Разгосударствление и приватизация: мировой опыт и проблемы его использования в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 22:22, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования является процесс приватизации объектов государственной собственности.
Цель работы - изучить понятия приватизации и разгосударствления объектов государственной собственности, определить основные проблемы в этой сфере, изучить сущность и состояние данного процесса в нашей стране.

Содержание работы

Введение 4
Реформирование собственности: разгосударствление и приватизация.
1.1. Разгосударствление: понятие, сущность, способы. 6
1.2. Приватизация: понятие, сущность, функции, цели и способы. 8
Опыт разгосударствления и приватизации в развитых и постсоциалистических странах.
2.1 Опыт ваучерной приватизации 10
2.2 Опыт платной приватизации 11
2.3 Приватизация во Франции 12
2.4 Приватизация в Германии 13
2.5 Приватизация в Испании 15
Особенности разгосударствления и приватизации в Республике Беларусь.
3.1. Этапы проведения приватизация в Республике Беларусь 18
3.2. Причины торможения приватизации 31
Заключение 37
Список использованных источников 39

Файлы: 1 файл

курсач макра мой (приватизация).doc

— 331.00 Кб (Скачать файл)

Среди предприятий Минтранса, планируемых к акционированию, — республиканские унитарные предприятия «Национальная авиакомпания «Белавиа», «Авиакомпания Гомельавиа», «Авиакомпания Гродно».  
Вошли в план преобразования и крупные предприятия Министерства промышленности. Это РУП «Минский тракторный завод» и предприятия, входящие в ПО «МТЗ», РУП «Белорусский металлургический завод», РУП «Гомельский завод сельскохозяйственного машиностроения «Гомсельмаш», республиканское конструкторское унитарное предприятие «ГСКБ по зерноуборочной и кормоуборочной технике» (Гомель), РУП «Речицкий метизный завод».

В 2012 году в соответствии с планом приватизации будут выставлены на продажу 44 ОАО различного профиля: 6 автопарков, 14 автотранспортных предприятий  Витебской области, 5 других транспортных организаций. Шесть предприятий швейной, текстильной и кожевенной отраслей, три предприятия машиностроительного комплекса, предприятия в отраслях пищевой промышленности, полиграфии, связи, розничной торговли, ремонта, вторичной переработки пластмассы. К ним добавятся и ОАО, не проданные в 2011 году.

Продажа акций открытых акционерных обществ, созданных  в процессе разгосударствления и  приватизации, будет осуществляться на конкурсах и аукционах [20].

 

Действующее в Республике Беларусь законодательство в области приватизации предусматривает условия и возможности участия иностранных инвесторов в процессе приватизации.

Так, учредителями акционерных обществ, создаваемых  в процессе приватизации, могут быть, кроме государства, юридические  и физические лица, в том числе  иностранные, внесшие принадлежащие им денежные средства или иное имущество в уставные фонды данных обществ. При этом доля иностранного инвестора в уставном фонде созданного ОАО будет соответствовать стоимости внесенных им денежных средств или иного имущества.

Иностранный инвестор может стать участником ОАО, созданного в процессе приватизации республиканской собственности, путем внесения принадлежащего ему имущества в уставный фонд такого ОАО или приобретения дополнительного выпуска акций ОАО на сумму внесенного им вклада.

Иностранный инвестор может также приобрести акции открытых акционерных обществ по конкурсу, на аукционе либо на торгах в ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа».

Иностранный инвестор может принять участие  в создании совместного предприятия  в виде закрытого акционерного общества или в виде другой организационно-правовой формы на территории Республики Беларусь путем внесения денежного или неденежного вклада в уставный фонд создаваемого общества.

Государственные предприятия могут быть проданы  на аукционе, по конкурсу в процессе приватизации государственной собственности. Участниками таких торгов могут быть иностранные инвесторы.

Законодательством Республики Беларусь также предусмотрена  возможность продажи предприятий, имеющих до 100 рабочих мест, у которых  задолженность по финансовым обязательствам равна активной части баланса или превышает ее, по начальной цене, равной одной базовой величине.

 

8 декабря  2011 года в Минске состоялась  Международная конференция: «Приватизация  в Беларуси 2011-2013: возможности для инвестирования».

Привлечение прямых иностранных инвестиций является одним из приоритетов внешнеэкономической политики Беларуси. Правительство постоянно совершенствует условия для работы инвесторов в стране. Подписаны в 2011 году базовые соглашения между правительством и Многосторонним агентством по гарантиям инвестиций о правовой защите гарантированных иностранных инвестиций и об использовании местной валюты. Для совершенствования работы с инвесторами и повышения эффективности приватизационных процессов образовано государственное учреждение "Национальное агентство инвестиций и приватизации". В настоящее время действует более 50 двусторонних соглашений о защите инвестиций. И в ближайшее время будет подписано еще 30 соглашений.

