Развитие банковской системы в российской экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 11:51, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является выявление и обобщение современных тенденций развития банковской системы РФ, рассмотрение основных проблем их развития и качества и наиболее приемлемые в настоящее время пути их решения.
Реализация поставленной цели потребовала решения следующих задач:
- раскрыть роль банковской системы как объекта государственного регулирования;
- рассмотреть деятельность Банка России;
- проанализировать работу кредитных организаций
- выявить основные проблемы и направления государственного регулирования банковской системы.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретико-методологические основы формирования банковской системы.
1.1 Понятие и сущность банковской системы………………………………….5
1.2 Методы государственного регулирования банковской деятельности…...8
1.3 Мировой опыт формирования и развития банковской системы………..12
Глава 2. Анализ состояния банковской системы в РФ.
2.1 История банковской системы в России…………………………………..17
2.2 Современное состояние банковской системы в РФ……………………...23
2.3 Проблемы банковской системы в РФ…………………………………….28
Глава 3. Перспективы развития банковской системы в России.
3.1 Основные направления развития банковской системы в РФ………….32
3.2 Совершенствование системы государственного регулирования банковской системы в РФ…………………………………………………….35
Заключение…………………………………………………………………….37
Список литературы……………………………………………………………39

Файлы: 1 файл

Kursovaya.doc

— 342.00 Кб (Скачать файл)

 

1.3 Мировой  опыт формирования и развития  банковской системы.

Организации, напоминающие современные банки, появились в XIII-XV вв. В 1408 г. возникает первый публичный банк, представлявший собой объединение частный банкиров-кредиторов, - Касса Святого Георгия в Генуе.

Затем в Милане и Венеции создаются городские  жиро-банки, специализирующиеся на безналичных расчетах путем перечисления денег со счета на счет. В крупнейших итальянских городах принимаются муниципальные банковские законы (конец XVI- начало XVII в.). Сам термин «банкир», заменивший прежнее название профессии (меняла), возник в Венеции от слова banco (стол менялы). Впервые легальное определение банка, осуществляющего расчеты между клиентами (banco di scritta), содержится в банковском законе Венеции 1318г.

С развитием  международной торговли итальянские  банкиры открывают отделения за рубежом и способствуют появлению банковских институтов в других европейских странах. К началу XVII в. архаичные системы банков и банковских контор начинают складываться в Англии, Франции, Испании, Нидерландах, Германии.

До конца XVII в. банками обслуживался преимущественно торговый бизнес. Затем с возникновением и развитием раннебуржуазных экономических отношений перед банковским законодательством встают задачи обеспечения индустриализации буржуазного общества.

К XVII-XVIII вв. торговые города Италии утрачивают ведущую роль в европейской экономике. Финансовым (а значит, и банковским) центром Европы становятся Антверпен, затем Амстердам и с конца XVII в. - Лондон.

Всемирно признанной, классической является английская банковская система. Накопленный опыт ее функционирования использовался другими странами при формировании своих банковских систем многими десятилетиями позднее.

Ее характеризуют  высокая степень концентрации и  специализации, хорошо развитая банковская инфраструктура, тесная связь с международным рынком ссудных капиталов. В мировом финансовом центре - в Лондоне работает больше иностранных банков, чем английских. Это прежде всего американские и японские банки. Доля депозитов в иностранной валюте в банках Великобритании значительно выше, чем в других странах. Английская банковская система владеет самой широкой в мире сетью зарубежных филиалов.

Центральный банк Великобритании - Банк Англии - был основан  специальным актом парламента. Он был создан в 1694 году с целью предоставления королю займа для ведения войны с Францией в качестве акционерной компании. В нее вошли 1268 акционеров, первый взнос которых составил 1200 фунтов стерлингов. 3

 Такой стала  сумма первого займа Банка  Англии английскому правительству.  Займ был выдан королю из 8% годовых в форме банкнот и векселей. Банку Англии было разрешено продавать и покупать золото и серебро, выпускать переводные векселя, осуществлять сделки с коммерческими векселями, предоставлять ссуды под обеспечение, в том числе товарное. Банку не разрешалось, однако, предоставлять ссуды королю без санкции парламента.

 В 1946 году  Банк Англии был национализирован. Акционерный капитал Банка Англии  был передан казначейству, а бывшие  владельцы акций получили компенсацию  в виде государственных облигаций.  Национализация законодательно оформила тесные связи правительства и банка, которые сложились исторически: Банк Англии выполнял функции банкира правительства и до его национализации. В настоящее время Банк Англии работает в тесном контакте с казначейством.

