Расходы государства и их распределение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 15:49, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование теоретических основ расходов государства и практический анализ распределения расходов в Республике Саха (Якутия) за 2009 - 2010 годы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть понятие расходов государства;
изучить виды и принципы расходов государства;
изучить классификацию расходов государства;
определить приоритеты расходования бюджетных средств;

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ,ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ,ЗАКЛ,СПЛ.docx

— 90.68 Кб (Скачать файл)

В ней выделены три группы расходов:

  • текущие расходы, обеспечивают текущее финансирование органов государственной власти и местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отраслям экономики в форме дотаций и субвенций на текущее финансирование, а также другие расходы, не включенные в капитальные расходы в соответствии с бюджетной классификацией;
  • капитальные расходы обеспечивают инновационную и инвестиционную деятельность, расширенное воспроизводство, проведение капитального (восстановительного) ремонта. При осуществлении этих расходов создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности РФ, ее субъектов или муниципальных образований;
  • предоставление кредитов за вычетом погашения (платежи учреждений государственного управления, в результате которых у них появляются финансовые требования по отношению к другим экономическим единицам  либо они приобретают долевое участие в акционерном капитале предприятий, минус поступления, уменьшающие объем подобных требований или  долевого участия в акционерном капитале).

Ведомственная классификация  – это группировка расходов, отражающая распределение бюджетных средств  по главным распорядителям средств  федерального бюджета. Главный распорядитель  средств – руководитель органа государственной  власти РФ, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных  средств. Первым уровнем ведомственной классификации является перечень прямых получателей средств из федерального бюджета. Этот перечень содержит 168 адресов. Выделены все федеральные министерства и наиболее важные ведомства, а так же в качестве самостоятельных организационных компонентов показаны органы законодательной, судебной власти и исполнительный аппарат Президента и правительства. Классификация целевых статей расходов федерального бюджета образует второй уровень ведомственной классификации и отражает финансирование по конкретным направлениям деятельности прямых получателей средств из федерального бюджета по определенным разделам и подразделам функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации. Третья группа расходов детализирует направления финансирования по целевым статьям и по прямым получателям средств [9, c.22].

Еще одни признаком классификации  расходов является территориальный. В  соответствии с уровнем государственного управления в Российской Федерации  расходы бюджета подразделяются на:

  • расходы республиканского бюджета;
  • расходы бюджетов членов федерации;
  • расходы местных бюджетов.

Все расходные статьи бюджета  делятся на защищенные и незащищенные. Перечень защищенных статей дается ежегодно в законе о бюджете. Защищенные статьи не подлежат сокращению при недостатке доходных источников. Сокращение может производиться только по защищенным статьям.

Таким образом, в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации предусмотрены различные подходы к классификации расходов государственного бюджета:

  • функциональная, которая представляет собой группировку расходов бюджетов всех уровней, отражающая направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства;
  • экономическая, которая представляет собой группировку расходов бюджетов всех уровней по экономическому содержанию, отражающая виды финансовых операций, с помощью которых государство выполняет свои функции как внутри страны, так и во взаимоотношениях с другими странами;
  • ведомственная, которая отражает распределение расходов по определённым ведомствам.

 

ГЛАВА 2: АНАЛИЗ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ РАСХОДОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

2.1. Приоритеты расходования бюджетных средств

 

Каждый год государство расходует  бюджетные средства на свои нужды. При  данном процессе необходимо четкое понимание  о направлении расходования средств. Именно поэтому возникает такая  категория как запланированные  расходы.

Под ними необходимо понимать расходы, осуществление которых в каждом конкретном году известно законодателю заранее, что позволяет учесть их при составлении закона о бюджете.

В своем ежегодном бюджетном  послании Федеральному Собранию Президент  РФ определяет приоритеты бюджетных  расходов на очередной финансовый год  и плановый период.

В послании Д.А. Медведева от 23 июня 2008 года выделены следующие приоритеты расходования бюджетных средств  на 2009-2010 годы:

  • здравоохранение;
  • образование;
  • научные исследования и опытно-конструкторские разработки;
  • модернизация транспортной структуры;
  • расширение возможностей духовного развития.

