Развитие и поддержка малого бизнеса как фактор подъема национальной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 20:36, курсовая работа

Описание работы

В наше время роль малого бизнеса сравнительно недооценена, именно поэтому Россия находится на одном из последних мест по количеству малых предприятий и развитости этой формы бизнеса. Несмотря на то, что малые предприятия приносят немалый доход в государственную казну, тем самым, снижая уровень инфляции, также значительно сокращая уровень безработицы, административные барьеры слишком высоки, соответственно малый бизнес развивается очень медленно.

Содержание работы

Введение....................................................................................................................................3

Глава 1. Теоретические основы малого бизнеса как фактора подъема национальной экономики:
Понятие и сущность малого бизнеса..............................................................................4
1.2. Классификация малого бизнеса и факторов, ее определяющих..................................5
1.3. Национальные особенности малого бизнеса в других странах: зарубежный опыт.................................................................................................................................................6

Глава 2. Анализ малого бизнеса как фактора подъема национальной экономики в народном хозяйстве:
2.1. Состояние нормативной базы, регулирующей развитие и поддержка малого бизнеса как фактор подъема национальной экономики........................................................................10
2.2. Система государственных органов управления малого бизнеса в народном хозяйстве.......................................................................................................................................12
2.3. Анализ механизмов воздействия органов государственной власти на развитие малого бизнеса..........................................................................................................................................12
Глава 3. Стратегия решения проблемы малого бизнеса как фактора подъема национальной экономики в народном хозяйстве:
3.1. Анализ уровня и динамики малого бизнеса в национальном хозяйстве; в региональном разрезе .................................................................................................................20
3.2. Возможности и перспективы совершенствования государственного регулирования малого бизнеса на федеральном и на региональном уровне..................................................22

Заключение.............................................................................................................................25

Список использованной литературы..................................................................................27

Приложения...........................................................................................................................28

Файлы: 1 файл

Курсовая ГОСРЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ.docx

— 331.07 Кб (Скачать файл)

2) средняя  численность работников за предшествующий  календарный год не должна  превышать 100 человек включительно; среди малых предприятий выделяются  также микропредприятия – до 15 человек;

3) выручка  от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную  стоимость или балансовая стоимость  активов (остаточная стоимость основных  средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный  год не должна превышать предельные  значения, установленные Правительством  Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 года № 556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» указанные предельные значения определены следующим образом:

для микропредприятий – 60 млн. рублей;

для малых предприятий – 400 млн. рублей.

С 1 января 2010 года также вступает в силу часть 2 статьи 4 Федерального закона, определяющая, что предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) и балансовой стоимости активов устанавливаются Правительством Российской Федерации один раз в пять лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства.

Изменения коснулись и порядка ведения статистических наблюдений за деятельностью малых предприятий: в соответствии с Правилами проведения выборочных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года № 79), статистические данные в сфере малого предпринимательства формируются без учета микропредприятий. Статистические наблюдения за деятельностью микропредприятий проводятся один раз в год.

В настоящий момент Федеральной службой государственной статистики осуществляется переход к новой системе статистического учета субъектов малого предпринимательства. В связи с этим ввиду отсутствия полных статистических данных (в квартальном разрезе) в докладе не учитываются индивидуальные предприниматели без образования юридического лица, микропредприятия и средние предприятия.

Для оценки текущей ситуации в докладе используются следующие показатели:

  • прирост/сокращение количества зарегистрированных малых предприятий на 100 тыс. населения за период с 1 апреля 2011 г. по 1 апреля 2012 г.;
  • увеличение/сокращение среднесписочной численности занятых на малых предприятиях за период января-марта 2012 г. по сравнению с январем-мартом 2011 г.;
  • рост/спад объема оборота малых предприятий в январе-марте 2012 г. по сравнению с январем-мартом 2011 г.;
  • рост/спад инвестиций в основной капитал на малых предприятиях в январе-марте 2012 г. по сравнению с январем-мартом 2011 г.;

Для учета инфляции показатели объемов оборота и инвестиций в основной капитал корректировались на региональные индексы потребительских цен.

 

3.2. Возможности и перспективы  совершенствования государственного  регулирования малого бизнеса на федеральном и на региональном уровне.

