Пути решения проблем развития конкуренции на Белорусском рынке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 23:10, курсовая работа

Описание работы

Конкуренция как метод экономического контроля стоит обществу минимальных затрат, но является при этом важной силой, которая постоянно толкает производителя на сокращение издержек производства и цен, стимулирует борьбу за потребителя и улучшение качества товаров. При этом, конкуренция является обязательным условием существования рынка. Если она по сути, а не по форме отсутствует, то отсутствует и рынок как общественная форма экономических связей. Наличие конкуренции – естественное состояние рыночных отношений, при котором их субъекты побуждаются к активной предпринимательской деятельности. Проблема создания условий для ее возникновения и развития чрезвычайно важна для переходной к рынку экономики Беларуси. При ее решении следует различать условия возникновения конкуренции и условия формирования конкурентной среды

Файлы: 1 файл

Курсавая 2.docx

— 835.28 Кб (Скачать файл)

1) индивидуальной (один участник  рынка стремится занять “свое  место под солнцем”- выбрать наилучшие условия купли-продажи товаров и услуг);

2) местной (ведется среди  товаровладельцев какой-то территории);

3) отраслевой ( в одной из отраслей рынка идет борьба за получение наибольшего дохода);

4) межотраслевой ( соперничество представителей разных отраслей  рынка за привлечение на свою сторону покупателей в целях извлечения большего дохода);

5) национальной ( состязание отечественных товаровладельцев внутри данной страны);

6) глобальной ( борьба предприятий ,хозяйственных объединений и государств разных стран на мировом рынке).

     По характеру развития конкуренция подразделяется на:

1) свободную

2) регулируемую.

     По методам ведения конкуренция делится на:

- ценовая,

- неценовая.[11, 112]

     В вопросах содержания и форм конкуренции существуют разные подходы. Марксизм о конкуренции. Имея в виду капиталистическую конкуренцию, Ф. Энгельс определял ее как наиболее полное выражение господствующей в современном гражданском обществе войны всех против всех. Закон капиталистической конкуренции, по Марксу, основывается на разнице между стоимостью товара и издержками производства. Он различал две формы капиталистической конкуренции: внутриотраслевую, межотраслевую.

     Внутриотраслевая конкуренция — конкуренция между предпринимателями, производящими однородные товары, за лучшие условия их производства и сбыта, за получение сверхприбыли. Товары реализуются исходя из общественно необходимых затрат, которые образуют общественную, рыночную стоимость.[13, 246] Общественная стоимость товаров, устанавливающуюся в результате внутриотраслевой конкуренции на рынке, К. Маркс называл рыночной стоимостью. Рыночная стоимость отличается от рыночной цены. На величину последней влияет спрос и предложение товаров. Если спрос выше предложения рыночная цена устанавливается выше стоимости, а если предложение больше спроса ,то рыночная цена ниже стоимости.[12, 179] Внутриотраслевая конкуренция сводит различные индивидуальные стоимости к рыночной стоимости и рыночной цене, обусловливает неравенство индивидуальных норм прибыли предпринимателей различных отраслей производства.[13,  246] Стимулируя технический процесс и повышение производительности труда на предприятиях, она в то же время выступает как тормоз их развития, т. к. порождает коммерческую тайну, отвлекает крупные средства на спекуляцию, рекламу и другие непроизводительные цели.[12, 179]

     Различают следующие формы внутренней конкуренции:

- Предметная – это конкуренция между фирмами , производящую одинаковую продукцию, но эта продукция отличается ценой и качеством;

- Видовая – это конкуренция между фирмами, которые производят разные типы продукции, удовлетворяющие одну и ту же потребность человека. Она осуществляется через обновление продукции, разнообразие ассортимента продукции.

