Пути увеличения прибыли на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 15:46, дипломная работа

Описание работы

Актуальность. Развитие рыночных отношений требует осуществления новой финансовой политики, усиления и воздействия на ускорение социально-экономического развития России, рост эффективности производства и укрепления финансов государства. Важная роль в обеспечении всесторонней интенсификации производства и повышения его эффективности принадлежит прибыли. Получение ее является обязательным условием функционирования предприятия.
Для того, чтобы предприятие могло нормально существовать развиваться, необходимо, чтобы его деятельность приносила прибыль. Прибыль - это конечный результат хозяйственной деятельности. От прибыли зависит рентабельность - важный показатель эффективности работы предприятия.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ.........................................................................................................3
ГЛАВА 1. СОСТАВ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ..................................................................................................7
Прибыль как конечный финансовый результат деятельности предприятия...............................................................................................7
Планирование прибыли предприятия...................................................15
Распределение и использование прибыли............................................27
Факторы роста прибыли.........................................................................36
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ ООО «ТопМаркет»……............................47
2.1. Краткая характеристика предприятия..................................................47
2.2. Анализ состава и динамики балансовой прибыли..............................50
2.3. Анализ финансовых результатов от реализации продукции, работ и
услуг..........................................................................................................53
2.4. Факторы, влияющие на прибыль...........................................................62

ГЛАВА 3. Пути увеличения доходов ООО «ТопМаркет»…........................68
3.1. Планирование доходов предприятия....................................................68
3.2. Увеличение валовой прибыли и показателей, обеспечивающих ее
достижение..............................................................................................70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................................75
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.................................................................................77
ПРИЛОЖЕНИЯ.................................................................................................80

Файлы: 1 файл

диплом 2 пути увеличения прибыли на предприятии.doc

— 807.50 Кб (Скачать файл)

 

 

%РП= ∑(VРПфi) : ∑(VРПплi) = 157600 : 159000 * 100 = 99,12%.

 

 

Если бы не изменилась величина остальных факторов, сумма  прибыли должна была бы уменьшиться  на 0,88% и составить 17742 млн. руб.(17900 * 99,12% : 100).

Затем следует  определить сумму прибыли при фактическом объеме и структуре реализованной продукции, но при плановой себестоимости и плановых ценах. Для этого необходимо из условной выручки вычесть условную сумму затрат:

 

 

∑ (VPПфi* Цплi) - ∑ (VPПфi * Сплi).

 

 

Прибыль при  таких условиях составит 18278 млн. руб.(96600--78322).

Нужно подсчитать также, сколько прибыли предприятие  могло бы получить при фактическом  объеме реализации, структуре и ценах, но при плановой себестоимости продукции. Для этого от фактической суммы  выручки следует вычесть условную сумму затрат:

£

∑ (VPПфi* Цфi) - ∑ (VPПфi * Сплi).

Сумма прибыли  в данном случае получится 21613 млн. руб.(99935-78322).

По данным табл. 6 можно установить, как изменилась сумма прибыли за счет каждого фактора.

 

Таблица 6.

Расчет влияния факторов первого уровня на изменение суммы прибыли от реализации продукции.

 

 

 

Показатель

Условия расчета

 

 

Порядок расчета

 

Сумма прибыли, млн 

руб.

 

объем реализации

структура товарной продукции

 

 

цена

 

себестоимость

План

План

План

План

План

ВРпл - ПСпл

17900

Усл1

Факт

План

План

План

Ппл * Крп

17742

Усл2

Факт

Факт

План

План

ВРусл - ПСусл

18278

УслЗ

Факт

Факт

Факт

План

ВРф - ПСусл

21613

Факт

Факт

Факт

Факт

Факт

ВРф - ПСф

19296


 

Изменение структуры  товарной продукции способствовало увеличению суммы прибыли на 536 млн. руб., так как в общем объеме реализации увеличился удельный вес высокорентабельных видов продукции. В связи с повышением себестоимости продукции сумма прибыли уменьшилась на 2317 млн. руб., и за счет сокращения объема продаж - на 158 млн. руб.

