Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 18:42, курсовая работа
Цель данной курсовой работы состоит в разработке механизмов привлечения инвестиций в экономику территории.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих основных задач:
- рассмотреть механизмы привлечения инвестиций в экономику Российской Федерации;
- проанализировать на примере региона Республики Башкортостан различные механизмы привлечения инвестиций;
- предложить меры по привлечению инвестиций в Республику Башкортостан.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….....
1 Механизмы привлечения инвестиций в экономику Российской Федерации……………………………………………………………………..
Механизмы государственно-частного партнерства…………….
1.1.1 Реализация государственно-частного партнерства в Республике Башкортостан…………………………………………………
1.2 Инвестиционный фонд Российской Федерации………………….
1.3 Концессионные соглашения……………………………………….
1.4 Федеральные целевые программы………………………………...
1.5 Банк развития……………………………………………………….
1.6 Технопарки………………………………………………………….
1.7 Венчурные инструменты…………………………………………...
1.8 Региональные агентства по привлечению инвестиций…………..
2 Разработка механизмов привлечения инвестиций в экономику Республики Башкортостан………………………………………………….
2.1 Мероприятия в механизме по привлечению инвестиций в Республику Башкортостан……………………………………………………
2.1.1 Мероприятия в области нормативно-правового регулирования…………………………………………………………………
2.1.2 Мероприятия в сфере организации привлечения реальных инвестиций……………………………………………………………………..
2.1.3 Мероприятия в сфере информационного обеспечения инвесторов……………………………………………………………………..
2.1.4 Мероприятия в сфере государственного экономического стимулирования притока реальных инвестиций…………………………….
2.1.5 Государственная поддержка в установлении партнерских связей между предприятиями (организациями) и инвесторами……………
2.1.6 Мероприятия в сфере государственного содействия продвижению товаров и услуг………………………………………………..
2.2 Механизмы привлечения инвестиций в депрессионные регионы Республики Башкортостан……………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……...………………
В настоящее время концессионные соглашения являются одним из механизмов привлечения инвестиций в строительство и реконструкцию объектов ЖКХ. Порядок заключения и исполнения данных соглашений урегулирован Федеральным законом «О концессионных соглашениях» № 115-ФЗ (далее - Закон о концессиях), который вступил в силу 5 августа 2005 г.
Указанный закон дает новые возможности привлечения частного капитала в строительство и реконструкцию объектов коммунальной инфраструктуры, в частности:
1. гидротехнических сооружений;
2. объектов по производству,
передаче и распределению
3. систем коммунальной инфраструктуры и иных объектов коммунального хозяйства, в том числе:
- объектов тепло-, водо-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, переработки и утилизации (захоронения) бытовых отходов;
- объектов, предназначенных для освещения территорий городских и сельских поселений;
- объектов, предназначенных для благоустройства территорий.
Основная особенность концессии (в отличие от других вариантов реализации инвестиционных проектов) заключается в том, что у инвестора-концессионера не возникает права собственности на объект концессионного соглашения. На любом этапе исполнения концессионного соглашения создаваемое имущество является (государственной) муниципальной собственностью, а инвестор получает право эксплуатации объекта на определенный срок [8].
Следует отметить, что
сохраняются некоторые
Федеральные целевые программы (ФЦП) представляют собой увязанный по задачам, ресурсам и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение системных проблем в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации.
В контексте государственной инвестиционной политики ФЦП может служить достаточно гибким инструментом для повышения инвестиционной привлекательности страны. Однако его использование возможно лишь в исключительных случаях, когда речь идет о депрессивных территориях страны, не имеющих объективных возможностей реализовывать инвестиционную политику своими силами.
Основными достоинствами и особенностями федеральных целевых программ являются:
Эти программы направлены на формирование необходимой инфраструктуры территорий и благоприятного инвестиционного климата для развития приоритетных отраслей экономики [10].
1.5 Банк развития
В мае 2007 г. Федеральный закон «О Банке развития» подписан Президентом Российской Федерации. Закон предусматривает создание госкорпораций на базе Внешэкономбанка, а также капиталов Российского банка развития и Российского экспортно-импортного банка. Целью создания банка является среднесрочное и долгосрочное финансирование инвестпроектов в приоритетных отраслях экономики, а также финансовая поддержка экспортно-импортной политики. Банк сможет выдавать гарантии от коммерческих и политических рисков участникам проектов, которые реализуются банком.
Банк развития выступает не в качестве источника государственных ресурсов для заведомо убыточных проектов, а в роли катализатора процессов финансирования приоритетных секторов, предприятий и сфер бизнеса с привлечением ресурсов частного бизнеса. С его деятельностью связано более равномерное распределение инвестиционных ресурсов по регионам страны.
1.6 Технопарки
Технологический парк (далее — технопарк) — это юридическое лицо, ИП или их группа, способствующие осуществлению или осуществляющие научную или научно-техническую деятельность, экспериментальные разработки, испытания, подготовку кадров в соответствии с приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники, на балансе которых находится обособленный земельный участок и расположенные на нем объекты недвижимости.
