Формулирование
цели государственной поддержки малого
бизнеса не отличается гносеологической
сложностью и вариативным разнообразием
научных подходов (Маргарет Тэтчер писала,
что «успех предпринимательства в конечном
итоге зависит от делового чутья. Однако
для создания работоспособного предприятия
требуется также ...соответствующая правовая
и финансовая основа» [3, с. 91]). В связи с
этим, следуя методологическому принципу
«бритвы Оккама», определяясь семантическим
содержанием термина «поддержка» с акцентуацией
вектора направленности (малый бизнес)
и субъекта реализации (государственные
формы), а также на основе анализа работ
многих отечественных исследователей
и нормативных документов, касающихся
поддержки малого бизнеса, можно сформулировать
основную цель государственной поддержки
- создание государственными органами
социально-экономических и правовых условий
повышения экономической жизнеспособности
малого бизнеса.
Задачи
государственной поддержки достаточно
четко систематизированы новосибирскими
учеными В.В. Генераловым и М.В. Лычагиным
при анализе программ государственной
поддержки предпринимательства и заключаются
в следующем:
- обеспечение организационно-правовых и социально-экономических
основ предпринимательской деятельности;
- обеспечение правовых условий
функционирования рыночного механизма
хозяйствования и условий свободного
предпринимательства;
- установление и обеспечение
этико-правовых норм предпринимательства;
- обеспечение развития предпринимательской
инфраструктуры;
- оказание содействия предпринимателям
в их хозяйственной деятельности;
- реализация политики охраны окружающей среды.
[4, с. 4].
Целенаправленность
воздействия системы предполагает следование
определённым принципам разработки и
реализации государственной поддержки.
Анализ научных исследований и правовых
документов в области государственной
поддержки малого бизнеса позволяет сформулировать
основные принципы формирования политики
государственной поддержки:
приоритетность
- данный принцип подразумевает то, что
программы поддержки малого бизнеса должны
быть первоочередными, так как даже при
развитом рынке малые предприятия не способны
конкурировать с крупными предприятиями
без поддержки в той или иной форме государства;
так, в США в законе о малом бизнесе (1953
г.) говорилось: «... в той мере, в какой это
возможно, оказывать поддержку предпринимателям
малого бизнеса, консультировать, помогать
и защищать их интересы с тем, чтобы сохранить
свободное конкурентное предпринимательство»
[5, с. 125]. В российских специфических условиях
кризисных явлений и переходного периода
формируется ситуация, тормозящая развитие
малых предприятий и усиление их роли
в становлении рыночной экономики;
прозрачность
- государственная поддержка должна осуществляться
на конкретных, юридически закрепленных,
условиях; в договоре должны быть четко
прописаны его объект и обязательства
сторон (как государственного органа,
так и субъекта малого бизнеса);
комплексность
- субъектам малого бизнеса должна быть
обеспечена возможность получения государственной
поддержки одновременно в нескольких
формах, предусмотренных законодательством;
избирательность
- при оказании поддержки необходим избирательный
подход с акцентом на социальном (молодежное
предпринимательство, предпринимательство
инвалидов и людей с ограниченными возможностями,
предпринимательство в сфере социально
значимых услуг) и функциональном (целевое
сопровождение начинающих предпринимателей
или инновационного предпринимательства)
направлении;
программно-целевой
- один из наиболее существенных принципов,
подразумевает то, что нормативно-правовые
акты должны сопровождаться не только
федеральными программами или планами
министерств, ведомств и других исполнительных
органов, государственная поддержка должна
реализовываться на основании планового
инструмента, содержащего программу с
определением целей различных уровней,
перечень мероприятий по их достижению,
исполнителей данных мероприятий и ожидаемые
результаты, то есть программно-целевой
принцип отражает целенаправленность
и комплексность осуществления работ
по решению поставленной задачи государственной
поддержки.
Рассматривая
строение системы государственной поддержки,
необходимо отметить, что её элементами
являются органы государственной власти,
а также государственные некоммерческие
организации, то есть институциональные
образования, ответственные за развитие
малых предприятий, формирующие государственную
политику в этой сфере, осуществляющие
регулирование сферы малого бизнеса и
управление инфраструктурой его поддержки.
Элементы системы обладают различной
степенью сложности, находятся по отношению
друг к другу в иерархической зависимости
и являются производными целостности
системы государственной поддержки. При
этом взаимосвязь элементов опосредована
эксплицитным следованием (при функционировании)
вектору целеполагания системы, в контексте
которого каждый элемент выполняет определённую
функцию (при изменении характера целенаправленности
элемент выпадает из системы, становится
ненужным).
