Пути повышения прибыли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2015 в 20:49, курсовая работа

Описание работы

В современных условиях целью любого коммерческого предприятия является получение прибыли.
Под прибылью понимается разность между суммарной выручкой фирмы и всеми издержками (явными и неявными) фирмы.
Прибыль характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..………2
1.Теория формирования прибыли и ее развитие, роль прибыли в современной экономике………………………………..……………………………………….4
1.1.Понятие прибыли, теории формирования………………………………. 4 . 1.2.Виды прибыли……………………………………………………………..9
1.3.Формирование прибыли. Факторы, влияющие на прибыль…………….13
2. Анализ структуры прибыли, получаемой предприятием…………………..17
2.1.Бухгалтерский и экономический подходы к расчету прибыли………...17
2.2.Анализ прибыли предприятия…………………………………………….21
2.3. Рентабельность предприятия ……………………………………………25
3 Пути повышения прибыли……………………………………………………28
3.1.Пути повышения прибыли………………………………………………..28
3.2.Методы планирования прибыли………………………………………….31
3.3.Распределение и использование прибыли……………………………....33
Заключение………………………………………………………………… ……36
Список использованных источников….………………………………………..38

Файлы: 1 файл

Курсовая1.docx

— 288.27 Кб (Скачать файл)

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………..………2

1.Теория формирования прибыли и ее развитие, роль прибыли в современной экономике………………………………..……………………………………….4

   1.1.Понятие прибыли, теории  формирования………………………………. 4         .   1.2.Виды прибыли……………………………………………………………..9

   1.3.Формирование прибыли. Факторы, влияющие на прибыль…………….13

2. Анализ структуры прибыли, получаемой предприятием…………………..17

   2.1.Бухгалтерский и экономический подходы к расчету прибыли………...17

   2.2.Анализ прибыли предприятия…………………………………………….21

   2.3.  Рентабельность предприятия ……………………………………………25

3 Пути повышения прибыли……………………………………………………28

   3.1.Пути повышения прибыли………………………………………………..28

   3.2.Методы планирования прибыли………………………………………….31

   3.3.Распределение и использование прибыли……………………………....33

Заключение………………………………………………………………… ……36

Список использованных источников….………………………………………..38

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В современных условиях целью любого коммерческого предприятия является получение прибыли.

Под прибылью понимается разность между суммарной выручкой фирмы и всеми издержками (явными и неявными) фирмы.

Прибыль характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия.

Прибыль обладает стимулирующей функцией, одновременно являясь финансовым результатом и основным элементом финансовых ресурсов предприятия.

Возникает вопрос, как возникает экономическая прибыль, что является ее источником.

Объектом данной курсовой работы является прибыль. Предметом исследования являются формирование прибыли и пути ее повышения.

Целью данной курсовой работы является изучение понятия прибыли, ее формирование, пути повышения и методы распределения.

Для достижения поставленной цели планируется решить следующие задачи:

  •  Разобрать понятие «прибыль», ее значение;
  • Описать различные теории формирования прибыли, а также различные классификации видов прибыли;
  • Выявить факторы, влияющие на прибыль;
  • Рассмотреть различные подходы к расчету прибыли;
  • Выявить цели анализа прибыли предприятия и его методику;
  • Рассмотреть понятие «рентабельность», виды рентабельности и методы вычисления;
  • Рассмотреть взаимосвязь объема, себестоимости и прибыли;
  • Рассмотреть различные пути увеличения прибыли производства, а также факторы, применяемые при этом;
  • Охарактеризовать процесс планирования прибыли;
  • Рассмотреть процессы распределения и использования прибыли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. ТЕОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРИБЫЛИ, ЕЕ РАЗВИТИЕ, РОЛЬ ПРИБЫЛИ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ.

 

1.1. ПОНЯТИЕ ПРИБЫЛИ, ТЕОРИИ  ФОРМИРОВАНИЯ.

 

Прибыль – это одна из основных и важнейших категорий рыночной экономики. Но что же она из себя представляет?

Прибыль – одно из самых неоднозначных понятий в экономической теории. Четко установленного и принимаемого всеми определения, как такового, не существует. Разные направления науки, ученые и экономисты трактуют понятие прибыли по-своему.

