Развитие АПК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 06:20, курсовая работа

Описание работы

Основной целью курсовой работы «Развитие АПК», является исследование теоретических и практических вопросов развития АПК в качестве фактора стабильности и развития национальной экономики. Достижение поставленной цели потребовало решение следующих задач:
Дать понятие и рассмотреть сущность агропромышленного комплекса;
Охарактеризовать современное состояние АПК;
Рассмотреть структуру управления АПК и методы государственного воздействия на комплекс;

Содержание работы

Введение
4
1
АПК в России
6

1.1 Понятие агропромышленного комплекса
6

1.2 Структура АПК
7

1.3 Экономические особенности АПК
8

1.4 Современное состояние АПК
11
2
Государственное управление АПК
13

2.1 Структура органов управления АПК и их функции
15

2.2 Формы и методы государственного воздействия на АПК
17
3
Развитие агропромышленного комплекса
22

3.1 Основные направления развития АПК
22

3.2 Инвестиционное развитие АПК
25

3.3 Проблемы и перспективы развития АПК в России
30
Заключение
33
Библиографический список
34

Файлы: 1 файл

курс.doc

— 191.50 Кб (Скачать файл)

Государственное управление АПК осуществляется:

  • методом прямых предписаний, указаний, велений, запретов;
  • методом рекомендаций (советов);
  • экономическими методами. Можно назвать еще и чисто организационные или организационно-технические методы.

В условиях административно - командной системы в многочисленных постановлениях партии и правительства, в указаниях руководящих работников содержались директивы: когда и как пахать и сеять; как кормить и доить коров; как вносить удобрения в землю; когда и как вывозить на элеваторы зерно, на мясокомбинаты – скот, на заготпункты – молоко и др. За их нарушение наступала строгая ответственность.

В процессе рыночно - экономических преобразований методы рекомендаций (советов, помощи) постепенно замещают методы прямых предписаний и запретов. В российском законодательстве закреплен принцип: «разрешается все, что прямо не запрещено законом».

Метод прямых предписаний (велений, указаний, запретов) применяется только в случаях нарушения законодательства. Им пользуются правоохранительные органы, а также государственные сельскохозяйственные инспекции. Но данный метод не допускает необоснованного вмешательства госорганов и должностных лиц в производственно-хозяйственную деятельность АПК и его структур, нарушения коммерческой тайны, запрета купли-продажи, вывоза произведенной продукции за пределы региона и тому подобных действий.

В условиях рыночных отношений  главное – поддерживать самостоятельность  и инициативу предприятий и руководителей (органов) АПК и их структурных  подразделений; оказывать помощь в  работе путем советов и рекомендаций, проведения федеральных, региональных, местных ярмарок, смотров достижений и передового опыта. Именно в этом заключается метод рекомендаций (советов) в государственном управлении АПК.

К числу методов управления относят и организационно-практическую и даже техническую деятельность, не противоречащую законодательству. Имеется в виду ознакомление должностными лицами с положением дел на местах, на предприятиях; проведение кратких и деловых селекторных совещаний; пропаганда передового опыта в средствах массовой информации.

Первостепенное значение в государственном управлении АПК принадлежит экономическим методам.

В законах говорится  об экономическом воздействии государства  на производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции, сырья  и продовольствия, включая рыбу и  морепродукты; производственно-техническое обслуживание и материально-техническое обеспечение агропромышленного производства.

Цели государственного воздействия – обеспечить продовольственную  безопасность Российской Федерации; улучшить продовольственное обеспечение  граждан; поддерживать экономический паритет между сельским хозяйством и другими секторами экономики; сблизить уровни доходов работников сельского хозяйства и промышленности; защитить отечественных товаропроизводителей в сфере агропромышленного производства.

К экономическим относятся следующие методы управления АПК:

1 Прямое инвестирование сельского хозяйства из государственного бюджета, финансирование программ развития отдельных его секторов; дотации и компенсации сельскохозяйственным организациям.

2 Кредитная и налоговая политика, обеспечивающая предоставление льгот и преимуществ малым предприятиям в аграрном секторе, крестьянским хозяйствам, стимулирующая производство тех видов сельскохозяйственной продукции, в которых государство наиболее заинтересовано.

3 Ценовая политика, включающая установление государственных закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию.