 

Для оценки возможностей повышения темпов развития малого предпринимательства и влияния этого процесса на экономическую динамику в субъектах Российской Федерации рядом экономистов, например, В. Тихомировым, И. Тихомировой, А. Духон, предложено использовать региональные рейтинги инвестиционной и предпринимательской активности. Для этого предусматриваются показатели, сочетающие основные экономические факторы (объем валового регионального продукта, объем произведенной малыми предприятиями продукции, число малых предприятий, величина инвестиций в основные фонды малых предприятий), социальные (среднедушевой доход, число безработных в регионе), демографические (плотность населения в регионе), институциональные (степень развития инфраструктуры и институтов рыночной экономики). На основе предложенных показателей разрабатываются рейтинги развития малого бизнеса по федеральным округам.

Поддержка малого предпринимательства осуществляется в нескольких направлениях, направленных на решение основных проблем малого бизнеса. Первое направление включает подготовку законодательных и нормативных правовых актов, устанавливающих предельно упрощенный (заявительный) порядок регистрации, лицензирования предпринимательской деятельности, новые системы налогообложения и бухгалтерского учета; поддержку отечественных производителей; защиту от посягательств на безопасность функционирования малых предприятий и другое.

Второе направление включает формирование региональных центров поддержки предпринимательства на базе существующих структур для обеспечения широкого спектра услуг, включая услуги в сфере безопасности, финансов информации, консалтинга и иные. Предусмотрено создание информационной сети, помогающей предпринимателям получать сведения юридического и делового характера (о законах, налогах, конкурентах, клиентах, состоянии рынка).

Третье направление включает создание действенных финансово-кредитных и инвестиционных механизмов на основе оптимального сочетания средств государственной поддержки, привлечения инвестиционных ресурсов частного капитала и собственных накоплений малых предприятий, прежде всего для самофинансирования. Предусматривается проектное финансирование, предоставление гарантий, страхование, применение лизинга, залоговых операций, взаимного кредитования и венчурного финансирования, организация в регионах сети специализированных финансово-кредитных и инвестиционных институтах для поддержки малого предпринимательства.

Если индивидуальные предприятия в основном развиваются за счет собственных средств, то для более крупных предприятий малого бизнеса необходимо финансирование, за счет привлечения внешних источников средств. В этом случае возникают определенные проблемы. На получение полноценного банковского кредита могут рассчитывать далеко не все малые предприятия. Для положительного решения чаще всего требуется успешное ведение бизнеса не менее полугода, а чаще всего 9 месяцев или год. Вложенный собственный капитал, прозрачность бизнеса, поставленный учет, перспективы развития, реальные источники погашения кредита. Если предприниматель может применить эти термины к своему бизнесу, тогда вероятность получения кредита высока. Таким образом, кредитуются в основном компании, успешно работающие на рынке, а для начинающих стоит порой непреодолимая проблема - отсутствие начального капитала. Отсюда следует, что одно из основных направлений поддержки малого бизнеса должно проходить в обеспечении предприимчивых людей финансированием в начальный период деятельности, что может быть обеспечено государством за счет принятия программ по поддержке малого бизнеса. Это позволит увеличить количество малых предприятий, что положительно скажется на экономике страны.

В настоящее время наблюдается положительная тенденция в данном направлении. Банковские требования к "малым" заемщикам постоянно снижаются. Многие уже не настаивают на открытии счетов и переводе оборотов фирмы в свой банк, не требуют бизнес-плана и технико-экономического обоснования проекта. Снижаются также минимальные размеры ссуд и ставки кредитования. Хотя, в ближайшей перспективе ставки кредитования заемщиков малого бизнеса вряд ли опустятся ниже 15-16%. Кредитование малого бизнеса предполагает определенный риск и высокие издержки, банки закладывают все это в процентную ставку. С другой стороны, рост конкуренции неизбежно ведет к снижению процента. Возможно, создание кредитного бюро или законодательные налоговые изменения, позволяющие легализоваться малому бизнесу, могли бы еще больше способствовать этому.

Итак, одним из наиболее важных направлений государственной поддержки я является льготное кредитование. Поэтому законом Российской Федерации «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» предусмотрено льготное кредитование и страхование субъектов малого предпринимательства с компенсацией соответствующей разницы кредитным и страховым компаниям за счет средств фондов поддержки малого предпринимательства.

Кроме льготной кредитной политики применяется и льготное налогообложение. Законами Российской Федерации устанавливаются льготы по налогообложению субъектов малого предпринимательства, инвестиционных и лизинговых компаний, кредитных и страховых организаций.

Большую роль в государственной поддержке малого бизнеса должны сыграть государственные и муниципальные фонды. Фонды поддержки малого предпринимательства могут предоставить льготные кредиты, беспроцентные ссуды, краткосрочные займы, выполнять функции залогодателя, поручителя, гаранта в целях развития конкуренции и насыщения товарного рынка.

