Развитие городов и их роль в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 00:26, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - изучить историческое развитие городов и их роль в современных условиях.
Задачи исследования следующие:
1) изучить этапы становления и развития городов;
2) рассмотреть развитие городов в России;
3) раскрыть место города в современной экономике;

Файлы: 1 файл

бомба курсовая.docx

— 51.29 Кб (Скачать файл)

С развитием пассажирского и личного  транспорта расширяются границы  расселения жителей по отношению  к городскому ядру. Центры городов  становятся менее привлекательными для постоянного проживания, появляются новые престижные районы, которые  нередко располагаются в пригородах или на других территориях, отвечающих требованиям безопасности, экологичности  и комфортабельности проживания состоятельных горожан.

Хотя  проблемы городов, особенно крупных, существуют везде, но в развивающихся странах  они проявляются более остро, а пути их решения крайне затруднены. Так, рост численности населения  крупнейших городских агломераций  в США и Японии приостанавливается, в то время как численность  крупнейших мегаполисов в развивающихся  странах быстро растет. Для развитых стран становится характерным более  равномерное размещение социально-экономического потенциала по всей территории и рост малых и средних городов. Потенциал  развивающихся стран продолжает концентрироваться в немногих городах-агломерациях, что приводит к обострению многочисленных проблем.

Основными тенденциями развития современных  городов являются:

1) доминирование  сферы услуг (третичного и четвертичного  секторов) над другими видами  деятельности (первичным и вторичным  секторами);

2) рост пригородов:

- перемещение  в пригород производственных  предприятий;

- перемещение  в пригород населения;

- перемещение  в пригород предприятий розничной  торговли;

- перемещение  в пригород фирм сферы услуг;

3) полицентричность  крупных городов;

4) полифункциональность  городов - наличие в городе  различных видов деятельности  экспортного характера.

Города  играют ключевую роль в экономике, именно на их территории в большинстве своем  сосредоточены финансовые и товарные рынки, здесь формируются решения, определяющие весь ход экономической  жизни. Экономически активная территория города является своеобразным посредником  между потребителями, производителями  и органами государственного регулирования. Именно поэтому многие специалисты  по экономике города рассматривают  категорию «город» в ряду таких  основополагающих категорий экономического анализа, как «потребитель» и  «предприятие».

Во  многих ситуациях город действительно  выступает как самостоятельный  экономический агент, принимающий  решения, осуществляющий деловые операции, связанные с соответствующими издержками и доходами. Эффект экономии агломерации  приводит к существенной общности интересов  различных экономических агентов, действующих на территории города. Это бизнесмены, представляющие интересы предприятий и одновременно интересы части среднего класса в составе  его населения; наемные работники, представляющие предложение на локализованном в городе рынке рабочей силы и  одновременно являющиеся потребителями  на локализованных здесь рынках конечной продукции; владельцы городской  недвижимости, выступающие как ее полноправные представители на рынке  жилых и производственных площадей и одновременно как потребители  конечной продукции. Все это сложное  переплетение (на ограниченной территории) рынков и интересов участников регулируется действиями городских властей.

Подлинная экономическая роль города выявляется при переходе от внешнего анализа  его пространственных структур (его  вещественной морфологии) к изучению функционирования этих структур, к  их влиянию как на внутригородском, так и на национальном и даже международном  уровне. Таким образом, исследователь  сталкивается с понятием «функции города», которое необходимо ему как инструмент пространственного экономического анализа. Изучение этих функций позволяет  выявить специфику каждого города, необходимая при этом функциональная типология городов дает возможность  более детального исследования перспектив развития каждого города, позволяя учесть его роль в общенациональной и мировой экономике.

Перцик  Е.Н. предложил следующую типологию  городов на основании функциональной классификации:

1) Многофункциональные  города, сочетающие административно-политические, культурные и экономические функции.  К числу таких городов принадлежат  столицы республик в составе  Российской Федерации, все краевые  и областные центры и многие  крупные города страны. Города  этого типа являются важными  регионообразующими центрами, осуществляют  широкие и разнообразные связи,  отличаются сложной территориальной  организацией.

2) Города  с резко выраженным преобладанием  промышленных и транспортных  функций межрайонного значения. По характеру преобладающих функций  все города этого типа схематично  можно разделить на промышленные, транспортные и промышленно-транспортные. Многие промышленные города имеют  узкую производственную специализацию,  например, города - центры металлургической  промышленности, машиностроения, химической  индустрии, лесной и лесоперерабатывающей  промышленности.

3) Города  с преобладанием других функций  (кроме промышленных и транспортных) - главным образом небольшие поселения  городского типа, выполняющие функции  «местных центров» - административные  центры низовых районов.

4) Города-курорты  с их специфическими особенностями.

5) Научные  и научно-экспериментальные центры  общероссийского значения.