Прибыль - это и показатель эффективной работы предприятия, и главный источник его средств, и результат любой предпринимательской деятельности.

Все эти определения являются верными, каждое дополняет собой другое, рассматривая понятие прибыли с совершенно разных сторон.

Итак, мы убедились, что понятие прибыли действительно многогранно и не может быть определено только в одной трактовке. Однако в рамках данной курсовой работы мы будем использовать в основном следующие определения:

  1. Прибыль – экономическая величина, определяемая как разница между доходами компании и общими расходами.[4]
  2. Прибыль – экономический показатель, выражающий финансовый результат деятельности организации и выступающий основой для ее дальнейшего развития (расширения).

Большое влияние на трактовку понятия прибыли оказывают теории прибыли, рассуждающие об источнике такого понятия как прибыль. Исторически сложились два подхода к трактовке прибыли: так называемые, субъективные и объективные теории (рисунок 1).





 




 

Рисунок 1 – Теории прибыли по источнику.

Объективные теории объясняют происхождение прибыли некими внешними причинами, так или иначе связанными с нарушениями конкурентного равновесия. [5,6]

  1. Конъюнктурные теории утверждают, что прибыль представляет собой результат рыночного неравновесия. В соответствии с этими теориями прибыль появляется именно из-за изменения рыночной конъюнктуры (вследствие влияния каких-либо внешних причин). Например, увеличился спрос на какой-либо определенный товар, тогда и именно тогда по конъюнктурной теории у предприятия появится  прибыль. Почему же это происходит? В обычных условиях рыночного равновесия весь доход фирмы разделяется между задействованными  факторами производства в зависимости от их предельного продукта, т.е. в зависимости от того сколько продукции дает фирме увеличение этого фактора производства на единицу (при неизменности величины всех остальных факторов производства). Именно поэтому в подобной ситуации весь доход фирмы оказывается распределен и задействован и не существует ни прибыли, ни убытков. При увеличении же спроса на продукцию цена каждой единицы этой продукции возрастает, а, следовательно, растет и выручка. Однако все затраты фирмы, ее производительность и цены факторов производства не изменились, следовательно при дальнейшем распределении выручки между факторами производства в соответствии с их предельным продуктом у фирмы образуется определенный остаток, который не будет распределен между факторами производства. Это, в соответствии с конъюнктурной теорией, и есть прибыль предприятия.
  2. Монополия. Еще одним объяснением появления прибыли в соответствии с объективными теориями прибыли является наличие на рынке монополии. В условиях монополии фирма получает прибыль вследствие ее доминирования на рынке. Это связано со способностью предпринимателей в условиях монополии влиять на цену продукции, устанавливая ее с максимальной для себя выгодой.
  3. Капитал. Еще Адам Смит считал прибыль доходом на капитал. Он утверждал, что: «доход, получаемый от капитала лицом, лично вкладывающим его в дело, носит название прибыли». Сам же доход на капитал Дж.С.Милль и Н.У.Сениора разделяли на процент на вложенный капитал (так называемое «вознаграждение за воздержание», т.е. награда за то, что предприниматель не расходует вложенный капитал на текущие нужды) и на предпринимательский доход (плату за управление предприятием, несение определенного риска).
  4. Предельная стоимость. В еще одной объективной теории утверждается, что прибыль предприятия формируется из так называемой предельной стоимости. Предельная стоимость – это возникшее в трудовой теории стоимости. Согласно данной теории рабочая сила в процессе производства товара способна создавать его новую стоимость, эта новая стоимость превышает стоимость самой  рабочей силы, задействованной для создания этого товара. Разница между новой стоимостью продукта и стоимостью рабочей силы, создавшей его, и есть прибавочная стоимость. Однако не вся прибавочная стоимость является сама по себе прибылью. Часть ее расходуется на затраты, не связанные с рабочей силой, аренду, налоги и т.д. А вот оставшееся после оплаты этих затрат и есть, в соответствии с теорией предельной стоимости, - прибыль предприятия.

