Развитие городов и их роль в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 00:26, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - изучить историческое развитие городов и их роль в современных условиях.
Задачи исследования следующие:
1) изучить этапы становления и развития городов;
2) рассмотреть развитие городов в России;
3) раскрыть место города в современной экономике;

Файлы: 1 файл

бомба курсовая.docx

— 51.29 Кб (Скачать файл)

Значительный  прогресс в развитии представлений  об окружающей человека действительности произошел в эпоху античности (VI в. до н.э. -  V в. н.э.). Человечество, расселяясь, расширяло свои познания об окружающем мире. Люди создали мощную цивилизацию и уверовали в свое могущество. Главными персонажами античной мифологии стали боги, чрезвычайно похожие на людей. В это время зарождались науки, поскольку дальнейшее развитие мореплавания и земледелия было невозможно без научной основы. На всем протяжении эпохи средневековья духовная жизнь Европы была под контролем христианства, церковная догматика определяла общественную деятельность и мораль. Отношения общества и природы объяснялись исключительно Библией, повествующей о том, что Бог отдал человеку всю землю и всех ее обитателей в полное и безраздельное владение. В это время религия сильно сковывала развитие осмысления отношений общества и природы, так как считалось, что любое объяснение есть в Библии и только там может быть единственно верное объяснение.

В эпоху Возрождения (XV-XVI вв.) на первый план выдвинулась человеческая личность. На смену теоцентризму пришли антропоцентризм  и гуманизм, человек начал освобождаться  от жестких оков религиозной догматики, культура стала приобретать светский характер. Началась эра Великих географических открытий, зародился протестантизм, сильно поколебавший доселе незыблемые устои католицизма. Открытия Галилея  и Коперника перевернули представления  людей о Вселенной. В эпоху  Возрождения понимание человечеством  своих отношений с природой вышло  на качественно новый этап, в это время люди стали природу изучать, применяя для этого научные методы, сформулированные Ф. Бэконом.

С конца XVI в. в странах Западной Европы наблюдается быстрый подъем творческой мысли. Расширение географического  кругозора человечества, последовавшее  за великими географическими открытиями (Америки, Австралии, морских путей  в Индию, Китай и др.), и накопление огромного багажа эмпирических знаний и фактов нуждались в теоретическом  осмыслении. Этого требовали также  запросы быстро развивавшихся сельского  хозяйства и промышленности. Однако и в XVII-XVIII вв. естествознание все  еще находилось под контролем  религиозных догм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Понятие общественного производства

Понятие общественного производства является одним из всеобщих определений общества, однако оно не тождественно понятию общественной жизни. Процесс общественного производства людьми своей жизни, включает в себя прежде всего материальное производство, ибо без производства и воспроизводства материальных условий и средств жизни невозможна сама жизнедеятельность людей во всем ее многообразии. Этим и обусловлена определенная, конституирующая весь многообразный процесс общественной жизни роль материального производства. Однако признанием и разъяснением данного принципиального положения социально-философской теории марксизма тема "производство и общество" вовсе не исчерпывается. Производство общественной жизни включает в себя также и духовное производство ("производство сознания"), производство людей, как общественных индивидов и производство "самой формы общения" (К.Маркс), т.е. определенного типа социальной связи людей. Короче, в отличие от чисто экономического толкования сущности производства, философский подход позволяет рассмотреть последнее как производство общественной жизни, выражение органической целостности человеческой деятельности.

В составе историко-материалистического  учения об обществе категория общественного  производства дает представление о  целостности самой основы общественной жизнедеятельности, фиксируя единство и взаимодействие материального  и духовного начал (процессов) жизни  людей. Фундамент этого единства составляет деятельность людей по производству и воспроизводству условий своего бытия, а критерием общественной природы (характера и формы) общественного  производства выступает развитие человека, как общественного существа.

Маркс писал: "Если рассматривать буржуазное общество в его целом, то в качестве конечного результата общественного  процесса производства всегда выступает  само общество, т.е. сам человек в  его общественных отношениях. Все, что  имеет прочную форму, как, например, продукт и т.д., выступает в  этом движении лишь как момент, как  мимолетный момент. Сам непосредственный процесс производства выступает  здесь только как момент. Условия  и предметные воплощения процесса производства сами в одинаковой мере являются моментами, а в качестве субъектов выступают  только индивиды, но индивиды в их взаимоотношениях, которые они как воспроизводят, так и производят заново. Здесь  перед нами их собственный постоянный процесс движения, в котором они  обновляют самих себя в та кой  же мере, в которой они обновляют  создаваемый ими мир богатства."

