Пути увеличения прибыли на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 15:46, дипломная работа

Описание работы

Актуальность. Развитие рыночных отношений требует осуществления новой финансовой политики, усиления и воздействия на ускорение социально-экономического развития России, рост эффективности производства и укрепления финансов государства. Важная роль в обеспечении всесторонней интенсификации производства и повышения его эффективности принадлежит прибыли. Получение ее является обязательным условием функционирования предприятия.
Для того, чтобы предприятие могло нормально существовать развиваться, необходимо, чтобы его деятельность приносила прибыль. Прибыль - это конечный результат хозяйственной деятельности. От прибыли зависит рентабельность - важный показатель эффективности работы предприятия.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ.........................................................................................................3
ГЛАВА 1. СОСТАВ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ..................................................................................................7
Прибыль как конечный финансовый результат деятельности предприятия...............................................................................................7
Планирование прибыли предприятия...................................................15
Распределение и использование прибыли............................................27
Факторы роста прибыли.........................................................................36
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ ООО «ТопМаркет»……............................47
2.1. Краткая характеристика предприятия..................................................47
2.2. Анализ состава и динамики балансовой прибыли..............................50
2.3. Анализ финансовых результатов от реализации продукции, работ и
услуг..........................................................................................................53
2.4. Факторы, влияющие на прибыль...........................................................62

ГЛАВА 3. Пути увеличения доходов ООО «ТопМаркет»…........................68
3.1. Планирование доходов предприятия....................................................68
3.2. Увеличение валовой прибыли и показателей, обеспечивающих ее
достижение..............................................................................................70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................................75
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.................................................................................77
ПРИЛОЖЕНИЯ.................................................................................................80

Файлы: 1 файл

диплом 2 пути увеличения прибыли на предприятии.doc

— 807.50 Кб (Скачать файл)

Аналитический метод расчета прибыли применяется в промышленности в тех случаях, когда в момент составления финансового плана еще не определен ассортимент выпуска продукции или отсутствуют плановые калькуляции на отдельные изделия. Этот метод используется также при определении общей прибыли по большому ассортименту продукции, а также фи проверке правильности расчета методом прямого счета, при прогнозах.

Аналитический метод заключается  в том, что сложившуюся рентабельность продукции в базисном (текущем) году распространяют на планируемый период и на этой основе рассчитывают плановую прибыль.

При подсчете прибыли этим методом важно правильно подойти к исчислению базовой рентабельности, так как в момент планирования отсутствуют отчетные данные за год, предшествующий планируемому. Поэтому необходим точный расчет ожидаемой прибыли за текущий год. Данная прибыль складывается из фактически уже полученной прибыли за прошедший период текущего года (по последнему бухгалтерскому балансу, например, за 9 месяцев) и оценки ожидаемой прибыли за оставшийся до конца года период (IV кв.).

Для приведения прибыли в сравнимые условия с планируемым годом в ожидаемую сумму прибыли вносят необходимые поправки, связанные с введением новых цен, тарифов, изменением ассортимента продукции и т.д. и с влиянием факторов, которые не будут иметь место в планируемом периоде. Полученная после внесения изменений сумма прибыли текущего года является исходной для определения базисной рентабельности.

На пример прибыль промышленного предприятия на 1 октября текущего (базисного) года (т.е. за 9 месяцев) составила 65 млн руб.,

ожидаемая прибыль до конца этого года (за IV кв.) — 25 млн руб. В целом за базисный год прибыль будет равна 90 млн руб. (65 + 25). Поправки к ожидаемой прибыли в связи с изменением в базисном году отпускных цен уменьшили прибыль на 14,5 млн руб.; за счет ассортимента продукции увеличили прибыль на 0,5 млн руб. В результате поправок базисная прибыль будет равна 76 млн руб. (90 — 14,5 + 0,5) при ожидаемой реализации товарной продукции по полной себестоимости в сумме 422 млн руб. Базисная рентабельность составит:             76*100%

                                                                            18% (      422     ).

Применив базовый  процент рентабельности к сравнимой  товарной продукции планируемого года по себестоимости базисного (текущего) года, получаем прибыль на планируемый год. В полученную таким методом прибыль на планируемый год следует внести поправки в связи с возможным снижением себестоимости продукции в планируемом году, изменением цен, ассортимента и сортности продукции и др.