 

Субъективные теории впервые утверждают о наличии четвертого фактора производства - "предпринимательского таланта", а также дохода на этот специфический фактор у его владельца (предпринимателя). Доход же на предпринимательские способности был назван предпринимательской прибылью.[5,6]

  1. Прибыль как оплата услуг предпринимателя. В основе этой теории лежит появление самого понятия «предприниматель», а также выделение его как отдельного участника экономического процесса, отличного от капиталиста. Впервые такое разделение произвел Ж.-Б. Сей. Итак, с точки зрения данной теории прибыль представляет собой определенную плату, которую в процессе экономических отношений получает предприниматель за свои способности, талант и управление предприятием.
  2. Прибыль как вознаграждение за новаторство и применение различных нововведений.  Данная теория была создана американским экономистом Й. А. Шумпетером в своей книге "Теория экономического развития" (рус. пер. 1982). Шумпетер вводит в экономический процесс новую фигуру – предпринимателя-новатора. Такой предприниматель ставит перед собой цель, заключающуюся в поиске и внедрении новых сочетаний различных факторов (ресурсов) производства, более целесообразного их использования. Такие совершенно новые, не используемые ранее сочетания и есть нововведения (инновации). Они способствуют увеличению прибыли, позволяют получать прибыль сверх среднего дохода по данной отрасли.
  3. Прибыль как вознаграждение за оценку рисков и неопределенности. Данный подход был создан американским экономистом Ф.Найтом, который в своей работе «Риски, неопределенность и прибыль» охарактеризовал прибыль как компенсацию для предпринимателя за несение им "бремени риска» (неопределенности будущего) за успех или неуспех своего дела, а также как оплата особых предпринимательских способностей, состоящих в умении быстро адаптироваться к различным изменениям, происходящим в экономической среде и  адекватно реагировать на предвиденные и непредвиденные риски.

Итак, теперь, когда мы определились, что собой представляет такое понятие как прибыль, и познакомились с ее различными трактовками, следует выяснить, для чего же она служит, т.е. какие функции выполняет.

Прибыль предприятия играет огромную роль в современной экономике. В условиях рыночных отношений главной целью осуществления предпринимательской деятельности выступает финансовый результат. Он обеспечивает экономическую устойчивость фирмы, гарантирует полноту ее финансовой независимости. От его уровня зависит эффективность работы предприятия, повышение и укрепление конкурентной позиции на рынке. Поэтом в настоящее время очень большое внимание уделяется формированию и использованию финансовых результатов деятельности хозяйствующего субъекта.[2]

Существует также 3 основные функции прибыли:

  1. Прибыль как показатель экономического эффекта - Само наличие у предприятия прибыли говорит о то, что доходы этого предприятия превышают его расходы. Именно этот факт свидетельствует об эффективности работы предприятия. Однако следует отметить, что не все аспекты деятельности предприятия можно оценить с помощью такого показателя, как прибыль. Для этого существует целая система экономических показателей.
  2. Стимулирующая функция прибыли - Прибыль является основным источником финансового бюджета предприятия, поэтому сами предприниматели заинтересованы в ее максимизации, ведь только в этом случае прибыли будет достаточно для финансирования производства, расширения компании, улучшения технического оборудования, материального поощрения сотрудников и др. операций, связанных с развитием предприятия.
  3. Прибыль – источник формирования бюджетов - Прибыль является одним из источников формирования государственных бюджетов разных уровней. Наряду с другими доходными выплатами она поступает в бюджеты в виде налогов и способствует удовлетворению (с помощью этих бюджетов) различных общественных потребностей, а также обеспечивает выполнение государством своих функций.[10]

 

    1. ВИДЫ ПРИБЫЛИ.