Иначе говоря, производство является общественным прежде всего потому, что его конечным продуктом всегда выступает общество, или, что то же самое, производство человека, как общественного существа. По отношению к этой цели и результату все остальное будь то произведенный продукт, условия труда, даже сам непосредственный процесс производства - оказываются лишь моментами, или средствами и материальным условием осуществления индивидами своего общественного бытия, "собственного постоянного процесса движения". Этот вывод можно сформулировать иначе: именно производство и воспроизводство индивидов в их взаимоотношениях, что, в свою очередь неотделимо от создания людьми материальных и духовных условий своей жизнедеятельности, и составляет основное содержание производства, если рассматривать его применительно к обществу в целом.

Развивая  это положение в плане раскрытия  структуры общественного производства и взаимодействия ее составных частей, необходимо отметить следующие моменты. Безусловно, первым основанием общественного  характера производства является совместный труд индивидов, на базе и в рамках которого возникают и развиваются  сознание и коллективные формы человеческой (общественной) связи и жизнедеятельности. Как уже отмечалось, способ производства материальных условий бытия людей - основополагающая предпосылка развития собственно человеческой (общественной) истории и самой способности  людей делать историю. Она остается таковой на любом этапе человеческой истории. Но, наряду с этой предпосылкой, возникают, начинают действовать и  другие предпосылки, не менее важные, существенные. По мере того как человек  переходил от присвоения готовых  продуктов к труду, происходило  формирование человеческого сознания и самих механизмов сознательной деятельности.

Производство  сознания включается непосредственно  в реальный процесс производства людьми условий и обстоятельств  своей жизни (впоследствии, в результате общественного разделения труда  появляется собственно духовное производство). Однако еще более важной предпосылкой была следующая: производство и воспроизводство  условий и средств материального  существования людей с самого на чала было (объективно, независимо от степени осознания этого факта) производством самого человека, способом формирования и развития его общественных свойств, качеств. Вне существования  и развития производства нельзя даже представить себе возможность выделения  человека как самостоятельного субъекта, активного деятеля из первоначально  нерасчлененного общественного  целого.

Общественное  производство есть динамичная система  и структура. В ней то одна то другая стороны, или факторы, выходят на первый план и становятся определяющими. Труд, средства производства, знания (наука и опыт), также природные и социальные условия в их конкретно-историческом сочетании характеризуют внутреннюю структуру производительных сил (материальных и духовных) на всех этапах развития общественного производства. Однако живое движение этих сил в истории общественного производства многообразно. Меняется соотношение накопленного и живого труда, которые могут превращаться по отношению к друг другу из средства в цель; преобразуется само отношение между трудом и производством вообще.

Из  предыдущего изложения следует, что недостаточно признать определяющую роль способа производства в общественном развитии необходимо также осознать, что сам человек является основой  общественного производства. Энгельсовское  положение о "производстве людей" (в предисловии к первому изданию "Происхождение семьи, частной  собственности и государства") рассматривает производство человека не только в плане продолжения  рода, но и в плане процесса формирования и развития социальных качеств индивида, становления и развития личности. И если не упускать из вида, что человек  есть главная производительная сила, то надо признать следующее: воспроизводство  человека даже в качестве эффективного, культурного и т.п. работника имеет  самое прямое отношение к историческим изменениям общественного производства и прогрессу общества.

Исходя  из сказанного, "тайна" общественного  производства заключена в "обработке  людей людьми" (К.Маркс) , в том, как люди производят друг - друга, в  характере общественной связи. Это  относится и к материальному  и духовному производству. Ведь сознание, собственно, только там и возникает, где индивид оказывается вынужденным  смотреть на самого себя как бы со стороны, как бы глазами других людей, где  он должен соизмерять свои индивидуальные действия с действиями другого человека, т.е. в рамках совместно осуществляемой жизнедеятельности. Поэтому причины  того или иного характера развития материальной и духовной деятельности надо искать в реальной системе общественных отношений.

Итак, понятие общественного производства занимает в системе категорий  исторического материализма особое место. Оно взбирает в себя и становится кристаллизацией (теоретическим образом) таких отправных идей социально-философской теории марксизма, как положение о практическом характере общественной жизни, предметно-деятельной природе человека, а также целостного характера общественной деятельности людей. В этом плане понятие общественного производства приобретает значение основополагающего принципа, конституирующего весь исторический процесс в качестве определен ной целостности, где все моменты и факторы находятся в диалектическом единстве.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

1. Бородин  Е.Т. Общественное производство  как предмет философского исследования  М.: Высш. шк., 1989 г.

2. Гайдулина  Л.Ф. Развитие общественного производства  как основа становления целостности  общества Казань, 1990 г.

3. Дудченко  Н.А. Общественное производство: структура и факторы развития  Киев, 1991 г.

4. Максимов  А.А. Объектно-идеальные формы  в системе общественного производства  Свердловск 1989 г.

5. Общественное  производство: понятие, социальная  природа и сущность АН СССР  Институт философии М.: 1982 г.

6. Структура  общественного производства. Материальное  и духовное производство АН  СССР Институт философии М.: 1982 г.

7. Сущность  и структура общественного производства  М.: 1990 г.

 

 


Информация о работе Развитие городов и их роль в современных условиях