Структура
системы государственной поддержки характеризуется
вертикальной императивностью по уровням
управляемости: федеральному, региональному,
муниципальному.
На федеральном
уровне в систему государственной поддержки
малого бизнеса вовлечены все ключевые
структуры: от Президента и Правительства
до Совета Федерации и Государственной
Думы. На данном уровне создаётся правовая
основа, в рамках которой действует вся
система государственной поддержки: разрабатываются
законодательные и нормативные акты, регламентирующие
деятельность органов поддержки, рекомендательные
и нормативно-методические материалы
по организации и оптимизации деятельности
малых субъектов рынка, то есть создаются
условия (правовые, финансовые, организационно-методические)
для реализации политики государственной
поддержки малого бизнеса. При этом политика
создания системы государственной поддержки
должна быть увязана с задачами государства
по развитию малого бизнеса и с государственной
экономической политикой в целом. Функциональной
направленностью управленческого воздействия
данного уровня является реализация регулирующей,
связующей и координирующей роли в осуществлении
деятельности системы государственной
поддержки субъектов малого бизнеса посредством:
разработки
и принятия законодательных актов по малому
бизнесу, регулирующих все стадии и процессы
его жизненного цикла;
учёта специфики
малых предприятий при разработке нормативно-правовых
актов, не имеющих прямого отношения к
малому бизнесу (например, специальные
статьи о правах малых предприятий при
проведении конкурсов по гос.заказу в
законодательстве о государственном и
муниципальном заказе, об особом режиме
доступа субъектов малого бизнеса к технологической
инфраструктуре в законодательстве о
деятельности естественных и локальных
монополий и т.д.);
оказание
малым предприятиям организационно-финансовой
помощи;
разработка
нормативной базы по развитию инфраструктуры
поддержки малого бизнеса.
Элементами
системы на данном уровне являются координационные
и совещательные органы государственных
структур - либо непосредственно ведающие
вопросами государственной поддержки
малого бизнеса, либо разрабатывающие
меры государственной поддержки, сквозные
по профилю деятельности ведомства. К
ним относятся:
Государственная
дума Федерального Собрания РФ - комитет
Государственной думы по экономической
политике и предпринимательству;
Совет Федерации
Федерального Собрания РФ - Комитет Совета
Федерации по экономической политике,
предпринимательству и собственности;
Совет по развитию малого и среднего предпринимательства
при Председателе Совета Федерации;
Федеральные
органы исполнительной власти - в отношении
12 федеральных министерств и 15 федеральных
агентств закреплены полномочия в сфере
развития малого бизнеса: Департамент
развития малого и среднего предпринимательства
при Минэкономразвития России, координационный
Совет Минздравсоцразвития России по
развитию малого и среднего предпринимательства,
Совет при Минприроды России по вопросам
малого и среднего предпринимательства,
Совет при Минрегионразвития России по
вопросам малого и среднего предпринимательства,
отдел развития малых форм хозяйствования
при Департаменте сельского развития
и социальной политики Минсельхоз России,
координационный Совет по развитию малого
и среднего предпринимательства Минэнерго
России и др.
Федеральные
органы, действующие при конституционных
структурах, - Совет по борьбе с коррупцией
при Президенте РФ.
Таким образом,
на федеральном уровне определяются основные
направления, принципы и формы государственной
поддержки малых предприятий, конкретизация
которых осуществляется на следующих,
региональном и муниципальном, уровнях
системы.
На региональном
уровне устанавливается единый для региона
общий порядок оказания государственной
поддержки малому бизнесу, учитывающий
специфику региона и особенности местных
поселений, текущие и перспективные социально-экономические
потребности региона, обеспечивающий
согласованность интересов населения,
малых предприятий региона и государства
в целом, при этом не противоречащий федеральному.
Функцией региональных органов поддержки
малого бизнеса является реализация мероприятий,
разработанных на федеральном уровне,
разработка правовых актов по поддержке
в соответствии с потребностями региональных
субъектов малого бизнеса, индикативное
планирование в контексте форм и методов
региональной государственной поддержки,
прямое финансирование малых предприятий
региона, обратившихся за поддержкой,
сбор и анализ данных о развитии малого
бизнеса региона, обеспечение обратной
связи государственных органов с субъектами
малого бизнеса, защита его интересов,
консультативное обеспечение государственной
политики в области поддержки малого бизнеса,
создание условий для формирования субъектов
инфраструктуры государственной поддержки
и координация их деятельности.