 

Банк Англии - консультант правительства по вопросам денежно-кредитной политики и ее проводник. В послевоенный период он использовал практически все основные методы денежно-кредитной политики (как общие, так и селективные). В 1940-е гг. денежно-кредитная политика в соответствии с кейнсианскими рецептами рассматривалась как дополнение к финансовой и была нацелена главным образом на максимальное удешевление государственного долга: проводилась политика «дешевых» денег. В 1950-1960-е гг. денежно-кредитная политика осуществлялась на основе неокейнсианских концепций антициклического регулирования. В 1971 году пришедшие к власти консерваторы провозгласили «новый подход» к денежно-кредитному регулированию, основанный на неоконсервативных концепциях. Были отменены прямые кредитные ограничения и приняты меры для расширения конкуренции в банковской сфере. Это сопровождалось резким ростом денежной массы и цен и уже в 1973 году Банк Англии возвратился к активному использованию ранее применявшихся прямых методов ограничения кредита.

В 1979 году Закон  о банковской деятельности впервые  в истории Великобритании закрепил за Банком Англии уставные права и  обязанности по надзору за банковской системой. До этого регламентация  деятельности кредитных учреждений осуществлялась в порядке «джентльменских соглашений» между ними и Банком Англии и последний опирался, скорее, на традиции, чем на правовые нормы. Закон 1987 года расширил права и обязанности Банка Англии по надзору за банковской системой. В конце 1997 года было объявлено о передаче функций банковского надзора Банком Англии вновь созданному контролирующему органу. Банк Англии является банком правительства. В нем открыты счета правительства и правительственных ведомств. Все доходы правительства поступают на счет казначейства в Банке Англии, а расходы покрываются с этого счета. Важнейшей функцией Банка Англии является управление государственным долгом. Хотя Банк Англии хранит в своем портфеле часть государственных обязательств, большая часть правительственных потребностей в фондах удовлетворяется с помощью рынка, т.е. размещения Банком от имени казначейства государственных обязательств на рынке ссудных капиталов.

Начиная с 1980-х  гг. значительно расширяется предоставление ссуд населению для покупки и  строительства домов и квартир (под ипотечные закладные, полис страхования жизни).

Политика, направленная на формирование суверенной банковской системы, проводилась в разные годы в странах, обладающих сегодня мощными  финансовыми системами и развитой экономикой. Наибольший интерес представляет опыт таких стран, как Канада, США  и Германия.

Все эти страны имеют федеративное устройство, что отражается на региональной структуре банковской системы.

Особенно много  сходств в исходных условиях и  Канады и России. Большие запасы природных ресурсов при значительной площади и малой плотности населения делают Канаду весьма зависимой от конъюнктуры мировых рынков.

В настоящее  время именно финансовая система  обеспечивает относительный экономический  суверенитет Канады.

Ведущие банки  Канады не перешли под контроль иностранного капитала, а население и бизнес страны, в том числе и в удаленных районах, получает высококачественные банковские услуги. Доля иностранных банков стабилизировалась на уровне 8% совокупных активов банковской системы. Шесть самых крупных банков входят в число крупнейших в мире и активно работают за пределами страны. Международные операции приносят им около трети доходов.

Если в Германии и США доступность финансовых услуг на региональном уровне обеспечивается большим числом местных учреждений, то в Канаде эта задача решена за счет дистанционного банкинга (по числу банкоматов на душу населения Канада занимает первое место в мире).

Канада активно  использовала институты развития для  поощрения кредитной активности в таких важных сферах как ипотечное  и сельскохозяйственное кредитование.

Сильные финансовые институты под патронатом государства, ставящие своей задачей содействие развитию экономики, создавались в  разные годы в США и Германии. Эти страны активно использовали механизм жилищно-сберегательных обществ для стимулирования жилищного строительства.

Особое внимание федеративные государства обращают на региональные аспекты развития банковской системы. В США до 1994 года действовал закон о банковских холдингах, который  ограничивал возможности американских банков по открытию филиалов в других штатах. Закон 1997 года разрешил банкам преобразовывать дочерние банки, уже имеющиеся в других штатах, в филиалы. Но к этому времени региональная банковская система США уже сформировалась. 4

 

Глава 2. Анализ состояния  банковской системы в РФ.

2.1 История  банковской системы в России.

Начало развития банковского дела в России можно  отнести к первой половине XVIII столетия.

Первые попытки  упорядочить и организовать кредитные  учреждения исходили от императорской  власти, которая и явилась покровителем развития финансового дела в России.

Уже в царствование Анны Иоановны в России существовала "Монетная контора", создание которой считается  первым шагом к развитию банков и  других кредитных учреждений.

Дальнейшее развитие банковского дела наблюдается при Елизавете Петровне, по указанию которой в 1754 г. были учреждены первые Дворянские Заемные Банки в Санкт-Петербурге и Москве, а также "Купеческий Банк" в Санкт-Петербурге, специально организованный для торговых людей. Одной из главных функций "Дворянского Заемного Банка" была выдача ссуд дворянам под залог движимого и недвижимого имущества, в размере 500-1000 рублей одному лицу. По указу 1766 г. банк стал выдавать ссуду и крестьянам в размере 20 рублей на душу под 6% годовых.

