Пути решения проблем развития конкуренции на Белорусском рынке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 23:10, курсовая работа

Описание работы

Конкуренция как метод экономического контроля стоит обществу минимальных затрат, но является при этом важной силой, которая постоянно толкает производителя на сокращение издержек производства и цен, стимулирует борьбу за потребителя и улучшение качества товаров. При этом, конкуренция является обязательным условием существования рынка. Если она по сути, а не по форме отсутствует, то отсутствует и рынок как общественная форма экономических связей. Наличие конкуренции – естественное состояние рыночных отношений, при котором их субъекты побуждаются к активной предпринимательской деятельности. Проблема создания условий для ее возникновения и развития чрезвычайно важна для переходной к рынку экономики Беларуси. При ее решении следует различать условия возникновения конкуренции и условия формирования конкурентной среды

Файлы: 1 файл

Курсавая 2.docx

— 835.28 Кб (Скачать файл)

     Формирование конкурентной среды - сложный процесс с точки зрения практики и четкости определения его содержания в экономической теории. Конкурентную среду можно определить как исторически конкретную социально-экономическую структуру общественного хозяйства, обеспечивающую товарно-денежный обмен, согласно законам товарного производства. Полноценная конкурентная среда создает предпосылки для рационального размещения ресурсов, оптимального их использования, свободного движения факторов производства  (включая перелив капитала), для развития деловой активности. Наличие такой среды характерно для рыночной экономики - особой фазы в развитии общественного производства. Известно, что не всякое товарное производство и рынок рождают рыночную экономику. Но последняя всегда базируется на высоком уровне развития товарного производства и товарно-денежного обращения. Формированию конкурентной среды предшествуют становление рыночной конкуренции как таковой и столкновение частных экономических интересов, обусловленных собственностью на факторы производства, продукт и доход. Чем больше носителей и самих экономических интересов, тем вероятнее возможность возникновения полноценной конкуренции как системы отношений между экономически самостоятельными хозяйствующими субъектами, определяющими новые способы реализации своих экономических интересов. В Беларуси рыночная конкуренция была устранена с ликвидацией частной собственности в советский период в результате тотального огосударствления экономики. Вместе с этим исчезли рынок и товарное производство, а также одно из исходных условий появления конкуренции - обособленность свободных производителей как собственников средств производства и произведенного продукта. Характерной чертой советской экономики была конкуренция потребителей. Они боролись за место в очередях, за доступ к закрытым распределителям, базам и т.п. Однако ни в одной стране, где преобладает рынок покупателей, конкуренция между ними не имеет доминирующего значения. Основными конкурентами там выступают предприниматели.

     Между советскими предприятиями шла острая борьба за прикрепление к выгодным поставщикам, за фонды и лимиты. Это была конкуренция ведомств и организаций за ресурсы общества. В коррумпированных слоях административно-командной системы велась борьба за выживание любой ценой. Имела место также конкуренция руководителей за изменение собственного положения на иерархической лестнице руководства. В результате сегодня в нашей экономике, прежде всего в сфере материального производства, нет полноценной конкуренции. Существующие же гипертрофированные формы конкурентных отношений, как правило, носят недобросовестный, зачастую криминальный характер. В трансформационной экономике Беларуси появились разнообразные виды конкуренции в сфере товарного (оптовая и розничная торговля) и денежного обращения, на рынке банковских и страховых услуг, среди предприятий общественного питания и сферы услуг вместо здоровой конкуренции возникла "теневая" - между монопольными группами "дельцов", монопольными структурами по проведению ростовщических и спекулятивных операций (например, в торговле - между государственными магазинами за наиболее выгодную перепродажу дефицитных импортных товаров коммерческим организациям). Легкая промышленность ощущает острую конкуренцию со стороны импортной продукции (в республике ее 50 %), в экспорте - конкуренцию с дешевыми азиатскими товарами.

