Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 14:50, курсовая работа
Цель курсовой работы – анализ развития продуктов и услуг в банковской деятельности.
Для реализации данной цели в работе был поставлен и решен ряд следующих задач:
- изучить понятия «банковский продукт» и «банковская услуга»;
- рассмотреть тенденции банковского обслуживания различных категорий клиентов и роль современных технологий в развитии банковских услуг;
- проанализировать динамику, состав и структуру операций банков по ключевым направлениям;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. 3
1 ПОНЯТИЕ И ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УСЛУГ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ КОММЕРЧЕСКИМИ БАНКАМИ…………………. 5
1.1Банковские продукты: понятие и роль в банковской деятельности………..7
1.2Виды и формы банковских продуктов, услуг…………………………. ....7
2 ТЕНДЕНЦИИ РЫНКА БАНКОВСКИХ УСЛУГ…………………………..
3 ИННОВАЦИИ В РОССИЙСКОЙ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЕ…………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………… ..……………… …… ………... 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………. 24
Рис. 1.4. Динамика кредитования российскими банками
в 2008 – 2012 гг., млрд. руб.
В последние годы объемы кредитов физическим лицам постоянно увеличивались: на 1 января 2010 года – 2485,1 млрд. руб., на 1 января 2011 года – 3506,7 млрд. руб., на 01.01.12 – 5289,2 млрд. руб.. Но мировой финансовый кризис потребовал от российских банков внимательнее отнестись к розничному кредитованию, особенно к потребительскому.
В кредитном портфеле банков основной удельный вес по-прежнему приходится на кредиты, предоставленные нефинансовым организациям. В 2010 году они увеличились на 12,1% – до 14 062,9 млрд. руб. (в 2009 году прирост составил лишь 0,3%). На рост корпоративных кредитов повлиял и технический фактор, а именно рефинансирование кредитными организациями кредитов, ранее предоставленных крупнейшим российским компаниям государственной корпорацией «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» в рамках антикризисных мер. Помимо рефинансирования на увеличение объема кредитов, предоставленных нефинансовым организациям, в определенной степени повлияла реструктуризация банками ранее выданных кредитов (перекредитование и пролонгация); без учета всех указанных операций прирост корпоративного кредитного портфеля за 2011 год оценивается в 8,2%.
В 2011 г. стало очевидно, что для большинства банков приоритетным направлением является кредитование, причем набор кредитных предложений поражает своим многообразием - к традиционным продуктам, таким как ипотека, автокредит, кредитная карта, банки стали добавлять более сложные, например накопительные, программы. Креатив банков распространился не только на изменение условий по продуктам в пользу клиентов, но и на добавление дополнительных опций по различным программам кредитования Большинство игроков на рынке потребительского кредитования в 2011 г. активнее работали с менее рисковой базой клиентов, а именно с зарплатными клиентами. Улучшение условий для таких заемщиков, а также внедрение в линейку новых продуктовых предложений специально для этого сегмента - один из основных трендов [26, с. 18].
Банковские карты являются
одним из наиболее динамично развивающихся
инструментов расчетов и за последние
десятилетия кардинально
Одним из важнейших параметров,
характеризующих переход
Таблица 1.1
Динамика развития рынка банковских карт
Год |
Оборот розничной торговли и объем платных услуг населению, млн.руб. |
Оплата товаров и услуг по розничным картам, млн.руб. |
Доля розничных карт в оплате товаров и услуг, % |
Оплата товаров и услуг по
розничным и корпоративным |
Доля розничных и |
2008 |
11 510 694 |
277 000 |
2,4 |
400 350 |
3,5 |
2009 |
14 301 306 |
463 350 |
3.2 |
656 963 |
4,6 |
2010 |
17 933 896 |
802 088 |
4,5 |
1 047 375 |
5,8 |
Факторы, положительно влияющие на динамику развития рынка банковских карт в России:
1) увеличение доли карт с кредитной функциональностью и расширение спектра услуг, ориентированных на розничный бизнес, что позволяет держателям использовать платежную карту как многофункциональное средство безналичных расчетов;
2) динамичное развитие
банковского сектора
В настоящее время для
дальнейшего развития и совершенствования
рынка банковских карт в России необходимо,
во-первых, развивать инфраструктуру
обслуживания карт. Внедрение региональных
и местных программ привлечения
предприятий сферы товаров и
услуг к обслуживанию банковских
карт в соответствии с современными
стандартами безопасности является
важной задачей банковской индустрии.
