Разработка механизмов привлечения инвестиций в экономику территории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 18:42, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы состоит в разработке механизмов привлечения инвестиций в экономику территории.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих основных задач:
- рассмотреть механизмы привлечения инвестиций в экономику Российской Федерации;
- проанализировать на примере региона Республики Башкортостан различные механизмы привлечения инвестиций;
- предложить меры по привлечению инвестиций в Республику Башкортостан.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….....
1 Механизмы привлечения инвестиций в экономику Российской Федерации……………………………………………………………………..
Механизмы государственно-частного партнерства…………….
1.1.1 Реализация государственно-частного партнерства в Республике Башкортостан…………………………………………………
1.2 Инвестиционный фонд Российской Федерации………………….
1.3 Концессионные соглашения……………………………………….
1.4 Федеральные целевые программы………………………………...
1.5 Банк развития……………………………………………………….
1.6 Технопарки………………………………………………………….
1.7 Венчурные инструменты…………………………………………...
1.8 Региональные агентства по привлечению инвестиций…………..
2 Разработка механизмов привлечения инвестиций в экономику Республики Башкортостан………………………………………………….
2.1 Мероприятия в механизме по привлечению инвестиций в Республику Башкортостан……………………………………………………
2.1.1 Мероприятия в области нормативно-правового регулирования…………………………………………………………………
2.1.2 Мероприятия в сфере организации привлечения реальных инвестиций……………………………………………………………………..
2.1.3 Мероприятия в сфере информационного обеспечения инвесторов……………………………………………………………………..
2.1.4 Мероприятия в сфере государственного экономического стимулирования притока реальных инвестиций…………………………….
2.1.5 Государственная поддержка в установлении партнерских связей между предприятиями (организациями) и инвесторами……………
2.1.6 Мероприятия в сфере государственного содействия продвижению товаров и услуг………………………………………………..
2.2 Механизмы привлечения инвестиций в депрессионные регионы Республики Башкортостан……………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……...………………

Файлы: 1 файл

КР Разраб мех привл инв в эк тер.doc

— 201.00 Кб (Скачать файл)

В настоящее время  концессионные соглашения являются одним из механизмов привлечения инвестиций в строительство и реконструкцию объектов ЖКХ. Порядок заключения и исполнения данных соглашений урегулирован Федеральным законом «О концессионных соглашениях» № 115-ФЗ (далее - Закон о концессиях), который вступил в силу 5 августа 2005 г.

Указанный закон дает новые возможности привлечения частного капитала в строительство и реконструкцию объектов коммунальной инфраструктуры, в частности:

1. гидротехнических сооружений;

2. объектов по производству, передаче и распределению электрической  и тепловой энергии;

3. систем коммунальной инфраструктуры и иных объектов коммунального хозяйства, в том числе:

- объектов тепло-, водо-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, переработки и утилизации (захоронения) бытовых отходов;

- объектов, предназначенных для освещения территорий городских и сельских поселений;

- объектов, предназначенных для благоустройства территорий.

Основная особенность  концессии (в отличие от других вариантов  реализации инвестиционных проектов) заключается в том, что у инвестора-концессионера  не возникает права собственности на объект концессионного соглашения. На любом этапе исполнения концессионного соглашения создаваемое имущество является (государственной) муниципальной собственностью, а инвестор получает право эксплуатации объекта на определенный срок [8].

Следует отметить, что  сохраняются некоторые сложности  по реализации концессионных проектов, в частности, неадаптированность бюджетного законодательства к совместному  инвестированию государством и частными компаниями в объекты концессионных  соглашений, а также процедурные расхождения между основными правовыми актами, регулирующими концессионные соглашения и функционирование Инвестиционного фонда Российской Федерации.

 

    1.  Федеральные целевые программы

 

Федеральные целевые  программы (ФЦП) представляют собой увязанный по задачам, ресурсам и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение системных проблем в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации.

 В контексте государственной инвестиционной политики ФЦП может служить достаточно гибким инструментом для повышения инвестиционной привлекательности страны. Однако его использование возможно лишь в исключительных случаях, когда речь идет о депрессивных территориях страны, не имеющих объективных возможностей реализовывать инвестиционную политику своими силами.

