Пути повышения прибыли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2015 в 20:49, курсовая работа

Описание работы

В современных условиях целью любого коммерческого предприятия является получение прибыли.
Под прибылью понимается разность между суммарной выручкой фирмы и всеми издержками (явными и неявными) фирмы.
Прибыль характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..………2
1.Теория формирования прибыли и ее развитие, роль прибыли в современной экономике………………………………..……………………………………….4
1.1.Понятие прибыли, теории формирования………………………………. 4 . 1.2.Виды прибыли……………………………………………………………..9
1.3.Формирование прибыли. Факторы, влияющие на прибыль…………….13
2. Анализ структуры прибыли, получаемой предприятием…………………..17
2.1.Бухгалтерский и экономический подходы к расчету прибыли………...17
2.2.Анализ прибыли предприятия…………………………………………….21
2.3. Рентабельность предприятия ……………………………………………25
3 Пути повышения прибыли……………………………………………………28
3.1.Пути повышения прибыли………………………………………………..28
3.2.Методы планирования прибыли………………………………………….31
3.3.Распределение и использование прибыли……………………………....33
Заключение………………………………………………………………… ……36
Список использованных источников….………………………………………..38

Файлы: 1 файл

Курсовая1.docx

— 288.27 Кб (Скачать файл)

 

1.3.ФОРМИРОВАНИЕ ПРИБЫЛИ.  ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПРИБЫЛЬ.

Процесс формирования прибыли показан на рисунке 2.




 



 

 




 


 


 


 



 

 




 

 

Рисунок 2 – Процесс формирования и распределения прибыли.

 

Подробнее процесс распределения прибыли будет рассмотрен в главе 3.

Классификация основных факторов, оказывающих влияние на размер прибыли организации показана на рисунке 3.




 



 




 

Рисунок 3 – Классификация факторов.

 

Основные факторы, которые влияют на размер получаемой предприятием прибыли, обычно делят на внешние и внутренние факторы (перечисленные факторы не влияют на размер прибыли прямо, они оказывают определенное влияние на прибыль через объем реализуемой продукции и себестоимость)[12].

  1. внешние факторы – факторы, не зависящие от деятельности самого предприятия, но значительно влияющие на размер прибыли.
  2. внутренние факторы – факторы, зависящие исключительно от деятельности самого предприятия и его поведения на рынке (от объема выпуска и реализации продукции; качества производимой продукции, работ и услуг; отпускных цен и издержек производства).

 

К внешним факторам относятся:

  • размер амортизационных отчислений
  • природные условия
  • конъюнктура рынка
  • кредитно-денежная и ценовая политика государства (регулирование процентных ставок, цен, тарифов, налоговых ставок и льгот, санкций и т.д.).
  • цены на различные производственные ресурсы (материальные, топливно-энергетические, сырьевые и т.д.)

 

К внутренним факторам, влияющим на прибыль организации, относят:

  • конкурентоспособность продукции и спрос на нее
  • производительность труда персонала
  • наличие и эффективность финансового и производственного планирования
  • уровень организации производства, труда и т.д.
  • уровень хозяйствования
  • профессионализм работников и руководства

Внутренние факторы, в свою очередь, делятся на производственные и внепроизводственные.

  1. Производственные факторы – связаны именно с производственным процессом, касаются использования предметов и средств труда, различных ресурсов (трудовых и финансовых).
  2. Внепроизводственные факторы – не связаны непосредственно с производственным процессом и касаются социальных условий труда и быта работников, природоохранительной, а также снабженческо-сбытовой деятельности организации.

И последнее разделение в данной классификации происходит на уровне производственных факторов. Они разделяются на интенсивные и экстенсивные.

  1. Экстенсивные факторы – факторы, влияющие на размер прибыли через изменение количества и объема средств и предметов труда, численности работников, финансовых ресурсов, времени работы и т.д.
  2. Интенсивные факторы – ориентированы на изменение качества производства, а не его количественной характеристики.

К таким изменениям относятся:

  • повышение квалификации работников
  • повышение производительности труда персонала
  • снижение трудоемкости продукции и материальных затрат на производство одной единицы товара
  • совершенствование организации труда
  • более эффективное распределение и использование финансовых ресурсов
  • повышение производительности оборудования и его технических характеристик
  • совершенствование технологий производства продукции
  • использование новейших видов материалов и т.д.

