Содержание
ВВЕДЕНИЕ
Современные тенденции развития
банковского сектора и экономики государства
в целом подтвердили необходимость реформирования
банковской системы, с целью создания
устойчивого, пользующегося доверием
экономических субъектов, банковского
сектора, эффективно и в полной мере выполняющего
функции финансового посредничества,
а также способствующего развитию экономики
в целом.
Важнейшим элементом обеспечения
финансовой стабильности банковского
сектора является финансовая устойчивость
коммерческого банка, при которой платёжеспособность
постоянна во времени, а соотношение собственного
и привлеченного капитала обеспечивает
эту платёжеспособность и состояние финансовой
устойчивости в свете долгосрочной перспективы,
которая связана со структурой баланса
банка, степенью его зависимости от кредиторов
и инвесторов, с условиями, на которых
привлечены и обслуживаются ресурсы банка.
Именно финансовая устойчивость
коммерческих банков определяет отношение
к ним вкладчиков и клиентов в связи с
тем, что коммерческий банк является хозяйствующим
субъектом, работающим, в основном, с привлечёнными
средствами. Однако следует констатировать,
что в настоящее время вопросы обеспечения
финансовой устойчивости российских банков,
как с теоретических, так и с практических
сторон, ещё не в должной мере разработаны
и только становятся предметом исследования
учёных. В частности, существующие методики
оценки финансовой устойчивости коммерческого
банка в основном предназначены для самих
банков и не позволяют всем участникам
рынка, заинтересованным в оценке финансовой
устойчивости каждого банка и банковской
системы в целом, на основе публикуемой
отчётности с достаточной степенью достоверности
провести необходимую оценку.
Таким образом, несмотря на
особую актуальность данного вопроса
в настоящее время, научная разработанность
проблемы анализа финансовых результатов
деятельности банка далеко не исчерпана,
что и определило выбор темы данной курсовой
работы.
Целью настоящего исследования
является проведение финансово-экономического
анализа организации и разработка мероприятий
по повышению эффективности финансово-экономической
деятельности ОАО «Сбербанка России».
Для реализации этой цели были
поставлены следующие задачи:
- систематизировать, закрепить и расширить
теоретические и практические знания
по проведению анализа финансово-экономической
деятельности;
- провести финансово-экономический
анализ деятельности Сбербанка России,
оценку финансовой устойчивости и ликвидности
банка;
- разработать систему мероприятий и рекомендаций
по повышению эффективности финансово-экономической
деятельности Сбербанка России, учитывая
особенности его функционирования.
Объектом исследования выступает
Сбербанк России.
Предмет исследования – оценка финансово-экономических
результатов деятельности Сбербанка России.
Методологической основой исследования
является системный подход, рассматривающий
банк, с одной стороны, как элемент системы
финансового рынка страны, а с другой стороны
– как самостоятельный хозяйствующий
субъект, характеризующийся определёнными
организационными и финансовыми особенностями.
При написании работы использовались
методы: метод сравнения, математический,
статистический и графический методы,
методы наблюдения, аналогий, группировки
и классификаций, а также монографический
метод, сущность которого заключается
в изучении практики одного хозяйствующего
субъекта.
Теоретической и методологической
основой исследования являются научные и прикладные
труды российских и зарубежных ученых,
нормативные документы, бухгалтерская
отчетность организации, формы внутренней
отчетности, положения, годовые отчеты,
личные наблюдения.
1. ПРОИЗВОДСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА
ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Основные положения
Устава
В Уставе ОАО «Сбербанк России»
содержатся следующие сведения:
- наименование банка и его местонахождение
(почтовый и юридический адрес);
- перечень выполняемых им банковских
операций;
- размер уставного капитала,
резервного и иных фондов, образуемых
банком;
- указание на то, что банк является
юридическим лицом и действует на коммерческой
основе;
- данные об органах управления
банка, порядке образования и функциях.
Открытое Акционерное Общество
«Сбербанк Росссии», именуемое в дальнейшем
"Банк", является кредитной организацией.
