Развитие городов и их роль в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 00:26, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - изучить историческое развитие городов и их роль в современных условиях.
Задачи исследования следующие:
1) изучить этапы становления и развития городов;
2) рассмотреть развитие городов в России;
3) раскрыть место города в современной экономике;

Файлы: 1 файл

бомба курсовая.docx

— 51.29 Кб (Скачать файл)

Со  временем города стали центрами не только торговли и ремесла, но и ростовщических и банковских услуг. Наиболее влиятельными городами в период XI - XIV вв. являются Аугсбург, Амстердам, Венеция, Флоренция, Милан, Гамбург, Лондон, Лион, Франкфурт и другие.

По  мере развития городов происходила  социальная дифференциация городского населения. Среди жителей стали  формироваться и обосабливаться социальные группы и классы: духовная и светская знать с их свитами  и дружинами, домовладельцы и  землевладельцы, купцы, мастера и  подмастерья, ученики и чернорабочие, поденщики и нищие. В процессе расслоения социальных групп стали  возникать групповые и профессиональные организации и союзы, выражающие интересы их членов: цеха ремесленников  и гильдии купцов. Именно они стали  формировать органы городского самоуправления: городские думы, собрания.

Многие  города вели борьбу за свое освобождение, добиваясь превращения из сеньориального города в вольный, а его жителей - в свободных граждан. Порой горожанам  удавалось откупиться от сеньора, уплатив  крупную сумму денег, но нередко  приходилось прибегать и к  вооруженным выступлениям. Во главе  завоевавшего независимость город  стоял городской совет (магистратура). Его глава назывался в Англии мэром, а в Германии - бургомистром. При этом все горожане получали личную свободу.

Развитие  средневековых городов почти  не сопровождалось созданием систем городского хозяйства. В результате планировка городов не осуществлялась, санитарное состояние и благоустройство  находились на зачаточном уровне, водопровода  и канализации в большинстве  городов не было. Освещение улиц отсутствовало, замощение городских  дорог и тротуаров практически  не проводилось, а условия жизни  для населения были явно неблагоприятными. Лишь в XV в. в Любеке и Нюрнберге  впервые появились мостовые и  службы по уборке улиц.

Именно  тогда в ряде европейских городов  начинают появляться первые элементы городского хозяйства, но их окончательное  развитие происходит в период капиталистического города.

Развитие  науки и культуры в период эпохи  Возрождения, расширение торговли, переход  к мануфактурному и промышленному  производству в XVII - XVIII вв., оживление  общественной жизни в Европе дали мощный импульс формированию городов  и городских поселений.

Изобретение машин и переход к машинному  производству резко ускорили процесс  роста городов в Англии, Франции, Германии. Но лишь в XIX в. можно говорить о возникновении процесса урбанизации, который проявляется не только в  росте городов и численности  городского населения, но и в преобладании городского образа жизни.

Процесс урбанизации  ярко проявился уже в первой половине XIX в. в Англии, а затем в Германии, Франции и США 

Быстрый рост городского населения и потребность  в городских землях для строительства  привели к соответствующему росту  земельной ренты и арендной платы  за жилые и нежилые помещения. В XIX в. обострилась жилищная проблема. В целом жилищный вопрос оставался  острым во всех промышленно-развитых странах, но по мере увеличения объемов строительства  жилищные условия значительной части  горожан постепенно улучшались.

Первоочередной  системой развития городского хозяйства  стала водопроводно-канализационная  сфера, так как обеспечение населения  водой и отвод сточной жидкости являются наиболее насущными коммунальными  потребностями жителей города. Так, в Лондоне в 1614 году был сооружен первый водопроводный канал. К началу XIX века в Западной Европе насчитывался уже 21 водопровод, а в городах  США - 16. Они обслуживали общественные учреждения и крупные дома.

Именно  в капиталистическом городе возник и получил развитие городской  пассажирский транспорт. Первые омнибусы появились в Париже в 1819 г., а конки  стали использоваться в США с 30-х гг. XIX века. Первый электрический  трамвай вышел на линию в Германии в 1881 году, а в США - в 1883 году. Троллейбусное  движение возникло в США в 1882 году. Электрическое подземное метро  появилось в Лондоне в 1891 году. Автобусное движение в крупных городах  Европы и США началось уже в XX веке.

Таким образом, активный процесс урбанизации  в капиталистическом городе, развитие науки, переход к машинному производству стимулировали развитие экономики  города и систем городского хозяйства.