В Беларуси за последние годы произошел значительный рост привлеченных внешних инвестиций. За первые три квартала 2011 года на валовой основе привлечено $8,9 млрд. инвестиций. По итогам года ожидалось $12-13 млрд. инвестиций.

Зарубежные компании готовы стать финансовыми советниками в пилотных проектах приватизации в Беларуси. Если пилотный проект по приватизации белорусских предприятий с участием зарубежных финансовых консультантов пройдет успешно, это будет положительным сигналом для привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику страны. Как отметил старший экономист управления Европы и Центральной Азии Всемирного банка в Беларуси Андреа Дал'Олио, Всемирный банк готов поддерживать приватизационные процессы в Беларуси, так как приватизация позволит повысить эффективность предприятий. [21]

 

3.2. Причины торможения  приватизации

 

В 1997г. процесс  приватизации затормозился, поскольку отсутствовала программа. 20 марта 1998г. был подписан декрет, который отменил принятие ежегодных программ и перечней предприятий, подлежащих приватизации. Процесс реформирования собственности наконец-то стал легитимным и непрерывным, но по-прежнему по желанию трудовых коллективов, а это по мнению экспертов способно существенно затормозить процесс приватизации. Кроме того, декрет запретил использование заемных средств, в том числе и кредитов для покупки акций членами трудовых коллективов (заметим, что многие предприятия, попавшие в первую приватизационную волну, использовали именно кредитные схемы, благодаря чему в их уставных фондах государственной доли нет или она очень мала). Механизмы же, способные быстро «включить» фондовый рынок, что обеспечило бы перелив капитала в наиболее эффективные сферы, в декрете обозначены не были.

По новому порядку, решение о приватизации предприятий с численностью работающих свыше 4 тысяч человек принимает Президент, от 2 до 4 тысяч – Совет Министров, а меньше 2 тысяч – Мингосимущество. Таким образом белорусское государство подтвердило, что оно не собирается упускать из своих рук сильнейший рычаг управления экономикой. Сразу же после выхода декрета Мингосимущество наметило реформировать около 500 предприятий республиканской и коммунальной собственности. Однако в 1998г. было преобразовано только 50 предприятий государственной собственности.

На первом этапе приватизации у директоров преобладала эйфория, связанная с изменением формы собственности. Они активно стремились освободиться от жесткого управления сверху, чтобы никто не мешал работать. Вперед вырвались в первую очередь, те предприятия, которые не нуждались в крупных капиталовложениях, работали на конкретного потребителя и т.д., то есть были более конкурентоспособными по своей природе. И попавшим в первую волну приватизации удалось решить поставленные задачи.

Однако позже  подобное стало невозможно. После  неоднократных переоценок коллективы больше не могут претендовать на приобретение более-менее солидного пакета акций.  У подавляющего большинства предприятий, которые преобразованы в акционерные общества в 1999г., доля государства составляет почти 100%.

Кроме того введение с 1 января 1998г. института «золотой акции» предоставляет государству, имеющему в акционерном обществе мизерный пакет, возможность полностью контролировать его стратегию. На менеджеров, склонных к проявлению собственной инициативы, набросили еще один поводок. Что же касается попыток создать стимулы для директора, то они остались декларациями. Так, с 1 января 1999г. введено в действие постановление Совета Министров, согласно которому акции, принадлежащие государству могут быть переданы в управлению руководителю предприятия на срок от 3-х до 5 лет. Размер вознаграждения директора в этом случае составит 10% от суммы дивидендов, начисленных на пакет, которым он управляет. Однако большого интереса у директорского корпуса этот документ не вызвал.

                                             

Чековая приватизация.

Белорусская ваучеризация началась 1 апреля 1994г. Она  не сопровождалась бумом, тем не менее  до начала раздачи акций  (1 июля 1994г.) в очередь за ценными бумагами выстроились полмиллиона граждан.

В канун запуска массовой приватизации всполошились хозяйственники. На совете БНПА директора настаивали на приостановке процесса, до того как будут внесены соответствующие поправки в законодательство и появится возможность создать коллективного собственника.

Следует так же отметить, что и правительство страны так же не было сторонником бесплатной раздачи имущества – идея принадлежала Верховному Совету. Но в то время исполнительная власть была вынуждена с ней согласиться, поскольку похожий процесс начался в России.