4 Государственное страхование сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Эффективность экономических  методов, к сожалению, сдерживается общей нестабильностью экономической ситуации в стране.10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 РАЗВИТИЕ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО  КОМПЛЕКСА

 

В последние годы в аграрном секторе  экономики усилились процессы горизонтальной и вертикальной интеграции, создаются  крупные интегрированные комплексы, кооперативные объединения малых форм агробизнеса.

Отечественный агропромышленный комплекс становится более привлекательным  как для российских, так и зарубежных инвесторов.

Вместе с тем наряду с имеющимися положительными тенденциями в развитии сектора сохраняются крупные системные проблемы.

В последнее время наметилась тенденция  снижения темпов развития сельского  хозяйства: они отстают от темпов роста экономики в целом. Усиливается  неэквивалентность товарообмена между  сельским хозяйством и другими секторами. Сохраняется непрерывный опережающий рост цен на энергоносители и другие материально-технические ресурсы, потребляемые сельхозтоваропроизводителями.

Экономическая ситуация на селе остается сложной: более трети  сельскохозяйственных организаций  убыточны. Идет процесс контрастного разделения: сильные хозяйства становятся еще сильнее, а слабые — все беднее.11

3.1 Основные  направления развития АПК

В условиях рыночной экономики основой  государственной агропродовольственной  политики должно быть обеспечение стимулов для эффективного производства сельскохозяйственной продукции — главного фундамента экономического роста АПК, устойчивого развития сельских территорий и повышения качества жизни сельского населения, поддержания продовольственной безопасности страны. Поэтому основными целями на нынешнем этапе следует считать создание условий, во-первых, для повышения конкурентоспособности отечественной продукции агропромышленного комплекса и рыболовства на внутреннем и внешнем рынках, обеспечения населения страны качественными продовольственными товарами; во-вторых, для устойчивого развития сельских территорий, обеспечения занятости, улучшения жизненного уровня сельского населения; в-третьих, для сохранения и воспроизводства используемых сельским хозяйством и рыболовством природных ресурсов.

Исходя из такого подхода и в  соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Министерством  сельского хозяйства Российской Федерации разработан приоритетный национальный проект «Развитие АПК», поддержанный правительством страны и  Федеральным Собранием. В сфере агропромышленного производства определены три основных направления:

    1. ускоренное развитие животноводства;
    2. стимулирование развития малых форм хозяйствования;
    3. обеспечение жильем молодых специалистов на селе.12

Возможны следующие  пути увеличения производства сельскохозяйственной продукции – экстенсивный (т.е. в результате расширения посевных площадей, роста поголовья скота и т.п. без обновления материально-технической основы) и интенсивный, предусматривающий повышение выхода продукции с единицы площади в результате применения более эффективных средств производства, использования достижений научно-технического прогресса.

Возможности экстенсивного  развития уже почти исчерпаны, поэтому  интенсификация (т.е. увеличение материальных и трудовых затрат на единицу земельной площади в целях повышения выхода сельскохозяйственной продукции с каждого гектара, улучшения ее качества, роста производительности труда, снижения себестоимости единицы продукции) является наиболее эффективным и единственно возможным способом развития производства.

Основными направлениями  интенсификации являются: комплексная  механизация, химизация сельского  хозяйства, мелиорация земель, повышение  энерговооруженности труда в  сельском хозяйстве, совершенствование  используемых технологий производства. Интенсификация осуществляется на базе углубления специализации сельскохозяйственного производства, дальнейшего развития агропромышленной интеграции.

Многие сельскохозяйственные предприятия не имеют реальной возможности  обрабатывать закрепленную за ними землю из - за недостатка трудовых ресурсов, материально - технической оснащенности. С другой стороны, не хватает земель для выделения фермерам и другим, вновь создаваемым сельскохозяйственным предприятиям на основе новых форм хозяйствования, участков для ведения личных подсобных хозяйств, где земли могут использоваться эффективно. Проведение земельной реформы нацелено на повышение плодородия земель и поддержание экологического равновесия в сельском хозяйстве.

