Развитие АПК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 06:20, курсовая работа

Описание работы

Основной целью курсовой работы «Развитие АПК», является исследование теоретических и практических вопросов развития АПК в качестве фактора стабильности и развития национальной экономики. Достижение поставленной цели потребовало решение следующих задач:
Дать понятие и рассмотреть сущность агропромышленного комплекса;
Охарактеризовать современное состояние АПК;
Рассмотреть структуру управления АПК и методы государственного воздействия на комплекс;

Содержание работы

Введение
4
1
АПК в России
6

1.1 Понятие агропромышленного комплекса
6

1.2 Структура АПК
7

1.3 Экономические особенности АПК
8

1.4 Современное состояние АПК
11
2
Государственное управление АПК
13

2.1 Структура органов управления АПК и их функции
15

2.2 Формы и методы государственного воздействия на АПК
17
3
Развитие агропромышленного комплекса
22

3.1 Основные направления развития АПК
22

3.2 Инвестиционное развитие АПК
25

3.3 Проблемы и перспективы развития АПК в России
30
Заключение
33
Библиографический список
34

Файлы: 1 файл

курс.doc

— 191.50 Кб (Скачать файл)
    1. Современное состояние АПК

От состояния агропромышленного  комплекса во многом зависит развитие экономики страны, ее национальная безопасность, жизненный уровень  населения. В сельском хозяйстве  и пищевой промышленности работает каждый пятый, занятый в сфере  материального производства, удельный вес этих секторов в ВВП составляет около 9 %, на долю продовольственных товаров приходится 46 % общего объема розничного товарооборота. В сельской местности проживает 27 % населения страны. Сельское хозяйство является потребителем продукции многих секторов промышленности и сферы услуг, обеспечивая занятость миллионов трудоспособного населения.

Приняты важные для АПК законы - "Земельный кодекс", "Об обороте  земель сельскохозяйственного назначения", "О личном подсобном хозяйстве". Действуют такие экономические рычаги, как поддержка краткосрочного и среднесрочного кредитования. Возросли почти в 3 раза суммы по страхованию сельскохозяйственных культур. Реализуются меры по расширению лизинга, введению механизма закупочных и товарных интервенций. Больше проявляется интерес к внедрению новых технологий и освоению достижений научно-технического прогресса.

Но кардинальных сдвигов в финансовом оздоровлении сельскохозяйственных предприятий  не произошло. Большая часть сельскохозяйственных организаций так и не смогла провести подлежащую реструктуризацию долгов.

Из года в год уменьшается  поголовье крупного рогатого скота, в том числе и коров. В результате снижаются возможности наращивания  производства мяса и молока. Финансово-экономическое  положение сельскохозяйственных предприятий животноводства остается сложным. Неконтролируемый, экономически необоснованный рост цен на энергетические ресурсы, машины и оборудование, используемые в животноводстве, негативно влияет на себестоимость продукции.

По данным Минсельхоза России, поступление новой техники в сельское хозяйство по стране составляет 1 - 2 % в год, списание – 6 - 10 %. Подсчеты показывают, что для обработки пашни в научно обоснованные сроки требуется увеличить действующий машинотракторный парк в 4 - 5 раз. На эти цели необходимо ежегодно выделять до 70 млрд. руб.5

Активно в АПК идет формирование новых форм хозяйствования. В настоящее время они представлены крестьянскими хозяйствами, ассоциациями крестьянских хозяйств, агрокооперативами, агрокомбинатами, агрофирмами. Выбор той или иной формы зависит от конкретных условий местности, осуществляется на строго добровольной основе, а критерием преимущества может быть только экономическая эффективность. В ближайшие годы 3/4 продукции сельского хозяйства будут производить крупные сельскохозяйственные предприятия: ассоциации крестьянских хозяйств, акционерные предприятия, агрокооперативы, созданные на основе колхозов и совхозов. Крестьянские хозяйства дадут примерно 1 % от общего производства, так как даже при условии серьезной поддержки государством (строительство дорог, газификация, подводка электроэнергии, обеспечение технического обслуживания, прием продукции) им необходимо долгосрочное кредитование и не менее 3 - 5 лет, чтобы встать на ноги.6

 

 

 

 

 

 

2 ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ АПК

 

Государственное управление АПК представляет собой воздействие  на распределение, обмен и потребление  товаров, как в государственном, так и в негосударственном  секторах преимущественно экономическими методами (ценовой, финансовый, налоговый и кредитный механизмы), предписывающими условия функционирования всех хозяйствующих субъектов рынка.