     В настоящее время в Беларуси возникает конкуренция между государственным и негосударственным секторами белорусской экономики. По оценкам специалистов, в 1996-1997 гг. на 80 обследованных негосударственных предприятиях не было падения объемов производства; 60 —имели незначительную кредиторскую и дебиторскую задолженность, были рентабельны и обеспечены собственными оборотными средствами, что позволило некоторым из них провести реинвестирование. Кроме того, имеет место конкуренция между иностранными экспортерами и белорусскими производителями на рынке производственной и бытовой электронной   аппаратуры; между самими иностранными экспортерами на рынке транспортных средств (микроавтобусы, легковые и грузовые автомобили малой грузоподъемности, экскаваторы) в связи с отсутствием отечественных производителей; между ведущими автомобилестроительными фирмами республики, что обусловило создание на  Минском автозаводе  ПО "Белавтомаз" дилерской сети (здесь используются услуги посредников,  системы гарантийного и сервисного обслуживания,   принимаются новые управленческие решения), а также между действующими предприятиями по переработке сельскохозяйственной продукции и появляющимися мелкими и средними предприятиями (цехами) колхозов и совхозов. Однако данную конкуренцию нельзя назвать ни совершенной, ни эффективной. Появление и развитие конкуренции на отдельных товарных рынках (потребительских товаров, торговых, бытовых, медицинских и строительных услуг, связи, автомобильного транспорта) обусловливает смену стратегии поведения отдельных хозяйствующих субъектов. Возникающая конкуренция между банками за предоставление краткосрочных кредитов способствует накоплению не производительного, а ростовщического капитала непроизводственного происхождения, увеличению доходов коммерсантов- финансистов без прироста товарного предложения и, как следствие, росту неотоваренной денежной массы ограниченного числа субъектов. Это ведет к банкротству ряда небольших коммерческих банков и укрепляет монополию крупных.[8, 244-246]

     Сегодня на первый план в рыночной борьбе выступает уже не столько ценовая конкуренция, сколько конкуренция новых товаров и услуг, что весьма актуально и проблематично для предприятий текстильной промышленности Беларуси. На большинстве предприятий есть сложности в обеспечении производств современным оборудованием, использовании новых технологий, без чего изначально невозможно делать конкурентоспособную продукцию. Износ оборудования нашей текстильной промышленности составляет более 70%. Для сравнения: в США — в среднем 15—20%. Действующий же механизм замены средств производства на большинстве предприятий республики не адекватен изменившемуся характеру управления, не обладает необходимыми свойствами для решения вопросов, связанных с обеспечением желаемого уровня качества выпускаемой продукции, не использует все экономические резервы и возможности. Немало производственников из-за боязни экономического риска предпочитают применять уже испытанные технологии для производства продукции. Получается замкнутый круг: для того, чтобы производить новую, конкурентоспособную продукцию, нужны деньги, а чтобы их заиметь — необходимо продать качественные изделия. В данной ситуации предприятиям важно не столько ждать помощи от государства, сколько самим производственникам проводить активную маркетинговую стратегию: изучать спрос, емкость рынка, динамику конкурентоспособности аналогичных товаров, мгновенно реагировать на изменения рынка и т.д. Однако даже в наше нелегкое для производителей товаров время можно выделить и ряд экономически устойчивых предприятий, для которых новейшие научные разработки в технологии производства продукции уже не теория, а практика.

     Среди лидирующих предприятий легкой промышленности — ОАО «КИМ», гомельская промышленно-торговая фирма «8 Марта», ОАО «Брестский чулочный комбинат», ВШПО «Витебчанка» и др. Управленцы этих предприятий целенаправленно внедряют в производство инновации, изменяют ассортимент товаров, находят новые рынки сбыта. Для данных предприятий характерен рост прибыли, рентабельности: коэффициенты модернизации качества прогрессивного обновления близки к 1. Пока же большая часть производимой предприятиями текстильной промышленности продукции продается лишь на территории своей республики. [1, 31]

