Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 09:48, курсовая работа
Данная проблематика приобретает особую значимость в условиях интеграции российских высших учебных заведений в мировое образовательное пространство и усиления конкуренции на рынке образовательных услуг.
В связи с этим постановка проблемы исследования теоретических и методологических особенностей формирования и продвижения бренда высших образовательных учреждений является актуальной.
В данном исследовании выделены следующие задачи: 1) изучить и описать проблему формирования бренда вуза в управленческом аспекте; 2) проанализировать факторы принятия решения и мотивации, определяющие поведение потребителей на рынке образовательных услуг России; 3) разработать программу формирования бренда вуза на рынке образовательных услуг России и выработать рекомендации по реализации данной программы.
Введение 3
Глава 1 Формирование бренда вуза на рынке образовательных услуг России как управленческая проблема 5
1.1 Понятия «бренд» и «брендинг» как части комплекса маркетинга предприятия 5
1.2 Использование инструментов маркетинговой коммуникации для внешней оценки качества образовательной деятельности образовательного учреждения 7
Глава 2 Брэнд – как главное условие привлечение студентов в россии 13
2.1 Особенности современного рынка услуг в сфере высшего образования в России 13
2.2 Методы выявления психологических особенностей потребителей и технология применения этих знаний в практике бренд-менеджмента 15
Глава 3 пути повышения эффективности влияния брэнда 22
Заключение 26
Список использованных источников 29
Следовательно, весь набор информации об образовательном учреждении, именно он позволяет привлечь потребителя образовательных услуг, а также сформировать репутацию учреждения.
Под репутацией учреждения понимают динамическую характеристику его жизнедеятельности, которая, в свою очередь, формируется в обществе в течение достаточно продолжительного периода времени. Формирование репутации учреждения зависит от показателей качества образовательных услуг, ценностных убеждений каждого в отдельности и всех вместе взятых участников общества, мнений, который уже сложились в умах людей на основе полученной достоверной информации о школе, личного опыта взаимодействия и так далее.
Маркетинговые коммуникации,
связанные с учреждением
Следует выделить ряд рекомендаций по организации процессов образовательного брендинга, которые помогут сформировать репутацию и активизировать продвижение учреждения:
1. имидж, бренд и репутация учреждения должны быть признаны одним из его активов, в основе которого лежат эксклюзивные особенности школы, нуждающиеся в изучении, развитии и активном продвижении:
2. необходима единая стратегия продвижения учреждения, основанная на традициях и предполагающая нововведения;
3. рекомендуется создание специальной творческой группы, занимающейся брендингом учреждения;
4. в группы могут входить специалисты, владеющие информационными технологиями, творческие педагоги, социальные педагоги;
5. рекомендуется использовать идеи и творческий потенциал учеников. В этих целях можно организовать прием предложений от всех желающих, провести конкурсы, учредить гранты и так дадее;
6. к процессу продвижения стратегического имиджа учреждения, формирования его репутации желательно при необходимости и возможности подключать СМИ5.
Глава 2 Брэнд – как главное условие привлечение студентов в россии
2.1 Особенности современного рынка услуг в сфере высшего образования в России
Переход России к рыночной экономике проходит на ряду с очередным кризисом в области занятости, который явился следствием бесконтрольной со стороны государства подготовки специалистов с высшим образованием – перепопроизводства кадров экономических, юридических и управленческих специальностей и дефицита представителей рабочих профессий.
Осознание данного факта потребовало срочного и кардинального реформирования системы образования в стране, что повлекло множество социальных последствий. Целью такого реформирования стало построение системы непрерывного образования, которая соответствует, с одной стороны, потребностям личности на разных этапах духовного, а также профессионального развития, а с другой – нуждам социальных и экономических структур регионов. На сегодняшний день российская образовательная система переживает глубокие изменения, которые связывают с переходом к проникающей и связующей, а также многоуровневой системе обучения. Она обеспечивает органическую взаимосвязь с общим образованием: как между разными его ступенями по вертикали, так и между различными его формами, звеньями и учебными заведениями по горизонтали.