Банк создан с наименованиями «Акционерный
коммерческий Сберегательный банк РСФСР,
в соответствии с решением общего собрания
акционеров от 22 марта 1991 г. В соответствии
с решением общего собрания акционеров
от 04 июня 2010 г. наименования Банка изменены
на Открытое Акционерное Общество «Сбербанк
Росссии», ОАО «Сбербанк России». Учредителем
Банка является Центральный банк Российской
Федерации, именуемый в дальнейшем "Банк
России".
Фирменное (полное официальное)
наименование Банка: Открытое Акционерное
Общество «Сбербанк России»; сокращенное
наименование: ОАО «Сбербанк России».
Банк входит в банковскую систему
Российской Федерации и в своей деятельности
руководствуется законодательством Российской
Федерации, нормативными документами
Банка России, а также настоящим Уставом.
Акционерами Банка могут быть
юридические и физические лица, в том числе
иностранные, в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
Банк создается без ограничения
срока деятельности и осуществляет свою
деятельность на основании лицензии Банка
России.
Основной целью деятельности
Банка является привлечение денежных
средств от физических и юридических лиц,
осуществление кредитно-расчетных и иных
банковских операций и сделок с физическими
и юридическими лицами для получения прибыли.
Уставный капитал Банка сформирован
в сумме 67 760 844 000 рублей и разделен на 21 586 948
000 обыкновенных акций номинальной стоимостью
3 рубля и 1 000 000 000 привилегированных акций
номинальной стоимостью 3 рубля.
Все акции Банка являются именными.
Банк размещает обыкновенные и привилегированные
акции.
Банк обладает полной хозяйственной
самостоятельностью в вопросах распределения
чистой прибыли. Балансовая и чистая прибыль
Банка определяются в порядке, предусмотренном
законодательством Российской Федерации.
Из балансовой прибыли уплачиваются соответствующие
налоги, другие обязательные платежи в
бюджет. Чистая прибыль Банка остается
в распоряжении Банка и по решению общего
собрания акционеров направляется в резервный
фонд, на формирование иных фондов Банка,
а также распределяется между акционерами
в виде дивидендов, на другие цели в соответствии
с действующим законодательством Российской
Федерации.
Кредитные ресурсы Банка формируются
за счет:
собственных средств Банка
(за исключением стоимости приобретенных
им основных фондов, вложений в доли участия
в уставном капитале банков и других юридических
лиц и иных иммобилизованных средств);
средств юридических лиц, находящихся
на их счетах в Банке;
вкладов физических лиц,
привлеченных на определенный срок и до
востребования;
кредитов, полученных в других
банках;
иных привлеченных средств.
В качестве ресурсов для кредитования
может использоваться прибыль Банка, не
распределенная в течение финансового
года.
Банк депонирует в Банке России
в установленных им размерах и порядке
часть привлеченных денежных средств
в обязательные резервы, в соответствии
с правилами и нормативами, установленными
для Банка.
Банк ведет бухгалтерский учет
и предоставляет финансовую и иную отчетность
в порядке, установленном законодательством
Российской Федерации и иными нормативными
правовыми актами, в том числе нормативными
актами Банка России.
Наблюдательный совет осуществляет
общее руководство деятельностью Банка,
за исключением решения вопросов, отнесенных
к компетенции общего собрания акционеров.
Руководство текущей деятельностью
Банка осуществляется Президентом, Председателем
Правления Банка и Правлением Банка.
Контроль над финансово-хозяйственной
деятельностью Банка осуществляется ревизионной
комиссией, избираемой общим собранием
акционеров Банка сроком на один год в
количестве 7 членов.
Банк может быть ликвидирован
или реорганизован в соответствии с действующим
законодательством Российской Федерации.
Все изменения и дополнения,
вносимые в Устав Банка и принятые общим
собранием акционеров или Наблюдательным
советом в соответствии с его компетенцией,
регистрируются в Банке России в установленном
порядке [9].
1.2. Характеристика организационной
структуры
По своей организационной структуре
Сберегательный банк представляет собой
сложную и многоуровневую банковскую
систему, которая не имеет пока аналогов
среди других акционерных банков. Она
включает 17 территориальных банков в республиках,
краях и областях, Москве и Санкт-Петербург
и десятки тысяч низовых учреждений –
отделений, филиалов и агентств.
