Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 16:52, реферат
Поэтому я поставила перед собой цель: рассмотреть современный рынок и развитие пластиковых карт в России, для этого необходимо решить следующие задачи:
узнать виды пластиковых карт и их назначение;
рассмотреть особенности рынка пластиковых карт в России;
проанализировать показатели самой активной платежной системы Visa на российском рынке;
сделать вывод о проблемах и перспективах развития рынка пластиковых карт.
Следовательно, объектом моего исследования является экономика РФ, а предметом - рынок пластиковых карт.
Введение…………………………………………………………………………………………………………………………………………….3
История пластиковых карточек в России……………………………………………………………………………………………4
Понятие, виды, назначение пластиковых карт………………………………………………………………………………….9
Классификация банковских карточек и операций с ними…………………………………………………………………10
Банковские карточки: международная практика и правовое регулирование в России…………………12
Сегодняшнее состояние российского рынка пластиковых карт……………………………………………………...12
Особенности рынка пластиковых карт в России………………………………………………………………………………..17
Развитие рынка карт платёжной системы "Visa" в России……………………………………………………………….20
Итоги развития российского рынка банковских карт на примере 2009 года…………………………………..21
Заключение.………………………………………………………………………………………………………………………………………..24
Список используемой литературы…………………………………………………………………………………………………….25
Кредитным лимитом называют величину
ссудной задолженности для
Классификация пластиковых карточек:
* обычные карты;
* серебряные карты;
*золотые карты;
Обычные карты предназначены для рядового клиента. Это Visa Classic, Eurocard/MasterCard Mass (Standard).
Серебряная карта (Silver, Business) называется бизнес-картой и предназначена для частных лиц, для сотрудников компаний, уполномоченных расходовать в тех или иных пределах средства своей компании.
Золотая карта (Gold) предназначена для наиболее состоятельных богатых клиентов.
В системах VISA и Europay есть карточки, которые могут быть использованы только в банкоматах для получения наличных денег и в электронных терминалах: Visa Elektron,Cirrus/Maestro. Они действуют в пределах остатка на счете, по ним, какправило, держателю карточки кредит не предоставляется, и поэтому они могут быть выданы любому клиенту независимо от уровня его обеспеченности или кредитной истории.
Банковские карточки: международная практика и правовое регулирование в России
Внедрение
банковских карточек в
Сегодняшнее состояние российского рынка пластиковых карт
К началу 2000 года в обращении у российских граждан находилось около 2,5 млн. пластиковых карт международных платежных систем.
В 2000 году наметились тенденции к росту спроса на пластиковые карты. Прежде всего, прошел пик недоверия к банкам. Растет число кредитных организаций, работающих с международными платежными системами. Так, число банков, выпускающих карты Europay, к 2000 году выросло до 103. Карты VISA в конце 2000 года выпускают уже 38 банков. До 12 увеличилось число банков, выпускающих карты Diners Club. О росте спроса на пластиковые карты говорят и объем средств, проходящих по картам – в 2000 году объем транзакций по картам трех основных платежных систем составил более 2,5 млрд. долларов, то есть в 2,5 раза больше, чем в 1999 году.
К 2001 году число держателей банковских карт в России составило свыше 3 млн. человек.
Сами банкиры связывают растущий интерес к пластику еще и с наблюдавшимся в 2000 году существенным снижением тарифов. Первыми в России по этому пути пошли Балтийский банк, Петровский народный банк и Санкт-Петербургский банк Сбербанка. Они с разрешения системы Europay Int. снизили тарифы при взаимном обслуживании операций выдачи наличных по картам Cirrus/Maestro в своих отделения и банкоматах с 3$плюс 1%от снимаемой суммы до 0,5$ плюс 0,5% суммы. После подписания банками соглашения о взаимном снижении тарифов количество транзакций в сети банков-партнеров выросло в 9 - 10 раз.
Импэксбанк, например, раздавал свои карточки бесплатно, без оплаты их изготовления и годового обслуживания. Обязательный неснижаемый остатокв МДМ-банкепо карточкам VISA Classic, VISA Gold в прошлом году снизился с 250$ до 100$ и с 3000$ до 1500$ соответственно, а минимальный первоначальный взнос по этим же картам был вообще отменен (ранее он составлял 250$ и 300$ соответственно).
В 2001 году банкиры не обещают новых снижений цен на пластик. Тарифы на карточки в российских банках и так уже ниже расценок на пластик на Западе. Банки будут проводить рекламные кампании, временно снижать тарифы как, например, ежегодно под Новый год это делает “Славянский” по картам Diners Club International. Однако крупномасштабного падения цен на пластик в большинстве банков России в этом году не будет ,несмотря на это, банкиры предполагают, что количество держателей пластиковых карт к 2002 году составит около 4 млн. человек.
Качественно изменилось отношение владельцев пластиковых карт их использованию. В прошлом году постепенно начала расти доля активных пользователей, которые чаще оплачивали карточкой покупки и услуги, чем снимали наличные в банкоматах.
Доля активных участников рынка банковских пластиковых карт к 2000 году составила 20 %. Это число к 2001 году увеличилось до 30 %, и по прогнозам банкиров к 2002 году составит уже 45 % .