     Плодотворная деятельность этих банков видна из того, что их основной капитал, состоявший из 750 тыс. руб., в царствование Екатерины II достиг 6 млн. рублей. Но, несмотря на важное значение существования этих банков и на ту их роль, которую они должны были играть, при отсутствии правильного ведения книг и без строго установленных начал деятельности, дела банков стали падать и в 1786 г. они были закрыты, а их капиталы переданы "Государственному Заемному Банку". 5

Дальнейшее развитие банковского  дела продолжается при Екатерине II.

В 1796 г. был основан "Государственный  Заемный Банк", занимавшийся выдачей  ссуд землевладельцам из дворян для  улучшения их хозяйства. Он выдавал  ссуду под имения, дома и фабрики  сроком на 20 лет под 8% годовых дворянам и на 22 года под 7% городам. Капиталом банка стали все наличные суммы, находящиеся в закрытых Дворянских банках, однако, оборотных его средств было недостаточно для удовлетворения всей потребности в земельном кредите.

В царствование императора Александра I  банковское дело, а с ним и кредитные учреждения подверглись значительным изменениям.

Для установления единства между всеми кредитными организациями  было образовано особое учреждение "Совет  государственных кредитных установлений", которое заведовало всеми кредитными постановлениями

В 1817 г. императором был  основан "Государственный Коммерческий Банк", необходимость создания которого заключалась в том, чтобы оживить  промышленность и оказать помощь развитию мелкого кредита. Этому  банку предоставлялось право  учета векселей, право приема вкладов на хранение и право совершения переводов. Банк по мере развития постепенно открывал свои отделения в Москве, Астрахани, Киеве и других городах.

Период с 1862 по 1872 гг. считается временем беспрерывного  исторического развития банковского дела в России. В этот период зародилось 33 акционерных банка, 11 акционерных земельных банков, а 1873 г. функционировало 222 городских общественных банка.

Внезапное появление  такой массы кредитных учреждений привело к превышению в действительной их потребности, в силу чего многие из них уклонились от основной своей цели и увлеклись различными спекулятивными операциями, которые привели к краху самих банков, например, к краху Московского ссудного банка.

В деятельности Государственного банка Российской империи можно выделить два периода. В течение первого (с 1860 г. по 1894 г.) он являлся в значительной степени вспомогательным учреждением Министерства финансов. Большую часть ресурсов Госбанка в это время поглощало прямое и косвенное финансирование казны. На него возлагались функции, относившиеся к аппарату Министерства финансов: проведение выкупной операции и все делопроизводство по ней, поддержание государственных ипотечных банков и так далее. До 1887 г. Госбанк осуществлял ликвидацию счетов дореформенных банков. Все ликвидационные операции должны были производиться за счет Государственного казначейства, которое являлось должником этих банков. Но поскольку в условиях бюджетного дефицита казначейство было не в состоянии предоставлять необходимые для этого средства, Госбанк ежегодно вплоть до 1872 г. направлял на эти цели значительную часть своей коммерческой прибыли. Ликвидация государственного долга Госбанку произошла уже во второй период его деятельности - в 1901 году. На протяжении всего дореволюционного периода деятельности Госбанк в качестве органа экономической политики правительства участвовал в создании, а затем и в поддержании коммерческих банков, в том числе за счет неуставных ссуд. Банки-банкроты субсидировались им и финансировались, принимались в собственность или управление для последующей продажи.

С принятием в 1894 г. нового устава начался второй период в деятельности Госбанка. После денежного кризиса 1905-06 гг., вызванного Русско-японской войной и революцией, началась трансформация  Госбанка в банк банков. Накануне первой мировой войны Госбанк стал одним из влиятельнейших европейских кредитных учреждений. Он имел огромный золотой запас, коэффициент которого, за исключением кризисного 1906 г., не опускался ниже 93%, а в среднем был выше 100%. Госбанк осуществлял регулирование денежного обращения и валютных расчетов России и через коммерческие банки принимал активное участие в кредитовании промышленности и торговли.

История дореволюционного Государственного банка закончилась 25 октября (7 ноября) 1917 года. С этого момента началась история Государственного банка советского типа. Утром 14(27) декабря были захвачены петроградские коммерческие банки, а вечером того же дня ВЦИК принял Декрет о национализации банков. В соответствии с этим декретом в стране была введена государственная монополия на банковское дело. Частные кредитные учреждения были национализированы и слиты с Государственным банком, который месяц спустя стал называться Народным банком Российской Республики (позднее Народным банком РСФСР).

Информация о работе Развитие банковской системы в российской экономике