В рамках классического экономического анализа город рассматривают, прежде всего, как производственную систему, акцентируя внимание на деятельности предприятий на его территории. Распределяя такие предприятия по основным отраслевым группам, мы получаем представление о преимущественной ориентации города на тот или иной вид продукции.

В рамках урбанистической традиции первой половины XX века сложился подход к изучению экономической жизни города и  перспектив его развития, основанный на попытках выявления тех отраслей города, продукция которых способна привлекать в город денежные потоки, соответствующие товарному потоку этой продукции, идущему из предприятий  города в другие города. По аналогии с терминами внешней торговли в экономике города такой поток  принято называть «экспортным», хотя в данном случае речь не идет о пересечении  национальных границ. Именно такие  отрасли в рамках данного подхода  рассматриваются как основные, градообразующие (или структурообразующие), с их развитием  связывают возможности дальнейшего  развития города. Эту концепцию называют иногда моделью «экспортной базы»  .

Особенно  ярко такой подход проявился в  рамках политики новых городов, которые  создавались для реализации некоторой  доминирующей функции. Эти идеи функционализма 20 - 30-х годов (связанные, в частности, с именами Ле Корбюзье и его  последователей) оказали большое  влияние на общие принципы формирования системы городов Советского Союза. В рамках советской системы планирования уже в довоенный период возникло довольно много новых городов, большинство  из которых были спроектированы под  одну единственную отрасль. Типичным примером такого города является Магнитогорск, изначально ориентированный на черную металлургию. Подобная монофункциональность создает существенную неустойчивость в функционировании города, делая  его чрезмерно зависимым от конъюнктуры  отрасли .

Однако  Магнитогорск сумел преодолеть изначальную  монофункциональность - постепенно возникла достаточно мощная пищевая промышленность, а в 60 - 70-е годы появились крупные  предприятия легкой промышленности. Рынок сбыта этих предприятий  вышел за пределы города и даже области. Таким образом, эти отрасли  также стали для Магнитогорска  градообразующими, в городе сложился достаточно крупный научно-образовательный  комплекс регионального уровня. Услуги этого комплекса также вошли  в состав градообразующего сектора [14, стр.60].

Предприятия ведущей отрасли обеспечивают рабочие  места для основной части активного  населения города. Повседневные нужды  работников этих предприятий формируют  спрос на потребительские товары и обычные услуги. Параллельно предприятия ведущей отрасли создают спрос на некоторые услуги производственного характера и на материальные факторы производства. Существенная часть этих видов спроса (личного и производственного характера) удовлетворяется предприятиями, возникающими на территории города. В частности, это относится к предприятиям городской инфраструктуры (система электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, канализации, городского пассажирского транспорта, строительства и т.д.), розничной торговли, хлебопекарной промышленности и т.д. Отрасли, к которым относятся все эти предприятия, в рамках данной концепции принято называть градообслуживающими. Они обеспечивают нормальное функционирование ведущей градообразующей отрасли, иногда их называют еще резидентными отраслями. Становление этой теории связывают с именами Хойта и Александерсона.

При анализе рынков факторов производства, необходимых фирмам самых различных  отраслей, проявляется интегрирующая  инфраструктурная роль города. На территории города для каждого из этих факторов (рабочая сила, финансовые ресурсы, различные виды оборудования, сырья, полуфабрикатов, электроэнергия, тепло, вода, газ, производственные площади  и т.п.) складывается суммарный спрос. Он обеспечивает возникновение и  рентабельное функционирование многих предприятий-поставщиков, концентрацию рабочей силы самых разных уровней  квалификации с широким спектром специальностей и т.д. Город выступает, таким образом, как место, где  формируется и перераспределяется стоимость. Здесь взимаются налоги, сюда поступают трансфертные платежи, потоки товаров и услуг (и обслуживающие  их финансовые потоки) связывают город  с другими городами общенациональной системы городов и с городами других стран. На его территории все  входные потоки определенным образом  группируются, суммируются и вновь  перераспределяются. Он является транслятором, а нередко и генератором волн инновации. Таким образом, город  играет специфическую роль в экономике, а именно в сферах производства, потребления и управления.

 

 

 

 

5. Роль городов в развитии индустриального общества

 
  Последним этапом в развитии аграрной культуры, начавшимся и V-VI вв. н.э., стала эпоха феодализма. Хронологически она почти совпадает с эпохой средневековья.

П. Кууси отмечает, что, вероятно, со II в. до н.э. до начала X в. н.э. не происходило  существенного прироста производства продовольствия прежде всего по причине  нестабильности политической обстановки. Росту производства препятствовали войны, мародерство и грабежи. В  то же время растущему городскому населению и регулярным армиям требовалось  все больше продовольствия. В IX в. население  Земли насчитывало примерно 250 млн. человек. Эта была эпоха застоя, разобщенности, непрекращавшихся войн, эпидемий, частых неурожаев. На этом фоне заметным был  недостаток  пищевых ресурсов, большая часть населения Земли хронически недоедала, велики были показатели смертности от голода.

