Пути решения проблем развития конкуренции на Белорусском рынке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 23:10, курсовая работа

Описание работы

Конкуренция как метод экономического контроля стоит обществу минимальных затрат, но является при этом важной силой, которая постоянно толкает производителя на сокращение издержек производства и цен, стимулирует борьбу за потребителя и улучшение качества товаров. При этом, конкуренция является обязательным условием существования рынка. Если она по сути, а не по форме отсутствует, то отсутствует и рынок как общественная форма экономических связей. Наличие конкуренции – естественное состояние рыночных отношений, при котором их субъекты побуждаются к активной предпринимательской деятельности. Проблема создания условий для ее возникновения и развития чрезвычайно важна для переходной к рынку экономики Беларуси. При ее решении следует различать условия возникновения конкуренции и условия формирования конкурентной среды

Файлы: 1 файл

Курсавая 2.docx

— 835.28 Кб (Скачать файл)

     К факторам, тормозящим становление рыночных конкурентных отношений в экономике переходного периода, относятся:

- налоговая, кредитная, инвестиционная и ценовая политика государства,

- длительные сроки окупаемости капиталовложений,

- неплатежи,

- политика существующих  на рынке структур;

- неразвитость рыночной  инфраструктуры;

- ограниченность ресурсов, отсутствие навыков предпринимательской деятельности у администрации негосударственных предприятий, криминальные барьеры. [8, 250-252 ]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ НА БЕЛОРУССКОМ РЫНКЕ

 

3.1 Меры по улучшению конкурентной среды в РБ

 

     Механизм создания эффективной конкурентной среды на потребительском рынке республики и повышения ее уровня интенсивности должен быть отрегулирован государственными органами. Этот шаг не следует рассматривать как возврат к усилению методов административного воздействия на субъектов рынка и созданию торговых барьеров. [4, 7] Для появления конкуренции в Беларуси необходимы следующие условия:

-   полное обособление  производителей как собственников  средств производства и произведенного продукта (главная предпосылка);

-  множественность производителей  однородной продукции (достигается  путем создания новых экономических структур в монополизированных отраслях), развитие малого и среднего бизнеса, разукрупнение ассоциаций, концернов и других объединений;

- заинтересованность субъектов  в предпринимательской деятельности; экономическая свобода и полная самостоятельность в производственной и коммерческой деятельности хозяйствующего субъекта (выбор вида деятельности, организационных форм, определение источников финансирования, методов и структур управления производством, сбытом и т.д.), отсутствие диктата со стороны правительства (государства);

- наличие рынка земли  и недвижимости, четких правовых  норм, устойчивых денежной и финансовой систем, стимулирующей налоговой, кредитной, ценовой и внешнеторговой политики (разумной протекционистской политики государства в сфере внутреннего рынка, осуществляемой путем введения временных количественных ограничений импорта отдельных видов продукции, специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин);

- ликвидация барьеров для входа на рынок новых хозяйствующих субъектов;

- преодоление монополизма государственных управленческих структур; контроль за монополистической деятельностью хозяйствующих субъектов и пресечение антиконкурентных действий; государственное регулирование естественных монополий; обеспечение свободного доступа к информации о товарах и ценах; превращение государственного сектора экономики в действительного конкурента. (Конкуренции не бывает при отсутствии частной собственности. Следовательно, становление конкуренции в трансформационной экономике Беларуси диктует необходимость обеспечения  права собственности на средства производства, на продукт и на доход, а также многообразия форм собственности и их равноправия. Негосударственные и частично государственные экономические структуры не должны охватывать лишь мелкое производство и бизнес.) [8, 255- 266]

     Кроме этого, для повышения конкурентоспособности белорусским предприятиям необходимо решить следующие задачи. Совершенствовать маркетинговую деятельность. В этих целях:

— проводить мероприятия  по совершенствованию организации  маркетинга (создать службу или назначить исполнителя по маркетингу; определить должностные обязанности, разделить полномочия, определить ответственность и поощрение; провести переподготовку кадров; при подборе кадров устанавливать жесткие квалификационные требования к образованию и специальности);

— осуществлять поиск рыночных ниш, выявлять перспективные сегменты рынка, проводить позиционирование товара на рынке;

— выявлять потребности  покупателей и постоянно повышать конкурентоспособность продукции, внедрять новые товары;

— проводить гибкую ценовую  политику, применяя разный уровень  цен на разных рынках, для разных сегментов, применять систему скидок;

— проводить анализ и  осуществлять поиск перспективных  рынков и каналов сбыта; осваивать внешние рынки;

— осуществлять эффективную  рекламную кампанию, мероприятия  по стимулированию сбыта, направленные на формирование покупательских предпочтений и приверженности к предприятию и его продукции.

     Улучшать финансовое состояние предприятия. В этих целях:

— разрабатывать мероприятия, направленные на снижение затрат;

— ускорять оборачиваемость  оборотных средств:

— при выборе управленческих решений проводить оптимизацию  затрат.