 

 

 

3. Развитие городов в России

С возникновением Древнего Русского государства  в IX в. поселения славян превратились в города - Киев, Чернигов, Смоленск, Новгород, Псков и другие. По данным профессора Б. Б. Веселовского, в XI в. в  Киевской Руси существовало уже 86 городов, а в XII в. - 120. Большинство из них  были небольшими городскими поселениями, население Киева как столичного города составляло всего 30-40 тысяч человек. Тем не менее, города Киевской Руси являлись центрами общественной жизни  и служили основой государства. Территория этих городов разделялась  на две неравные части: крепость, укрепленная  городской стеной, и посад, то есть неукрепленная часть, где располагалась  рыночная площадь и хижины жителей.

Тяжелый удар по русским городам нанесло  татаро-монгольское нашествие, большинство  из них были разрушены и пришли в упадок. Только после освобождения от захватчиков в XIII - XIV вв. в северо-восточной  Руси начинается возрождение городов. Именно тогда возникают и получают развитие Москва, Тверь, Рязань, Владимир.

В Средние века русские города развиваются  медленно и так и не достигают  расцвета, характерного для городов XII века. В целом города были достаточно мелкие и во многом похожи на средневековые  города Европы, но имели и некоторую  специфику. Для них была характерна большая обособленность и территориальная  удаленность друг от друга, во многих городах отсутствовали организованные союзы ремесленников и купцов.

Средневековье на Руси продлилось долго, а эпоха  Возрождения не была ярко выражена. Но уже на рубеже XVII - XVIII вв. положение  начало меняться и роль городов стала  возрастать. Этот процесс во многом соответствовал укреплению российской государственности. Знаковым событием в истории России стало строительство  новой столицы - Санкт-Петербурга. Это  был первый город в России, не несущий в себе уклада старой эпохи  и ставший основой формирования Российской империи. Однако развитие городов  протекало крайне медленно. По свидетельству  историков, еще в середине XIX в. 63% всех русских городов имели численность  менее 10 тысяч человек, и только в 13 городах проживало более 50 тысяч  человек. Многие города на протяжении XVII - XIX вв. вели натуральный уклад  жизни и оставались практически  без хозяйственной и социальной сферы. Но проведение великих реформ 1861 - 1870 гг. (земская, судебная и городская  реформы) коренным образом изменило жизнь российских городов.

Важнейшей тенденцией развития городов России, начиная с XIX в., стала урбанизация [см. Таблицу 2]. В России, как и  в США, эта тенденция проявилась только со второй половины XIX в., когда  тысячи освобожденных от крепостной зависимости крестьян устремились  в города, а купцы и торговцы широко развернули свою деятельность в пределах городской черты.

Быстрыми  темпами росла численность городского населения и удельный вес горожан  в общей массе населения. Процесс  развития городов и рост численности  городского населения стали реальными  факторами общественной жизни. Процесс  урбанизации во многом обусловил  развитие систем городского хозяйства, которые до этого периода находились лишь в зачаточном состоянии. По данным профессора Б. Б. Веселовского, первый водопровод и простейшие канализационные  сооружения были созданы в Москве в XV - XVII вв. В XVIII в. водопроводно-канализационная  система и другие отрасли городского хозяйства стали развиваться  в Петербурге.

В XIX в. развитие систем городского хозяйства  приобретает широкий размах, хотя большинство технических новинок  в данной сфере были впервые применены  в городах Европы и Америки. Но и в крупнейших городах России оперативно осваивали новшества  и внедряли их в жизнь. Так, уже  в первую половину XIX века в Петербурге, Москве и некоторых других городах  стало применяться газовое освещение  улиц, появились первые виды общественного  транспорта (омнибусы), использовались паровые двигатели в водопроводном  хозяйстве, появились первые элементы благоустройства, несколько улучшилось санитарное состояние городов в  результате очистки территории от грязи  и мусора. Основные меры по развитию систем городского хозяйства России были предприняты во второй половине XIX века и начале XX века. Именно тогда  возникли многочисленные водопроводно-канализационные  системы, пассажирский транспорт, коммунальная энергетика, элементы санитарной очистки  территории и благоустройства.

Уровень развития городского хозяйства к  началу XX в. был недостаточен, но имел устойчивую тенденцию к развитию. Этому способствовал экономический  подъем России, но мешали обострившиеся  социально-экономические противоречия в обществе, которые вскоре вылились в жестокое противостояние и кровавую гражданскую войну. Многие достижения в развитии городов были в эти  годы практически полностью утрачены.

Развитие  городов и систем городского хозяйства  в советский и постсоветский  периоды прошло несколько этапов:

1) революционно-восстановительный  (1917 - 1929);

2) командно-административный (1930 - 1940);

3) военно-восстановительный  (1941 - 1950);

4) административный (1951 - 1991);

5) переходный (1992 - 2002).