Все описанные здесь внутренние факторы способствуют увеличению размера прибыли предприятия и могут быть использованы для этой цели. Пример пути увеличения прибыли и влияния на нее этих факторов будет рассмотрен в 3 главе.

 

 

 

 

 

    1. АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ПРИБЫЛИ, ПОЛУЧАЕМОЙ ПРЕДСПРИЯТИЯМИ.

 

2.1. БУХГАЛТЕРСКИЙ  И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОДХОДЫ К  РАСЧЕТУ ПРИБЫЛИ.

 

Прибыль предприятия складывается из трех основных составляющих[9]:

  1. Основную часть прибыли составляет прибыль (или убыток) от реализации продукции, работ и услуг.
  2. В состав общей прибыли предприятия также входит прибыль (или убыток) от прочей реализации.
  3. Третьим элементом являются операционные, внереализационные и чрезвычайные доходы и расходы.

Итак, теперь, когда мы разобрались, что такое прибыль и что влияет на ее размер, нам следует выяснить,  как же рассчитывается и анализируется прибыль предприятия и какие показатели при этом учитываются.

Сначала, следует отметить, существует 2 основных метода расчета и анализа состояния прибыли: бухгалтерский и экономический. Эти методы различаются между собой своим подходом к издержкам предприятия[1].

Бухгалтерская прибыль рассчитывается по формуле:

Бухгалтерская прибыль = Совокупный доход фирмы – Бухгалтерские (явные) издержки.

В данном случае бухгалтерские или явные издержки – это стоимость всех ресурсов, задействованных в производстве фирмой, в фактических ценах (ценах, по которым их приобретали).

Т.е. при использовании этого метода для расчета прибыли за какой-то определенный отчетный период возможно использование следующей формулы:

П=Д-Р

, где П – прибыль предприятия

        Д – доход предприятия за отчетный период

        Р – расходы предприятия за отчетный период (на преобразование ресурсов производства).

С точки зрения экономистов расходы предприятия не ограничиваются лишь явными издержками. Поэтому в экономическом подходе при расчете прибыли организации учитываются еще и неявные или альтернативные издержки.

Итак, экономическая прибыль рассчитывается по формуле:

Экономическая прибыль =  Совокупный доход фирмы – Экономические (явные или неявные) издержки.

или

Экономическая прибыль = Бухгалтерская прибыль – Неявные (альтернативные) издержки.

Для лучшего понимания экономического метода расчета прибыли предприятия следует уточнить, что же понимается под альтернативными издержками.

Итак, альтернативные издержки – это стоимость других благ (товаров и услуг), которые могли бы быть получены при другом наиболее выгодном из возможных альтернативных направлений использования ресурсов предприятия.

Альтернативные издержки, с точки зрения предпринимателя, могут быть 2-ух видов:

  1. Альтернативная стоимость предпринимательского таланта – отказ от альтернативных трудовых доходов, т.е. предприниматель отказывается от альтернативной трудовой деятельности в качестве специалиста в определенной профессиональной области в пользу своей предпринимательской деятельности, а значит от альтернативной платы за свой труд в качестве наемного работника.
  2. Альтернативная стоимость собственного капитала – данный вид альтернативных издержек представляет собой отказ от альтернативного дохода, т.е. упущенные альтернативные возможности получения прибыли путем перенаправления ресурсов предприятия в другие проекты. В данном примере альтернативные издержки – это издержки на производство товара, оцененные с точки зрения потерянной возможности использования тех же ресурсов в других целях.

Чтобы выяснить, каким образом можно оценить альтернативные издержки, возьмем для примера Робинзона на необитаемом острове. Допустим, что около своей хижины он выращивает две культуры: картофель и кукурузу. Земельный участок ограничен. Робинзон решает увеличить производство кукурузы. И сделать это он сможет только одним способом: увеличить площадь, отведенную под кукурузу, уменьшив площадь, занимаемую картофелем. Альтернативные издержки производства каждого последующего початка кукурузы в этом случае могут быть выражены в клубнях картофеля, которые Робинзон недополучил, используя картофельный земельный ресурс для выращивания кукурузы[16].

