Развитие и поддержка малого бизнеса как фактор подъема национальной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 20:36, курсовая работа

Описание работы

В наше время роль малого бизнеса сравнительно недооценена, именно поэтому Россия находится на одном из последних мест по количеству малых предприятий и развитости этой формы бизнеса. Несмотря на то, что малые предприятия приносят немалый доход в государственную казну, тем самым, снижая уровень инфляции, также значительно сокращая уровень безработицы, административные барьеры слишком высоки, соответственно малый бизнес развивается очень медленно.

Содержание работы

Введение....................................................................................................................................3

Глава 1. Теоретические основы малого бизнеса как фактора подъема национальной экономики:
Понятие и сущность малого бизнеса..............................................................................4
1.2. Классификация малого бизнеса и факторов, ее определяющих..................................5
1.3. Национальные особенности малого бизнеса в других странах: зарубежный опыт.................................................................................................................................................6

Глава 2. Анализ малого бизнеса как фактора подъема национальной экономики в народном хозяйстве:
2.1. Состояние нормативной базы, регулирующей развитие и поддержка малого бизнеса как фактор подъема национальной экономики........................................................................10
2.2. Система государственных органов управления малого бизнеса в народном хозяйстве.......................................................................................................................................12
2.3. Анализ механизмов воздействия органов государственной власти на развитие малого бизнеса..........................................................................................................................................12
Глава 3. Стратегия решения проблемы малого бизнеса как фактора подъема национальной экономики в народном хозяйстве:
3.1. Анализ уровня и динамики малого бизнеса в национальном хозяйстве; в региональном разрезе .................................................................................................................20
3.2. Возможности и перспективы совершенствования государственного регулирования малого бизнеса на федеральном и на региональном уровне..................................................22

Заключение.............................................................................................................................25

Список использованной литературы..................................................................................27

Приложения...........................................................................................................................28

Файлы: 1 файл

Курсовая ГОСРЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ.docx

— 331.07 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки РФ 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского»

Дзержинский филиал

Направление подготовки  «Государственное и муниципальное управление»

 

 

 

Курсовая работа

 

по дисциплине «Государственное регулирование экономики»

«Развитие и поддержка малого бизнеса как фактор подъема национальной экономики»

 

Выполнил: студент заочной формы обучения (гр. 3-Б 32 ГМУ/18)

_________________

 

 

Проверил:

__________________

 

 

Дзержинск

2013

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение....................................................................................................................................3

 

Глава 1. Теоретические основы малого бизнеса как фактора подъема национальной экономики:

    1. Понятие и сущность малого бизнеса..............................................................................4

      1.2. Классификация малого бизнеса и факторов, ее определяющих..................................5

1.3. Национальные особенности малого бизнеса в других странах: зарубежный опыт.................................................................................................................................................6

 

Глава 2. Анализ малого бизнеса как фактора подъема национальной экономики в народном хозяйстве:

2.1. Состояние нормативной базы, регулирующей развитие и поддержка малого бизнеса как фактор подъема национальной экономики........................................................................10

2.2. Система государственных органов управления малого бизнеса в народном хозяйстве.......................................................................................................................................12

2.3. Анализ механизмов воздействия органов государственной власти на развитие малого бизнеса..........................................................................................................................................12

Глава 3. Стратегия решения проблемы малого бизнеса как фактора подъема национальной экономики в народном хозяйстве:

3.1. Анализ уровня и динамики  малого бизнеса в национальном хозяйстве; в региональном разрезе .................................................................................................................20

3.2. Возможности и перспективы  совершенствования государственного  регулирования малого бизнеса на федеральном и на региональном уровне..................................................22

 

Заключение.............................................................................................................................25

 

Список использованной литературы..................................................................................27

 

Приложения...........................................................................................................................28

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

       В наше время роль малого бизнеса сравнительно недооценена, именно поэтому Россия находится на одном из последних мест по количеству малых предприятий и развитости этой формы бизнеса. Несмотря на то, что малые предприятия приносят немалый доход в государственную казну, тем самым, снижая уровень инфляции, также значительно сокращая уровень безработицы, административные барьеры слишком высоки, соответственно малый бизнес развивается очень медленно.