     С развитием рыночных отношений все более ожесточенной становится конкурентная борьба между фирмами. Кто победит — за тем более высокая прибыль, долгосрочная выгодная сделка. Наряду с актуальностью проблемы увеличивается и ее значимость. Но как выработать, а затем реализовать стратегию конкуренции? Создаваемые рыночные структуры с трудом и крайне медленно справляются с новой для себя задачей. С одной стороны, количественные показатели эффективности растут: в 1994 г. удельный вес негосударственного сектора в производстве был равен 22,1 %, в 1999 г. — 43,3 %; ежегодно прирост объемов составлял 6 — 7 %, рентабельность оказалась на 3 — 5 % выше рентабельности госсектора. С другой стороны, уровень затрат сохраняется значительным. На государственных предприятиях затраты выросли в 1999 г. более чем в 4 раза, на негосударственных ненамного меньше -- в 3,8 раза. Естественно, цены остаются высокими, конкурентоспособность товаров практически не меняется. Рентабельность, несмотря на рост, отстает от необходимой для расширенного воспроизводства в 2 — 2,5 раза. Победа в хозяйственном соперничестве, особенно на внешнем рынке становится маловероятной.[2, 22]

     За десять лет конкурентоспособность отечественных предприятий снизилась, финансовых возможностей для улучшения ситуации не имеется. Предпосылки для взаимовыгодного сотрудничества с транснациональными корпорациями не были созданы. Тем не менее, у Беларуси есть потенциал для благоприятного развития. Занимая в мире 0,15% территории, располагая 0.18% численности населения, республика производит 11% мирового производства калийных удобрений, 0,6 – химических волокон и нитей, 0.15 - стали и цемента. 1,3 - холодильников, 0.4 - телевизоров, 1.8 -шерстяных тканей. 0.8 - обуви, 8,7 - льноволокна 0,4 – мяса в убойном весе. 1,1 % - молока. Однако уже в ближайшие годы эти резервы будут сокращаться, а только внутренние накопления не обеспечат требуемого наращивания производственного потенциала, особенно в части выпуска конкурентоспособной на мировом рынке продукции. Вхождение республики в мировую экономику неизбежно потребует ее вовлечения в процесс глобализации, использования прямых иностранных инвестиций и опыта транснациональных корпораций.

     Кризисные явления в Беларуси не носят необратимого характера, поскольку в определенной степени сохранены потенциальная управляемость экономическими процессами, а также экономический, кадровый и интеллектуальный потенциал. Отсутствие подлинной приватизации, при которой появляется реальный собственник предприятия, произведенного продукта и дохода; превращение ее в самоцель; административный, распорядительно-принудительный характер ее осуществления (наряду с необоснованным разукрупнением) приводят к деградации крупной промышленности, разрушению технологических основ того, что составляло базу научно-технического потенциала страны, к формированию новых монополистов. - производителей промежуточной продукции и Мингосимущества.[3, 109]

 

 

С 2.2 Регулирование конкуренции в РБ

 

