Развитие городов и их роль в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 00:26, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - изучить историческое развитие городов и их роль в современных условиях.
Задачи исследования следующие:
1) изучить этапы становления и развития городов;
2) рассмотреть развитие городов в России;
3) раскрыть место города в современной экономике;

Файлы: 1 файл

бомба курсовая.docx

— 51.29 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Экономическая жизнь реализуется в пространстве и распределена в этом пространстве весьма неоднородно. В основном она  сконцентрирована в городах и  прилегающих к ним пригородах. Динамика мирового процесса урбанизации  демонстрирует все более возрастающую роль городов в построении среды  жизнедеятельности человека на планете. Темпы этого прироста весьма высоки, при этом Россия не уступает в темпах урбанизации другим мировым регионам. Эта тенденция требует возрастающего  внимания различных отраслей науки  и прежде всего экономики к  проблемам исторического развития городов и их функционирования на современном этапе.

Данная  тема актуальна, поскольку знания об историческом развитии городов, о существующем положении дел и перспективах развития тех или иных участков и  всего города в целом необходимы для успешной деятельности крупного и малого бизнеса, для благополучия рядового потребителя. Это в свою очередь приведет к росту экономики  города.

Цель  работы - изучить историческое развитие городов и их роль в современных  условиях.

Задачи исследования следующие:

1) изучить  этапы становления и развития  городов;

2) рассмотреть  развитие городов в России;

3) раскрыть  место города в современной  экономике;

Предметом исследования является социально-экономическое  положение города и его изменение  во времени.

Методы, используемые при разработке проблемы - анализ, синтез и сравнение.

Необходимо  отметить, что российская экономическая  литература крайне бедна работами в  области развития и функционирования городов. В фонде экономической  учебной литературы Советского Союза  присутствовала ярко выраженная ориентация на концепции марксистской политэкономии, и совершенно игнорировались достижения современной экономической мысли. Что же касается такого направления, как экономика города, то ему вообще уделялось недостаточно внимания, поэтому  только в последние годы оно начинает формироваться как самостоятельное научное направление и как самостоятельная учебная дисциплина.

В то же время некоторые аспекты, связанные  с экономикой города, рассматриваются  в отечественной экономической  географии, где в 70 - 80-е годы сформировалось направление геоурбанистики, где  значимой работой является книга  Перцика Е.Н. «География городов (геоурбанистика)» (1991). Здесь он рассматривает вопросы  функционирования городов России, их типологизации, а также приводит пример комплексных типологий городов, нацеленных на обоснование стратегии  их развития. Характеристика исторических периодов развития городов дается в  работах профессора Б.Б. Веселовского. Также некоторые важные вопросы  функционирования и развития городов  рассматриваются в отраслевой науке  в рамках градостроительных исследований - Гутнов А.Э. «Эволюция градостроительства» (1984) и Гольц Г.А. «Транспорт и расселение» (1981).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Аннотация

Исторические исследования свидетельствуют, что города возникли много тысяч лет назад и  стали основой древней цивилизации. Одновременно с возникновением и  развитием городов стали создаваться  системы городского хозяйства. Исходя из основных периодов развития человечества, можно выделить следующие этапы  становления и развития городов: азиатский, античный, средневековый, капиталистический  и современный города.

В 500 г. до н.э. в Древней Греции были сотни независимых городов-государств с населением от нескольких сотен  до десятков тысяч человек. Крупнейшими  городами были Афины с населением около 150 тысяч человек и Спарта, число жителей которой достигало 40 тысяч человек.

Крупнейшим  античным городом был Рим. К III в. н.э. в нем проживало свыше 1 млн. человек. Римляне основали свои колонии-поселения  к северу и западу от города, а  также создали города-колонии  по всей Европе. Как указывают Хохенберг  и Лис, в основе экономики Рима лежал сбор излишков сельскохозяйственной продукции при практически полном отсутствии производственной деятельности. Вместо обмена городских продуктов  на сельские Рим использовал захваты  и дань, благодаря чему и кормил свое население.

Со  временем города стали центрами не только торговли и ремесла, но и ростовщических и банковских услуг. Наиболее влиятельными городами в период XI - XIV вв. являются Аугсбург, Амстердам, Венеция, Флоренция, Милан, Гамбург, Лондон, Лион, Франкфурт  и другие.

Многие  города вели борьбу за свое освобождение, добиваясь превращения из сеньориального города в вольный, а его жителей - в свободных граждан. Порой горожанам  удавалось откупиться от сеньора, уплатив  крупную сумму денег, но нередко  приходилось прибегать и к  вооруженным выступлениям. Во главе  завоевавшего независимость город  стоял городской совет (магистратура). Его глава назывался в Англии мэром, а в Германии - бургомистром. При этом все горожане получали личную свободу.