Технопарк является структурой, осуществляющей поддержку творческих и изобретательских коллективов, научно-учебных комплексов ВУЗов, компаний – производителей инновационной продукции, услуг, технологий в последовательном выполнении шагов, направленных на организацию и развитие бизнеса, обеспечение инновационного бизнеса необходимыми помещениями, ресурсами, оборудованием, коммерциализацию инновационных разработок, маркетинг и брендирование компании.
В России с 2006 года реализуется
комплексная программа «
Реализация этой программы будет способствовать повышению инвестиционной привлекательности страны.
На сегодняшний день в Республике Башкортостан действуют 3 индустриальных и 7 технологических парков, созданных на базе крупных промышленных и научно-технических предприятий [2].
В целях создания экономических условий для стимулирования и развития инновационной деятельности законодательство республики предусматривает предоставление мер государственной поддержки резидентам индустриальных и технологических парков, участвующих в реализации инновационных проектов. В частности, к таким мерам относятся налоговые льготы, инвестиционный налоговый кредит, субсидирование процентных ставок по банковским кредитам и ряд других мер. Кроме того, резиденты индустриальных и технологических парков могут воспользоваться льготными условиями аренды недвижимости (в том числе земельных участков) и оборудования, а также упрощенным порядком подключения к инженерным коммуникациям [6].
1.7 Венчурные инструменты
Для реализации в России
была выбрана модель создания государственного
фонда венчурных фондов — «Российской
венчурной компании», которая предполагает
существование трехуровневой
Уставный капитал ОАО «РВК» составляет 28 225 879 400 рублей. Основными целями деятельности ОАО «РВК» являются: стимулирование создания в России собственной индустрии венчурного инвестирования и значительное увеличение финансовых ресурсов венчурных фондов. Роль ОАО «РВК» в инновационной системе — это роль государственного фонда венчурных фондов, через который осуществляется государственное стимулирование венчурных инвестиций и финансовая поддержка высокотехнологического сектора в целом. Российская венчурная компания инвестирует свои средства в инновационный сектор через частные венчурные фонды, предоставляя каждому из них 49 % от инвестиционных ресурсов [2].
Функции органов исполнительной
власти субъектов РФ в использовании
этого инструмента могут
1.8 Региональные агентства по привлечению инвестиций
В настоящее время
в большинстве регионов существуют
специализированные органы государственной
власти или агентства (корпорации) по
привлечению инвестиций, занимающиеся
вопросами сопровождения
Международный опыт показывает, что агентства по привлечению инвестиций могут быть действенным средством по работе с инвесторами. Российским региональным агентствам на сегодняшний момент часто не хватает опыта и знаний лучшей мировой практики работы с инвесторами, а также финансовых ресурсов, необходимых для подготовки площадок для инвестиций. К решению этих проблем может быть привлечен федеральный центр. В частности необходима организация обучающих программ и программ обмена опытом между региональными агентствами. Следует также рассмотреть возможность создания специального фонда, который на конкурсной основе мог бы оказать регионам финансовую помощь в создании площадок для реализации инвестиционных проектов и других мероприятий, направленных на привлечение инвестиций в регион.
2 Разработка
механизмов привлечения
Основные направления региональной инвестиционной политики сконцентрированы на реализации комплекса системных мер, предусматривающих качественное улучшение инвестиционного климата в республике, обеспечивающих создание условий для существенного притока инвестиций. В республике активно развивается и совершенствуется созданная система сопровождения инвестпроектов – «фабрика инвестиций», программа инфраструктурной поддержки бизнеса, в частности, технопарков, индустриальных парков и т.п. Это и законодательно закрепленная государственная поддержка, и созданные институты привлечения инвестиций, такие как Корпорация развития РБ, республиканское Агентство по территориальному развитию и технологии реализации проектов: инвестиционные паспорта республики и муниципалитетов, единое окно для работы с инвесторами [8]. Основными направлениями работы созданного в республике осенью 2012 года Агентства по территориальному развитию являются брендирование территорий, разработка совместно с местными властями комплексных программ развития муниципальных территорий. Сюда относятся и инвестиционная составляющая, и социальная инфраструктура, и территориальное планирование. Все это серьезно влияет на инвестклимат РБ [6].
В Республике Башкортостан проводится значительная законодательная деятельность по принятию нормативных правовых актов, регулирующих и конкретизирующих инвестиционную деятельность с учетом особенностей региона.
В целях стимулирования инвестиционной деятельности на территории республики Указом Президента Республики Башкортостан от 3 июля 2007 года №УП-304 учреждены ежегодные премии Президента Республики Башкортостан «За эффективную инвестиционную деятельность».
В 2012 году объем инвестиций в экономику республики достиг порядка 230 миллиардов рублей. Такой значительной цифры еще не было никогда. Тем не менее, в вопросах привлечения в республику денег пока еще есть и немалые проблемы [11].
Основными проблемами в
обеспечении инвестиционной активности
и роста эффективности
- слабая проработка со стороны инициаторов проектов стратегии развития предприятий с учетом перспектив смежных производств и отраслей, а также экономики республики в целом;
- недостаток высококвалифицированных менеджеров в области разработки и управления инвестиционными проектами в соответствии с международными стандартами;
Информация о работе Разработка механизмов привлечения инвестиций в экономику территории