Также, согласно данному бюджетному посланию в 2009 году необходимо:

1.  увеличить размер социальной пенсии до величины прожиточного минимума пенсионера, а средний размер трудовой пенсии по старости должен превысить этот минимум более чем в 1,3 раза;

2. предоставить ассигнования на индексацию пособий гражданам, имеющим детей, на увеличение компенсационных выплат по уходу за инвалидами I группы, детьми-инвалидами, престарелыми гражданами;

3. завершить обеспечение ветеранов и инвалидов-очередников специальным автомобильным транспортом;

4. предоставить ассигнования для обеспечения военнослужащих и ветеранов Вооруженных Сил постоянным жильем;

5. увеличить расходы на реализацию федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России (2002 - 2010 годы)";

6. начать реализацию федеральной целевой программы "Модернизация Единой системы организации воздушного движения в РФ (2009 - 2015 годы)";

7. увеличить ассигнования на реализацию целевой программы "Глобальная навигационная система";

8. начать реализацию федеральной целевой программы "Развитие гражданской морской техники";

9. начать реализацию федеральной целевой программы "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009 - 2013 годы;

10. увеличить ассигнования на реализацию Федеральной космической программы;

11. принять новую подпрограмму "Развитие футбола в РФ на 2008 - 2015 годы";

12. увеличить ассигнования на федеральную целевую программу "Культура России (2006 - 2010 годы)";

13. реализовать федеральную целевую программу "Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах РФ на 2009 - 2013 годы";

14. реализовать федеральную целевую программу "Пожарная безопасность в РФ на период до 2012 года";

15. начать реализацию программы "Национальная система химической и биологической безопасности РФ (2009 - 2013 годы)";

16. начать реализацию программы "Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса в 2009 - 2013 годах";

17. начать реализацию федеральной целевой программы "Совершенствование системы комплектования должностей сержантов и солдат военнослужащими, переведенными на военную службу по контракту, и осуществление перехода к комплектованию должностей сержантов (старшин) Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований, а также плавсостава Военно-Морского Флота военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, в 2009 - 2015 годах";

18. увеличить расходы на федеральную целевую программу "Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2008 - 2011 годы";

19. учесть расходы на подготовку к проведению Олимпийских игр 2014 года в г. Сочи;

20. предусмотреть средства на создание сети федеральных университетов и их развитие;

21. выделить ассигнования для реализации проектов использования возобновляемых источников энергии и экологически чистых производственных технологий и т.д.

Говоря о запланированных расходах бюджета, необходимо понимать, что данный вопрос не ограничивается только лишь бюджетным посланием президента, т.к. оно не может охватить все  процессы, происходящие в государстве.

Так как запланированные расходы, судя по определению должны быть известны еще до составления бюджета, логично  подразумевать их отражение в  законопроекте о бюджете на очередной  финансовый год. Наиболее полно запланированные расходы можно увидеть в проектах федеральных законов о бюджете и самом федеральном бюджете. Именно там они представлены в количественном выражении и согласно функциональной классификации.

В Федеральном законе Республики Саха (Якутия) «О государственном бюджете  Республики Саха (Якутия)» предусматриваются  следующие приоритеты расходования бюджетных средств:

