Расходы государства и их распределение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 15:49, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование теоретических основ расходов государства и практический анализ распределения расходов в Республике Саха (Якутия) за 2009 - 2010 годы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть понятие расходов государства;
изучить виды и принципы расходов государства;
изучить классификацию расходов государства;
определить приоритеты расходования бюджетных средств;

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ,ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ,ЗАКЛ,СПЛ.docx

— 90.68 Кб (Скачать файл)

Специфическим видом государственных  расходов в условиях рыночной экономики  являются затраты на инвестиции в действующие или вновь создаваемые предприятия, нередко осуществляемые на долевых началах. Создаваемая за счет государственных инвестиций собственность передается специальным органам управления государственным имуществом.

Постепенно растут государственные  расходы, обусловленные выполнением  социальной функции государства. Необходимость обеспечения основных социальных прав трудящихся, потребность в государственном регулировании социальных процессов вызывает рост соответствующих государственных расходов, расширение их состава. При этом основная часть государственных расходов социального характера - примерно 3/4 их общего объема - финансируется за счет бюджетных и внебюджетных фондов. В последние годы одновременно с развитием всех звеньев государственных финансов, существенно возрастает роль местных финансов в покрытии расходов по расширению и совершенствованию социально-бытовой инфраструктуры, содержанию учреждений просвещения и здравоохранения, финансированию муниципального строительства.

Расходы государства, обусловленные  его социальной деятельностью, имеют  огромное значение. Формируемые с  их помощью фонды социального  назначения влияют на рост реальных доходов  населения, повышают материальный и  культурный уровень жизни народа. За счет социальных расходов государства  финансируются мероприятия, обеспечивающие воспроизводство рабочей силы, переквалификацию работников, выплачиваются пособия  по безработице и т.д.

Важную экономическую и социальную роль играют государственные расходы, осуществляемые непосредственно государственными предприятиями, объединениями, организациями. Расходы государственных предприятий охватывают два вида затрат:

  • во-первых, связанных с хозяйственной деятельностью предприятий - текущей и инвестиционной;
  • во-вторых, обусловленных социальными запросами трудового коллектива и отдельных работников.

Первый вид затрат необходим  для обеспечения расширенного воспроизводства  основных и оборотных фондов, эффективного их использования, получения высокого финансового результата. Успешное решение  данной задачи позволяет повышать эффективность  хозяйствования, увеличивать финансовые возможности государства. Второй вид  затрат способствует росту уровня удовлетворения социальных запросов трудящихся.

Выполняя разнообразные функции, государство несет расходы не только по финансированию экономики  и социально-культурных мероприятий, но и на содержание управленческих структур. Расходы, связанные с выполнением  государственным аппаратом управления его функций, относятся к бюджетным. Помимо них к государственным издержкам управления относятся управленческие расходы, производимые государственными предприятиями, организациями и учреждениями. Совершенствование организационных форм управления, проведение мероприятий, направленных на удешевление аппарата управления, обычно приводит к сокращению доли расходов на управление в общем объеме государственных расходов.

В последнее время существенные изменения претерпевают военные расходы, обусловленные выполнением оборонной функции государства. В силу происходящей во всем мире разрядки напряженности военная функция постепенно будет играть все более подчиненную роль. И как следствие этого в экономике страны будут набирать силу процессы конверсии оборонных отраслей, снижаться государственные расходы на содержание оборонных объектов, сокращаться бюджетные ассигнования на содержание вооруженных сил [28, c.241].

 Содержание и структура государственных расходов напрямую зависят от общей финансовой политики государства, а конкретно определяются программами российского государства и задачами, которые решаются в каждом финансовом году.

Государственные расходы  осуществляются на основе действующего законодательства в соответствии с  финансово-плановыми актами, утверждаемыми  компетентными органами. Органы федерального казначейства допускают только такие  расходы, которые предусмотрены  нормативными актами. Также обязательным требованием осуществления государственных  расходов является включение их в  соответствующий финансовый акт: бюджет, смету или баланс.

Программы:

  • расходы на обеспечение материального производства.
  • расходы на образование общественного потребления.
  • расходы на формирование резервных фондов (отражает экономическую сущность).

Расходы осуществляются при  ряде принципов.

Принципы государственных  расходов:

  • планированность - расходы должны планироваться на основе Государственных и муниципальных программ (планов). Которые должны содержать отражение потребностей в средствах и в источниках их удовлетворения.
  • соответствие планируемых расходов объёма государственных и муниципальных доходов.
  • целевого направления средств, предусматривающего помимо указанных общей суммы средств выделяемых получателем определение конкретных мероприятий и целей на которые они должны быть использованы.
  • соответствия финансовых расходов, охраняемых законными правами и интересами граждан, юридических лиц, государственных и муниципальных организаций (принцип законности).
  • соответствия финансовых расходов требованиям экологических и др. установленных норм законодательства РФ.
  • безвозвратности/безвозмездности выделения средств. (Общий порядок; метод кредитования).
  •   контроля за использованием государственных и муниципальных средств и ответственность за правонарушения в этой области [15].

К числу важнейших из них относятся:

    • целевое направление средств;
    • безвозвратность расходования государственных ресурсов;
    • соблюдение режима экономии.

Целевое направление средств означает, что государственные расходы осуществляются строго по целевому назначению в соответствии с направлениями расходования, предусмотренными в финансовых планах. Основными целевыми направлениями государственных расходов в коммерческой сфере деятельности являются капитальные вложения и финансирование оборотных средств, в некоммерческой - заработная плата, затраты на текущее содержание, капитальные вложения и т. д.

