Пути улучшения эффективности планирования на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2015 в 00:21, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучить нормы и нормативы применяемые в планировании на предприятии.
Объект исследования – планирование на предприятии с использованием норм и нормативов.
Предмет исследования – нормы и нормативы применяемые в планировании деятельности предприятия.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ......................................................................................................3
1 Теоретические аспекты нормативного метода планирования..................5
1.1 Сущность и функции норм и нормативов, их классификация ..............5
1.2 Методы и порядок разработки норм и нормативов................................7
1.3 Содержание, назначение и организация разработки норм
и нормативов, используемых при планировании..........................................9
2 Анализ планирования деятельности предприятия на примере СП
ЗАО «Милавица» ...........................................................................................15
2.1 Характер деятельности и основные технико-экономические
показатели предприятия ................................................................................15
2.2 Характеристика организации планирования на предприятии .............20
2.3 Нормирование труда на предприятии ....................................................25
3 Пути улучшения эффективности планирования на предприятии ..........31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ..............................................................................................35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ..............................

Файлы: 1 файл

нормирование Настя (3).docx

— 111.55 Кб (Скачать файл)

 


 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2.1 – Схема реализации функции планирования на предприятии

Структурные сдвиги в работе планово-экономического бюро произошли пять лет назад. В связи с сокращением кадров из-за оптимизации числености работникав на предприятии изменился штатный состав и организация планирования. Реорганизация и ликвидация бюро осуществлялась с соблюдением трудового законодательства, коллективного договора и уведомлений профсоюзного комитета. Возглавлял планово-экономическое бюро заместитель директора по экономике.  В штатный состав бюро входил ведущий экономист по планированию, экономист по планированию и экономист по труду.

Планирование на СП ЗАО «Милавица» включает в себя следующие виды планов: план производства на год, который доводится вышестоящей организацией, концерном Беллегпром; план производства на квартал; план производства на месяц; бизнес-план производственно-хозяйственной деятельности на 5 лет.

Бизнес-план предприятия состоит из следующих разделов: резюме, характеристики предприятия, описание продукции, анализ рынка, стратегия маркетинга, организационный план. Основой разработки бизнес-плана этого предприятия является анализ внутренней и внешней среды предприятия, диагностика его состояния на данный момент, а так же анализ его состояния на рынке молочных продуктов и в отрасли. Поставленные стратегические задачи определили основные направления бизнес - планирования. Достижение каждой стратегической задачи обеспечено разработкой соответствующего бизнес-плана.

В разработке планов производства также участвуют коммерческий отдел, отдел главного технолога, главный энергетик, бухгалтерия.

При разработке годового плана используются следующие документы: задания вышестоящих организаций; заявки, договора (контракты) на поставку и производство продукции; фактические и прогнозные данные для расчёта показателей в натуральном и стоимостном выражении.

В своей деятельности специалисты по планированию руководствуются: уставом организации; правилами внутреннего трудового распорядка; законодательными и нормативными правовыми актами; постановлениями, указами, приказами, распоряжениями и указаниями вышестоящих организаций; приказами и распоряжениями генерального директора предприятия; другими руководящими, методическими, нормативными документами по вопросам выполняемой работы.

Для расчётов объёма производства на планируемый год в ПЭБ до 1 июля текущего года предоставляется следующая информация: начальником КО – перечень продукции прогнозируемой к запуску в ассортименте с учётом конъюнктуры рынка а также сведения по заказу на изготовление продукции из давальческого сырья, согласно СТП СКЗ 010; экономистом по планированию  – план по замочке кожсырья; экономистом по труду – баланс рабочего времени на следующий год, трудозатраты на изготовление кож хромовых в разрезе ассортимента; главным энергетиком – данные о потребностях в электрической и тепловой энергии.

На основе полученной информации и с учётом производственной мощности предприятия составляется Прогноз социально-экономического развития предприятия на год в натуральном и стоимостном выражении, утверждают в районном Исполнительном комитете и предоставляют в концерн Беллегпром.

 На основе Прогноза  социально-экономического развития  на год концерн Беллегпром  доводит уточнённое задание по  основным целевым показателям  Прогноза социально-экономического развития с разбивкой по кварталам не позднее декабря предшествующего года, которое принимается к исполнению.

