Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 00:26, курсовая работа
Цель работы - изучить историческое развитие городов и их роль в современных условиях.
Задачи исследования следующие:
1) изучить этапы становления и развития городов;
2) рассмотреть развитие городов в России;
3) раскрыть место города в современной экономике;
Введение
Экономическая
жизнь реализуется в
Данная тема актуальна, поскольку знания об историческом развитии городов, о существующем положении дел и перспективах развития тех или иных участков и всего города в целом необходимы для успешной деятельности крупного и малого бизнеса, для благополучия рядового потребителя. Это в свою очередь приведет к росту экономики города.
Цель работы - изучить историческое развитие городов и их роль в современных условиях.
Задачи исследования следующие:
1) изучить этапы становления и развития городов;
2) рассмотреть развитие городов в России;
3) раскрыть место города в современной экономике;
Предметом исследования является социально-экономическое положение города и его изменение во времени.
Методы, используемые при разработке проблемы - анализ, синтез и сравнение.
Необходимо
отметить, что российская экономическая
литература крайне бедна работами в
области развития и функционирования
городов. В фонде экономической
учебной литературы Советского Союза
присутствовала ярко выраженная ориентация
на концепции марксистской политэкономии,
и совершенно игнорировались достижения
современной экономической
В то же время некоторые аспекты, связанные с экономикой города, рассматриваются в отечественной экономической географии, где в 70 - 80-е годы сформировалось направление геоурбанистики, где значимой работой является книга Перцика Е.Н. «География городов (геоурбанистика)» (1991). Здесь он рассматривает вопросы функционирования городов России, их типологизации, а также приводит пример комплексных типологий городов, нацеленных на обоснование стратегии их развития. Характеристика исторических периодов развития городов дается в работах профессора Б.Б. Веселовского. Также некоторые важные вопросы функционирования и развития городов рассматриваются в отраслевой науке в рамках градостроительных исследований - Гутнов А.Э. «Эволюция градостроительства» (1984) и Гольц Г.А. «Транспорт и расселение» (1981).
1.Аннотация
Исторические исследования
свидетельствуют, что города возникли
много тысяч лет назад и
стали основой древней
В
500 г. до н.э. в Древней Греции были
сотни независимых городов-
Крупнейшим
античным городом был Рим. К III в.
н.э. в нем проживало свыше 1 млн.
человек. Римляне основали свои колонии-поселения
к северу и западу от города, а
также создали города-колонии
по всей Европе. Как указывают Хохенберг
и Лис, в основе экономики Рима
лежал сбор излишков сельскохозяйственной
продукции при практически
Со временем города стали центрами не только торговли и ремесла, но и ростовщических и банковских услуг. Наиболее влиятельными городами в период XI - XIV вв. являются Аугсбург, Амстердам, Венеция, Флоренция, Милан, Гамбург, Лондон, Лион, Франкфурт и другие.
Многие города вели борьбу за свое освобождение, добиваясь превращения из сеньориального города в вольный, а его жителей - в свободных граждан. Порой горожанам удавалось откупиться от сеньора, уплатив крупную сумму денег, но нередко приходилось прибегать и к вооруженным выступлениям. Во главе завоевавшего независимость город стоял городской совет (магистратура). Его глава назывался в Англии мэром, а в Германии - бургомистром. При этом все горожане получали личную свободу.
Первоочередной
системой развития городского хозяйства
стала водопроводно-
Именно в капиталистическом городе возник и получил развитие городской пассажирский транспорт. Первые омнибусы появились в Париже в 1819 г., а конки стали использоваться в США с 30-х гг. XIX века. Первый электрический трамвай вышел на линию в Германии в 1881 году, а в США - в 1883 году. Троллейбусное движение возникло в США в 1882 году. Электрическое подземное метро появилось в Лондоне в 1891 году. Автобусное движение в крупных городах Европы и США началось уже в XX веке.
Таким
образом, активный процесс урбанизации
в капиталистическом городе, развитие
науки, переход к машинному
В
XIX в. развитие систем городского хозяйства
приобретает широкий размах, хотя
большинство технических
Уровень
развития городского хозяйства к
началу XX в. был недостаточен, но имел
устойчивую тенденцию к развитию.
Этому способствовал
2. Этапы становления и развития городов
Исторические исследования свидетельствуют, что города возникли много тысяч лет назад и стали основой древней цивилизации. Одновременно с возникновением и развитием городов стали создаваться системы городского хозяйства. Исходя из основных периодов развития человечества, можно выделить следующие этапы становления и развития городов: азиатский, античный, средневековый, капиталистический и современный города.
