Развитие и поддержка малого бизнеса как фактор подъема национальной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 20:36, курсовая работа

Описание работы

В наше время роль малого бизнеса сравнительно недооценена, именно поэтому Россия находится на одном из последних мест по количеству малых предприятий и развитости этой формы бизнеса. Несмотря на то, что малые предприятия приносят немалый доход в государственную казну, тем самым, снижая уровень инфляции, также значительно сокращая уровень безработицы, административные барьеры слишком высоки, соответственно малый бизнес развивается очень медленно.

Содержание работы

Введение....................................................................................................................................3

Глава 1. Теоретические основы малого бизнеса как фактора подъема национальной экономики:
Понятие и сущность малого бизнеса..............................................................................4
1.2. Классификация малого бизнеса и факторов, ее определяющих..................................5
1.3. Национальные особенности малого бизнеса в других странах: зарубежный опыт.................................................................................................................................................6

Глава 2. Анализ малого бизнеса как фактора подъема национальной экономики в народном хозяйстве:
2.1. Состояние нормативной базы, регулирующей развитие и поддержка малого бизнеса как фактор подъема национальной экономики........................................................................10
2.2. Система государственных органов управления малого бизнеса в народном хозяйстве.......................................................................................................................................12
2.3. Анализ механизмов воздействия органов государственной власти на развитие малого бизнеса..........................................................................................................................................12
Глава 3. Стратегия решения проблемы малого бизнеса как фактора подъема национальной экономики в народном хозяйстве:
3.1. Анализ уровня и динамики малого бизнеса в национальном хозяйстве; в региональном разрезе .................................................................................................................20
3.2. Возможности и перспективы совершенствования государственного регулирования малого бизнеса на федеральном и на региональном уровне..................................................22

Заключение.............................................................................................................................25

Список использованной литературы..................................................................................27

Приложения...........................................................................................................................28

Файлы: 1 файл

Курсовая ГОСРЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ.docx

— 331.07 Кб (Скачать файл)

Формулирование цели государственной поддержки малого бизнеса не отличается гносеологической сложностью и вариативным разнообразием научных подходов (Маргарет Тэтчер писала, что «успех предпринимательства в конечном итоге зависит от делового чутья. Однако для создания работоспособного предприятия требуется также ...соответствующая правовая и финансовая основа» [3, с. 91]). В связи с этим, следуя методологическому принципу «бритвы Оккама», определяясь семантическим содержанием термина «поддержка» с акцентуацией вектора направленности (малый бизнес) и субъекта реализации (государственные формы), а также на основе анализа работ многих отечественных исследователей и нормативных документов, касающихся поддержки малого бизнеса, можно сформулировать основную цель государственной поддержки - создание государственными органами социально-экономических и правовых условий повышения экономической жизнеспособности малого бизнеса.

Задачи государственной поддержки достаточно четко систематизированы новосибирскими учеными В.В. Генераловым и М.В. Лычагиным при анализе программ государственной поддержки предпринимательства и заключаются в следующем:

  • обеспечение организационно-правовых и социально-экономических основ предпринимательской деятельности;
  • обеспечение правовых условий функционирования рыночного механизма хозяйствования и условий свободного предпринимательства;
  • установление и обеспечение этико-правовых норм предпринимательства;
  • обеспечение развития предпринимательской инфраструктуры;
  • оказание содействия предпринимателям в их хозяйственной деятельности;
  • реализация политики охраны окружающей среды. [4, с. 4].

Целенаправленность воздействия системы предполагает следование определённым принципам разработки и реализации государственной поддержки. Анализ научных исследований и правовых документов в области государственной поддержки малого бизнеса позволяет сформулировать основные принципы формирования политики государственной поддержки:

приоритетность - данный принцип подразумевает то, что программы поддержки малого бизнеса должны быть первоочередными, так как даже при развитом рынке малые предприятия не способны конкурировать с крупными предприятиями без поддержки в той или иной форме государства; так, в США в законе о малом бизнесе (1953 г.) говорилось: «... в той мере, в какой это возможно, оказывать поддержку предпринимателям малого бизнеса, консультировать, помогать и защищать их интересы с тем, чтобы сохранить свободное конкурентное предпринимательство» [5, с. 125]. В российских специфических условиях кризисных явлений и переходного периода формируется ситуация, тормозящая развитие малых предприятий и усиление их роли в становлении рыночной экономики;

прозрачность - государственная поддержка должна осуществляться на конкретных, юридически закрепленных, условиях; в договоре должны быть четко прописаны его объект и обязательства сторон (как государственного органа, так и субъекта малого бизнеса);

комплексность - субъектам малого бизнеса должна быть обеспечена возможность получения государственной поддержки одновременно в нескольких формах, предусмотренных законодательством;

избирательность - при оказании поддержки необходим избирательный подход с акцентом на социальном (молодежное предпринимательство, предпринимательство инвалидов и людей с ограниченными возможностями, предпринимательство в сфере социально значимых услуг) и функциональном (целевое сопровождение начинающих предпринимателей или инновационного предпринимательства) направлении;

программно-целевой - один из наиболее существенных принципов, подразумевает то, что нормативно-правовые акты должны сопровождаться не только федеральными программами или планами министерств, ведомств и других исполнительных органов, государственная поддержка должна реализовываться на основании планового инструмента, содержащего программу с определением целей различных уровней, перечень мероприятий по их достижению, исполнителей данных мероприятий и ожидаемые результаты, то есть программно-целевой принцип отражает целенаправленность и комплексность осуществления работ по решению поставленной задачи государственной поддержки.