На основе уточнённого задания концерна формируются планы по выпуску продукции по кварталам, которые утверждаются генеральным директором. Копии плана выпуска с разбивкой по кварталам экономист по планированию передаёт по одному экземпляру: техническому директору, начальнику КО, начальникам цехов (отделочного, зольно-дубильного, сырьевого участка), главному энергетику. Контроль за выполнением задания по основным целевым показателям Прогноза социально-экономического развития осуществляет заместитель директора по финансам на основе суммарного выполнения месячных планов. Выполнение, как месячных, так и квартальных и годовых планов в целом рассматриваются на производственных совещаниях у генерального директора еженедельно и в целом за месяц.

Квартальный план выпуска продукции начинается с определения планируемого ассортимента продукции. Планируемый ассортимент вытекает из заказов предприятий, контрактов, времени года, объёма сырья, отходов, химических материалов и их стоимости. Расчётные таблицы по планированию ассортимента продукции включают в себя следующие показатели:

1. объем реализации —  количество единиц реализованной  продукции каждого наименования (в соответствии с данными, предоставляемыми начальником КО);

2. цена — реальная продажная  цена одной единицы продукции;

3. объем выручки = объем  реализации × цена;

4. себестоимость общая (с/с  общ) = переменные издержки + постоянные  издержки;

5. рентабельность = (объем  выручки – себестоимость общая) / объем выручки × 100%;

6. точка безубыточности (самоокупаемости);

7. вклад на покрытие  постоянных затрат и формирование  прибыли = выручка от реализации  – переменные затраты на производство  этой продукции.

8. коэффициент вклада  на покрытие (КВП) = (объем выручки  – переменные издержки)/объем  выручки;

9. операционный рычаг = (объем  выручки – переменные издержки) / (объем выручки – себестоимость  общая);

10. запас финансовой прочности = (объем выручки – точка безубыточности) / объем выручки × 100%.

Затем рассчитывается товарная продукция и рентабельность.

Тавблицы по расчёту рентабельности включают в себя следующие показатели: прибыль от реализации; себестоимость реализованной продукции; выручка от реализации ; среднегодовая стоимость капитала; балансовая прибыль; рентабельность производства; рентабельность продаж; рентабельность капитала. Затем способом  цепных подстановок производится расчет влияния этих факторов на изменение уровня рентабельности в целом по предприятию , и полученные данные вносятся в новую таблицу. Данная таблица отражает изменения рентабельности за счет структуры реализованной продукции; удельного веса рентабельных видов продукции; средних цен реализации; себестоимости реализованной продукции. Также определяется общая рентабельность. В зависимости от влияния того или иного фактора делаются корректировки в планируемом ассортименте.

Дальше определяется объём продукции, себестоимость, прибыль/убытки и рентабельность. Составление планов базируется на калькуляции согласно Методическим рекомендациям по планированию, учёту и калькулировании продукции (работ, услуг) на предприятии лёгкой промышленности № 15-8/641 от 05.12.2005.

Расчёт себестоимости единицы продукции включает в себя расчёт сырья и материалов; покупных комплектующих изделия; энергии; основной заработной платы производственных рабочих; дополнительной заработной платы производственных рабочих; единого социального налога; расходов по содержанию и эксплуатации оборудования; цеховых расходов; подводится итог по цеховой себестоимости, общехозяйственных расходов. В результате выводится производственная себестоимость и полная себестоимость продукции.

Месячные планы разрабатываются на основании плана выпуска продукции на квартал и с учётом выпуска продукции за соответствующий период прошлого года. После разработки частей плана производится их взаимная корректировка до полной увязки и сбалансированности как по материально-финансовым ресурсам, так и по времени исполнения. Каждая часть общего плана предприятия оказывается при этом непосредственно связанной и обусловленной другими его частями. Например, поставки предприятию сырья, материалов, комплектующих изделий непосредственно связываются с финансовым планом, а также со сроками и объемом выпуска продукции. В свою очередь выпуск продукции увязывается с наличием рабочей силы, производственными мощностями и планами поставок продукции по договорам. В этом и заключается особенность планирования деятельности предприятия в условиях рынка. Создается динамическая система взаимосвязи производственных, технических, экономических, организационно-административных и социальных мероприятий, направленных на достижение конечной цели.