Принцип безвозвратности расходования государственных ресурсов означает, что средства, использованные на финансирование народного хозяйства, социальные и другие цели, не нуждаются в обязательном их возмещении. Этот режим расходования финансовых ресурсов отличается, например, от использования кредитных средств. Однако следование принципу безвозвратности не означает, что можно быть безразличным к конечному итогу использования государственных финансовых ресурсов. Порядок и условия их инвестирования в различные виды затрат должны быть такими, чтобы способствовать развитию экономики и культуры, повышению производительности труда и росту национального дохода, а в конечном итоге приводить к общему увеличению государственных финансовых ресурсов [15, c.118].

Достижению наибольшей результативности в процессе осуществления государственных  расходов отвечает такой принцип  их организации, как соблюдение режима экономии. Он может быть охарактеризован как система форм и методов последовательной минимизации затрат относительно получаемого результата. Этот принцип не всегда связан с сокращением расходов, но обязательно предполагает наиболее целесообразное их осуществление.

Таким образом, расходы подразделяются в зависимости от фонда осуществления. К основным расходам относятся бюджетное финансирование, бюджетное кредитование, социальные выплаты и другие.

Они осуществляются при ряде принципов, важными из которых являются целевое направление средств, безвозвратность расходования государственных ресурсов, соблюдение режима экономии.

 

 

    1. Классификация расходов государства

 

Расходы в новой бюджетной  классификации распределяются в  соответствии с международными рекомендациями по функциональному, экономическому и  ведомственному принципам группировки  бюджетных расходов. Традиционные и  приоритетные для конкретного исторического  этапа направления деятельности государства вытекают из его основных функций.

Бюджетная классификация  Российской Федерации является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов всех уровней  бюджетной системы Российской Федерации, видов государственного (муниципального) долга и государственных (муниципальных) активов, используемой для составления  и исполнения бюджетов всех уровней  бюджетной системы Российской Федерации  и обеспечивающей сопоставимость показателей  бюджетов всех уровней бюджетной  системы Российской Федерации [3].

Федеральный закон N 115-ФЗ "О  бюджетной классификации Российской Федерации" был принят в 1996 г. С 1 января 2005 г. начали действовать новые коды бюджетной классификации. При этом в структуре кода предусмотрены позиции, которые организация при уплате налогов должна выбирать самостоятельно. С 1 января 2005 г. приказом Минфина России от 27.08.2004 г.

N 72н "Об утверждении  указаний о порядке применения  бюджетной классификации Российской  Федерации для составления бюджетов  всех уровней, начиная с бюджетов  на 2005 год" водятся новые двадцатизначные  коды бюджетной классификации  (КБК).

Основными предпосылками  реформирования бюджетной классификации  Российской Федерации является совершенствование  процедур составления и рассмотрения бюджета в соответствии с требованиями и условиями среднесрочного бюджетного планирования, ориентированного на результат.

В соответствии с Бюджетным  кодексом Российской Федерации предусмотрены  различные подходы к классификации  расходов государственного бюджета [1]:

  • функциональная, которая отражает функциональное назначение расходов;
  • экономическая, которая делит расходы по их экономическому содержанию;
  • ведомственная, которая отражает распределение расходов по определённым ведомствам.

Бюджетную классификацию  расходов можно представить в  виде схемы


 

Рисунок 1. Классификация  расходов государственного бюджета  РФ

 

Функциональная классификация  расходов бюджетов Российской Федерации  является группировкой расходов бюджетов всех уровней, отражающей направления  финансов на выполнение основных функции  государства (государственное управление, обеспечение внутренней и внешней  безопасности, международная деятельность, содействие научно-техническому прогрессу, социально-экономическое и культурное развитие).

Функциональная классификация  расходов бюджетов Российской Федерации  это расходы на такие отрасли  как:

  • государственное управление и местное самоуправление;
  • судебная власть;
  • международная деятельность;
  • национальная оборона;
  • правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности;
  • фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;
  • промышленность, энергетика и строительная индустрия;
  • сельское хозяйство и рыболовство;
  • охрана окружающей среды и природных ресурсов, гидрометеорология,картография и геодезия, стандартизация и метрология;
  • транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика;
  • развитие рыночной инфраструктуры;
  • жилищно-коммунальное хозяйство, градостроительство;
  • предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий;
  • образование;
  • культура и искусство;
  • средства массовой информации;
  • здравоохранение и физическая культура;
  • социальная политика;
  • обслуживание и погашение государственного долга;
  • пополнение государственных запасов и резервов;
  • региональное развитие;
  • утилизация и ликвидация вооружения, включая выполнение международных договоров;
  • прочие расходы.

Для большей части государственных  расходов можно однозначно определить, к какой из функций государства  они относятся. Для некоторых  функций в связи с их обширностью  требуется конкретизация (особенно это относится к задаче развития экономики страны). Так, в настоящее  время среди подобных функций  государства наиболее актуальными  являются обеспечение конверсии  военного производства, содействие структурной  перестройке промышленности, проведение аграрной реформы. Отдельные узкоспециализированные функциональные разделы неизбежно  могут иметь временный характер и подлежат отмене, когда соответствующая  функция государства перестает  быть основной.

Функциональная классификация  дополняется экономической классификацией расходов бюджета. Экономическая классификация – группировка расходов бюджетов всех уровней по экономическому содержанию, отражающая виды финансовых операций, с помощью которых государство выполняет свои функции как внутри страны, так и во взаимоотношениях с другими странами. Расходы делятся на категории, группы, предметные статьи и подстатьи.

Информация о работе Расходы государства и их распределение