Влияние структурного фактора на изменение суммы прибыли (табл. 7.) можно рассчитать с помощью приема абсолютных разниц:

 

 

где Ппл - сумма прибыли на единицу продукции; VPФобщ.ф -фактический общий объем реализованной продукции в условно-натуральном выражении; Удi - удельный вес i-ro вида продукции в общем объеме реализации, %.

 

Таблица 7.

Расчет влияния  структуры товарной продукции на сумму прибыли от ее реализации

 

 

Объем

реализации  в условно-натуральном измерении, руб

 

Структура товарной продукции,%

 

Плановая прибыль  на 1 туб, тыс. руб.

 

Изменение прибыли  в среднем 

на 1 туб,

тыс. руб.

Вид продукции

 

план

факт

план

факт

+,-

 

А

57000

48500

35,85

30,77

-5,08

100

-5,08

В

56000

53000

35,22

33,63

-1,59

100

-1,59

С

27000

30500

16,98

19,35

+2,37

130

+3,08

D

19000

25600

11,95

16,25

+4,30

162,6

+6,99

Всего

159000

157600

100,00

100,00

-

112,58

+3,40


 

В связи с  увеличением удельного веса изделия  С и D, которые имеют более высокий  уровень прибыли на единицу продукции, средняя величина последней повысилась на 3,4 тыс. руб., а сумма прибыли - на 536 млн. руб. (3,4 тыс. руб.* 157500 туб), что соответствует предыдущим расчетам.

Если предприятие  производит неоднородные виды продукции, тогда структура реализованной  продукции определяется отношением каждого вида продукции в оценке по плановой себестоимости к общему объему реализации продукции в той же оценке. В этой ситуации для расчета влияния структурного фактора на изменение общей суммы прибыли используется модель

Аналогичные расчеты проводятся по каждому виду продукции. Данные табл. 8 показывают, по каким видам продукции план по сумме прибыли перевыполнен, а по каким недовыполнен, и какие факторы оказали положительное влияние, а какие - отрицательное, и в какой степени.

 

Таблица 8.

Факторный анализ прибыли от реализации отдельных  видов продукции

 

Вид

продукции

Количество  реализованной продукции, туб

Средняя цена реализации, тыс.руб.

Себестоимость 1 туб продукции, тыс.руб.

Сумма прибыли от реализации продукции, млн руб.

Отклонение от плановой прибыли, млн руб.

 

п              л            а           н

 

ф         а           к          т

 

п   л    а    н

 

ф   а    к    т

 

п       л        а        н

 

ф   а    к    т

 

п       л         а         н

 

ф        а            к              т

 

 

общее

в том числе  за счет

объема и  структуры реализации

 

 

цены

себес тои

мости

А

57000

48500

500

520

400

450

5700

3395

-2305

-850

+970

-2425

В

56000

53000

600

610

500

512

5600

5194

-406

-300

+530

-636

С

27000

30500

700

735

570

556

3510

5459

+1949

+455

+1067

+427

D

19000

25600

750

780

587,4

575

3090

5248

+2158

+1073

+768

+317

Итого

159000

157600

-

-

-

-

17900

19296

+1396

+378

+3335

-2317


 

После этого  необходимо детально изучить причины  изменения объема продаж, цены и себестоимости по каждому виду продукции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4. Факторы,  влияющие на прибыль

 

Выявление факторов, влияющих на прибыль, предполагает изучение экономических условий ее формирования. Под воздействием внешних и внутренних условий хозяйственной деятельности торгового предприятия существенно изменяются абсолютная величина и относительный уровень прибыли.

К внешним условиям можно отнести инфляцию, изменения  в законодательных и нормативных  документах в области ценообразования, кредитования, импортирования товаров народного потребления, налогообложения предприятий, оплаты труда работников. Структура спроса населения на товары и услуги может изменяться в связи с государственной политикой доходов. Сдерживание индексации реальных доходов населения (размера минимальной заработной платы, пенсии, стипендии, различных денежных выплат социального назначения) в зависимости от темпов инфляции ведет к сокращению покупательной способности и, следовательно, к снижению объема продажи товаров.

Внутренние  условия деятельности предприятия  также влияют на формирование прибыли. Так, в связи с увеличением (или  сокращением) количества работников возрастают (снижаются) затраты на оплату труда и социальные нужды, что в свою очередь может повлиять на рост (или уменьшение) валовой прибыли и соответственно чистой прибыли, хотя уровень рентабельности, исчисленный по отношению к товарообороту, может остаться на прежнем уровне или измениться незначительно.