Идет создание экономического механизма регулирования земельных отношений и стимулирования рационального использования и охраны земель. Важно учесть принцип социально справедливого перераспределения земель и создания равных условий для всех форм хозяйствования. Земельная реформа предусматривает введение частной собственности на земельные участки и формирование земельного рынка. Осуществляя переход к частной собственности на землю важно, чтобы земля не стала средством наживы, спекуляции, поэтому выработан механизм государственного регулирования этим процессом. Он включает строго целевое использование земель, ограничение их размеров, временное ограничение на их продажу и т.п. Новые схемы землеустройства разрабатываются на основе баланса наличия земель и потребности в них, на основе объективной оценки состояния, распределения земель и возможностей землепользователей обработать их.

На экономику сельскохозяйственных предприятий оказывает отрицательное  воздействие усиливающийся с  процессом разгосударствления монополизм предприятий перерабатывающей промышленности, сферы агросервиса. В рамках проводимой аграрной реформы в противодействие монополизму предлагается проводить акционирование этих предприятий с передачей контрольного пакета акций сельхозпроизводителям. Для этого целесообразно со стороны государства через систему налоговых льгот, льготных кредитов финансово и организационно помогать сельхозпредприятиям в приобретении акций.

Идет создание рыночной инфраструктуры в агропромышленном  комплексе. Создаются и функционируют  аграрные биржи, банки, торговые дома, торги и др., разрабатываются эффективные маркетинговые информационные системы сбора, хранения и обработки информации, системы страхования сельхозпредприятий.

Для успешного проведения аграрной реформы в первую очередь  необходимо обеспечить социальные преобразования в селе (жилищное строительство, возведение объектов культуры, здравоохранения, образования, строительство дорог, газификацию, электрификацию, связь), т. е. создать условия для переселения граждан в покинутые деревни, малонаселенные регионы.13

3.2 Инвестиционное  развитие АПК

В ходе аграрной реформы  существенно изменилась организация  инвестиционного процесса в АПК. Рыночно ориентированная система  организации финансирования капитальных  вложений заменила планово - распределительную систему. Были сформированы новые каналы привлечения и использования финансовых ресурсов. Последовательно улучшалась нормативно-правовая база на федеральном и региональном уровнях. Шло увеличение объемов прямых инвестиций со стороны частных инвесторов, российских и зарубежных. Важным результатом проведенных преобразований стал положительный опыт, который приобрели работники АПК и финансового сектора в организации финансирования развития этого комплекса.

Вместе с тем, в ходе реформ произошло резкое падение  объемов капиталовложений за счет всех источников финансирования. Из-за дефицита федерального и региональных бюджетов снизился удельный вес бюджетных ассигнований в общем, объеме финансирования капитальных вложений. Масштабы привлекаемых иностранных инвестиций не отвечают инвестиционным возможностям и потребностям АПК.

Экономическое положение  большинства сельскохозяйственных производителей не позволяет финансировать  инвестиции из прибыли ввиду ее отсутствия или низкой рентабельности производства. Амортизационные отчисления активно используются не по назначению и часто направляются на финансирование оборотных средств.

Произошло существенное снижение потенциала агропромышленного  комплекса, уровень старения основных производственных фондов достиг критических  размеров. Снизилась интегральная эффективность производства сельскохозяйственного сырья и продовольственных товаров. Возросло число убыточных предприятий. Сократились объемы производства сельскохозяйственной продукции, в том числе жизненно необходимых продуктов питания. Существенно увеличился импорт продовольствия, который превышает порог продовольственной безопасности страны.

Совокупность всех этих факторов не позволяет отечественным  производителям повышать технический  уровень производства, необходимый  для успешной конкуренции с иностранными поставщиками аналогичной продукции на российском продовольственном рынке.

В России сложилась благоприятная  ситуация для притока капитала в  агропромышленный комплекс. Многие иностранные  фирмы подтверждают не только сохранение интереса к вложению капитала в АПК, но и намерения к расширению производства в России.

Преодоление дефицита инвестиционных ресурсов для развития АПК России требует мобилизации всех возможных  источников, как внутренних, так  и внешних. Их сопоставление показывает, что для активного использования внутренних источников потребуется время, необходимое для восстановления финансово-кредитной системы и возможностей государственного бюджета. Поэтому в ближайшей перспективе особую актуальность приобретает привлечение иностранных кредитов и инвестиций.14

Информация о работе Развитие АПК