Такие изменения проходят в сопровождении значительного снижения числа потребителей, которое обусловлено естественными демографическими процессами.
Так, демографический потенциал абитуриентов в 2009–2010 учебном году сформирован главным образом за счет молодежи 1992 года рождения, в 2010–2011 учебном году его составили абитуриенты, родившиеся в 1993 г., и т.д. В 1990-е гг. демографическая динамика в целом по стране характеризовалась снижением числа родившихся. Наибольший спад рождаемости, по данным Федеральной службы государственной статистики, в России (на 208 661 человека, или на 13,1%) и в Санкт-Петербур ге (на 5460 человек, или на 14,5%) произошел в 1993 г. Это неизбежно привело к снижению численности поступающих в российские вузы в 2010 г. примерно в такой же пропорции.
Наряду с этим в российских вузах беспощадно сокращается количество бюджетных мест, а при этом в ситуации глобального экономического кризиса наблюдается резкое снижение платежеспособного спроса на высшее образование.
Все эти факторы в совокупности привели к обострению конкурентной борьбы на рынке услуг высшего образования. Большие шансы на успех в такой борьбе имеют вузы с сильным брендом, по отношению к которым у потребителей сформирован набор устойчивых позитивных представлений и ожиданий.
Итак, восприятие, эмоции и чувства, потребности, мотивы, ценности – вот основной, но не полный список составляющих психологии потребителей. Возможность управлять ими учреждения во всем мире тратят не миллиарды долларов ежегодно.
Мартин Линдстром в своей монографии «Чувство бренда. Роль пяти органов чувств для создания выдающихся брендов» вводит понятие «сенсорный брендинг», целью которого является дополнение целостного образа бренда несколькими важными составляющими. В их числе:
Отдельные исследователи заявляют о необходимости скорого перехода от классического брендинга к брендбилдингу, который будет базироваться на многоструктурной системе продвижения отдельных марок, которые охватят все сферы корпоративной деятельности, а также различные целевые группы.
Следовательно, специалисты стараются оперативно реагировать на изменения рыночной конъюнктуры, ведут разговоры о создании мастер-бренда, который будет состоять из центрального набора связанных значений и выводов, чей масштаб простирается от стратегической сердцевины компании через людей и партнеров, «обволакивая» ее клиентов и находящихся за пределами периметра ее влияния.
2.2 Методы выявления
психологических особенностей
Политическая и социальная психология сегодня достигли небывалых высот, это особенно отражается на эмоционально-чувственной, потребностно-мотивационной, ценностной сферах, а также на законах восприятия потребителей различных возрастных и социальных групп известно практически все.
Способы исследования таких психологических характеристик различны, варьируют от простого анкетирования до лабораторных психофизиологических исследований на самом высоком уровне сложности, которые проходят с условием обязательной последующей обработки полученных данных с помощью методов математической статистики.
Данным инструментарием в совершенстве владеют психологи, и в рамках данного исследования не ставится цель подробно его описать. Дело в том, что в брендинге крайне редко возникает необходимость изучения строго психологических характеристик потребителей: в данной области действительно уже открыто множество законов и закономерностей, что позволяет полностью удовлетворить потребности современных бренд-менеджеров в знаниях подобного рода.
Процесс формирования комплексной ценности бренда представлен в виде трехуровневой структуры (рисунок 1).
Рисунок 1 - Процесс формирования комплексной ценности бренда
Первый уровень формирования
комплексной ценности бренда
обусловлен социальной
В соответствии с трактовкой социальная
ценность бренда вуза заключается в
обеспечении добавленной
По этой причине ключевой задачей для бренд-менеджмента при выявлении психологических особенностей потребителей является всего лишь точное и полное определение целевых групп бренда. После выяснения их характеристик (пола, возраста, уровня образования, социального статуса, рекламных предпочтений) необходимо просто действовать в соответствии с имеющейся информацией о специфике психических свойств, состояний и функций для данных групп.