Государственным регулированием агропромышленного производства признается экономическое воздействие государства  на производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, включая рыбу и морепродукты, а также на производственно-техническое обслуживание и материально - техническое обеспечение агропромышленного производства.

Правовое регулирование  сельскохозяйственного производства выражается в совокупности мало взаимосвязанных нормативных актов, регулирующих отдельные стороны данного сектора экономики.

Задачами государственного регулирования агропромышленного  производства являются стабилизация и  развитие агропромышленного производства, обеспечение продовольственной безопасности Российской Федерации, улучшение продовольственного обеспечения населения, поддержание экономического паритета между сельским хозяйством и другими секторами экономики, сближение уровней дохода работников сельского хозяйства и промышленности, защита отечественных товаропроизводителей в сфере агропромышленного производства.

Государственное регулирование  агропромышленного производства осуществляется по следующим основным направлениям:

  • формирование и функционирование рынка сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия;
  • финансирование, кредитование, страхование, льготное налогообложение;
  • защита интересов отечественных товаропроизводителей при осуществлении внешнеэкономической деятельности;
  • развитие науки и осуществление научной деятельности в сфере агропромышленного производства;
  • развитие социальной сферы села;
  • иные направления, определенные законодательством Российской Федерации.

Если аграрная политика – это осуществляемые государством меры по увеличению сельскохозяйственного производства, созданию условий для эффективной деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей, социальному развитию села, то когда же речь идет об агропродовольственной политике, делается акцент именно на вопросах производства продовольствия и обеспечения им населения, в том числе учитывается и аспект обеспечения продовольственной безопасности.

В настоящее время  правовое регулирование сельского  хозяйства в рамках комплексных  отношений в агропромышленной сфере  сохраняется, о чем говорит отчасти и то, что приоритетный национальный проект назван «Развитие АПК».

Усиление социальной направленности политики нашего государства  неизбежно должно привлечь внимание к законодательному обеспечению  именно агропродовольственной политики. При этом основными целями государственного регулирования в этом направлении должны быть:

  • продовольственная независимость страны, то есть возможность удовлетворения потребности населения в продуктах питания в основном за счет внутренних ресурсов;
  • доступность для населения продуктов питания, что, с одной стороны, означает бесперебойное их поступление в места потребления в объемах, достаточных для удовлетворения потребностей населения, а с другой стороны, возможность приобретения населением продуктов питания в соответствии с физиологическими нормами при существующей структуре потребления, системе цен, уровне доходов, социальных пособий и льгот;
  • качество и безопасность пищевых продуктов.

Однако когда мы говорим  о развитии и совершенствовании  аграрного законодательства, то речь идет в первую очередь о регулировании отношений в области непосредственно сельского хозяйства, так как именно сельскохозяйственное производство имеет ту специфику, которая и делает необходимым выделение совокупности нормативных правовых актов, регулирующих данные отношения, в самостоятельный сектор законодательства.

Специфика сельскохозяйственного  производства заключается, прежде всего, в использовании земли как  основного средства производства; использовании  живых организмов для производства продукции; во влиянии погодных, климатических факторов на процесс производства, сезонном характере производственной деятельности, традиционном укладе жизни населения, работающего на селе и связанного с сельским хозяйством.7

2.1 Структура  органов управления АПК и их функции

Существуют 3 формы органов  государственного управления АПК:

1   Федеральные органы управления АПК;

2   Региональные органы управления АПК;

3   Районные органы управления АПК.

В системе органов  государственного управления выделяют органы общей компетенции (Правительство РФ); функциональные органы (Министерство финансов РФ, Министерство экономического развития РФ, Центральный банк РФ, Министерство юстиции РФ и др.), органы отраслевой компетенции (Министерство сельского хозяйства РФ), другие министерства и ведомства.

Органы общей компетенции  осуществляют руководство всеми секторами народного хозяйства в соответствии с Конституцией РФ, федеральным и региональным законодательствами.

Функциональные органы координируют деятельность отраслевых органов в соответствии с возложенными на них функциями управления. Государственное руководство агропромышленным производством возложено на Министерство сельского хозяйства РФ (МСХ РФ).

