Расходы государства и их распределение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 15:49, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование теоретических основ расходов государства и практический анализ распределения расходов в Республике Саха (Якутия) за 2009 - 2010 годы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть понятие расходов государства;
изучить виды и принципы расходов государства;
изучить классификацию расходов государства;
определить приоритеты расходования бюджетных средств;

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ,ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ,ЗАКЛ,СПЛ.docx

— 90.68 Кб (Скачать файл)

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В современной экономической  системе государство выполняет  ряд общественно-значимых функций. Для успешной реализации государством своих функций и задач перед  обществом в масштабе государства  формируется централизованный финансовый фонд, называемый федеральным бюджетом, который является источником финансового  обеспечения процесса предоставления определенного объема и качества социальных общественных благ расширенное  воспроизводство в  масштабах  всего  общества, таких как удовлетворение социально-культурных потребностей граждан, решение  оборонных задач, покрытие общих издержек государственного управлении.

Бюджет регулирует многие аспекты жизни страны. Так или  иначе, с ним связаны практически все процессы, происходящие в России. Государственный бюджет является финансовым планом страны. В любой стране государственный бюджет – ведущее звено финансовой системы, единство основных финансовых категорий: налогов, государственных расходов, государственного кредита – в их действии, т.е. через бюджет осуществляется постоянная мобилизация ресурсов и их расход.

Но отдельного внимания заслуживают  государственные расходы, которые являются вторым инструментом фискальной политики после налогообложения.

Государственные расходы представляют собой расходы, предусмотренные бюджетом государства.

Именно благодаря расходам развиваются  те или иные отрасли; поддерживаются субъекты РФ, которые не могут решить все навалившиеся на них проблемы только за счет собственного бюджета.

Но структура расходов, их планирование, а также исполнение и распределение не являются простым делом. Для наибольшей эффективности, они требуют к себе персонального подхода и изучения.

В связи с этим представляется актуальность темы курсовой работы.

Целью курсовой работы является исследование теоретических основ расходов государства и практический анализ распределения расходов в Республике Саха (Якутия) за 2009 - 2010 годы.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • раскрыть понятие расходов государства;
  • изучить виды и принципы расходов государства;
  • изучить классификацию расходов государства;
  • определить приоритеты расходования бюджетных средств;
  • проанализировать расходы государственного бюджета за 2009-2010 годы;
  • исследовать осуществление республиканской целевой программы "«Социально-экономическое развитие села Республики Саха (Якутия) на 2009-2011 годы»" по сравнению с запланированными объемами исполнения в 2009 году.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

При написании данной работы использовались федеральные законы и нормативные  акты РФ, учебная литература, справочно-правовые системы и интернет-источники.

 

 

 

ГЛАВА 1: ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О РАСХОДАХ ГОСУДАРСТВА

 

    1. Сущность расходов государства и источников их финансирования

 

Государственные расходы – это  часть финансовых отношений, обусловленная использованием централизованных и децентрализованных доходов государства; – это непрерывное использование государством денежных средств из бюджета, внебюджетных фондов и собственных средств государственных предприятий, объединений и организаций на цели и объекты, определенные законом о бюджете, внебюджетных фондах, нормативными актами правительства, министерств и ведомств и уставами предприятий и организаций [31]; – это расходы правительства по финансированию его деятельности и регулированию экономического развития страны; - это расходы, предусмотренные бюджетом государства; - это государственные закупки и трансфертные платежи [10, c.156].

Объектом государственных расходов выступают мобилизованные в распоряжение государства и его предприятий  доходы, что свидетельствует о  тесной количественной взаимосвязи  понятий “государственные доходы”  и “государственные расходы”.

Специфика государственных расходов состоит в обеспечении потребностей государственной сферы деятельности. Поэтому содержание и характер государственных  расходов непосредственно связаны  с функциями государства – экономической, социальной, управленческой, военной (обороной) и другие. Государственные расходы призваны удовлетворять наиболее важные потребности общества в области развития экономики и социальной сферы, осуществления государственного управления и укрепления обороноспособности страны. Государство выполняет свои функции либо непосредственно через систему органов управления, либо через принадлежащие ему предприятия (объединения), организации, учреждения.

По мере перехода к рынку и  развития многообразных форм собственности  экономическая функция государства  претерпела изменения, но за государством всегда останется роль координатора экономических процессов, выполнение которой будет осуществляться с помощью экономических методов, а в некоторых случаях путем прямого вмешательства в воспроизводственный процесс.

Использование экономических, в том  числе финансовых методов, позволили  государству отказаться от командного администрирования с присущими  ему методами бюджетного финансирования и дотирования, обеспечивавшими  запланированные темпы развития общественного производства, и перейти  к финансовому регулированию  экономики путем создания принципиально  иного, чем прежде, режима расходования финансовых ресурсов и коренной перестройки  бюджетного механизма. Переход к  финансовому регулированию экономики  даст возможность существенно сократить  государственные расходы, изменить их состав и структуру, увеличить  децентрализованные расходы, осуществляемые непосредственно государственными предприятиями и организациями.

Государственные расходы в области  экономики имеют важное народнохозяйственное значение: они способствуют структурной  перестройке общественного производства, наращиванию научно-технического потенциала, модернизации предприятий и техническому переоснащению всех отраслей экономики. Активную роль государственные расходы  играют в осуществлении инвестиционной политики, проведении природоохранных  мероприятий, распространении экологически чистых технологий [28, c.46].

Для выполнения своих функций государство  нуждается в денежных средствах. Финансирование государственных расходов осуществляется в разных формах:

  • самофинансирования;
  • бюджетного финансирования;
  • кредитного обеспечения.

