Развитие АПК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 06:20, курсовая работа

Описание работы

Основной целью курсовой работы «Развитие АПК», является исследование теоретических и практических вопросов развития АПК в качестве фактора стабильности и развития национальной экономики. Достижение поставленной цели потребовало решение следующих задач:
Дать понятие и рассмотреть сущность агропромышленного комплекса;
Охарактеризовать современное состояние АПК;
Рассмотреть структуру управления АПК и методы государственного воздействия на комплекс;

Содержание работы

Введение
4
1
АПК в России
6

1.1 Понятие агропромышленного комплекса
6

1.2 Структура АПК
7

1.3 Экономические особенности АПК
8

1.4 Современное состояние АПК
11
2
Государственное управление АПК
13

2.1 Структура органов управления АПК и их функции
15

2.2 Формы и методы государственного воздействия на АПК
17
3
Развитие агропромышленного комплекса
22

3.1 Основные направления развития АПК
22

3.2 Инвестиционное развитие АПК
25

3.3 Проблемы и перспективы развития АПК в России
30
Заключение
33
Библиографический список
34

Файлы: 1 файл

курс.doc

— 191.50 Кб (Скачать файл)

Концепция основывается на планах Правительства Российской Федерации о постепенном отходе от практики использования иностранных кредитов для закупки продовольственных товаров, о восстановлении потребительского рынка за счет товаров отечественных производителей, а также о придании приоритета прямым иностранным инвестициям.

Привлечение прямых иностранных  инвестиций в агропромышленный комплекс является не только одной из важных, но и сложных задач российского  государства. Её решение в ближайшей и среднесрочной перспективе возможно при соблюдении ряда условий:

  • «прозрачность» финансовой инфраструктуры;
  • наличие пакета инвестиционных проектов;
  • согласие российских и зарубежных партнеров на создание совместных предприятий (или предприятий со 100 % иностранным капиталом) во всех секторах агропромышленного комплекса, в первую очередь, в сфере производства средств производства;
  • благоприятный инвестиционный климат, прежде всего соответствующая законодательная база для привлечения и эффективного использования иностранных инвестиций;
  • государственная поддержка.

Создание таких условий  требует программных методов  организации работы на федеральном  и региональном уровнях. Это позволит обеспечить единство организационных  и методических подходов, как в процессе подготовки программы, так и в ходе её реализации.

Стратегия программы состоит в разумном сочетании прямых инвестиций и кредитов. Прямые инвестиции должны обеспечить решение стратегических задач развития АПК. Они реализуются через капитальные вложения в реконструкцию и модернизацию действующих производств, а также в новые предприятия. Кредиты необходимы для пополнения оборотных средств, требуемых при вводе производственных мощностей и организации производства на новой технологической основе. На них должны приобретаться сырье, материалы, средства защиты растений, другие материально-технические ресурсы. Одним из направлений использования кредитных ресурсов является оплата лизинга сельскохозяйственных машин, технологического оборудования, породного скота.

Финансирование закупок  средств производства (сырья и  материалов) на условиях кредита может  помочь в решении лишь тактических задач развития АПК. Стратегически более важно обусловить закупки средств производства обеспечением прямых инвестиций в сферу реального производства.

При этом работа должна строиться  таким образом, чтобы внешние  заимствования не приводили к  увеличению внешнего долга России и  не обременяли аграрную экономику.

Стратегически важно  и необходимо обеспечить достаточно высокий уровень притока капитала в течение продолжительного периода, не менее 5 лет подряд.

Концепция исходит из того, что привлекаемые финансовые ресурсы должны быть приоритетно  направлены в стратегически важные сферы производственной деятельности. К ним могут быть отнесены:

  • точки экономического и технологического роста в аграрной сфере;
  • эффективные модели агропромышленного производства;
  • механизмы тиражирования созданных моделей в форме СП, предприятий со 100 % иностранным капиталом, чисто российских предприятий и производств.

Все проекты должны быть в максимальной степени ориентированы  на вовлечение в работу зарубежных партнеров, начиная с ранних этапов (идентификация проектов, подготовка проектной документации и т.д.). При этом должны быть предложены различные схемы работы с ними (начиная с создания совместных предприятий как предпочтительной формы экономического сотрудничества и/или предприятий со 100 % иностранным капиталом до оказания технического содействия со стороны зарубежных партнеров).