Рассматривая строение системы государственной поддержки, необходимо отметить, что её элементами являются органы государственной власти, а также государственные некоммерческие организации, то есть институциональные образования, ответственные за развитие малых предприятий, формирующие государственную политику в этой сфере, осуществляющие регулирование сферы малого бизнеса и управление инфраструктурой его поддержки. Элементы системы обладают различной степенью сложности, находятся по отношению друг к другу в иерархической зависимости и являются производными целостности системы государственной поддержки. При этом взаимосвязь элементов опосредована эксплицитным следованием (при функционировании) вектору целеполагания системы, в контексте которого каждый элемент выполняет определённую функцию (при изменении характера целенаправленности элемент выпадает из системы, становится ненужным).

Структура системы государственной поддержки характеризуется вертикальной императивностью по уровням управляемости: федеральному, региональному, муниципальному.

На федеральном уровне в систему государственной поддержки малого бизнеса вовлечены все ключевые структуры: от Президента и Правительства до Совета Федерации и Государственной Думы. На данном уровне создаётся правовая основа, в рамках которой действует вся система государственной поддержки: разрабатываются законодательные и нормативные акты, регламентирующие деятельность органов поддержки, рекомендательные и нормативно-методические материалы по организации и оптимизации деятельности малых субъектов рынка, то есть создаются условия (правовые, финансовые, организационно-методические) для реализации политики государственной поддержки малого бизнеса. При этом политика создания системы государственной поддержки должна быть увязана с задачами государства по развитию малого бизнеса и с государственной экономической политикой в целом. Функциональной направленностью управленческого воздействия данного уровня является реализация регулирующей, связующей и координирующей роли в осуществлении деятельности системы государственной поддержки субъектов малого бизнеса посредством:

разработки и принятия законодательных актов по малому бизнесу, регулирующих все стадии и процессы его жизненного цикла;

учёта специфики малых предприятий при разработке нормативно-правовых актов, не имеющих прямого отношения к малому бизнесу (например, специальные статьи о правах малых предприятий при проведении конкурсов по гос.заказу в законодательстве о государственном и муниципальном заказе, об особом режиме доступа субъектов малого бизнеса к технологической инфраструктуре в законодательстве о деятельности естественных и локальных монополий и т.д.);

оказание малым предприятиям организационно-финансовой помощи;

разработка нормативной базы по развитию инфраструктуры поддержки малого бизнеса.

Элементами системы на данном уровне являются координационные и совещательные органы государственных структур - либо непосредственно ведающие вопросами государственной поддержки малого бизнеса, либо разрабатывающие меры государственной поддержки, сквозные по профилю деятельности ведомства. К ним относятся:

Государственная дума Федерального Собрания РФ - комитет Государственной думы по экономической политике и предпринимательству;

Совет Федерации Федерального Собрания РФ - Комитет Совета Федерации по экономической политике, предпринимательству и собственности; Совет по развитию малого и среднего предпринимательства при Председателе Совета Федерации;

Федеральные органы исполнительной власти - в отношении 12 федеральных министерств и 15 федеральных агентств закреплены полномочия в сфере развития малого бизнеса: Департамент развития малого и среднего предпринимательства при Минэкономразвития России, координационный Совет Минздравсоцразвития России по развитию малого и среднего предпринимательства, Совет при Минприроды России по вопросам малого и среднего предпринимательства, Совет при Минрегионразвития России по вопросам малого и среднего предпринимательства, отдел развития малых форм хозяйствования при Департаменте сельского развития и социальной политики Минсельхоз России, координационный Совет по развитию малого и среднего предпринимательства Минэнерго России и др.

Федеральные органы, действующие при конституционных структурах, - Совет по борьбе с коррупцией при Президенте РФ.

Таким образом, на федеральном уровне определяются основные направления, принципы и формы государственной поддержки малых предприятий, конкретизация которых осуществляется на следующих, региональном и муниципальном, уровнях системы.