- Межотраслевая конкуренция - это конкуренция между предпринимателями, занятыми в различных отраслях производства, из-за выгодного приложения капитала, перераспределения прибыли, т.е. ведется еще и борьба за потребителя, чтобы он тратил свои доходы на покупку продукции данной фирмы. Поскольку на норму прибыли влияют разные факторы, то ее величина в различных отраслях различна. Однако каждый предприниматель независимо оттого, где применяется его капитал, стремится получить на него прибыль не меньшую, чем остальные предприниматели. Это приводит к переливу капиталов из одних отраслей в другие: из отраслей с низкой нормой прибыли в отрасли с высокой нормой. В ходе такого движения капиталов нормы прибыли сфер производства выравниваются путем конкуренции в единую общую норму прибыли, представляющую собой среднее из этих различных норм прибыли. Прибыль, получаемая по средней норме на авансированный капитал, называется средней прибылью. Образование средней прибыли означает перераспределение совокупной прибыли между предпринимателями различных отраслей по принципу: равновеликая прибыль — на равновеликий авансированный капитал, вложенный в эти отрасли. .[13, 246]

     Превращение прибыли в среднюю прибыль приводит к тому , что товары продаются не по стоимости , а по цене производства , которая состоит из издержек производства и средней прибыли на авансированный капитал[12, 179] Однако не надо полагать, что, осуществив инвестиции в любую сферу хозяйственной деятельности, предприниматель обеспечивает себе получение прибыли в соответствии со сложившейся средней нормой прибыли. Это достижимо лишь в том случае, если дело организовано как минимум на среднем уровне технологических, технико-экономических, организационно-экономических и социально-управленческих требований, предъявляемых к производству. [13, 246] Кроме этого, в экономике принято разделять конкуренцию по ее методам на ценовую и неценовую.

     1.2.2. Ценовая конкуренция.

    Ценовая конкуренция происходит, как правило, путём искусственного сбивания цен на данную продукцию. При этом широко используется ценовая дискриминация, которая имеет место тогда, когда данный продукт продаётся по разным ценам и эти ценовые различия не оправданы различиями в издержках. Ценовая дискриминация возможна при трёх условиях:

1. Продавец должен быть  монополистом или обладать некоторой  степенью монопольной власти;

2. Продавец должен быть  способен выделять покупателей  в группы, которые имеют разную покупательскую способность;

3.  Первоначальный покупатель  не может перепродавать товар  или услугу. Ценовая дискриминация наиболее часто применяется в сфере услуг (врачей, адвокатов, гостиниц и т.д.), при оказании услуг по транспортировке продукции; при реализации товара, который не поддаётся перераспределению с одного рынка на другой (транспортировка скоропортящихся продуктов с одного рынка на другой).

     1.2.3. Неценовая конкуренция.

     Неценовая конкуренция проводится, главным образом, посредством совершенствования качества продукции и условий её продажи, «сервизации» сбыта. Повышение качества может осуществляться по двум основным направлениям:

1) совершенствование технических  характеристик товаров;

2) улучшение приспособляемости  товара к нуждам потребителей.

     Неценовая конкуренция посредством улучшения качества продукции получила название конкуренции по продукту. Этот вид конкуренции основывается на стремлении захватить часть отраслевого рынка путём выпуска новых товаров, которые либо принципиально отличаются от своих предшественников, либо представляют модернизированный вариант старой модели. Например,  в США продается одновременно 10 тыс. сортов муки, более 4 тыс. видов консервированной кукурузы, 50 сортов горчицы. [12, 182] Конкуренция, основанная на повышении качества, имеет противоречивый характер. С одной стороны, повышение качества служит способом скрытого снижения цен и расширения сбыта; с другой – «качество – это субъективная оценка, которая открывает возможность фальсификации качества путём рекламы и красивой упаковки. Неценовая конкуренция путём сбыта продукции получила название конкуренции по условиям продаж. Этот вид конкуренции основывается на улучшении сервиса обслуживания покупателя. Сюда входит воздействие на потребителя через рекламу, совершенствованье торговли, установление льгот по обслуживанию покупателей после приобретения товара, т.е. в процессе его эксплуатации. [14, 18] Особыми методами неценовой конкуренции является товаров в рассрочку и лизинг. Последнее означает пользование средствами производства вместо их приобретения в собственность, т.е. долгосрочная аренда машин и оборудования , транспортных средств, сооружений производственного назначения. В отличии от классической аренды взаимоотношение сторон при лизинге строится на условиях договора купли-продажи . [12, 182]

     Сильнейшим орудием неценовой конкуренции всегда была реклама, сегодня ее роль возросла многократно. С помощью рекламы фирмы не только    доносят     до покупателей     информацию   о  потребительных свойствах своих товаров, но и формируют доверие к своей товарной, ценовой, сбытовой политике, стремясь создать образ фирмы, как «хорошего гражданина» той страны, на рынке которой предприниматель выступает во внешней торговле.