Первоочередной  системой развития городского хозяйства  стала водопроводно-канализационная  сфера, так как обеспечение населения  водой и отвод сточной жидкости являются наиболее насущными коммунальными  потребностями жителей города. Так, в Лондоне в 1614 году был сооружен первый водопроводный канал. К началу XIX века в Западной Европе насчитывался уже 21 водопровод, а в городах США - 16. Они обслуживали общественные учреждения и крупные дома.

Именно  в капиталистическом городе возник и получил развитие городской  пассажирский транспорт. Первые омнибусы появились в Париже в 1819 г., а конки  стали использоваться в США с 30-х гг. XIX века. Первый электрический  трамвай вышел на линию в Германии в 1881 году, а в США - в 1883 году. Троллейбусное  движение возникло в США в 1882 году. Электрическое подземное метро  появилось в Лондоне в 1891 году. Автобусное движение в крупных городах  Европы и США началось уже в XX веке.

Таким образом, активный процесс урбанизации  в капиталистическом городе, развитие науки, переход к машинному производству стимулировали развитие экономики  города и систем городского хозяйства.

В XIX в. развитие систем городского хозяйства  приобретает широкий размах, хотя большинство технических новинок  в данной сфере были впервые применены  в городах Европы и Америки. Но и в крупнейших городах России оперативно осваивали новшества  и внедряли их в жизнь. Так, уже  в первую половину XIX века в Петербурге, Москве и некоторых других городах  стало применяться газовое освещение  улиц, появились первые виды общественного  транспорта (омнибусы), использовались паровые двигатели в водопроводном  хозяйстве, появились первые элементы благоустройства, несколько улучшилось санитарное состояние городов в  результате очистки территории от грязи  и мусора. Основные меры по развитию систем городского хозяйства России были предприняты во второй половине XIX века и начале XX века. Именно тогда  возникли многочисленные водопроводно-канализационные  системы, пассажирский транспорт, коммунальная энергетика, элементы санитарной очистки  территории и благоустройства.

Уровень развития городского хозяйства к  началу XX в. был недостаточен, но имел устойчивую тенденцию к развитию. Этому способствовал экономический  подъем России, но мешали обострившиеся  социально-экономические противоречия в обществе, которые вскоре вылились в жестокое противостояние и кровавую гражданскую войну. Многие достижения в развитии городов были в эти  годы практически полностью утрачены.

 

 

2. Этапы становления и развития городов

Исторические  исследования свидетельствуют, что  города возникли много тысяч лет  назад и стали основой древней  цивилизации. Одновременно с возникновением и развитием городов стали  создаваться системы городского хозяйства. Исходя из основных периодов развития человечества, можно выделить следующие этапы становления  и развития городов: азиатский, античный, средневековый, капиталистический  и современный города.

Рассмотрим  азиатский город. Первые города появились  в плодородных речных долинах  на Ближнем Востоке примерно 3000 лет  до н.э. В Месопотамской долине возникли такие города-государства, как Эриду, Ур, Лагаш и Киш. Крупнейшим из этих городов был Ур, его площадь  составляла порядка 150 акров, а население - около 25 тысяч человек. В 2000г. до н.э. в Вавилоне проживало примерно 50 тысяч человек. Крупнейшими городами в долине реки Нил были Мемфис, Гелиополис и Фивы.

Азиатский город являлся резиденцией высших должностных лиц или правителя  страны, он находился под непосредственным наблюдением его личной охраны. Город  был крепостью правителя и  поэтому управлялся его должностными лицами и офицерами, обладавшими  также судебной властью.

Имеется много неясного относительно социальных и экономических характеристик  ранних обществ, в связи с чем  историкам приходится лишь строить  предположения о причинах возникновения  городов. Большинство из них сходятся на том, что первые города служили  оборонительным и религиозным целям. Теория возникновения оборонительного  города заключается в том, что  первые города появились благодаря  эффекту масштаба в хранении излишков сельскохозяйственной продукции, то есть крестьянам целесообразнее держать  свои излишки в централизованном хранилище. Иными словами, город  выступает как орудие защиты населения  и продовольствия. Подтверждением этой теории служат находки археологов - остатки укрепленных хранилищ, мощных стен вокруг города [6, стр.83]. Например, стены, окружающие Вавилон, имели толщину  в несколько метров, а вдоль  стен тянулся глубокий ров с водой. Славились своими мощными стенами  финикийские города - Тир и Сидон.