Если в отрасли есть положительная или отрицательная экономическая прибыль, то она стимулирует приток в отрасль новых предприятий или соответственно отток фирм в другие сферы деятельности.

 

Пример расчета прибыли (все данные для расчета представлены в таблице 1).

 

 

Таблица 1 – Основные показатели для примера расчета прибыли.

 

Бухгалтерские показатели

Экономические показатели

  1. Совокупный доход

1000

1000

  1. Явные издержки

800

800

В том числе:

  • Сырье и материалы
  • Топливо и энергия
  • Зарплата
  • Процент по заемным средствам

 

350

100

250

100

 

350

100

250

100

  1. Неявные издержки

_

250

В том числе:

  • Альтернативная стоимость предпринимательского таланта
  • Альтернативная стоимость собственного капитала

 

_

 

_

 

50

 

200


Взято с сайта Grandars.ru,[9].

  1. Расчет бухгалтерской прибыли[9]:

Бухгалтерская прибыль = Совокупный доход(1) – Явные издержки(2) = = 1000 – 800 = 200.

  1. Расчет экономической прибыли:

Экономическая прибыль = Совокупный доход(1) – Явные издержки(2) – Неявные издержки(3) = 1000 – 800 – 250  =  -50.

Итак, из данных примеров видно, как сильно учет альтернативных издержек влияет на величину прибыли.

Даже при положительной бухгалтерской прибыли экономическая прибыль может быть отрицательной. Наличие отрицательной прибыли означает, что предприниматель, возможно, использует ресурсы своего предприятия не рационально и ему следует подумать об альтернативных способах применения этих ресурсов.

 

    1. АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ.

 

Далее перейдем к анализу полученной предприятием прибыли.

Анализ прибыли ставит перед собой следующие задачи:

  • оценка выполнения бизнес-плана по прибыли
  • проверка реальности получения плановой величины прибыли (план по прибыли должен основываться на себестоимости и объеме реализуемой продукции, в противном случае запланированная величина прибыли может быть недостижима для предприятия)
  • выявление факторов, влияющих на отклонение реальной величины получаемой прибыли от плановой
  • поиск дополнительных возможностей увеличения прибыли

 

Анализ прибыли от реализации продукции[9].

Как было сказано ранее, прибыль от реализации продукции – прибыль, полученная от основной деятельности предприятия. Она определяется отдельно для каждого основного вида деятельности предприятия. Величина прибыли от реализации продукции рассчитывается по формуле:

Прибыль от реализации продукции = Выручка от реализации продукции –Себестоимость продукции (затраты на производство и реализацию).

Выручка здесь берется без налога на добавленную стоимость, акцизов, экспортных тарифов и т.д.

Пример анализа прибыли от реализации продукции. Вся необходимая информация представлена в таблице 2.

Таблица 2 – пример анализа прибыли от реализации продукции.

Показатели

По плану

По плану на фактически реализованную продукцию

Фактически

1.Объем реализованной продукции

1400

_

1422,4

2.Производственная себестоимость реализованной продукции

19398

19491

19552

3. Коммерческие расходы, относящиеся к реализованной продукции (расходы на продажу)

154

144

144

4. Итого полная себестоимость реализованной продукции

19552

19635

19696

5. Выручка от реализации в продажных ценах без НДС и акцизов)

22726

23087

23072

6. Прибыль

3174

3452

3376


Взято с сайта Grandars.ru,[9].

 

Итак, в начале анализа следует отметить, что величины плановой прибыли и фактической отличаются друг от друга. Фактическая прибыль от реализации товарной продукции больше плановой на: 3376 — 3174 = + 202 тыс. руб.

На это перевыполнение повлияли следующие факторы (анализ ведется для каждой строки таблицы отдельно):

1. Из данной таблицы видно, что объем реализованной продукции превышает план на 1,6%. Чтобы найти, какая сумма прибыли получена за счет роста объема реализации продукции, следует найти эти 1,6% от суммы прибыли: (3174 * 1,6%) / 100% = + 50,8 тыс. руб. Следовательно, за счет увеличения объема реализованной продукции прибыль, полученная от реализации, возросла на сумму 50,8 тыс. руб.;

Информация о работе Пути повышения прибыли