Исследовательский
центр « КОМКОН-Финансы »
В результате
исследования выяснилось, какие
факторы влияют на выбор банка
человеком, который решил
В России привычка пользоваться карточками более характерна для мужчин. По возрастным характеристикам наиболее активными пользователями являются мужчины и женщины в возрасте 20 - 44 лет. Это в основном люди с неоконченным высшим образованием (студенты) или с высшим образованием. Такую ситуацию можно объяснить тем, что эта группа населения наиболее активна, она быстрее реагирует на происходящие в нашей стране перемены.
Наименьшую
заинтересованность к
Наибольшее количество держателей банковских пластиковых карт работают на предприятии с количеством сотрудников от 100 человек и более. Это объясняется использованием предприятиями карт для расчетов по зарплате.
По должностным характеристикам наиболее активными пользователями пластиковых карт являются директора, руководители подразделений и менеджеры высшего звена, для которых доля операций с карточками по оплате товаров и услуг составляет 24 %.
Для привлечения
клиентов банки стремятся
Льготное страхование чаще всего предполагает медицинскую страховку при поездке за границу. Такую страховку можно оформить полис страховой компании, и не придется думать о медицинской страховке, выезжая за границу. Оформление полиса владельцам банковских карт через свой банк обойдется дешевле, чем в туристическом агентстве.
Может быть предложена страховка расходов при утрате карты. Всего за несколько долларов в год клиент получает страховку, которая избавит его от всех расходов, связанных с блокированием утерянной карты и ее перевыпуском, а также защитит от несанкционированных операций по карте на сумму до нескольких тысяч долларов.
А также
страховка гражданской
Банком, в рамках совместных проектов со страховыми компаниями, могут предлагаться и другие виды страховок.
В качестве дополнительной услуги могут предлагаться бесплатные телефонные карты Global Calling Card и Sovintel World Access Card, дающие возможность, набрав местный номер доступа к оператору, вести междугородные и международные разговоры с любого телефонного аппарата. Соединят с нужным номером в любой стране мира, и разговор будет автоматически оплачен со счета международной карты.
Многие банки предлагают оформление дисконтных карт IAPA .Международная ассоциация пассажиров авиалиний (IAPA) старейшая и самая крупная в мире ассоциация бизнесменов-путешественников. Карточка IAPA гарантирует скидки до 40 % в первоклассных отелях и до 30 % в компаниях по прокату автомобилей. IAPA предлагает страхование от несчастного случая во время путешествия, а также возможность присоединиться к программе Priority Pass (доступ в залы 1-го класса международных аэропортов).
Для родителей, отправляющих своих детей на учебу или отдых за рубеж, предлагается открыть карту для своих детей в качестве дополнительной карты. Карту можно получить с 14 лет. Это позволит уберечь детей от проблем, связанных с наличными деньгами и дает возможность контролировать его расходы.
На территории
России действует множество проектов,
на основе пластиковых карт, которые
банки предоставляют своим
Банками при участии нефтяных компаний разработана программа, в рамках которой предлагается «бензиновая» карта. Владельцам такой карты предоставляется гибкая система скидок при покупке бензина и гарантируется, что автомобили будут заправлены топливом высшего качества.
Популярность пластиковых карт постоянно растет среди клиентов, что стимулирует банки к развитию новых карточных программ.
С января 2001 года все жители Москвы, имеющие карты платежных систем VISA, Europay (кроме VISA Electron и Cirrus/Maestro) и Union Card любого банка-эмитента, могут оплачивать услуги крупнейшего российского оператора междугородней и международной связи, компании «Ростелеком», по телефону. Гута-банк, организовавший прием оплаты карт совместно «Ростелекомом», оценивает емкость программы в сотни тысяч пользователей. По данным Гутабанка на начало апреля, уже более двух тысяч москвичей оплачивают телефонные переговоры карточкой.
В этом году свой вклад в развитие рынка решили внести таможенники. Государственный Таможенный Комитет внедряет микропроцессорную карту для оплаты таможенных платежей через банки. Даже если платежи по картам будут проводить всего 5% участников внешнеэкономической деятельности, на которые рассчитывает ГТК, это окажет серьезное влияние на карточный оборот.
Особняком на российском
пластиковом рынке стоят
В банке
Австрии Кредитанштальт
Кроме того, изменились и требования банков по отношению к клиентам.
Еще в конце 1999
года желающий получить пластиковую
карточку в Банке Австрии Кредитанштальт
или Райффайзенбанке должен был
предоставить справку с места
работы о размере официального дохода.
Сейчас банки только в исключительных
случаях требует
Несмотря на многочисленные «послабления» для клиентов, требования и тарифы в обоих банках по-прежнему довольно высоки по сравнению с российскими банками. И, тем не менее, желающие открыть пластиковый счет в западном банке есть. Так, на конец 2000 года в Райффайзенбанке открыто около 7 тысяч спец -карт счетов частных клиентов не учитывая зарплатных схем, в Банке Австрии Кредитанштальт - около 3,5 тысяч, также без учета зарплатных проектов.
Что касается регионов России, то там по-прежнему доминируют наши внутренние платежные системы - «Золотая корона», Union Card иSTB-Card. Лидерами в регионах являются те банки, которые реализуют зарплатные проекты.