Бурный  процесс развития городов и городского хозяйства на рубеже XIX - XX вв. был  жестоко прерван революцией 1917 г. и разразившейся вслед за этим гражданской войной. Многие города, особенно крупные, пришли в упадок. Так, численность жителей Петербурга с 1917 по 1920-е гг. сократилась более  чем в два раза, Киев был практически  опустошен. Этот этап можно сравнить с эпохой крушения Киевской Руси, разрушения городов под натиском татаро-монгольского ига. Отличие состоит лишь в том, что в данном случае разрушительные силы были спровоцированы не иноземцами извне, а находились внутри российского  общества. Массовая эмиграция и гибель миллионов людей, разрушение материальных богатств и духовных ценностей не способствовали общественному прогрессу.

В начале 20-х гг. в советском государстве  был осуществлен переход к  новой экономической политике (НЭП), суть которой заключалась в частичном  возврате к рыночным механизмам, допущении  различных хозяйственных укладов  в городе и на селе, а также  в проведении успешной финансовой реформы  и восстановлении твердой российской валюты (червонца). Экономическое оживление  создало условия для возрождения  городов и восстановления городских  хозяйственных систем. Было создано  управление коммунального хозяйства, которое взяло на себя функции  координатора восстановления хозяйственных  объектов в городах. В этот период были восстановлены многие объекты  городского хозяйства, включая водопроводно-канализационные  системы, трамвайное движение, замощение  улиц. Допускались различные формы  собственности на жилье и коммунальные объекты, была восстановлена квартплата за пользование жилищно-коммунальными  услугами. Но функционирование НЭПа было недолгим - с 1921 по 1928 гг. Уже в конце 20-х гг. началось резкое сворачивание новой экономической политики по всем направлениям, включая и городское  хозяйство .

На  следующем этапе наиболее характерным  было становление жесткой командно-административной системы, в рамках которой не допускались  альтернативные формы собственности  и хозяйственные уклады. Административные методы стали преобладать и в городском хозяйстве. Основным приоритетом в тот период были подъем промышленности и особенно военно-промышленного комплекса. Города и городское хозяйство теряли самостоятельные рычаги управления и собственные ресурсы, которыми они обладали в период НЭПа.

В то же время тоталитарная система  остро нуждалась в крупных  промышленных центрах городского типа и потому уже в 30-е гг. города получают определенное развитие и страна, ослабевшая в послереволюционный период, опять  стала набирать силу. К 1940 г. удельный вес городского населения составил уже 33% от общей численности населения  страны. Получило развитие и городское  хозяйство, но это развитие касалось прежде всего крупных столичных  городов.

Период 40-х гг. характеризовался громадными разрушениями во время Отечественной  войны 1941 - 1945 гг. и восстановлением  разрушенного хозяйства в 1946 - 1950 гг., в том числе жилищного фонда  и коммунальных объектов. Уровень  жилищно-коммунального и бытового обслуживания населения оставался  низким, а обеспеченность жильем составила  в 1950 г. всего лишь 7 м2 общей площади  на душу населения, что соответствовало  уровню 1917 г. и явно не отвечало потребностям горожан.

В 50-е гг. XX в. начался самый длительный и достаточно последовательный этап развития городов и городского хозяйства - административный этап. Наиболее характерной  тенденцией была тенденция урбанизации, которая, с некоторыми естественными  колебаниями, сохранилась вплоть до начала 90-х гг. После принятия в 1957 г. Постановления ЦК КПСС «О переходе к типовому проектированию и строительству» в стране начался строительный бум: возникали новые города, расширялись  действующие, активно сооружались  объекты городского хозяйства.

 

4. Место города в современной экономике

Развитие  городов и городских систем происходит и в постиндустриальный период, который  начался в развитых странах во второй половине XX в. и продолжается до сих пор. Вместе с тем, процесс  урбанизации в постиндустриальный период приобретает новые черты. Наряду с общим ростом городов  появляется тенденция образования  и бурного развития городских  агломераций. Это обстоятельство связано  с увеличением платы за землю  и нарастанием социально-экономических  и экологических проблем, которые  наиболее ярко проявляются в крупных  городах. Быстро застраиваются пригороды  и близлежащие к городу территории, вместо точечных городов возникают  урбанизированные регионы или городские  агломерации. Появляются понятия «муниципальный город», представляющий собой город  в классическом понимании, и «большой город», включающий городское ядро и пригороды. Причем во многих агломерациях доля населения, проживающего в точечном городе, постепенно сокращается, а доля жителей пригородов увеличивается. К примеру, население Нью-Йорка (7,9 млн. человек) составляет менее 50% от общей  численности Нью-Йоркской агломерации (16 млн. человек).

Информация о работе Развитие городов и их роль в современных условиях