     Совершенствовать менеджмент. В этих целях:

— четко определять цели;

— выработать стратегии (общую  для предприятия, маркетинговую, по элементам комплекса маркетинга, по финансам,      производству);

— совершенствовать организацию  управления предприятием,

— разработать систему  мотивации работников к эффективной  деятельности.

     Представляется, что решение этих задач в комплексе позволит повысить конкурентоспособность отечественных предприятий как на внутреннем, так и на внешнем рынках, а это, в свою очередь, позволит увеличить объемы экспорта и поступления валютной выручки в Государственный валютный фонд для решения таких задач, как поддержка курса национальной денежной единицы, погашение внешнего долга. [5, 19]

     В условиях отсутствия конкуренции конкурентная среда должна формироваться поэтапно, начиная с появления конкуренции между субъектами и заканчивая формированием структурных элементов по ее обеспечению. На  первом  этапе  происходит становление конкуренции между отечественными производителями   одной   отрасли   за рынки сбыта и сырья, между банками —за долгосрочное кредитование производственных программ, между торговыми организациями - за установление связей с производителями. На втором этапе формируется межотраслевая конкуренция за норму прибыли, происходит становление нетоварных форм конкуренции между концернами, холдингами, финансовыми группами за финансовое лидерство. На третьем этапе предусматривается обеспечение равно-партнерских отношений между отечественными и иностранными производителями. С нашей точки зрения, эти этапы должны совпадать с этапами развития рыночных отношений в республике. Роль государства как регулирующего органа, сдерживающего монополистические тенденции и поощряющего конкурентные отношения, состоит не в запрете монополий как таковых, а в создании системы мер, поощряющих состязательность на рынке, стимулирующих деловую активность, поддерживающих соблюдение принципа равных возможностей.[8, 256]

     Анализ экономической ситуации в республике, практики демонополизации экономики за 1993-1998 it. позволяет сделать вывод о том, что в ходе реформирования национальной экономики было бы целесообразно отдать приоритет не антимонопольной, а конкурентной политике. Конкурентная политика - это совокупность государственных мер, направленных на создание и поддержку (развитие) конкуренции. Ее проводят не только развитые и развивающиеся страны, но и государства с трансформируемой экономикой. Принципами такой политики в рыночной экономике являются: эффективность, справедливость, правовая защита производителя (продавца) и потребителя. Она направлена на стимулирование эффективности и контроля в экономике, предотвращение эксплуатации более слабых участников рынка.[3, 110]

     Основными  целями конкурентной  политики в развитых странах являются: обеспечение экономического роста и международной конкурентоспособности экономики, содействие техническому прогрессу, контроль за деятельностью монопольных субъектов, вытеснение с рынка нерентабельных предприятий. При этом главные стратегические задачи государства заключаются в создании законодательной основы конкурентных отношений, а также нового хозяйственного механизма, ориентированных на стимулирование конкуренции. Ведущие направления государственной конкурентной политики сводятся к разработке и совершенствованию законодательства о конкуренции, контролю над структурой рынка, предотвращению злоупотреблений рыночной властью, к стимулированию предпринимательской деятельности.[8, 258]

     Основными направлениями конкурентной политики являются: разработка и совершенствование законодательства о конкуренции, контроль над структурой рынка, предотвращение злоупотреблений рыночной власти, стимулирование предпринимательской деятельности. В переходный период важно создать необходимые условия для ее появления. Во-первых, следует принять законы, которые разрешают и стимулируют предпринимателей открывать новые фирмы. Во-вторых, процесс приватизации существующих предприятий должен предусматривать создание конкурентных рынков. В-третьих, важно открыть внутренние рынки для иностранных предпринимателей. И, наконец, необходимы законы, поощряющие конкуренцию и запрещающие ценовые сговоры.[3, 110]

     Высшим органам Республики Беларусь предстоит принят пакет законов, обеспечивающих гарантии полноправного чествования конкуренции в отечественной экономике, а также защиты ее от ведомственного произвола и разнообразных под законных актов и инструкций, искажающих (порой до неузнаваемости) смысл государственных решений. Становлению конкурентных отношений в Беларуси могла бы способствовать реализация механизма банкротства субъектов хозяйствования, чья деятельность признается экономически нецелесообразной. Изучение зарубежного опыта реализации конкурентной политики дает основание считать, что в Беларуси также необходимо проводить институциональные преобразования - осуществить структурную перестройку экономики, обеспечить рациональное сочетание различных форм собственности и эффективное функционирование государственной, снижение уровня монополизации экономики и становление конкурентной среды, финансовое оздоровление страны и проведение земельной реформы. Кроме того, следует реструктурировать предприятия и создать рыночную инфраструктуру, обеспечивающую функционирование основных рынков в условиях конкуренции и разумного антимонопольного регулирований  А главное - устранить экономические основы (условия) злоупотреблений доминирующим положением и создать условия для конкурентных отношений, для чего необходимо:

1) выявить природу монополий  и их виды, а также возможности  субъектов, обладающих чрезмерной экономической властью;

