

161,7

140,6

55,7

92,3

Магаданская область

100,3

104,3

220,9

257,1

166,8

170,1

Темп роста, %

100 

104,0

211,8

116,4

64,9

102,0

Сахалинская область

3 549,2

3 613,1

8 829,7

9 598,4

8 544,1

9 477,9

Темп роста, %

100 

101,8

244,4

108,7

89,0

110,9

Еврейская автономная область

17,6

29,1

34,4

59,3

29,7

33,3

Темп роста, %

100 

165,3

118,2

172,4

50,1

112,1

Чукотский авт.округ

1 595,4

189,6

116,6

141,5

138,6

104,1

Темп роста, %

100 

11,9

61,5

121,4

98,0

75,1

Дальневосточный федеральный округ

14 570,7

15 020,5

20 201,0

22 914,0

16 932,0

19 728,3

Темп роста, %

100 

103,1

134,5

113,4

73,9

116,5


 

 

Эти показатели выше, чем темп роста внешнеторгового оборота ДФО в целом. Рост внешнеторгового оборота Республики Саха объясняется тем, что в экспорте этого региона главную роль играет статья «Экспорт драгоценных камней и металлов», и на мировом рынке спрос на них не снижается. Рост внешнеторгового оборота Приморского края связан с повышением экономической активности в связи со строительством объектов для проведения Саммита 2012 г.

В Чукотском автономном округе и Амурской области наблюдается снижение внешнеторгового оборота соответственно на 24,89 % и 7,67 %, связанное со снижением как экспорта, так и импорта из этих регионов (таблица 3).

 

Таблица 3 – Структура товарооборота ДФО в 2005 – 2010 гг. [68, 71]

 

Показатель

Год

2005

2006

2007

2008

2009

9 мес. 2010

Экспорт, млн долл.

8 938,10

7 996,40

12 483,70

14 061,30

11 970,30

13 991,10

Доля экспорта, %

61,30

52,38

61,71

61,38

70,70

70,92

Импорт, млн долл.

5 641,70

7270

7 745,10

8 848,40

4 961,70

5 737,20

Доля импорта, %

38,70

47,62

38,29

38,62

29,30

29,08

Товарооборот всего, млн долл.

14 579,80

15 266,40

20 228,70

22 909,70

16 932,00

19 728,30


 

 

В структуре товарооборота определяющую роль играет экспорт – более 70 % от общего товарооборота. Наименьшая доля экспорта в товарообороте отмечалась в 2006 г. – 52,38 %.

Такая структура товарооборота свидетельствует о его нерациональности. Основу экспорта ДФО составляют сырьевые товары.

В территориальной структуре 80 % общего объёма ВРП округа произведено на территории четырёх субъектов Российской Федерации: Приморский край (24,41 %), Сахалинская область (48,04 %), Республика Саха (Якутия) (13,12 %) и Хабаровский край (8,00 %) (таблица 4).

Информация о работе Пути повышения эффективности приграничной деятельности Хабаровского края