К незаконным методам неценовой  конкуренции относятся:

- промышленный шпионаж,

- переманивание специалистов, владеющих производственными секретами,

- запрет доступа к определенным  источникам,

- распределение сложной  информации,

- выпуск товаров, внешне ничем не отличающихся от изделий подлинников, но существенно худших по качеству, а поэтому обычно на 50% более дешевых, закупка образцов с целью их копирования. [14, 18]

     В современных условиях на рынках труда преобладает неценовая конкуренция, т.к. фирмы при найме на работу обращают внимание не только на заработную плату, но и на квалификацию. А учитывая то, что происходит процесс усложнения технологий , квалификация приобретает серьезное значение. Кроме этого, фирмы, действующие на рынке, обладают достаточными финансовыми возможностями, чтобы на достаточно длительный период времени снижать цену, и соответственно, более привлекательно для потребителей на фоне своих конкурентов. А также учитывая, что потребности потребителей постоянно растут, фирмам необходимо постоянно обновлять и расширять ассортимент выпускаемой продукции.

     1.2.4. Современные подходы к конкуренции.

     Современные экономисты считают конкуренцию одной из причин эффективности производства. Именно конкуренция заставляет фирмы внедрять научно-технические достижения, совершенствовать технологию производства. В западной литературе большое внимание уделяется формам конкуренции. В частности, различают следующие основные формы конкуренции:

- совершенная,

- несовершенная.

     Совершенная конкуренция — это соперничество многочисленных производителей, создающих примерно одинаковые объемы идентичной продукции. [13, 247]

     Для нее характерны следующие черты:

- наличие большого числа  фирм, производящих один и тот  же вид товара. Фирма должна быть относительно небольших размеров и объем производства в производимой продукции должен быть незначителен;

- возможность производственного доступа к различным производственным секретам;

- однородность продукции , производимой различными предприятиями в рамках одного производственного сектора, состоящего из множества фирм;

- хорошее знание рынка  покупателями и продавцами. Все субъекты купли-продажи должны знать цены на рынке, спрос и предложение на товары. [12, 180]

     Совершенная, или свободная, конкуренция в экономике развитых стран типична была до середины XIX в. Во второй половине XIX— начале XX в. Появляются крупные предприятия и их объединения. Эти процессы привели к существенному изменению конкурентной борьбы на рынках. Наряду с совершенной конкуренцией появились ее новые виды, и прежде всего, несовершенная конкуренция. Несовершенная конкуренция в отличие от свободной, совершенной конкуренции ограничена влиянием монополий и государства. Существуют несколько моделей несовершенной конкуренции. Эти модели хорошо раскрывают К.Р. Макконнелл и С.Л. Брю в книге "Экономикс".

Первая модель несовершенной  конкуренции — монополия. Ей присущи следующие черты:

- единственный продавец: одна фирма или отрасль является единственным производителем данного продукта или единственным поставщиком услуги;

- нет близких заменителей.  Продукт монополии уникален в том смысле, что не существует хороших или близких заменителей. С точки зрения покупателя это означает, что он должен покупать продукт у монополиста или обходиться без него, т.е. нет приемлемых альтернатив;

- диктуемая цена: чистая  монополия диктует цены или  осуществляет значительный контроль над ценой;

- заблокированное вступление: вступление в отрасль конкурентов в условиях чистой монополии заблокировано.

     Критерием оценки степени монополизации служит доля хозяйственной единицы в производстве и на рынке. В соответствии с законодательством ФРГ доминирующее положение предприятия или группы предприятий на рынке возникает, если на одно предприятие приходится свыше 1/3 всего оборота на рынке. В США в течение нескольких десятилетий этот показатель устанавливался исходя из доли четырех крупнейших фирм. Монополизм в производстве и на рынке также проявляется в установлении монопольных цен — завышенных при продаже и заниженных при покупке товаров.

    По происхождению выделяют два основных вида монополий:

1) естественную, которая  существует по объективным причинам (энергетика, железные дороги, газоснабжение, связь и т.д.);

2) искусственную — специально созданная путем концентрации в чьих-то руках определенной хозяйственной деятельности (картели, синдикаты, тресты, концерн и т.д.).

Информация о работе Пути решения проблем развития конкуренции на Белорусском рынке