При разработке проектов создания предприятий АПК в максимальной степени следует использовать возможности их финансирования через международные проекты. Важная роль при этом должна быть отведена освоению результатов ранее выполненных проектов технического содействия, а также современной информационной технологии. Необходимо договориться с международными организациями, донорами и частными инвесторами о включении проектов программы «Международные инвестиции в АПК» в планы их работы.15

Общая стратегия исходит  также из того, что деятельность в сфере иностранных инвестиций должна координироваться на федеральном и региональном уровнях.

Привлечение таких инвестиций будет малоэффективным, пока не будут  приняты действенные меры по защите экономических интересов отечественных товаропроизводителей, как на российских предприятиях, так и на совместных с зарубежными фирмами производствах. Во-первых, должно быть улучшено государственное регулирование в области таможенно - тарифной политики. Во-вторых, одновременно с привлечением средств зарубежных инвесторов необходимо предусмотреть ассигнования за счет централизованных бюджетных средств, направляемые на финансирование капитальных вложений, предоставление ссуд, дотирование и компенсации, предоставление льгот по кредитам и т.д.

При подготовке и реализации программы «Международные инвестиции в АПК» необходимо учитывать положения федеральных и региональных программ развития АПК, базирующихся на внутреннем финансировании сельского хозяйства и смежных секторов национальной экономики. Привлечение зарубежного капитала должно стать дополнением к инвестиционным программам Правительства Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, направленным на восстановление агропромышленного комплекса страны.

Все это позволит более  четко определить приоритеты инвестиционной деятельности на отраслевом и региональном уровнях.16

3.3 Проблемы и перспективы  развития АПК в России

Как известно, государства и отдельные сектора национальных экономик развиваются неравномерно. Исследования показывают, что процесс развития или отставания в данном случае не является случайным, а определяется, прежде всего, качеством государственного управления. Иначе говоря, развитие экономики, в том числе АПК, главным образом, представляет собой результат совершенствования государственного управления.

Цель государственного управления в области экономики — создание условий для развития и реализации созидательного потенциала граждан, эффективного функционирования предприятий и организаций национального хозяйства. В частности, развитие АПК зависит от того, насколько обоснованными будут отношения между государством и хозяйственными формированиями секторов. Если государство качественно решает эту задачу, то не менее 80 % предприятий и организаций агропромышленного комплекса работает эффективно. В России же в 2005 году около 65 % сельхозпредприятий были убыточными. Это является убедительным свидетельством того, что государственная политика в области АПК носит разрушительный характер.

Стратегическая ошибка реформ, проводимых в экономике, в т.ч. АПК России, заключается в игнорировании роли государственного управления, в результате чего чрезмерно усилились позиции монополий и преступных сообществ — генераторов теневого капитала и рынка.

Если бы ныне развитые страны в прошлом придерживались идеи минимизации роли государства в экономике, то они не достигли бы таких высоких социально-экономических результатов. Этого не позволили бы частные монополии. Процессы демократизации и прогресса экономики, защиты прав собственности, в результате чего эти страны получили такое развитие, стали возможными именно благодаря активной роли государства.

Успех социально-экономических  преобразований в АПК определяется тем, насколько они отвечают интересам крестьян. Причем, отечественный и зарубежный опыт показывает, что каждая эффективная реформа начинает давать положительные результаты с первого года их осуществления. Тот факт, что реформы длятся почти 10 лет, а ситуация в секторах лишь ухудшается, свидетельствует о несоответствии государственного управления элементарным требованиям рынка.

Эффективность хозяйственного управления определяется рамками, которые  задаются системой государственного управления. Иначе говоря, государственное управление первично по отношению к хозяйственному. Нынешний кризис экономики России во многом является следствием того, что потенциал хозяйственного управления скован крайне неблагоприятными условиями функционирования, формируемыми системой государственного управления агропромышленным комплексом и другими секторами.

В целом, недостаточное развитие экономики АПК является следствием того, что система государственного управления сектором строится на административных, административно-репрессивных или репрессивно-экономических методах управления. Нынешняя реформа базируется именно на репрессивно - экономических методах.

Закономерности, лежащие  в основе развития экономики подразделяются на общие (характерные всем секторам и этапам развития общества) и частные. Первые из них действуют во всех общественно-экономических формациях и государствах, т.е. без учета уровня развития, национальных и иных особенностей стран. Вторые же менее значимы и отражают лишь сложившиеся традиции, а также национальные особенности.