     В Беларуси сложилась уникальная сверхмононолизированная экономика, для управления которой использовались особые формы и методы. Искусственный монополизм в таких условиях проявлялся как организационный и ведомственный, т.е. как исключительное право государства на администрирование в лице соответствующих функциональных ведомств и отраслевых министерств. Являясь одной из форм проявления государственного монополизма, он одновременно выступал его воспроизводственной основой. Вместе с тем известно, что все существующие в республике монополии являются государственными. Поэтому представляется целесообразным выделять искусственные -включающие административные, или организационные, монополии (в форме министерств, концернов, ассоциаций) и естественные – включающие производственные, или технологические (в форме чистой монополии н олигополий ). В белорусской экономике господствует монополия государственной собственности -по содержанию, по форме же она является чистой монополией или олигополией (наличие ограниченного числа производителей однотипной продукции, взаимозаменяемой, но не идентичной), что обусловливает невозможность возникновения конкурентной среды без изменения основ и форм экономических отношений. В Беларуси усиливается отраслевой монополизм вследствие образования межотраслевых монопольных структур. Неплатежеспособность предприятий ускоряет их кооперацию в процессе приватизации. В настоящее время возник монополизм денежного капитала и банковских структур, а также информационный монополизм. Белорусским монополиям свойственны негибкость, инерционность, низкая экономическая эффективность, однообразие принципов и методов хозяйствования. Многие из них являются отсталыми в техническом отношении и убыточными – в экономическом, находятся в крайне тяжелом финансовом положении, а некоторые - даже на грани банкротства. В республике отсутствует рыночная конкуренция в сфере материального производства, но появились ее гипертрофированные разновидности в сферах товарного и денежного обращения, услуг, среди предприятий общественного питания, между государственным и негосударственным секторами экономики, иностранными экспортерами и белорусскими производителями. Опыт стран с переходной экономикой показывает необходимость демонополизации экономики, изменения характера управления предприятиями и формирования конкурентных отношений путем разгосударствления и приватизации, развития малого и среднего бизнеса, соответствующей протекционистской политики, наличия рынка земли и недвижимости, устойчивых денежной и финансовой систем.[3, 104]

     Несомненно, на уровень и интенсивность конкуренции на белорусском рынке решающее влияние оказывают, в частности, административные запреты на вывоз и ввоз товаров в регион, личные связи между частным бизнесом и местными властями, приводящие к созданию благоприятных, щадящих условий для отдельных предприятий, что создает определенные трудности для выхода на рынок для аналогичных субъектов, не обладающих такими возможностями. Сказываются и технические барьеры, навязываемые многими ведомственными структурами (слишком строгие санитарно-гигиенические нормы, сложная процедура лицензирования, сертификации, таможенного оформления и т.п.), и неразвитость инфраструктуры рынка (систем информации, стандартизации, сертификации, оценки качества продукции, кредитно-финансовых институтов, товарных бирж). К тому же в стадии формирования находится нормативно-правовая основа предпринимательства, что замедляет осуществление деловых операций и снижает эффективность конкурентных усилий участников рынка.[4, 7]

     Свобода экономических субъектов в переходной экономике в значительной мере условна, так как их поведение предопределяется номенклатурными корпоративными интересами. Характерным для Беларуси является государственное регулирование хозяйственной деятельности предпринимателей путем объявления все больших сфер бизнеса зонами ограниченного доступа. Сохраняется сильная зависимость многих предпринимателей (прежних директоров приватизированных госпредприятий, новых менеджеров, возглавивших коммерческие структуры) от чиновников органов государственного управления, имеющих возможности неограниченного контроля за негосударственным бизнесом, его разрешения или запрещения. Органы государственной власти как и прежде используют набор административно-командных инструментов воздействия на деятельность хозяйствующих субъектов, игнорируя законы товарно-денежного обращения. К ним относятся: «административное вмешательство в вопросы ценообразования и сбыта продукции, регулярные корректировки политики в области расчетов, движения финансовых потоков и котировки национальной валюты, запреты на регистрацию и требования перерегистрации негосударственных предприятий, что делает бизнес в нашей стране практически непредсказуемым». Преобладание административного вмешательства подавляет экономическую заинтересованность производителей, консервирует их технологическую отсталость. Характерными для Беларуси являются разрешительный, а не уведомительный принцип регистрации субъектов хозяйствования, сложный механизм лицензирования, регулирование хозяйственной деятельности предпринимателей. В 1995 г. была изменена система лицензирования: на 25 единиц сокращено количество лицензируемых видов деятельности (оставалось 86), отменены 24 специальные решения правительства по данному вопросу.  Однако и в настоящее время выдачу лицензий осуществляют более 40 государственных органов, а число лицензируемых видов деятельности составляет более 100 .[3, 102]

Информация о работе Пути решения проблем развития конкуренции на Белорусском рынке