Самофинансирование используется для покрытия расходов государственных предприятий за счет их собственных финансовых ресурсов.

Бюджетное финансирование применяется для обеспечения затрат, имеющих общегосударственное значение.

Кредитное обеспечение применяется, с одной стороны, государственными предприятиями, получающими банковские ссуды для покрытия своих текущих и инвестиционных затрат, а с другой стороны, государственными структурами разного уровня управления, прибегающими к заимствованию денежных средств на финансовом рынке в форме государственного кредита.

Рациональное соотношение между  названными формами финансового  обеспечения государственных расходов позволяет найти разумный баланс экономических интересов, добиться высокой результативности от применения каждой из форм [19, c.143].

Основным источником финансирования государственных расходов является государственный бюджет. Бюджет всегда был и остается барометром экономического, социального и политического положения в стране. В нем отражаются основные процессы, происходящие в государстве, поэтому перед тщательным рассмотрением его расходов просто необходимо ознакомиться с самим понятием бюджет и с тем, что с ним связано.

Слово бюджет происходит от английского  слова budget - сумка.

В Бюджетном Кодексе термин бюджет определяется как "форма образования  и расходования денежных средств, предназначенных  для финансового обеспечения  задач и функций государства  и местного самоуправления" [1].

В финансовой системе страны бюджет занимает ведущее место. В нем  концентрируются большая доля национального  дохода для финансирования экономики, социально-культурных мероприятий, содержания органов власти и управления и  укрепления обороны. Бюджет по своей  природе является экономическим  базисом государства. Также он является инструментом регулирования экономики, воздействия на хозяйственную конъюнктуру, осуществления мер по ее стабилизации. Он используется для проведения крупных структурных сдвигов, более быстрого развития наукоемких производств, осуществления прогрессивных научно-технических перемен в национальном хозяйстве, подъема отстающих в экономическом отношении регионов [21, c.89]. Это регулирование происходит путем финансирования, выдачи субсидий, трансфертов и так далее.

При помощи бюджета поддерживается экономический рост, развиваются  основные отрасли хозяйства, ускоряется научно-технический прогресс. Так, увеличивая объем государственных инвестиций, государство повышает спрос на рабочую  силу. Это дает импульс росту промышленного  производства, занятости, оживлению  хозяйственной конъюнктуры.

Бюджет представляет собой баланс доходов и расходов государства  и, как всякий баланс, состоит из двух взаимосвязанных частей: доходной, которая содержит перечень поступлений, и расходной, объединяющей все виды государственных расходов [19, c.76].

При сбалансированном бюджете государственные  доходы равняются расходам. Превышение расходов государства над его  доходами образует бюджетный дефицит [12, c.138]. Обратное явление (превышение доходов над расходами) называется бюджетным профицитом.

Главным источником денежных поступлений  в бюджет является: налоги, национальный доход, национальное богатство, внутренние и внешние займы.

Таким образом, государственные расходы – понятие государственных финансов, характеризующее объем и направления расходов за счет мобилизованных государственных доходов, направленных на реализацию функций государства. Это расходы хозяйственного, социального, управленческого характера и расходы на национальную оборону, предусмотренные в государственном (федеральном) бюджете, государственных внебюджетных фондах, объем и удельный вес государственных расходов на выполнение конкретных функций в каждом государстве складывается по-разному. То есть государственные расходы – это расходы предусмотренные бюджетом государства. Основным источником финансирования является государственный бюджет, который представляет собой структуру расходов и доходов государства, утвержденных в законодательном порядке.

 

    1. Виды и принципы расходов государства

 

Государственные расходы состоят из прямых расходов государства, осуществляемых через систему бюджетных и внебюджетных  фондов,  и  расходов  государственных  предприятий, организаций, учреждений. И те, и другие расходы производятся в целях расширения производства (путем финансирования капитальных вложений и оборотных средств), образования общественных фондов социального назначения и удовлетворения других потребностей государства. Поскольку в различных системах хозяйствования (рыночной и административно-командной) и даже на разных этапах развития экономики роль государства, его функции и сфера деятельности меняются, то соответственно этому преобразовываются структура и объем производимых государством расходов.

В зависимости от того, из какого фонда осуществляются расходы, они подразделяются на следующие  виды государственных расходов:

  • бюджетное финансирование, так как бюджетная система является государственным фондом денежных средств, обеспечивающим основные затраты всего государства;
  • финансирование за счет государственных внебюджетных фондов, откуда финансируются такие социальные затраты государства, как выплата пенсий, социальное и медицинское страхование;
  • расходы за счет кредитования, когда деньги берутся на основании возвратности, возмездности и на определенный срок в Центральном банке Российской Федерации, коммерческих банках и других финансовых структурах;
  • бюджетное кредитование, когда деньги на определенные расходы выдаются из бюджетов на определенный срок и на определенных условиях;
  • страховые выплаты по обязательному и коммерческому страхованию;
  • выплаты по государственному долгу, как по внутреннему, так и по внешнему, которые в основном также производятся из бюджета;
  • адресные выплаты при определенных, строго ограниченных условиях из эмиссионных средств;
  • расходы за счет децентрализованных источников финансирования, то есть расходы, покрываемые за счет собственных средств предприятий и учреждений, всех юридических лиц, работающих в рыночных условиях [29, c.54].

Каждый их этих видов расходов обладает качественной характеристикой, которая  отражает экономическую природу  явления и устанавливает назначение бюджетных расходов, а количественная - их величину.

Информация о работе Расходы государства и их распределение