 В  условиях современной рыночной  экономики развитие малого бизнеса  имеет огромное значение для  экономики страны и благосостояния  граждан. В сфере торговли и общественного питания работает более 50% малых предприятий России. Если добавить к ним еще и индивидуальных предпринимателей, то торговый сегмент в структуре малого бизнеса вырастет почти до 80%. Тогда как производственный и строительные сектора составляют лишь 13% каждый. Менее 2% приходится на наукоемкие отрасли. Около 2% — на частное здравоохранение. Актуальность данного вопроса обусловила выбор темы курсовой работы.

       Цель данной курсовой работы - изучить развитие и поддержку малого бизнеса как фактора подъема национальной экономики, выяснить преимущества и недостатки, а также роль малого бизнеса как фактора подъема национальной экономики. Кроме того, рассмотреть малый бизнес в России и за рубежом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАЛОГО БИЗНЕСА КАК ФАКТОРА ПОДЪЕМА НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

1.1. Понятие и сущность малого бизнеса.

Предприятие малого бизнеса - это независимо управляемая, не доминирующая в области своей деятельности фирма, отвечающая определенным стандартам размеров в плане количества работников и годового объема поступлений. Существует и другое определение: малый бизнес - это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями.

       Мировой опыт и практика убеждают, что важным элементом рыночной  экономики является существование  и взаимодействие больших, средних  и малых предприятий. При этом  малое предпринимательство рассматривается  не только как дополнение к  большому производству, а как  самостоятельная форма функционирования  и развития современных продуктивных  сил - гибкая, жизнеспособная, эффективная, прогрессивная.

       Возможность эффективного функционирования  малых форм производства определяется  рядом их преимуществ по сравнению  с крупным производством: близость  к местным рынкам и приспособление  к запросам клиентуры; производство  малыми партиями, что невыгодно  крупным фирмам; исключение лишних  звеньев управления и т. д.. Малому  производству способствует дифференциация  и индивидуализация спроса в  сфере производственного и личного  потребления.

       Однако одной из наиболее острых  проблем деятельности большей  части субъектов малого предпринимательства  является проблема поиска и  получения финансовых ресурсов, необходимых для авансирования  процесса хозяйствования. Поэтому  особое значение для развитии  сектора малого бизнеса имеет  проблема государственного содействия  в финансовом обеспечении предприятия  малого бизнеса.

       Малое предпринимательство представляет  собой составную часть общей  системы предпринимательства, а  малые предприятия следует рассматривать  в качестве элементов малого предпринимательства.

Предприниматель, которым может быть любой субъект капитала (отдельное лицо, группа лиц, фирма, объединение), осуществляет соединение средств производства, которыми он владеет (распоряжается), с рабочей силой посредством купли последней и ее использования (распоряжения ею) в процессе хозяйствования. 
       Предприниматель не может хозяйствовать вне конкуренции: организуя производство, он должен конкурировать, а, конкурируя, - организовывать производство.

 

1.2. Классификация малого бизнеса  и факторов, ее определяющих.

Малое предпринимательство – неотъемлемый элемент современной рыночной системы хозяйствования, без которого экономика и общество не могут существовать и гармонично развиваться.

Малый бизнес и предпринимательство придают рыночной экономике соответствующую гибкость, мобилизуют значительные финансовые и интеллектуальные ресурсы населения, несут в себе мощный антимонопольный потенциал, способствуют решению вопросов занятости и других социальных проблем.

Малый бизнес - это тот сектор экономики, в котором стратегия налогообложения должна быть направлена на легализацию доходов, а не на фискальный контроль. Такой подход позволит увеличить количество легальных субъектов малого предпринимательства, создаст стабильность его работы, а повышение его доли в бюджетных поступлениях может быть лишь результатом и свидетельством разумной налоговой политики.

В отечественной практике определение малого предприятия дано в Федеральном Законе о государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации:

«Под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):

в промышленности - 100 человек;

в строительстве - 100 человек;

на транспорте - 100 человек;

в сельском хозяйстве - 60 человек;

в научно - технической сфере - 60 человек;

в оптовой торговле - 50 человек;

в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;

в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.

Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли».

Таким образом, в основу определения малого предприятия в Российском законодательстве положен количественный признак – число работающих.

 
1.3. Национальные особенности малого бизнеса в других странах: зарубежный опыт.

 

Мировая практика убедительно свидетельствует, что даже в странах с развитой рыночной экономикой малый бизнес оказывает существенное влияние на развитие народного хозяйства, решение социальных проблем, увеличение численности занятых рабочих. По численности работающих, по объему производимых и реализуемых товаров, выполняемых работ субъекты малого предпринимательства в отдельных странах играют ведущую роль. Высокий уровень развития малого предпринимательства является необходимым условием успешного функционирования рыночной экономики. Малый бизнес в развитых странах мира во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта.

Малые предприятия играют важную роль во всем мире. В последние несколько лет в странах Западной Европы, в США и Японии большое значение приобрел малый бизнес (где он представлен совокупностью многочисленных малых и средних предприятий). Основная масса их - это мельчайшие предприятия с числом работающих не более 20 человек. Малые предприятия обеспечивают 2/3 прироста новых рабочих мест, что позволило значительно сократить безработицу в этих странах.

Малые предприятия эффективны не только в потребительской сфере, но и как производители отдельных узлов и малых механизмов, полуфабрикатов и других элементов, необходимых для производства конечной продукции, выпуск которых невыгоден крупным предприятиям. Все это обосновывает необходимость комплексного подхода к определению места и роли малых предприятий в экономике общества. В малом предпринимательстве кроются большие резервы для развития экономики.

Например, малые и средние фирмы США производят 40% валового национального продукта и половину валового продукта частного сектора. На этих предприятиях сосредоточена половина всех занятых в частном секторе работников. Они обеспечивают создание и освоение около половины всех нововведений в экономике США, относящихся к сфере научно-технического прогресса.

В последние годы ускорились концентрация и централизация капитала в странах Европы, например, в стальной промышленности Бельгии, нефтяных концернах Испании, в АПК Дании и Нидерландов, а также концернах стали, фармацевтики, деревообработки Швеции, в часовой промышленности Швейцарии, в автомобильной промышленности Германии. Важнейшая черта концентрации и централизации капитала состоит в том, что разорение многих мелких и средних фирм не привело к исчезновению малого бизнеса. Он выжил, проявил способность к воспроизводству и вызвал интерес к себе со стороны крупных концернов. Мелкие и средние фирмы отыскивают специализированные ниши, где выступают субподрядчиками концернов в крупносерийном производстве. В Западной Европе примерно половина продукции обрабатывающей промышленности изготавливается на мелких и средних предприятиях. Не являясь монопольными, они все свои усилия направляют на приспособление к внутренним условиям производства и сбыта. Транснациональные корпорации предоставляют им возможность первыми апробировать новую продукцию, чтобы самим перейти к массовому производству. Место разоряющихся мелких фирм занимают новые, таким образом идет их воспроизводство.

Малые предприятия по сравнению с крупными в отдельных странах занимают доминирующее положение, как по числу, так и по удельному весу в производстве товаров, выполнении работ, оказании услуг. Данные по вкладу малых и средних предприятий (МСП) в экономику передовых промышленно развитых стран приведены в таблице 1.

 

                      Таблица 1.Показатели, характеризующие состояние МСП в разных странах

Страны 

Кол-во МСП

(тыс.) 

Кол-во МСП

на 1000

жителей 

Занято в МСП (млн.чел)

Доля МСП в общей численности

занятых (%) 

Доля МСП в ВВП (%) 

Великобритания

2630 

46

13.6

49

50--53

 

Германия 

2290

37

18.5

46

50-52 

 

Италия

3920

68

16.8

73 

57-60 

Франция 

1980

35

15.2

54

55-62

 

Страны ЕС 

15770 

45

68

72

63-67

США 

 

19300 

74.2

70.2 

54 

50-52 

Япония 

6450 

49.6 

39.5 

78 

52-55

Россия 

844

5.65

8.3 

13 

10-11

Информация о работе Развитие и поддержка малого бизнеса как фактор подъема национальной экономики