Показатели, обеспечивающие долгосрочную ценность бренда вуза, представлены на рисунке 2.
Рисунок 2 - Показатели, обеспечивающие долгосрочную ценность бренда вуза
Важной задачей российских высших образовательных учреждений является выбор и последовательная реализация долгосрочной социально-этической и инновационной маркетинговой стратегии, способствующей реализации интеллектуального потенциала вуза.
Общий уровень узнаваемости их брендов достаточно низкий, но имеет тенденцию к увеличению. Бренд вуза в России в большей степени, чем на Западе, воспринимается как символ «аутентичности» - уникальности, свидетельствующий об отсутствии подозрений в незаконной подделке бренда. Поэтому необходимо учитывать национальные традиции и особенности восприятия маркетинговых коммуникаций российскими потребителями, стремление к нивелированию неопределённости, высокое доверие экспертам и другие.
Воздействие параметров, обеспечивающих долгосрочную ценность бренда, на интеллектуальный потенциал вуза представлено на рисунке 3.
Исходя из того, что в задачи брендинга вуза входит целенаправленное формирование взаимоотношений с партнёрами (вуз-студент-работодатель) и профилирование вуза среди ключевых внешних и внутренних целевых групп, типология брендов расширена. Выделен такой классификационный признак как социально-этический потенциал бренда.
Рисунок 3 - Параметры, обеспечивающие долгосрочную ценность бренда и повышение интеллектуального потенциала вуза
Исходя из необходимости
оценки не только рыночных, но и социальных
характеристик бренда, разработана
методика, позволяющая ранжировать
параметры, обеспечивающие поддержание
долгосрочной ценности бренда вуза. Содержательную
основу данной методики составляют качественные
и количественные характеристики оценки
привлекательности российских вузов:
осведомленность о бренде - мнение
о вузе академиков, студентов и
выпускников, абитуриентов и их родителей,
работодателей; цитируемость публикаций
профессорско-
Таблица 2.1 - Определение значимости
показателей «коэффициента
Показатели |
Сумма рангов, Si |
Коэффициент Ценности бренда, μ |
Округленный коэффициент ценности |
Осведомленность о бренде |
186 |
0,401 |
0,40 |
Отношение к бренду |
364 |
0,148 |
0,15 |
Социально-этический потенциал бренда |
279 |
0,269 |
0,27 |
Лояльность бренду |
341 |
0,181 |
0,18 |
Итого: |
1170 |
1,000 |
1,000 |
Ранжирование вышеприведённых
параметров позволяет выявить основные
тенденции изменения
Решение задачи по определению и описанию целевой аудитории бренда лежит на стыке экономики, социологии и психологии. Однако если говорить о методологическом арсенале, позволяющем выполнить данную задачу, то он практически полностью состоит из социологических методов: это и фокус-группы, и контент-анализ письменных и устных высказываний, и анкетные опросы, и интервью, и кейсы, и многие другие методы.
Глава 3 пути повышения эффективности влияния брэнда
В процессе позиционирования образовательного учреждения, его бренда большая роль отводится различным презентационным материалам, рекламным продуктам.
Важнейшим инструментом позиционирования
учреждения является публичный отчет,
как важное средство обеспечения
информационной открытости и прозрачности,
форма информирования родительской
и широкой общественности, социальных
партнеров об основных результатах
ОУ, образовательной деятельности,
проблемах его функционирования
и развития. Он призван привлечь
внимание потенциальных партнеров
к проектам, реализуемым в ОУ,
заинтересовать родителей новыми
дополнительными
Одним из видов рекламных продуктов, презентационным материалом, оказывающим влияние на формирование имиджа учреждения, является буклет. Это вид печатной публикации, которая может содержать информацию о различных сторонах жизнедеятельности образовательного учреждения.
Информация о работе Пути повышения эффективности влияния брэнда