К общим закономерностям, которые в 21 веке будут определять социально - экономическое развитие АПК России, на наш взгляд, относятся:

  • демократизация экономики с целью социализации общества (путем демократизации собственности и производственного управления);
  • повышение регулирующей роли государства в экономике;
  • повышение контролирующей роли государства;
  • повышение социальной и экологической роли государства;
  • повышение роли местного самоуправления (демократизация территориального управления);
  • повышение роли интеллектуальной собственности;
  • развитие инновационно - ориентированных экономических систем (ориентация экономики на лучшие достижения НТП, в т.ч. путем создания в предприятиях и организациях АПК постоянно действующих служб по внедрению новых экономических и отраслевых технологий, иных достижений науки и практики, имеющих статус ведущих подразделений).17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В соответствии с поставленными  задачами в курсовой работе «Развитие АПК» был проанализирован агропромышленный комплекс России, его взаимодействие с государственным аппаратом, место и роль в национальной экономике.

Для выявления задач поставленных во введении были проанализированы нормативно - правовые акты, литература по экономическим дисциплинам, публикации из журналов.

В курсовой работе нашли  отражение основные тенденции развития АПК на современном этапе. Были определены основные проблемы, а также направления и перспективы развития агропромышленного комплекса России.

В курсовой работе обобщены имеющиеся подходы о теоретической  базе агропромышленного комплекса, а именно: о понятии, его структуре, особенности, роли в экономике. Делая вывод из всего выше сказанного,  можно сформулировать  следующее.

Агропромышленный комплекс, являясь  составной частью экономики страны, подчиняется общим законам экономического развития и в то же время отличается специфическими чертами, обусловленными высокой социальной значимостью производимой продукции.

Помимо общеэкономических проблем агропромышленному комплексу страны присущи особые, специфические проблемы, обусловленные несовершенством производственно - экономических отношений в агропродовольственной сфере.

В числе ближайших  задач преобразования системы управления АПК определяющее значение имеет  формирование государственных органов  управления, способных решать задачи по выводу АПК из кризиса. Необходимость  активного государственного управления определяется историческим опытом ведущих капиталистических стран и состоянием кризиса, в котором находится АПК в настоящее время.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

  1. Аграрная экономика / ред. М. Н. Малыша — СПб. : Лань, 2002.— 688 с.
  2. Адуков Р. Х. Государственное управление региональным АПК: проблемы и перспективы развития / Р. Х. Адуков // Региональная экономика: стабилизация и развитие: материалы конф. – Москва, 2000. – URL : http://www.adukov.ru/articles/gos_upravlenie_region_apk/. – 28.04.2010.
  3. Анфиногенова А. Стратегия развития АПК с учетом инновационных факторов / А. Анфиногенова // АПК: экономика, управление. – 2006. - № 3. – С. 4 - 12.
  4. Бабашкина А. М. Государственное регулирование национальной экономики / А. М. Бабашкина. – М. : ЮНИТИ, 2005. – 276 с.
  5. Банькин В. Концепция реформирования АПК / В. Банькин // Сельскохозяйственная жизнь. – 2005. - № 12. - С. 2 - 5.
  6. Власов В. А. Законы, регулирующие систему аграрных отношений, нуждаются в совершенствовании / В. А. Власов // Журнал российского права. - 2008. - № 10. – С. 12 – 20.
  7. Минасов М. Стратегия устойчивого развития агропромышленного комплекса / М. Минасов // АПК: экономика, управление. – 2004. - № 9. – С. 3-11.
  8. Петренко И. А. Экономика сельского хозяйства / И. А. Петренко. – М.: Высшая школа, 2003. – 368 с.
  9. Пиличев Н. А. Управление агропромышленным производством / Н. А. Пиличев. - М. : Колос, 2001. – 296 с.
  10. Попов Н. А. Экономика отраслей АПК / Н. А. Попов. — М. :  Экмос, 2002. – 368 с.
  11. Родионова М. А. Экономическая география России / М. А. Родионова. М.: Московский лицей, 2002. – 310 с.
  12. Управление агропромышленным комплексом: Учебное пособие / ред. В. В. Кузнецова. – М. : МарТ,  2003. – 416 с.
  13. Ушачев И. Устойчивое развитие агропродовольственного сектора: основные направления и проблемы / И. Ушачев // Экономист. – 2006. - № 4. – С. 5 - 10.
  14. Хрущев А. Т. География  промышленности России / А. Т. Хрущев. – М. : Высшая школа, 2007. – 235 с.
  15. Чежегов Е. Технологическая революция в АПК – стратегическая альтернатива для России / Е. Чежегов // Известия. – 2006. - № 4 (06). – С. 9 – 12.

Информация о работе Развитие АПК