Исчисление  прибыли по несравнимой продукции производится исходя из плановой себестоимости и рентабельности продукции.

Форма расчета  плановой прибыли от реализации товарной продукции аналитическим методом представлена в табл. 2.

После определения  прибыли от реализации товарной продукции следует рассчитать прибыль от прочей реализации и финансовый результат по внереализационным операциям. Это позволит определить, как отмечалось ранее, общую сумму плановой балансовой прибыли.

Планирование  прибыли аналитическим методом может осуществляться также посредством показателя затрат на 1 руб. товарной продукции по формуле:

Пв = (1 руб. – 3р) * Вт,

где Пв — прибыль от выпуска товарной продукции в планируемом году;

      Вт — плановый выпуск товарной продукции в оптовых ценах;

      Зр — затраты (в копейках) на 1 рубль товарной продукции.

 

Например плановый выпуск товарной продукции в действующих (оптовых) ценах определен в 20 млн руб., затраты на 1 руб.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Расчет плановой прибыли аналитическим методом.

Таблица 2.

 

Сумма, млн руб.

1. Уровень базовой  рентабельности продукции

18%

2. Сумма стоимости  сравнимой товарной продукции  в планируемом году по ожидаемой  полной себестоимости базового  года

 

 

450

3. Плановая прибыль по сравнимой товарной продукции, исходя из базовой рентабельности

  100*5%

(   100%   )

 

81

4. Выпуск несравнимой продукции в планируемом году по полной себестоимости

 

100

5. Процент рентабельности по несравнимой продукции  100*5%

                   (   100%   )

 

5

6. Плановая прибыль  по несравнимой продукции

    100*5%

(    100%    )

5

Поправки к плановой прибыли в связи с изменением в планируемом году:

- отпускных цен

- остатков нереализованной готовой продукции на  

   конец планируемого года по сравнению с

   ожидаемым их наличием на начало года

- ассортимента продукции

- сортности продукции

 

 

-7

 

 

+ 12

+5

+2

8. Экономия от  снижения себестоимости продукции,  реализуемой в планируемом году

 

+30

Итого прибыль  от реализации товарной продукции в планируемом году (81+5 - 7+12 + 5 + 2 + 30)

 

128


 

этой продукции - 65 коп. Отсюда прибыль от выпуска товарной продукции в планируемом году составит 7 млн руб.

Пв = (1 руб. -  0,65)*20 млн руб. = 7,0 млн руб.

Если к этой прибыли от выпуска товарной продукции прибавить прибыль в товарных остатках на начало планируемого года и вычесть прибыль в товарных остатках на конец года, то получим плановую прибыль от реализации продукции.

Аналитический метод расчета прибыли на основе показателя затрат на 1 руб. товарной продукции нетрудоемкий, используется при разработке перспективных планов развития предприятий (акционерных обществ, концернов и т.п.).

В отдельных  случаях при планировании прибыли применяют метод совмещенного расчета, когда стоимость продукции в ценах планируемого года и по себестоимости базисного периода рассчитывают методом прямого счета, а воздействие на прибыль изменения цен, ассортимента, сортности продукции, себестоимости и других факторов определяется аналитическим методом.

Рассмотрим  примеры расчета влияния отдельных  факторов на плановую прибыль аналитическим методом. Допустим, согласно прогнозам в планируемом периоде произойдет резкое снижение инфляции, повысится насыщение рынка сбыта, что обусловит снижение цен на реализуемую продукцию на 3%. Тогда при планируемом выпуске сравнимой товарной продукции в действующих ценах на сумму 200000 руб. будет недополучено прибыли из-за падения цен в сумме 6000 руб.    

  200000*3%

(     100%       ).

Для определения  влияния ассортиментных сдвигов в выпускаемой продукции на планируемую прибыль вначале исчисляется доля каждого вида сравнимой продукции в ее общем объеме в отчетном и планируемом годах. Затем полученный удельный вес каждого изделия умножается на рентабельность этой продукции. Суммы полученных коэффициентов выражают среднюю рентабельность, а разность между ними — влияние ассортиментных сдвигов на прибыль.

Расчет влияния  ассортиментных сдвигов на прибыль промышленного предприятия приведен в табл. 3.

Как видно из таблицы, средняя рентабельность в планируемом году увеличивается по сравнению с предшествующим годом на 1,4%             (30,9 - 29,5). При планируемой товарной продукции по полной себестоимости отчетного года в сумме 250000 руб. изменение ассортимента продукции приведет к росту плановой прибыли на 3500 руб.  