Прибыль является синтетическим показателем, ее исследования должны носить системный характер. Это означает, что совокупность факторов, влияющих/ на прибыль, представляет собой систему, состоящую из нескольких элементов. К подсистеме образующих факторов, от которых зависит формирование валовой прибыли, относятся валовой доход от торговой деятельности, прибыль (убыток) от реализации основных фондов и иного имущества, сальдо доходов и расходов по внереализационным операциям. Другую подсистему образуют взаимовлияющие факторы.

На формирование прибыли от реализации товаров влияют те же факторы, что и на валовой доход и издержки обращения. Объём и уровень прибыли находятся в прямой зависимости от абсолютной величины и уровня валового дохода и в обратной зависимости от величины и уровня издержек обращения.

На практике валовая (балансовая) прибыль в основном создается за счет прибыли от реализации товаров, но она может быть увеличена (уменьшена) на величину выявленного положительного (отрицательного) сальдо по внереализационным операциям. На валовую прибыль может повлиять финансовый результат реализации основных фондов и иного имущества. Прибыль (убыток) от реализации основных фондов представляет собой разность между продажной (рыночной) и первоначальной их ценой или остаточной стоимостью с учетом переоценок, вызванных инфляцией. Если выявлено превышение первоначальной стоимости и понесенных расходов, связанных с выбытием основных фондов и иного имущества, над суммой выручки от их реализации, то соответственно на величину этого превышения уменьшается валовая прибыль. Если сумма выручки превышает первоначальную стоимость и расходы по выбытию основных фондов и иного имущества, валовая прибыль увеличивается на эту разницу.

Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, зависит  от суммы налога на прибыль, а чистая прибыль – от суммы затрат, относимых на прибыль.

Основными взаимовлияющими  факторами являются: объем продажи товаров, розничные цены на реализуемые товары, издержки обращения, оборачиваемость и состав оборотных средств (оборотного капитала), фондовооруженность работников, налогоемкость предприятия, численность работников. К подсистеме взаимовлияющих факторов можно отнести элементы, которые традиционно не включаются при исчислении валовой (балансовой) прибыли, но фактически являются составляющими экономической прибыли. Это группа расходов предприятия, не учитываемых в издержках обращения, но относимых на прибыль, которая остается в распоряжении предприятия. Одним из факторов, снижающих величину экономической прибыли, является изъятие средств у предприятия за допущенные нарушения налогового законодательства. Разделив подсистему взаимовлияющих факторов на отдельные элементы – показатели, можно выявить степень влияния каждого из них на прибыль на основе применения методов и приемов экономико-математического анализа. Сначала определяется степень зависимости между каждым фактором и прибылью, а затем оценивается их Комплексное влияние.

Для выявления  степени воздействия того или  иного взаимовлияющего фактора на величину прибыли можно применить метод комплексного анализа экономической эффективности хозяйственной деятельности. При этом в совокупность взаимовлияющих факторов включаются показатели, характеризующие ресурсы, затраты и конечные результаты. Затраты возникают в ходе целенаправленного потребления ресурсов. Можно сказать, что ресурсы трансформируются через затраты в конечные результаты хозяйственной деятельности. Это можно представить в виде схемы:

 

ресурсы è затраты è  результаты.

 

При использовании  метода комплексного анализа исходят из того, что рост значения любого взаимовлияющего фактора должен вызвать адекватный рост другого.

Развитие торгового  предприятия возможно при следующих  необходимых условиях:

 

Тп > Тт > Ти > Тф > Тр,

 

где Тп – темп роста прибыли;

 Тт – темп  роста товарооборота;

 Тц – темп  роста издержек обращения;

 Тф – темп  роста фондовооруженности работников;

 Тр – темп  роста численности работников.

Коэффициенты  роста того или иного показателя исчисляются путем их последовательного  соотношения. Интенсивное развитие торгового предприятия может характеризоваться не только ростом товарооборота и прибыли, но и повышением производительности труда торговых работников, увеличением капитала.

Информация о работе Пути увеличения прибыли на предприятии