Для реализации возложенных  на них задач и функций органы государственного управления АПК используют определённые меры экономического регулирования, включая бюджетные ассигнования на развитие отдельных секторов и сфер предпринимательства, налоговую политику и др.

Государственные органы управления АПК в областях и краях  называются по-разному – департаментами, комитетами, управлениями сельского хозяйства. В областных и краевых управлениях обычно имеются отделы растениеводства, животноводства и племенного дела, механизации и электрификации, инвестиций, финансового регулирования, ветеринарии и госветнадзор, подготовки, госинспекции по закупкам и качеству  продукции, гостехнадзора и др. Штатная численность работников областных управлений сельского хозяйства чаще всего колеблется от 70 до 100 человек; финансируются они за счёт областного бюджета.

Наряду с государственно – распорядительными и контрольными функциями развиваются информационно  – консультационные и информационно  – аналитические  направления  деятельности, ориентированные на рыночные потребности производителей и потребителей продукции сельского хозяйства.

В административных районах  функционируют районные управления сельского хозяйства, в которые  обычно входит группа специалистов численностью 8 - 15 человек. Возглавляет её начальник управления.

К числу основных задач  райсельхозуправления относятся:

  • регулирование и координация развития сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности в целях роста эффективности производства, качества и конкурентоспособности продукции, формирование производственной и социальной инфраструктуры;      
  • освоение достижений научно – технического прогресса в агропромышленном производстве, осуществление государственной технической, технологической, инновационной, инвестиционной политики, информационно – консультационное обеспечение предприятий, организаций и учреждений АПК района;
  • содействие развитию рыночных отношений, маркетинга, всех видов предпринимательской деятельности, допускаемых действующим законодательством, формированию продовольственного и технического рынков, агропромышленной кооперации и интеграции, проведению аграрных и земельных преобразований;
  • создание равных организационно – экономических, финансовых и правовых условий для всех секторов АПК;
  • разработка и контроль за выполнением предприятиями и организациями АПК района мероприятий по охране окружающей среды и природных ресурсов, обеспечение экологически безопасного развития сельского хозяйства.

В современных условиях проблемы районного уровня приобрели  наибольшую остроту. От их решения во многом зависит успех аграрных преобразований, поскольку районное звено АПК наиболее приближено к непосредственным производителям продовольствия и сельскохозяйственного сырья, именно здесь «перевариваются» в конечные результаты указы Президента, законы, правительственные постановления, решения органов исполнительной власти и нормативные акты субъектов Федерации.8

2.2 Формы и  методы государственного воздействия  на АПК

Формы и методы управления находятся во взаимодействии и дополняют  друг друга. Формы отражают содержательную сторону и определяют, что именно делается в процессе управления. Методы определяют, как, какими способами осуществляется это управление.

Российская Федерация  ведает федеральной собственностью (объектами) и не может управлять  собственностью субъектов РФ, и наоборот – субъекты РФ не вмешиваются в управление федеральной собственностью.

И Российская Федерация, и ее субъекты используют по существу одни и те же формы и методы управления, но применительно к своему (то есть федеральному или региональному) уровню.

К формам государственного регулирования АПК относятся:

  • правотворческая деятельность;
  • правоприменительная (правоисполнительная) деятельность;
  • правоохранительная деятельность.

Органы государственной  исполнительной власти сами принимают  правовые акты (постановления и распоряжения); обеспечивают и контролируют их исполнение и применение; принимают меры к охране прав и законных интересов граждан и юридических лиц (в этой деятельности участвуют также специальные правоохранительные органы – суды, прокуратура и другие).9

За годы реформ, начиная с 1990 года, принято множество законов, посвященных  деятельности АПК (в СССР эти отношения регулировались постановлениями партии и правительства). Но важно, чтобы законы исполнялись и обеспечивали достижение поставленных целей и задач.

Деятельность в области АПК  регулируется также указами Президента РФ и постановлениями и распоряжениями Правительства РФ.

Новыми формами являются федеральные  целевые программы и концепции. Это не законодательные акты, но, поскольку они утверждаются указами  Президента РФ или Правительством РФ, они имеют определенную юридическую  силу. Это новая, «мягкая» форма управления, закрепляющая состояние АПК, показатели, рубежи, мероприятия, ресурсное обеспечение.

Информация о работе Развитие АПК