Основными достоинствами и особенностями федеральных целевых программ являются:

  • концентрация ресурсов на решение приоритетных комплексных задач;
  • возможность в рамках программы комбинировать и объединять усилия федеральных, региональных органов исполнительной власти и частного сектора экономики;
  • длительный горизонт планирования, сопоставимый со сроками отдачи и окупаемости инвестиций и позволяющий оценивать среднесрочные и долгосрочные социально-экономические эффекты;
  • системный подход к формированию комплекса взаимосвязанных по ресурсам и срокам реализации мероприятий для достижения поставленных целей;
  • высокая степень прозрачности государственных заказов и закупок в рамках программных мероприятий;
  • обеспечение контроля за эффективностью расходования средств государственного бюджета, а также иных средств.

Эти программы направлены на формирование необходимой инфраструктуры территорий и благоприятного инвестиционного климата для развития приоритетных отраслей экономики [10].

 

1.5 Банк развития

 

В мае 2007 г. Федеральный  закон «О Банке развития» подписан Президентом Российской Федерации. Закон предусматривает создание госкорпораций на базе Внешэкономбанка, а также капиталов Российского банка развития и Российского экспортно-импортного банка. Целью создания банка является среднесрочное и долгосрочное финансирование инвестпроектов в приоритетных отраслях экономики, а также финансовая поддержка экспортно-импортной политики. Банк сможет выдавать гарантии от коммерческих и политических рисков участникам проектов, которые реализуются банком.

Банк развития выступает  не в качестве источника государственных  ресурсов для заведомо убыточных  проектов, а в роли катализатора процессов финансирования приоритетных секторов, предприятий и сфер бизнеса с привлечением ресурсов частного бизнеса. С его деятельностью связано более равномерное распределение инвестиционных ресурсов по регионам страны.

 

1.6 Технопарки

 

Технологический парк (далее — технопарк) — это юридическое лицо, ИП или их группа, способствующие осуществлению или осуществляющие научную или научно-техническую деятельность, экспериментальные разработки, испытания, подготовку кадров в соответствии с приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники, на балансе которых находится обособленный земельный участок и расположенные на нем объекты недвижимости.

Технопарк является структурой, осуществляющей поддержку творческих и изобретательских коллективов, научно-учебных комплексов ВУЗов, компаний – производителей инновационной продукции, услуг, технологий в последовательном выполнении шагов, направленных на организацию и развитие бизнеса, обеспечение инновационного бизнеса необходимыми помещениями, ресурсами, оборудованием, коммерциализацию инновационных разработок, маркетинг и брендирование компании.

В России с 2006 года реализуется  комплексная программа «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий», утверждённая 10 марта 2006 года Правительством. Программа направлена на ускоренное развитие высокотехнологичных отраслей экономики путем создания технопарков, на территории которых будут созданы условия для размещения отечественными и международными компаниями в сфере высоких технологий своих производств на территории России. Технопарки в сфере высоких технологий, био- и медицинских технологий, приборостроении, машиностроении, электронной техники, новых материалов.

Реализация этой программы  будет способствовать повышению  инвестиционной привлекательности  страны.

На сегодняшний день в Республике Башкортостан действуют 3 индустриальных и 7 технологических парков, созданных на базе крупных промышленных и научно-технических предприятий [2].

В целях создания экономических  условий для стимулирования и  развития инновационной деятельности законодательство республики предусматривает предоставление мер государственной поддержки резидентам индустриальных и технологических парков, участвующих в реализации инновационных проектов. В частности, к таким мерам относятся налоговые льготы, инвестиционный налоговый кредит, субсидирование процентных ставок по банковским кредитам и ряд других мер. Кроме того, резиденты индустриальных и технологических парков могут воспользоваться льготными условиями аренды недвижимости (в том числе земельных участков) и оборудования, а также упрощенным порядком подключения к инженерным коммуникациям [6].

 

1.7 Венчурные инструменты

 

Для реализации в России была выбрана модель создания государственного фонда венчурных фондов — «Российской  венчурной компании», которая предполагает существование трехуровневой структуры взаимодействия государства, частных управляющих компаний и стартапов, т. е. непосредственно производителей технологий. Российская венчурная компания — ОАО «Российская венчурная компания» (ОАО «РВК») создано в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 июня 2006 года с целью стимулирования создания в России собственной индустрии венчурного инвестирования, развития инновационных отраслей экономики и продвижения на международный рынок российских наукоемких технологических продуктов.