  1. направлять доходы, фактически полученные при исполнении государственного бюджета Республики Саха (Якутия) сверх объемов, утвержденных настоящим Законом, в пределах 5 процентов общего объема бюджетных ассигнований, утвержденных настоящим Законом, на замещение государственных заимствований, погашение государственного долга, а также на исполнение публичных нормативных обязательств Республики Саха (Якутия) в случае недостаточности предусмотренных на их исполнение бюджетных ассигнований без внесения изменений в настоящий Закон;
  2. субсидии и субвенции, фактически полученные при исполнении государственного бюджета Республики Саха (Якутия) сверх объемов, утвержденных настоящим Законом, направляются на увеличение расходов соответственно целям предоставления субсидий и субвенций с внесением изменений в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в настоящий Закон;
  3. утвердить в пределах общего объема расходов, установленного статьей 1 настоящего Закона, распределение бюджетных ассигнований по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов бюджетов на 2010 год согласно приложению 6 к настоящему Закону;
  4. утвердить ведомственную структуру расходов государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на 2010 год согласно приложению 7 к настоящему Закону;
  5. утвердить распределение бюджетных ассигнований на реализацию республиканских целевых программ на 2010 год (без учета капитальных вложений) согласно приложению 8 к настоящему Закону;
  6. утвердить общий объем бюджетных ассигнований на исполнение публичных нормативных обязательств;
  7. утвердить общий объем бюджетных ассигнований на реализацию мер по поддержке системообразующих предприятий;
  8. определить страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения;
  9. установить объемы бюджетных ассигнований государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на реализацию республиканской целевой программы «Социально-экономическое развитие села Республики Саха (Якутия) на 2009-2011 годы»;
  10. установить объем бюджетных ассигнований государственного бюджета Республики Саха (Якутия) по подразделу 0409 «Дорожное хозяйство»;
  11. утвердить объем бюджетных ассигнований, направляемых на решение социально-экономических и экологических задач улусов «алмазной провинции»;
  12. Правительство Республики Саха (Якутия) в целях осуществления функций государства в соответствующей сфере деятельности направляет в установленном порядке бюджетные ассигнования в уставный капитал;
  13. утвердить Программу государственных внутренних заимствований;
  14. установить предельный объем расходов государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на 2010 год на обслуживание государственного долга.

Таким образом, приоритеты расходования бюджетных средств предусматриваются Посланием Президента РФ и в проектах федеральных законов о бюджете и самом федеральном бюджете.

2.2. Анализ распределения расходов государственного бюджета за 2009 – 2010 годы

 

Известно, что федеральный закон  о бюджете в течение года претерпевает изменения. В том числе они  касаются и расходов. Происходит это  как в сторону их увеличения, так и в сторону уменьшения. При этом возникает новая категория расходов - фактические расходы.

Федеральный закон "О федеральном  бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годы" редактировался 5 раз. Во многих из них изменялись и  расходы бюджета.

Важно отметить, что с появлением новых видов расходов бюджетов их финансирование может осуществляться только с начала очередного финансового  года при условии их включения  в соответствующий бюджет.

Внешние факторы обусловили необходимость  повышения устойчивости национальной экономики, а конкретнее - совершенствования  ее структуры, внедрения инноваций, осуществления модернизации в сфере  оказания государственных услуг, улучшения  энергетической, транспортной и финансовой инфраструктуры, формирования благоприятного климата для предпринимательской  деятельности, повышения эффективности  бюджетных расходов.

Мировой экономический кризис, сопровождавшийся сильным падением цен на энергоносители, серьезно ударил по российской экономике  и выявил целый комплекс нерешенных социально-экономических проблем, и, соответственно подкорректировал бюджетные приоритеты.

Изменения в бюджете страны происходили из-за объективных факторов. Но даже самая последняя редакция этого закона не даёт точного представления о фактических расходах, так как даже в ней объемы расходования представлены как план с учетом изменений всех показателей на данную дату.

Законодательство  не дает определения фактических  расходов федерального бюджета. Правильно  будет утверждать, что это расходы, которые были осуществлены федеральным  бюджетом за определенный период времени (в данном случае ими являются 2009 -2010 годы).

В государственном бюджете  сохраняется пока целевое назначение выделяемых ассигнований, отражающее конкретные виды затрат, финансируемых  государством. Так, в составе расходов на народное хозяйство выделяются затраты на капитальные вложения, дотации, операционные расходы и т.д.; по учреждениям и организациям непроизводственной сферы – затраты на заработную плату, капитальный ремонт и др. Классификация расходов по целевому назначению является необходимой базой для осуществления финансового контроля за использованием бюджетных средств. В таблице 1 приведено распределение расходов на основные отрасли государства.

Информация о работе Расходы государства и их распределение