Рассмотрим азиатский город. Первые города появились в плодородных речных долинах на Ближнем Востоке примерно 3000 лет до н.э. В Месопотамской долине возникли такие города-государства, как Эриду, Ур, Лагаш и Киш. Крупнейшим из этих городов был Ур, его площадь составляла порядка 150 акров, а население - около 25 тысяч человек. В 2000г. до н.э. в Вавилоне проживало примерно 50 тысяч человек. Крупнейшими городами в долине реки Нил были Мемфис, Гелиополис и Фивы.
Азиатский
город являлся резиденцией
Имеется много неясного относительно социальных и экономических характеристик ранних обществ, в связи с чем историкам приходится лишь строить предположения о причинах возникновения городов. Большинство из них сходятся на том, что первые города служили оборонительным и религиозным целям. Теория возникновения оборонительного города заключается в том, что первые города появились благодаря эффекту масштаба в хранении излишков сельскохозяйственной продукции, то есть крестьянам целесообразнее держать свои излишки в централизованном хранилище. Иными словами, город выступает как орудие защиты населения и продовольствия. Подтверждением этой теории служат находки археологов - остатки укрепленных хранилищ, мощных стен вокруг города [6, стр.83]. Например, стены, окружающие Вавилон, имели толщину в несколько метров, а вдоль стен тянулся глубокий ров с водой. Славились своими мощными стенами финикийские города - Тир и Сидон.
Теория возникновения религиозного города состоит в том, что ранние города появились вследствие эффекта масштаба в осуществлении религиозных обрядов, то есть поклоняться и молиться было более эффективно среди большого числа людей. На смену небольшим местам поклонения в домах пришли большие храмы. В храмах трудились вожди, жрецы, таким образом, стали формироваться поселения с относительно высокой плотностью населения - города.
Самой примечательной чертой азиатского города был огромный храм в центре, который представлял собой богато украшенное здание с толстыми стенами, что, вероятно, позволяло одновременно и поражать богов, и защищать излишки сельскохозяйственной продукции, хранившиеся в храме. Иными словами, храм служил и религиозным, и оборонительным целям, а азиатские города являлись религиозными и военными центрами.
По мере развития азиатских городов возникли первые элементы городского хозяйства (водоснабжение, канализация и др.), получившие наиболее полное воплощение в античных городах.
В
500 г. до н.э. в Древней Греции были
сотни независимых городов-
Крупнейшим
античным городом был Рим. К III в.
н.э. в нем проживало свыше 1 млн.
человек. Римляне основали свои колонии-поселения
к северу и западу от города, а
также создали города-колонии
по всей Европе. Как указывают Хохенберг
и Лис, в основе экономики Рима
лежал сбор излишков сельскохозяйственной
продукции при практически
Центральное место в античных городах, как и в азиатских, занимали дворцы и храмы. В Афинах центральная часть города была застроена знаменитыми храмами Парфенон и Эрехтейнон. Грандиозные сооружения имелись и в Риме: храм Юпитера, Пантеон, Колизей. По мере развития городов и выполняемых ими функций появилась потребность в системах городского хозяйства и градостроительной планировке. Так, в Греции архитектор Гипподам в V в. до н.э. разработал первые планы развития ряда городов. А несколько позднее градостроительные планы и проекты использовались при строительстве Александрии, Помпеи, при сооружении военных поселений Римской империи.
Наибольшее развитие водопроводно-канализационные сооружения получили в Риме, где существовала разветвленная сеть каналов и труб, обслуживающих центральные районы города. Замощение площадей перед дворцами и храмами существовало еще в городах Двуречья, Египта, но лишь в Риме и других городах Римской империи оно приняло столь значительные размеры. Широко практиковалось в Римском государстве и развитие дорог.
Многочисленные нашествия варваров на Рим привели к тому, что он был сильно разрушен и в 476 г. пал. Западная Римская империя перестала существовать, были уничтожены многие города. Процесс уничтожения городов и ликвидации систем городского хозяйства был повсеместным.
Основой
возникающего феодализма стали не города,
а деревни, мелкие крестьянские хозяйства
и общины. Поэтому в ранний период
средневековья города практически
отсутствуют. Но постепенно в обществе
возникает потребность в
В период между XI - XIV вв. число набегов варваров сократилось, и небольшие оборонительные города постепенно превратились в рыночные. Преобладающим занятием жителей средневековых городов были торговля и ремесленничество, и именно это позволяло им покупать излишки сельскохозяйственной продукции у пригородных районов. Появился небольшой класс купцов, и непосредственно за городскими стенами возникли рынки. Рынки процветали, и городские стены переносили дальше так, чтобы места торговли оказывались в пределах города.
Информация о работе Развитие городов и их роль в современных условиях