Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 20:36, курсовая работа
В наше время роль малого бизнеса сравнительно недооценена, именно поэтому Россия находится на одном из последних мест по количеству малых предприятий и развитости этой формы бизнеса. Несмотря на то, что малые предприятия приносят немалый доход в государственную казну, тем самым, снижая уровень инфляции, также значительно сокращая уровень безработицы, административные барьеры слишком высоки, соответственно малый бизнес развивается очень медленно.
Введение....................................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические основы малого бизнеса как фактора подъема национальной экономики:
Понятие и сущность малого бизнеса..............................................................................4
1.2. Классификация малого бизнеса и факторов, ее определяющих..................................5
1.3. Национальные особенности малого бизнеса в других странах: зарубежный опыт.................................................................................................................................................6
Глава 2. Анализ малого бизнеса как фактора подъема национальной экономики в народном хозяйстве:
2.1. Состояние нормативной базы, регулирующей развитие и поддержка малого бизнеса как фактор подъема национальной экономики........................................................................10
2.2. Система государственных органов управления малого бизнеса в народном хозяйстве.......................................................................................................................................12
2.3. Анализ механизмов воздействия органов государственной власти на развитие малого бизнеса..........................................................................................................................................12
Глава 3. Стратегия решения проблемы малого бизнеса как фактора подъема национальной экономики в народном хозяйстве:
3.1. Анализ уровня и динамики малого бизнеса в национальном хозяйстве; в региональном разрезе .................................................................................................................20
3.2. Возможности и перспективы совершенствования государственного регулирования малого бизнеса на федеральном и на региональном уровне..................................................22
Заключение.............................................................................................................................25
Список использованной литературы..................................................................................27
Приложения...........................................................................................................................28
СОДЕРЖАНИЕ
Введение......................
Глава 1. Теоретические основы малого бизнеса как фактора подъема национальной экономики:
1.2. Классификация малого
бизнеса и факторов, ее определяющих..................
1.3. Национальные особенности малого
бизнеса в других странах: зарубежный
опыт..........................
Глава 2. Анализ малого бизнеса как фактора подъема национальной экономики в народном хозяйстве:
2.1. Состояние нормативной базы, регулирующей
развитие и поддержка малого бизнеса как
фактор подъема национальной экономики.....................
2.2. Система государственных органов
управления малого бизнеса в народном
хозяйстве.....................
2.3. Анализ механизмов воздействия
органов государственной власти на развитие
малого бизнеса.......................
Глава 3. Стратегия решения проблемы малого бизнеса как фактора подъема национальной экономики в народном хозяйстве:
3.1. Анализ уровня и динамики
малого бизнеса в национальном хозяйстве;
в региональном разрезе ..............................
3.2. Возможности и перспективы
совершенствования
Заключение....................
Список использованной литературы....................
Приложения....................
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАЛОГО БИЗНЕСА КАК ФАКТОРА ПОДЪЕМА НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
1.1. Понятие и сущность малого бизнеса.
Малый бизнес и предпринимательство придают рыночной экономике соответствующую гибкость, мобилизуют значительные финансовые и интеллектуальные ресурсы населения, несут в себе мощный антимонопольный потенциал, способствуют решению вопросов занятости и других социальных проблем.
Малый бизнес - это тот сектор экономики, в котором стратегия налогообложения должна быть направлена на легализацию доходов, а не на фискальный контроль. Такой подход позволит увеличить количество легальных субъектов малого предпринимательства, создаст стабильность его работы, а повышение его доли в бюджетных поступлениях может быть лишь результатом и свидетельством разумной налоговой политики.