 

Существует множество классификаций прибыли по различным признакам[3]:

  1. Классификация по источникам формирования прибыли, отображаемым в бухгалтерском учете.
    1. Прибыль от реализации продукции – выражает эффект от использования оборудования по прямому назначению, рассчитывается как разница между нетто-выручкой и затратами на производство и реализацию продукции за отчетный период.
    2. Прибыль от прочих операций – иная прибыль, получаемая предприятием, не зависящая от реализации основной продукции (например, прибыль от реализации производственных запасов и т.д.).
    3. Балансовая прибыль – конечный финансовый результат, основанный на бухгалтерском учете все хозяйственных операций компании и анализе статей бухгалтерского баланса.
  2. Прибыль по методу расчета.
    1. Валовая (банковская) прибыль – доход на вложенный капитал. Выражена в денежной форме и вычисляется из разницы между выручкой от продажи продукции и себестоимостью этой продукции (коммерческие и управленческие расходы не учитываются).
    2. Чистая прибыль – это прибыль, составляющая разницу между общим доходом организации и всеми ее расходами.
    3. Маржинальная прибыль – прибыль, получаемая из превышения выручки над переменными расходами организации на производство, с учетом того, что эта выручка должна возместить постоянные затраты организации.
  3. Классификация прибыли по источникам формирования прибыли по основным видам деятельности предприятия.
    1. Прибыль от операционной деятельности.
    2. Прибыль от инвестиционной деятельности.
    3. Прибыль от финансовой деятельности предприятия.

Здесь следует уточнить особенности и различия каждого вида деятельности, чтобы понять от чего мы получаем прибыль.

    • операционная деятельность – основная деятельность фирмы, ради которой она и была создана. Например, производство определенной продукции и получение доходов от ее реализации.
    • инвестиционная деятельность – деятельность, представляющая собой вложение средств в объекты инвестирования с целью получения с них дохода (обычно не является основной деятельностью фирмы).
    • финансовая деятельность – деятельность, связанная с формирование и использованием финансовых ресурсов предприятия с целью экономического и социального развития.
  1. Классификация прибыли по характеру налогообложения (ст.246-251 НК РФ)[7].
    1. Налогооблагаемая прибыль – размер прибыли, облагаемой налогом, устанавливается как разница между доходом организации и суммой установленных вычетов и скидок (к вычетам относятся  производственные, коммерческие и транспортные издержки, проценты по задолженности и т.д.).
    2. Прибыль, не подлежащая налогообложению – список доходов, не подлежащих налогообложению, приведен  в ст.251 НК РФ. Все остальные доходы, не указанные в данном перечне, подлежат налогообложению. К необлагаемым доходам относят кредитные (заемные) средства, гранты, средства целевого финансирования, стоимость имущества, полученного в виде залога или задатка и т.д.
  1. Классификация прибыли в зависимости от использования поправок на инфляцию.
    1. Номинальная прибыль – это, в данном случае, то же самое, что и балансовая прибыль, т.е. прибыль, указанная в финансовой отчетности.
    2. Реальная прибыль - номинальная прибыль с поправкой на инфляцию. В условиях инфляционной экономики вся прибыль подлежит корректировке с применением общего индекса цен т.к. изменение цен значительно влияет на размер прибыли.
  2. Классификация прибыли по значениям итогового результата хозяйствования:
    1. Положительная прибыль
    2. Отрицательная прибыль (убыток).
    3. Нормальная прибыль (если первые два пункта интуитивно понятны и не требуют разъяснения то, что собой представляет данный вил прибыли требуется уточнить) – прибыль, получаемая организацией, соответствующая среднерыночным значениям прибыли и позволяющая сохранять и поддерживать позицию этой организации на рынке.
  3. Классификация прибыли по характеру использования.
    1. Капитализированная прибыль – прибыль, направленная на расширение и развитие производства, на формирование и увеличение собственного капитала организации.
    2. Потребленная (распределенная) прибыль – прибыль, используемая для выплат премий персоналу, социальных расходов, дивидендов.
  4. Классификация прибыли по временному периоду формирования прибыли.
    1. Прибыль прошлых лет – накопленная для капитализации прибыль за все периоды.
    2. Прибыль отчетного периода (нераспределенная прибыль) – это чистая прибыль предприятия (прибыль, составляющая разницу между общим доходом организации и всеми ее расходами) за определенный отчетный период.
    3. Прибыль планового периода (плановая прибыль) –ожидаемая прибыль, которая предусмотрена при соблюдении плановых издержек и объема продаж.

Информация о работе Пути повышения прибыли