На региональном уровне устанавливается единый для региона общий порядок оказания государственной поддержки малому бизнесу, учитывающий специфику региона и особенности местных поселений, текущие и перспективные социально-экономические потребности региона, обеспечивающий согласованность интересов населения, малых предприятий региона и государства в целом, при этом не противоречащий федеральному. Функцией региональных органов поддержки малого бизнеса является реализация мероприятий, разработанных на федеральном уровне, разработка правовых актов по поддержке в соответствии с потребностями региональных субъектов малого бизнеса, индикативное планирование в контексте форм и методов региональной государственной поддержки, прямое финансирование малых предприятий региона, обратившихся за поддержкой, сбор и анализ данных о развитии малого бизнеса региона, обеспечение обратной связи государственных органов с субъектами малого бизнеса, защита его интересов, консультативное обеспечение государственной политики в области поддержки малого бизнеса, создание условий для формирования субъектов инфраструктуры государственной поддержки и координация их деятельности.

Органы муниципального уровня, находящиеся на нижней ступени структуры анализируемой системы, оказывают непосредственное воздействие в рамках государственной поддержки малого бизнеса. Функции данного уровня - реализация региональных концепций в границах муниципального поселения. Однако необходимо отметить, что в настоящее время эффективность поддержки со стороны муниципальных органов - весьма низкая (а там, где оказывается поддержка, формы ее - достаточно скудны), это можно объяснить и несогласованностью региональных и местных программ, во многих случаях - декларативностью целевых программ, позицией глав муниципалитетов ввиду отсутствия возможностей и полномочий оказания реальной поддержки малым предприятиям. Хотя именно органы местного самоуправления (пусть и не входящие в систему государственной власти, но наравне с ней являющиеся частью публичной власти в государстве) имеют возможность в максимальной степени учитывать специфику местных условий и потребности как населения муниципального образования, так и его бизнес - сообщества. В целом, муниципальные органы осуществляют координацию деятельности органов по государственной поддержке, контроль за соблюдением норм и правил ее оказания в муниципальном образовании, а также взаимодействие с субъектами инфраструктуры государственной поддержки.

Элементами системы на данных уровнях являются как самостоятельные структурные подразделения (департаменты, управления, отделы, комитеты), так и координационные органы (советы, комиссии, рабочие группы) региональной и муниципальной власти, специализирующиеся на оказании поддержки малым предприятиям. Кроме того, элементами системы обозначенных уровней являются Фонды развития и поддержки малого предпринимательства субъектов РФ (в основном функционируют именно региональные и республиканские Фонды, на муниципальном уровне действуют только Фонды г. Москвы и г. Санкт-Петербурга). Фонды являются государственными некоммерческими организациями, осуществляющими финансовое обеспечение региональной политики в области государственной поддержки малого бизнеса.

Таким образом, рассмотренные элементы являются основными в структуре системы государственной поддержки малого бизнеса. В целом, четкое выявление задач, элементов структуры и их функций позволяет более предметно анализировать воздействие системы государственной поддержки, ее актуализацию и проявление посредством форм, методов, инструментов в соответствии с внутренней логикой следования основной цели.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. СТРАТЕГИЯ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ МАЛОГО БИЗНЕСА КАК ФАКТОРА ПОДЪЕМА НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ В НАРОДНОМ ХОЗЯЙСТВЕ

3.1. Анализ уровня и  динамики малого бизнеса в  национальном хозяйстве в региональном разрезе

 

Динамика развития малого предпринимательства в регионах России в январе-марте 2012 года. Ежеквартальный информационно-аналитический доклад Национального института системных исследований проблем предпринимательства на Август 2012 года.

Я рассмотрел серию ежеквартальных докладов о различиях между регионами Российской Федерации в развитии малого предпринимательства, основанных на ежеквартальных данных Федеральной службы государственной статистики. Подготовка ежеквартальных докладов осуществляется автономной некоммерческой организацией «Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства» (АНО «НИСИПП») с 2002 года.

Ниже представлена выборка по Российской Федерации и Приволжскому федеральному округу в целом, по Пермскому краю и регионам-конкурентам (Республики Башкортостан и Татарстан, Свердловская, Самарская, Нижегородская и Челябинская области).(Таблица 1А),также рассмотрела показатели развития малого бизнеса в других регионах, представлены (см. Приложения, Таблица 1Б. Таблица 1В, Таблица 1 Г, Таблица 1 Д.))

С 1 января 2008 года вступил в силу Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее также – Федеральный закон). Одним из ключевых нововведений, установленных в Федеральном законе, является принципиально новый подход к критериям выделения субъектов малого и среднего предпринимательства. Так, с 1 января 2008 года критериями отнесения предприятий к соответствующей категории являются средняя численность работников, независимо от вида деятельности, и предельные значения выручки от реализации или балансовой стоимости активов.

Согласно нормам Федерального закона к субъектам малого предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

1) для  юридических лиц – суммарная  доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных  юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и  иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных  юридических лиц не должна  превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных  инвестиционных фондов и закрытых  паевых инвестиционных фондов), доля  участия, принадлежащая одному или  нескольким юридическим лицам, не  являющимся субъектами малого  и среднего предпринимательства, не должна превышать 25 %;

Информация о работе Развитие и поддержка малого бизнеса как фактор подъема национальной экономики