Ближайшей перспективой развития рынка
банковских карт является создание национальной
платежной системы. Во – вторых,
совершенствование
На территории России мобильный банкинг пока развит очень слабо. К данной услуге прибегают лишь 1-2% от общего числа пользователей систем дистанционного банковского обслуживания. Мобильный банкинг в России находится на самой ранней стадии развития. Инициатива его появления исходит от коммерческих банков. Только единицы крупнейших банков полномасштабно предоставляют такую услугу. Банки же среднего сегмента либо задумываются о возможности предоставления такого сервиса, либо только начинают его предоставлять. Моибльный банкинг, как доступ клиента к собственному банковскому счету с возможностью совершать по нему операции, наследует изначальные проблемы интернет-банкинга. Используя данный сервис, клиент не может в онлайн-режиме посоветоваться со специалистом.
Сегодня банки стремятся обеспечить потенциальным и реальным клиентам больше возможностей для доступа к своим услугам. Если несколько лет назад для перевода денег с одного счета на другой требовалось лично прийти в отделение банка, отстоять очередь и потратить время на беседу с операционистом, то сейчас сервис становится гораздо более комфортным, гибким, разнообразным и экономным по затраченному времени. Очевидно, что усиление кредитными организациями работы в этом направлении будет стимулировать дальнейшее развитие систем интерент-банкинга. Будут активно развиваться и внедряться мобильные приложения – решения, которые позволят клиентам управлять своими счетами, переводами и платежами через мобильные устройства (особенно актуальна эта тема стала с появлением iPhone, iPad и последних версий смартфонов) [17, с. 72].
Следующим шагом в развитии
сервисов для клиентов видится создание
банковских офисов самообслуживания.
Основное их отличие от обычных отделений
полное или частичное отсутствие
сотрудников и наличие
Если у клиента появились вопросы, его автоматически соединят с оператором, изображение которого появляется на экране (при этом физически специалист может находится за сотни километров от этого отделения). Требуется подать заявку на кредит – тут же можно отсканировать необходимые документы, которые затем отправятся в банк.
Так же для дальнейшего
развития услуг юридическим лицам,
необходимо развивать кредитные
продукты, элементами которых являются
наличие государственной
В целом для российских
банков ситуация с внедрением инноваций
довольно сложная, поскольку они
находятся в положении «
Вместе с тем наряду
с существенным ростом показателей
развития банковского сектора
К внешним факторам относятся, в частности, недиверсифицированность экономики и общий дефицит ее инвестиционных возможностей, ограниченность и преимущественно краткосрочный характер кредитных ресурсов, высокий уровень непрофильных (административных) расходов кредитных организаций, в том числе связанных с проведением проверок соблюдения кассовой дисциплины клиентами и хранением больших объемов документов в бумажной форме. Мошенничество пока продолжает оставаться весьма распространенным явлением, с которым приходится сталкиваться как самим банкам, так и регуляторам. В целях повышения конкурентоспособности банковского бизнеса требуется повышение уровня защиты частной собственности, включая формирование стандартных юридических конструкций, защищающих интересы кредиторов, повышение эффективности судебной системы с точки зрения сроков и качества принимаемых решений.
Можно отметить следующие недостатки банковского сектора:
- безответственность владельцев
и менеджмента некоторых
- неудовлетворительное в
ряде случаев состояние
- существование непрозрачных для регулятора и рынка форм деятельности, недостоверность учета и отчетности, приводящие к искажению информации о работе кредитных организаций;
- вовлеченность отдельных
кредитных организаций в
- недостаточная технологическая
надежность информационных
Указанные недостатки снижают
авторитет банковского
3 ИННОВАЦИИ В РОССИЙСКОЙ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЕ
Особую актуальность инновации для банков приобрели в последней четверти ХХ века. Отправными точками этого процесса являются наличие внутренней потребности производства – реакция потребителей на рыночные предпочтения. В результате технологических изменений банковская деятельность постепенно стала превращаться в капиталоемкую и менее трудоемкую отрасль, в большей мере с фиксированными, а не переменными издержками.
«Банковская инновация» - термин,
толкуемый неоднозначно. Существует
множество его трактовок, и понятие
по-прежнему остается дискуссионным. В
более конкретном толковании все
определения сводятся к тому, что
банковские инновации – это конечный
результат инновационной
1) продукт, самостоятельно
разработанный банком для
2) продукт, уже имеющийся
в спектре услуг банка и
используемый им на одном из
рынков, но выведенный на другой
рынок, где у банков-
3) новый для России зарубежный банковский продукт [29, с. 77].
На развитие инноваций
банки толкает состояние
Основным содержанием нового этапа в развитии банковского сектора должно стать повышение качества банковской деятельности, включающее расширение состава банковских продуктов и услуг, рост их качества и совершенствование способов предоставления, повышение долгосрочной эффективности и устойчивости бизнеса.
Все более активно должны использоваться достижения современных информационных технологий, составляющих основу модернизации банковской деятельности. В качестве примеров рассмотрим возможные на российском рынке банковские инновации:
- электронные денежные
расчеты с применением
- интернет-банкинг — банковское обслуживание клиентов на дому или рабочем месте;