Теория  возникновения религиозного города состоит в том, что ранние города появились вследствие эффекта масштаба в осуществлении религиозных  обрядов, то есть поклоняться и молиться было более эффективно среди большого числа людей. На смену небольшим местам поклонения в домах пришли большие храмы. В храмах трудились вожди, жрецы, таким образом, стали формироваться поселения с относительно высокой плотностью населения - города.

Самой примечательной чертой азиатского города был огромный храм в центре, который  представлял собой богато украшенное здание с толстыми стенами, что, вероятно, позволяло одновременно и поражать богов, и защищать излишки сельскохозяйственной продукции, хранившиеся в храме. Иными словами, храм служил и религиозным, и оборонительным целям, а азиатские  города являлись религиозными и военными центрами.

По  мере развития азиатских городов  возникли первые элементы городского хозяйства (водоснабжение, канализация  и др.), получившие наиболее полное воплощение в античных городах.

В 500 г. до н.э. в Древней Греции были сотни независимых городов-государств с населением от нескольких сотен  до десятков тысяч человек. Крупнейшими  городами были Афины с населением около 150 тысяч человек и Спарта, число жителей которой достигало 40 тысяч человек. В отличие от азиатских городов, во главе которых  стояли вожди-жрецы, большинством греческих  городов управляли сами граждане, которые вырабатывали свою политику на народных собраниях. Афины являлись рыночным городом с торговым центром  в районе Агоры. В самом начале своего существования город основал  отдельные поселения и обменивал  свои предметы быта и оливки на их продовольствие и сырье. Торговля велась с использованием золотых и серебряных монет, штамповавшихся еще в VII в. до н.э. Уже в этот ранний период своего существования афиняне  обеспечивали себя продовольствием  посредством торговли с другими  территориями.

Крупнейшим  античным городом был Рим. К III в. н.э. в нем проживало свыше 1 млн. человек. Римляне основали свои колонии-поселения  к северу и западу от города, а  также создали города-колонии  по всей Европе. Как указывают Хохенберг  и Лис, в основе экономики Рима лежал сбор излишков сельскохозяйственной продукции при практически полном отсутствии производственной деятельности. Вместо обмена городских продуктов  на сельские Рим использовал захваты  и дань, благодаря чему и кормил свое население.

Центральное место в античных городах, как  и в азиатских, занимали дворцы и  храмы. В Афинах центральная часть  города была застроена знаменитыми  храмами Парфенон и Эрехтейнон. Грандиозные  сооружения имелись и в Риме: храм Юпитера, Пантеон, Колизей. По мере развития городов и выполняемых ими функций появилась потребность в системах городского хозяйства и градостроительной планировке. Так, в Греции архитектор Гипподам в V в. до н.э. разработал первые планы развития ряда городов. А несколько позднее градостроительные планы и проекты использовались при строительстве Александрии, Помпеи, при сооружении военных поселений Римской империи.

Наибольшее  развитие водопроводно-канализационные  сооружения получили в Риме, где  существовала разветвленная сеть каналов  и труб, обслуживающих центральные  районы города. Замощение площадей перед дворцами и храмами существовало еще в городах Двуречья, Египта, но лишь в Риме и других городах  Римской империи оно приняло  столь значительные размеры. Широко практиковалось в Римском государстве  и развитие дорог.

Многочисленные  нашествия варваров на Рим привели  к тому, что он был сильно разрушен и в 476 г. пал. Западная Римская империя  перестала существовать, были уничтожены многие города. Процесс уничтожения  городов и ликвидации систем городского хозяйства был повсеместным.

Основой возникающего феодализма стали не города, а деревни, мелкие крестьянские хозяйства  и общины. Поэтому в ранний период средневековья города практически  отсутствуют. Но постепенно в обществе возникает потребность в развитии ремесел и торговли, то есть тех  функций, которые лучше всего  развиваются в условиях города. И  вскоре начинается процесс образования  городов феодального типа. Города стали возникать вокруг замков феодалов, монастырей, на пересечении торговых путей. Именно так возникли и стали  развиваться многие европейские  города: Венеция и Пиза в Италии, Арль, Брюгге и Тулуза во Франции, Бремен, Гамбург и Любек в Германии.

В период между XI - XIV вв. число набегов  варваров сократилось, и небольшие  оборонительные города постепенно превратились в рыночные. Преобладающим занятием жителей средневековых городов  были торговля и ремесленничество, и именно это позволяло им покупать излишки сельскохозяйственной продукции  у пригородных районов. Появился небольшой класс купцов, и непосредственно  за городскими стенами возникли рынки. Рынки процветали, и городские  стены переносили дальше так, чтобы  места торговли оказывались в  пределах города.

Информация о работе Развитие городов и их роль в современных условиях