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

       В заключении, говоря о проделанной работе, хотелось бы сделать основные выводы:

  • Развитие МП способствует постепенному созданию широкого слоя мелких собственников (среднего класса), самостоятельно обеспечивающих собственное благосостояние и достойный уровень жизни, являющихся основой социально-экономических реформ, гарантом политической стабильности и демократического развития общества;
  • сектор МП способен создавать новые рабочие места, а следовательно, может обеспечить снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране;
  • занятие малым бизнесом является не только источником средств к  существованию, но и способом раскрытия внутреннего потенциала личности;
  • объективно неизбежная реструктуризация экономики вынуждает все большее число граждан заняться самостоятельной предпринимательской деятельностью;
  • массовое развитие МП. способствует изменению общественной психологии и жизненных ориентиров основной массы населения, является единственной альтернативой люмпенской психологии и социальному иждивенчеству;
  • Характеризуя,  малое предпринимательство в России в сравнении с зарубежными странами, выделены особенности малого предпринимательства, обозначены основные его проблемы и намечены пути их решения.

Критерии отнесения предприятий к сфере малого бизнеса различаются в разных странах, и нет единого, общепринятого показателя. Но в большинстве стран, предприятия относятся к сфере малого бизнеса, по количеству рабочих, и по данным годового оборота. Малый бизнес обладает рядом преимуществ в социально-экономическом плане. Современная экономика характеризуется сочетанием крупных корпораций и большим количеством предприятий малого бизнеса, которые играют значительную роль в функционировании всей системы.

Во многих государствах вклад малых предприятий в ВВП сравнивается с крупными, а в некоторых и превышает. Структура малых предприятий различается от страны к стране, а порой и от региона к региону, в одной стране. Это объясняется экономическими и социокультурными особенностями регионов. В России малый бизнес начал развиваться в 90-х годах ХХ века. Вклад малых предприятий составляет лишь десятую часть от общего ВВП нашей страны. Почти половину составляют предприятия торговли и общественного питания, тогда как на промышленность и сельское хозяйство приходится по 15% их количества.

Практически во всех странах осуществляется поддержка малого предпринимательства. Основными направлениями этой поддержки являются создание условий для льготного кредитования, снижение налоговых вычетов, упрощение процедур регистрации и лицензирования, создание фондов по поддержке малого предпринимательства.

Малый бизнес в России слабо развит, во многом из-за многочисленных административных барьеров. Соответственно малый бизнес требует серьезного вмешательства со стороны государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. [электронный ресурс] http://base.consultant.ru
  2. Берталанфи Л. Общая теория систем: критический обзор // Исследования по общей теории систем. - М.: Просвещение 1969.
  3. Маргарет Тэтчер. Искусство управления государством. Стратегии для меняющегося мира: пер.с англ. - М.: Альпина Паблишер, 2003. - 504 с.
  4. Генералов В.В., Лычагин М.В. Анализ программ государственной поддержки предпринимательства / отв. ред. д.э.н. Г.М.Мкртчян. - Новосибирск, ИЭОПП СО РАН, НГУ, 2010. - 48 с.
  5. Агурбаш Н.Г. Государственное регулирование развитием малых предприятий: монография. - М.: Изд-во «Палеотип», 2009. - 196 с.
  6. Бородина, В.В. Малые предприятия. М.: Книжный мир, 2009. 367 с.
  7. Булатова, А. С. Экономика. М.: Экономист. 2008. - 417 с.
  8. Бухвальд, Е.М. О роли малого предпринимательства в развитии экономики России / Е.М. Бухвальд, А.В. Виленский // Вестник РГНФ. 2003. №1.
  9. Виленский, А. Финансовая поддержка малых предприятий // Экономист. 1999. №9.
  10. Грязнова, А.Г. Микроэкономика / А.Г. Грязнова, А. Ю. Юрданова. М.: КноРус. 2009. 478 с.
  11. Лебедева, С.Ю. Регулирование и поддержка малого и среднего предпринимательства в ЕС и России // Менеджмент в России и за рубежом. 2007. №1. - 78 с.
  12. Малое предпринимательство //Налоговый вестник, №2, 2009, - 3 с.
  13. Разумнова И. Мелкие предприятия в промышленности США// Проблемы теории и практики управления, 2009, -18 с.
  14. Тихомирова А Инвестиционный климат в России: региональные рейтинги и риски. М.: ФФПМП, 2010.
  15. Орлов, А. Перспективы Развития малого предпринимательства в России // Вопросы статистики. 2002. №7.

Информация о работе Развитие и поддержка малого бизнеса как фактор подъема национальной экономики