  250000*14%

(       100%       ).

Расчет влияния  на плановую прибыль изменения сортности  продукции предусматривает исчисление коэффициента сортности с учетом удельного веса отдельных сортов в общем выпуске  продукции и соотношения между ценами на продукцию различных сортов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Влияние ассортимента на прибыль предприятия.

Таблица 3.

(%)

Наименование  изделий

Предшествующий  год

Планируемый год

 

удельный вес  изделий в общем объеме продукции

рентабельность  изделий

коэффициент

гр.2*гр.3

   (    100%     )

удельный вес изделий в общем объеме продукции

коэффициент

гр.3*гр.5

   (     100%    )

   

1

2

3

4

5

6

А

16

26

4,2

16

4,2

Б

40

37

14,8

50

18,5

В

44

24

10,5

34

8,2

Итого

100

-

29,5

100

30,9


 

Например, цена I сорта — 100%, II сорта — 95 и III сорта — 90%. Запланировано повышение сортности продукции I сорта с 86% до 91% и соответственно понижение продукции II сорта с 9 до 8,5%, III сорта - с 5 до 0,5%. Отсюда коэффициент сортности в отчетном году составит 99,0 [(86*100+9*95+5*90) : 100] и в планируемом году - 99,6 [(91*100+8,5*95+0,5*90) : 100], т.е. коэффициент сортности в планируемом году возрос на 0,6 (99,6 - 99,0). Если товарная продукция в планируемом году по полной себестоимости отчетного (текущего) года составляет 250000 руб., то увеличение прибыли за счет улучшения качества продукции будет равно 1500 руб. (250000*0,6 : 100).

К сумме плановой прибыли, исчисленной по базовой рентабельности, прибавляется экономия от снижения себестоимости продукции в планируемом году. Она определяется как разность сравнимой товарной продукции, реализуемой в планируемом году, рассчитанной по полной себестоимости отчетного и планируемого года.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Распределение и использование прибыли

 

Эффективность управления прибылью промышленности предприятия предполагает обоснованную систему ее рационального распределения и использования.

Существующая  система распределения прибыли предусматривает направление одной ее части на выполнение финансовых обязательств перед государством и другой — на цели данного предприятия.

В рыночной экономике  объектом распределения является балансовая прибыль предприятия.

Существующее  законодательство РФ распределение  прибыли регулирует в той ее части, которая поступает в бюджеты  разных уровней в виде налогов  и других обязательных платежей. Определение направлений расходования прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, структуры статей ее использования находится в компетенции предприятия. Оптимальное распределение прибыли зависит от соблюдения основополагающих принципов.

Принципы распределения  прибыли можно сформулировать следующим  образом:

  • сумма прибыли, получаемая предприятием в результате производственно-хозяйственной и финансовой деятельности, распределяется между государством и предприятием как хозяйствующим субъектом;
  • прибыль для государства поступает в соответствующие бюджеты в виде налогов и сборов, ставки которых не могут быть произвольно изменены. Состав и ставки налогов, порядок их исчисления и взносов в бюджет устанавливаются законодательно;
  • величина прибыли предприятия, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов, не должна снижать его заинтересованности в росте объема производства и улучшении результатов производственно-хозяйственной и финансовой деятельности;
  • прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, в первую очередь направляется на накопление, обеспечивающее его дальнейшее развитие, а затем - на потребление.

На предприятии  распределению подлежит чистая прибыль, т.е. прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов  и других обязательных платежей. Из нее взыскиваются санкции, уплачиваемые в бюджет и некоторые внебюджетные фонды.

Распределение чистой прибыли отражает процесс  формирования фондов и резервов для финансирования потребностей производства и развития социальной сферы.

В современных  условиях хозяйствования государство не устанавливает каких-либо нормативов распределения прибыли после уплаты налогов, но через порядок предоставления налоговых льгот стимулирует направление прибыли на капитальные вложения производственного и непроизводственного характера, благотворительные цели, финансирование природоохранных мероприятий, расходов по содержанию объектов и учреждений социальной сферы и т.д. Законодательно ограничивается размер резервного фонда предприятий, регулируется порядок формирования резерва по сомнительным долгам.

Информация о работе Пути увеличения прибыли на предприятии