2) отказаться от тотального  устранения монопольных структур, подходить дифференцированное к монополистам и лишать монопольной власти тех, кто не способствует прогрессивным сдвигам в экономике, ее оздоровлению, тормозит развитие НТП, допускает расточительство, производит морально устаревшую продукцию;

3) не столько реорганизовать  функционирующие монополии, сколько  изменить окружающую их экономическую среду; осуществить разумную либерализацию национального рынка, обеспечить развитие производственной инфраструктуры (транспорта и связи); стимулировать производство товаров-субститутов и т.д.[8, 259- 260]

     Антимонопольному регулированию в республике должны были предшествовать принятие закона о конкуренции, разработка законодательства о ней, играющего важную роль в формировании конкурентной среды. Оно, как правило, включает возведенные в закон «правила игры», нормы поведения, регулирующие взаимоотношения хозяйствующих субъектов в сфере бизнеса. При этом в условиях переходной экономики должны преобладать меры не столько ограничительного, сколько стимулирующего характера, направленные на становление и развитие конкуренции. Необходима разработка концепции и программы государственной политики в области конкуренции. Конкурентная политика и законодательство о конкуренции должны ориентироваться не столько на пресечение монопольного поведения хозяйствующих субъектов, сколько на устранение указанных выше препятствий барьеров). При этом было бы корректным определять все законы, направленные на становление конкурентных отношений в трансформируемой экономике республики, как законодательство о конкуренции.

     Роль государства как регулирующего органа, сдерживающего монополистические тенденции и поощряющего конкурентные отношения, состоит не в запрете монополий как таковых, а в создании системы мер, поощряющих состязательность на рынке, стимулирующих деловую активность, поддерживающих соблюдение принципа равных возможностей.[3, 110] Антимонопольное  законодательство  промышленно  развитых стран, предназначенное для условий превышения предложения над спросом и призванное охранять налаженную конкурентную среду, не годится для условий тотального дефицита и отсутствия конкуренции. Решать вопрос о разрушении давно сложившихся в республике монопольных структур необходимо на основе общей реформы собственности и организации управления хозяйством. Из существующего опыта  западного антимонопольного регулирования можно заимствовать лишь общую идею необходимости борьбы с негативными проявлениями монополии, деформирующей рыночные отношения, препятствующими развитию конкуренции, а также некоторые технические приемы. Республике Беларусь необходима своя концепция, призванная не столько спасать и защищать конкуренцию, сколько создавать условия для ее возникновения, способствовать формированию новых производственных структур, лишенных возможности злоупотреблять монопольным положением на рынке; а также предотвращать сговоры между предприятиями, выпускающими однородную продукцию с целью навязывания своей воли потребителям, стимулировать диверсификацию предприятий, развитие малого бизнеса. [8, 261 - 262]

 

3.2 Конкуренция на рынке банковских услуг

 

     Устойчивая  банковская система является  одной из основных предпосылок  успешного экономического развития  страны. Концепцией развития банковской  системы Республики Беларусь  на 2001-2010 годы определено расширение  спектра и качества банковских  услуг и приближение их к  уровню европейских банков путем  создания институциональных и  функциональных банковских структур.

     В  целях определения доступности  банковских услуг для корпоративных  клиентов, мелких и средних компаний, индивидуальных предпринимателей, а также физических лиц использованы  две группы критерий. Первая группа  включает макроэкономические показатели  банковской системы (активы, собственный  капитал, кредиты экономике по  соотношению к ВВП), показатели, характеризующие  концентрацию банковской системы  в целом и в отношении отдельных  услуг, а также сравнительные  показатели, характеризующие объем  активов и капитала крупнейших  банков республики. Вторая группа  отражает зависимость насыщения  банковскими учреждениями от  географического и демографического фактора.[15]

     На  макроэкономическом уровне основным  показателем, характеризующим текущее  состояние банковского сектора  Беларуси, является соотношение  активов и капитала банков  с ВВП, отношение выданных кредитов  и привлеченных вкладов к ВВП.  В нашей стране отношение активов  и капитала банков к ВВП  гораздо ниже, чем в развитых  странах (рисунок 1)

Рисунок 1. Отношение  активов и капиталов банковской системы ВВП.[15]

 

     Это  может свидетельствовать о том,  что масштабы банковской системы  Республики Беларусь меньше, чем  в развитых странах. Данная  ситуация оказывает определенное  влияние на экономическое и  социальное развитие страны, вследствие  чего отдельные отрасли вынуждены  прибегать к использованию иностранного  капитала при принятии инвестиционных  решений.

     Одним  из признанных показателей уровня  конкуренции на рынке является коэффициент Сri, рассчитываемый в процентах и показывающий долю продаж определенного фиксированного числа крупнейших фирм, ранжированных по мере убывания объема. Он представлен следующей формулой:

Сri =Ai\100, An (1)

Где Сri – значение коэффициента для i крупнейших участников рынка;

Ai – объем продаж приходящихся на i крупнейших участников рынка;

Информация о работе Пути решения проблем развития конкуренции на Белорусском рынке