Цель безвозмездной чековой приватизации в РБ была определена как обеспечение социального равенства на пути перехода к рыночной экономике. Между тем в других странах одновременно ставились и другие задачи: формирование конкурентоспособной среды, развитие рынка капиталов, создание предпосылок для более активного инвестиционного процесса, реорганизация предприятий, ускорение процесса реформирования за счет того, что возможность участвовать в нем, независимо от наличия денег, получают широкие массы, а наиболее активная часть населения превращается в социальный слой собственников, служащий базой для дальнейшего движения  вперед.

Сужение целей  приватизации в РБ привело к недопониманию  задач приватизации и неадекватному  к ней отношению.

Формально чековая  приватизация в Беларуси должна была завершиться в июле 2002г. Однако сегодня очевидно, что она провалилась. Единственный выполненный пункт – начисление чеков. Не решена ни одна из задач, которые стояли перед народной приватизацией, в первую очередь не создан рынок ценных бумаг.

Справка:   Беларусь приступила к чековой приватизации 1 апреля 1994г. Владельцами ИПЧ «Имущество»  стали 74 % граждан страны. Было начислено  и выдано 427 млн. чеков. Первый этап чековой  приватизации- раздача населению  ИПЧ «Имущество» - завершился  1 июля 1996г. Второй этап – обмен их на акции приватизируемых предприятий – планировалось завершить 1 июля 1999г. Но в конце 1998г. в закон были внесены изменения, согласно которым сроки обращения ИПЧ «Имущество» определяются правительством по согласованию с Президентом. По состоянию на 1 января 2002г. остаток неиспользованных чеков составил 268,3 млн.

Наибольшее  отрицательное влияние на процесс  чековой приватизации оказало несоответствие темпов начисления чеков  и темпов реформирования государственной собственности. Все остальные факторы – обесценивание чеков, переуступка их гражданами в пользу юридических лиц, подавление специализированных инвестиционных фондов (СИФов) и др. – являются следствием.

Что касается граждан, то выиграли те, кто на этапе  первой волны приватизации успел обменять свои чеки на акции лучших предприятий. Большинство же, однако, не торопились, дожидаясь лучших времен. Теперь же очевидно: лучших времен для массовой приватизации не будет. 

 

Очевидно  некоторое торможение приватизационного процесса в Республики Беларусь.

Необходимо  ускорить темпы реформирования собственности  для осуществления радикальных  изменений в организационных  формах промышленных предприятий, структурной  среди их функционирования, способствующей развитию полноценной конкуренции производителей в борьбе за потребителей и рынки сбыта. Для этого необходимо активизация государственного регулирования процесса формирования институциальной среды. При этом следует учитывать, что российские "шоковые" методы реформирования для республики Беларусь неприемлемы.

В структуре  институциональных реформ одно из центральных  мест принадлежит трансформации  отношений собственности, которая  в интересах создания устойчивых предпосылок для экономического роста должна обеспечить кардинальное повышение эффективности функционирования, как отдельных предприятий, так и народнохозяйственного комплекса в целом. Учитывая негативный опыт реформирования экономики в других странах, республика не пошла по пути обвальной приватизации. В Республике Беларусь, имеющей более 70% основных фондов в собственности государства, и в прогнозируемом периоде предполагается не единовременная приватизация, а постепенное реформирование с привлечением, прежде всего, стратегических инвесторов. Для того, чтобы исключить неэффективное и незаконное перераспределение собственности, государство по-прежнему контролирует этот процесс.

Совершенствование отношений собственности будет  осуществляться в интересах создания устойчивых предпосылок для экономического роста и должно обеспечить кардинальное повышение эффективности функционирования как отдельных предприятий, так и народнохозяйственного комплекса в целом. Основные его направления: развитие социально ориентированной многоукладной экономики рыночного типа, сохранение потенциала система образующих предприятий, максимальное привлечение отечественных и зарубежных инвестиций.

Для достижения этих целей предстоит:

  • сформировать благоприятные условия для обеспечения возможности оборота прав собственности, прежде всего в реальном секторе экономики;
  • создать    широкий    слой    эффективных    собственников,    ориентированных    на долгосрочную перспективу развития производств;
  • привлечь инвестиции за счет инвесторов, готовых выполнять обязательства по реализации инвестиционных и социальных условий;
  • расширить инструментарий приватизации, используя продажу объектов приватизации за свободно конвертируемую валюту, а также продажу на аукционе с условиями  или по конкурсу предприятий, имеющих до 100 рабочих мест (если задолженность их по финансовым обязательствам равна активной части баланса или превышает ее), с начальной ценой, равной одной минимальной заработной плате.

Информация о работе Разгосударствление и приватизация: мировой опыт и проблемы его использования в Республике Беларусь