В соответствии с типовым положением
региональные банки пользуются юридического
лица, входят в единую организационную
структуру Сберегательного банка, осуществляют
его функции на территории соответствующей
республики, края, области, города и руководствуются
в своей деятельности актами Центрального
банка России и Сберегательного банка.
Отделения банка, в свою очередь, имеют
операционные отделы и филиалы, обслуживающие
клиентов, а также могут создавать по согласованию
с другими организациями агентства.
Таким образом, региональные
банки выполняют по отношению к подчиненным
им отделениям те же в основном функции,
что и вышестоящие органы управления по
отношению к ним самим.
Рис. 1 - Организационная структура
ОАО «Сбербанк России»
Все структурные подразделения
и отделы Сбербанка России работают строго
по определенным регламентам и инструкциям.
Помимо этого в Сберегательном банке все
служащие имеют должностные инструкции,
согласно которым они исполняют предписанные
им должностные обязанности.
Рис. 2 - Организационная структура
Вологодского отделения №8638 ОАО «Сбербанка
России»
Организационная структура
Вологодского отделения №8638 ОАО Сбербанка
России принадлежит к «высоким» структурам,
так как отличается большим количеством
уровней за счет уменьшения числа подчиненных
работников ниже оптимального уровня
принятого для иерархических структур
и соответственно, большим числом уровней.
При этом на каждого руководителя
приходится меньше подчиненных за счет
их перераспределения между уровнями
следующих порядков, но необходимо прикладывать
большие усилия для налаживания вертикальных
коммуникаций (руководитель-подчиненные).
Структура управления Вологодского
отделения №8638 ОАО Сбербанка России конфиденциальна
[6].
Для анализа эффективности
организации управления рассчитывается
общий коэффициент организованности системы
управления:
Корг.общ.=К1*К2*К3*К4*К5*К6 , где
К1-6 –частные
коэффициенты организованности:
К1- коэффициент
регламентации труда в системе управления;
К2- коэффициент
плановости в работе;
К3- коэффициент
обеспеченности системы управления кадрами;
К4- коэффициент
квалификации;
К5- коэффициент
организации рабочего места;
К6- коэффициент
социально-психологического климата.
Расчет всех этих коэффициентов
приведен в таблице 1.
Таблица 1 – Расчет коэффициентов
организационной культуры в ОАО «Сбербанк
России»
Частные коэффициенты организованности |
Корг.общ. |
К1 |
К2 |
К3 |
К4 |
К5 |
К6 |
0,8 |
0,9 |
0,9 |
1 |
0,8 |
0,8 |
0,41 |
– коэффициент регламентации труда
работников аппарата управления. Он показывает,
кто, чем должен заниматься и за что отвечать.
Данный коэффициент рассчитывается, как
отношение фактического состояния уровня
регламентации к его нормативному состоянию
(в данном случае
= 0,8, так как в системе управления не
всеми чётко понимаются свои обязанности);
– коэффициент плановости в работе,
определяется, как соотношение фактического
уровня плановости к его нормативному
состоянию. (
=0,9, так как в ОАО «Сбербанк России»
достаточно разрабатываются оперативные
и личные планы рабочего времени руководителей);
– коэффициент обеспеченности системы
управления кадрами. Рассчитывается, как
отношение фактической обеспеченности
к нормативной обеспеченности. (
=0,9);
Все штаты могут быть заполнены,
но не иметь должного образования. Для
этого рассчитывается следующий показатель.
– коэффициент квалификации. (
=1). Директор и большинство работников
имеют высшее образование по другим специальностям,
однако у директора уже есть опыт работы
и хорошие организаторские способности.
– коэффициент организации рабочего
места, он определяется как отношение
фактического уровня организации к его
нормативному значению. (
=0,8).
– коэффициент социально-психологического
климата. Социально-психологический климат
играет огромную роль в системе управления.
Если он хороший, то это положительно отражается
на эмоциональном состоянии работников
и улучшает экономическую эффективность
деятельности. Если климат плохой, то падает
заинтересованность рабочих и проблема
удовлетворенности трудом становится
не решаемой.