В отечественной практике определение малого предприятия дано в Федеральном Законе о государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации:
«Под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):
Мировая практика убедительно свидетельствует, что даже в странах с развитой рыночной экономикой малый бизнес оказывает существенное влияние на развитие народного хозяйства, решение социальных проблем, увеличение численности занятых рабочих. По численности работающих, по объему производимых и реализуемых товаров, выполняемых работ субъекты малого предпринимательства в отдельных странах играют ведущую роль. Высокий уровень развития малого предпринимательства является необходимым условием успешного функционирования рыночной экономики. Малый бизнес в развитых странах мира во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта.
Малые предприятия играют важную роль во всем мире. В последние несколько лет в странах Западной Европы, в США и Японии большое значение приобрел малый бизнес (где он представлен совокупностью многочисленных малых и средних предприятий). Основная масса их - это мельчайшие предприятия с числом работающих не более 20 человек. Малые предприятия обеспечивают 2/3 прироста новых рабочих мест, что позволило значительно сократить безработицу в этих странах.
Малые предприятия эффективны не только в потребительской сфере, но и как производители отдельных узлов и малых механизмов, полуфабрикатов и других элементов, необходимых для производства конечной продукции, выпуск которых невыгоден крупным предприятиям. Все это обосновывает необходимость комплексного подхода к определению места и роли малых предприятий в экономике общества. В малом предпринимательстве кроются большие резервы для развития экономики.
Например, малые и средние фирмы США производят 40% валового национального продукта и половину валового продукта частного сектора. На этих предприятиях сосредоточена половина всех занятых в частном секторе работников. Они обеспечивают создание и освоение около половины всех нововведений в экономике США, относящихся к сфере научно-технического прогресса.
В последние годы ускорились концентрация и централизация капитала в странах Европы, например, в стальной промышленности Бельгии, нефтяных концернах Испании, в АПК Дании и Нидерландов, а также концернах стали, фармацевтики, деревообработки Швеции, в часовой промышленности Швейцарии, в автомобильной промышленности Германии. Важнейшая черта концентрации и централизации капитала состоит в том, что разорение многих мелких и средних фирм не привело к исчезновению малого бизнеса. Он выжил, проявил способность к воспроизводству и вызвал интерес к себе со стороны крупных концернов. Мелкие и средние фирмы отыскивают специализированные ниши, где выступают субподрядчиками концернов в крупносерийном производстве. В Западной Европе примерно половина продукции обрабатывающей промышленности изготавливается на мелких и средних предприятиях. Не являясь монопольными, они все свои усилия направляют на приспособление к внутренним условиям производства и сбыта. Транснациональные корпорации предоставляют им возможность первыми апробировать новую продукцию, чтобы самим перейти к массовому производству. Место разоряющихся мелких фирм занимают новые, таким образом идет их воспроизводство.
Малые предприятия по сравнению с крупными в отдельных странах занимают доминирующее положение, как по числу, так и по удельному весу в производстве товаров, выполнении работ, оказании услуг. Данные по вкладу малых и средних предприятий (МСП) в экономику передовых промышленно развитых стран приведены в таблице 1.
Таблица 1.Показатели, характеризующие состояние МСП в разных странах
Страны |
Кол-во МСП (тыс.) |
Кол-во МСП на 1000 жителей |
Занято в МСП (млн.чел) |
Доля МСП в общей численности занятых (%) |
Доля МСП в ВВП (%) | ||
Великобритания |
2630 |
46 |
13.6 |
49 |
50--53 | ||
Германия |
2290 |
37 |
18.5 |
46 |
50-52 | ||
Италия |
3920 |
68 |
16.8 |
73 |
57-60 | ||
Франция |
1980 |
35 |
15.2 |
54 |
55-62 | ||
Страны ЕС |
15770 |
45 |
68 |
72 |
63-67 | ||
США
|
19300 |
74.2 |
70.2 |
54 |
50-52 | ||
Япония |
6450 |
49.6 |
39.5 |
78 |
52-55 | ||
Россия |
844 |
5.65 |
8.3 |
13 |
10-11 |
Информация о работе Развитие и поддержка малого бизнеса как фактор подъема национальной экономики