Основные проблемы в ситеме планирования организации:

- бюджеты составляются со слишком низким уровнем детальности;

- в бюджетах неправильно расставлены акценты: основное внимание уделяется расходам на центр затрат, а оперативные параметры эффективности остаются в тени;

- недостаток интеграции между финансовым планированием и традиционным планированием продаж и операций;

- прогнозы делаются только для финансового года;

- определения данных непоследовательны и/или их уровень детальности отличается от реальных показателей, что как минимум затрудняет сравнение реальных и планируемых показателей или вообще делает его невозможным;

- процессы, осложненные неагрегированными электронными таблицами и постоянными переделками;

- слишком много внимания длительной подготовке годового бюджета и недостаточно - постоянному, гибкому процессу корректировки прогнозов.

 

2.3 Нормирование  труда на предприятии

 

СП ЗАО «Милавица» имеет следующие производственные цеха:

    • подготовительный цех №2;
    • раскройный цех №3;
    • швейные цеха (цех №5, №6);

И вспомогательные участки:

    • фурнитурный участок;
    • участок комплектовки и упаковки изделий;
    • склад готовой продукции, включающий в себя два участка;
    • ремонтно-механический участок;
    • транспортный участок.

Изучим более подробно подготовительный цех №2.

В подготовительном цехе ежегодно осуществляется пересмотр и обновление норм, а также с появлением новых подразделений устанавливаются новые нормы. На данный момент устанавливаются нормы для контролеров фурнитуры группы входного контроля отдела контроля качества.

Структура трудового процесса изучим на примере рабочего места контролера фурнитуры группы входного контроля отдела контроля качества.

Название приема – контроль качества чашек тонких.

Рационализации трудовых приемов и действий может быть достигнута путем устранения лишних движений контролера фурнитуры, установления комплекса наиболее рациональных движений, что позволит снизить трудоемкость выполнения его работы. Этому может способствовать устранение непроизводительных видов работ, более рациональное размещение фурнитуры, что позволит снизить затраты времени на подготовку к проверке.

 

Таблица 2.7 – Трудовые действия и движения

 

№ выполняемого

действия

Выполняемые движения

1.Взять короб с чашками  со стеллажа

1. Протянуть руки к  коробу

2. Захватить короб

3. Поднять короб

4. Перенести к месту  проверки

 

2..Вскрыть короб

1.Взять ножницы

2. Поднести руку к коробу

3.Провести ножницами по  коробу

4. Открыть короб 

 

 

 

3.Проверка качества чашек

1.Протянуть руку к чашкам

2.Захватить чашку

3. Осмотреть визуально

4. Взять сантиметровую  ленту 

5. Приложить к чашке

6. Измерять чашку

7. Положить обратно

 

 

4. Закрыть короб

1.Протянуть руку к чашкам

2.Взять чашки

3. Положить в короб

4. Взять скотч

5. Заклеить короб


 

Примечание – Источник: собственная разработка

Изучим рабочее место контролера фурнитуры.

Основные задачи входного контроля фурнитуры:

  1. проверка наличия сопроводительной документации на материалы, фурнитуру, удостоверяющей их качество, количество и комплектность

  1. контроль соответствия качества и количества установленным требованиям

  1. информирование поставщика о несоответствиях по качеству и количеству

  1. накопление статистических данных о фактическом уровне качества получаемой фурнитуры и разработка на этой основе предложений по повышению качества

  1. периодический контроль над соблюдением правил и сроков хранения фурнитуры, поступивших от поставщика.

Оснащение рабочего места: применяемые инструменты – линейка металлическая метровая, лента сантиметровая мягкая, ножницы, штангель-циркуль.

На полках образцы фурнитуры, папки с документами. На столе с компьютером около края прикреплена металлическая метровая линейка, с помощью которой контролер проверяет фурнитуру по измерениям. В шуфлядках лежат инструменты и другие вспомогательные материалы. 

В целях изучения внутрисменного фонда рабочего времени провели фотографию рабочего времени контролера фурнитуры, занимающегося входным контролем качества фурнитуры. Карта фотографии рабочего времени приведена в Приложении А.

Информация о работе Пути улучшения эффективности планирования на предприятии