Период  с X в. до середины XIII в. отмечен мощным прогрессом человечества, его численность  увеличилась почти вдвое. Однако уже в конце XIII в. рост численности  населения прекратился. В XIV в. во многих регионах настали трудные времена: население Китая за 100 лет сократилось  более чем на 50 млн., в Индии  и Европе число жителей также  значительно уменьшилось. В результате: в 1400 г. на Земле людей жило меньше, чем в 1200 г. В качестве основной причины  такого резкого спада многие ученые считают тяжелую, затяжную эпидемию чумы. Однако эта причина, по-видимому, не является единственной с точки  зрения объяснения приостановки демографического роста. Б.Б. Прохоров отмечает, что в  условиях аграрной культуры рост населения  в каждый данный период неизбежно  опережает рост продуктивности сельского  хозяйства. Следствием этого было то, что до XV столетия люди, по существу, жили на грани голода и качество питания улучшалось очень медленно. Рост народонаселения неизбежно  прекращался, как только численность  населения доходила до критической, после которой вновь нарождающиеся  люди не могли уже быть обеспечены средствами к существованию. Лишь начиная  с XV в., в последние несколько столетий господства аграрной культуры, между 1400 и 1750 гг., за счет совершенствования  технологии и техники земледелия человечество сумело увеличить производство продуктов питания и на этой основе добиться стабилизации роста численности  народонаселения.

Для эпохи феодализма характерно широкое  использование в производстве силы ветра и течения воды. В городах  и сельской местности стали находить все большее применение водяные  и ветряные двигатели (их использовали, в частности, при производстве хлебной  муки). Огромное значение в жизни  общества в качестве тягловой силы приобрела лошадь.

К середине средних веков потребление  энергии человечеством по сравнению  с эпохой античности увеличилось  в 7 раз, а в позднее средневековье  этот показатель вырос еще в 3 раза.

В эпоху средневековья более интенсивно стали развиваться города. Площадь  городов обычно была невелика, но в  них на сравнительно малой площади  было сконцентрировано большое количество людей. Так, Б.Б. Прохоров приводит данные о плотности населения в старинных  кварталах Алжира, которая достигала 200 тыс. человек на 1 км2, что выше плотности населения в старых районах современного Дели (150 тыс. человек на 1 км2).

Средневековые города отличались крайне неблагоприятной  для жизни и здоровья людей  обстановкой. Несовершенство системы  вывода отходов производства и нечистот (иногда ее полное отсутствие), недостаток чистой питьевой воды, высокая плотность  заселения (особенно в бедных кварталах)  -  все это способствовало развитию массовых эпидемий холеры, брюшного тифа, чумы и пр.

С течением времени человечеству все  чаще приходилось сталкиваться с  негативными последствиями своего влияния на природу. Прошло, однако, много веков, прежде чем люди сочли  необходимым начать регулировать свои взаимоотношения с ней. В эпоху  средневековья стали появляться первые законодательные акты, направленные на охрану окружающей среды.  Еще во времена Карла Великого (742-814) был принят ряд королевских указов и декретов, регламентирующих охоту и имевших определенное природоохранное значение. В XI в. в первом документе русского права -  «Русской правде» -  регламентировалась добыча бобра. Позднее некоторые правители европейских государств издавали специальные распоряжения, запрещавшие охоту на конкретные виды животных. В середине XVI в. во многих странах Европы была запрещена охота в лесах, принадлежавших монархам, крупным феодалам, монастырям. В них были организованы заповедники, представлявшие собой, правда, частные охотничьи хозяйства. Именно этим законам человечество обязано тому, что в лесах Европы до сих пор сохранились многие дикие животные.

В эпоху господства аграрной культуры, растянувшейся на многие тысячелетия, произошли существенные изменения  в восприятии человеком природы, его отношении к ней, понимании  своего места в мире.

Для человека эпохи древнейших земледельческих  цивилизаций (Шумер, Египет, Китай и  др.) были характерны уход от анимизма (традиции одушевления всех природных  объектов) и тотемизма (отношение  родства с растениями и животными  перерастает в отношение покровительства  их над людьми), постепенный отказ  от следования закону сопричастности. Люди все чаще рассматривают животных и растения как автономные, не связанные  с ними объекты. В представлениях людей этой эпохи превалируют  культы домашних животных и обеспечивающих обильный урожай природных сил (солнце, земля, дождь и др.), возникают  мифы о вечном самовозобновлении  природы, такие, например, как древнеегипетский миф об Осирисе.

Информация о работе Развитие городов и их роль в современных условиях