Уставный капитал ОАО  «РВК» составляет 28 225 879 400 рублей. Основными  целями деятельности ОАО «РВК» являются: стимулирование создания в России собственной индустрии венчурного инвестирования и значительное увеличение финансовых ресурсов венчурных фондов. Роль ОАО «РВК» в инновационной системе — это роль государственного фонда венчурных фондов, через который осуществляется государственное стимулирование венчурных инвестиций и финансовая поддержка высокотехнологического сектора в целом. Российская венчурная компания инвестирует свои средства в инновационный сектор через частные венчурные фонды, предоставляя каждому из них 49 % от инвестиционных ресурсов [2].

Функции органов исполнительной власти субъектов РФ в использовании  этого инструмента могут заключаться  в выделении и продвижении  наиболее перспективных инновационных  проектов и наработок на федеральном  уровне, что может на практике выражаться в их административной и консультативной поддержке, создание региональных инкубаторов, предоставлении дополнительных налоговых и административных преференций субъектам малого и среднего бизнеса, работающим в hi-tech сегменте.

 

1.8 Региональные агентства по привлечению инвестиций

 

В настоящее время  в большинстве регионов существуют специализированные органы государственной  власти или агентства (корпорации) по привлечению инвестиций, занимающиеся вопросами сопровождения проектов, то есть внимательного и своевременного решения административно-правовых вопросов, возникающих у инвестора в ходе подготовки и реализации проектов, создании площадок для инвестиций и проведения мероприятий по улучшению имиджа региона и распространению информации об инвестиционном климате в регионе.

Международный опыт показывает, что агентства по привлечению  инвестиций могут быть действенным  средством по работе с инвесторами. Российским региональным агентствам на сегодняшний момент часто не хватает  опыта и знаний лучшей мировой практики работы с инвесторами, а также финансовых ресурсов, необходимых для подготовки площадок для инвестиций. К решению этих проблем может быть привлечен федеральный центр. В частности необходима организация обучающих программ и программ обмена опытом между региональными агентствами. Следует также рассмотреть возможность создания специального фонда, который на конкурсной основе мог бы оказать регионам финансовую помощь в создании площадок для реализации инвестиционных проектов и других мероприятий, направленных на привлечение инвестиций в регион.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Разработка  механизмов привлечения инвестиций  в экономику Республики Башкортостан

Основные направления  региональной инвестиционной политики сконцентрированы на реализации комплекса  системных мер, предусматривающих качественное улучшение инвестиционного климата в республике, обеспечивающих создание условий для существенного притока инвестиций. В республике активно развивается и совершенствуется созданная система сопровождения инвестпроектов – «фабрика инвестиций», программа инфраструктурной поддержки бизнеса, в частности, технопарков, индустриальных парков и т.п. Это и законодательно закрепленная государственная поддержка, и созданные институты привлечения инвестиций, такие как Корпорация развития РБ, республиканское Агентство по территориальному развитию и технологии реализации проектов: инвестиционные паспорта республики и муниципалитетов, единое окно для работы с инвесторами [8].  Основными направлениями работы созданного в республике осенью 2012 года Агентства по территориальному развитию являются брендирование территорий, разработка совместно с местными властями комплексных программ развития муниципальных территорий. Сюда относятся и инвестиционная составляющая, и социальная инфраструктура, и территориальное планирование. Все это серьезно влияет на инвестклимат РБ [6].

В Республике Башкортостан проводится значительная законодательная  деятельность по принятию нормативных  правовых актов, регулирующих и конкретизирующих инвестиционную деятельность с учетом особенностей региона.

В целях стимулирования инвестиционной деятельности на территории республики Указом Президента Республики Башкортостан от 3 июля 2007 года №УП-304 учреждены  ежегодные премии Президента Республики Башкортостан «За эффективную инвестиционную деятельность».

 

 

 

 

В 2012 году объем инвестиций в экономику республики достиг порядка 230 миллиардов рублей. Такой значительной цифры еще не было никогда. Тем не менее, в вопросах привлечения в республику денег пока еще есть и немалые проблемы [11].

Основными проблемами в  обеспечении инвестиционной активности и роста эффективности инвестирования в республике являются:

- слабая проработка со стороны инициаторов проектов стратегии развития предприятий с учетом перспектив смежных производств и отраслей, а также экономики республики в целом;

- недостаток высококвалифицированных менеджеров в области разработки и управления инвестиционными проектами в соответствии с международными стандартами;

Информация о работе Разработка механизмов привлечения инвестиций в экономику территории