Органы
муниципального уровня, находящиеся на
нижней ступени структуры анализируемой
системы, оказывают непосредственное
воздействие в рамках государственной
поддержки малого бизнеса. Функции данного
уровня - реализация региональных концепций
в границах муниципального поселения.
Однако необходимо отметить, что в настоящее
время эффективность поддержки со стороны
муниципальных органов - весьма низкая
(а там, где оказывается поддержка, формы
ее - достаточно скудны), это можно объяснить
и несогласованностью региональных и
местных программ, во многих случаях -
декларативностью целевых программ, позицией
глав муниципалитетов ввиду отсутствия
возможностей и полномочий оказания реальной
поддержки малым предприятиям. Хотя именно
органы местного самоуправления (пусть
и не входящие в систему государственной
власти, но наравне с ней являющиеся частью
публичной власти в государстве) имеют
возможность в максимальной степени учитывать
специфику местных условий и потребности
как населения муниципального образования,
так и его бизнес - сообщества. В целом,
муниципальные органы осуществляют координацию
деятельности органов по государственной
поддержке, контроль за соблюдением норм
и правил ее оказания в муниципальном
образовании, а также взаимодействие с
субъектами инфраструктуры государственной
поддержки.
Элементами
системы на данных уровнях являются как
самостоятельные структурные подразделения
(департаменты, управления, отделы, комитеты),
так и координационные органы (советы,
комиссии, рабочие группы) региональной
и муниципальной власти, специализирующиеся
на оказании поддержки малым предприятиям.
Кроме того, элементами системы обозначенных
уровней являются Фонды развития и поддержки
малого предпринимательства субъектов
РФ (в основном функционируют именно региональные
и республиканские Фонды, на муниципальном
уровне действуют только Фонды г. Москвы
и г. Санкт-Петербурга). Фонды являются
государственными некоммерческими организациями,
осуществляющими финансовое обеспечение
региональной политики в области государственной
поддержки малого бизнеса.
Таким образом,
рассмотренные элементы являются основными
в структуре системы государственной
поддержки малого бизнеса. В целом, четкое
выявление задач, элементов структуры
и их функций позволяет более предметно
анализировать воздействие системы государственной
поддержки, ее актуализацию и проявление
посредством форм, методов, инструментов
в соответствии с внутренней логикой следования
основной цели.
ГЛАВА 3. СТРАТЕГИЯ РЕШЕНИЯ
ПРОБЛЕМЫ МАЛОГО БИЗНЕСА КАК ФАКТОРА ПОДЪЕМА
НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ В НАРОДНОМ ХОЗЯЙСТВЕ
3.1. Анализ уровня и
динамики малого бизнеса в
национальном хозяйстве в региональном
разрезе
Динамика развития малого предпринимательства
в регионах России в январе-марте 2012 года.
Ежеквартальный информационно-аналитический
доклад Национального института системных
исследований проблем предпринимательства
на Август 2012 года.
Я рассмотрел
серию ежеквартальных докладов о различиях
между регионами Российской Федерации
в развитии малого предпринимательства,
основанных на ежеквартальных данных
Федеральной службы государственной статистики.
Подготовка ежеквартальных докладов осуществляется
автономной некоммерческой организацией
«Национальный институт системных исследований
проблем предпринимательства» (АНО «НИСИПП»)
с 2002 года.
Ниже представлена выборка по Российской
Федерации и Приволжскому федеральному
округу в целом, по Пермскому краю и регионам-конкурентам
(Республики Башкортостан и Татарстан,
Свердловская, Самарская, Нижегородская
и Челябинская области).(Таблица 1А),также
рассмотрела показатели развития малого
бизнеса в других регионах, представлены
(см. Приложения, Таблица 1Б. Таблица 1В,
Таблица 1 Г, Таблица 1 Д.))
С 1
января 2008 года вступил в силу Федеральный
закон от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии
малого и среднего предпринимательства
в Российской Федерации» (далее также
– Федеральный закон). Одним из ключевых
нововведений, установленных в Федеральном
законе, является принципиально новый
подход к критериям выделения субъектов
малого и среднего предпринимательства.
Так, с 1 января 2008 года критериями отнесения
предприятий к соответствующей категории
являются средняя численность работников,
независимо от вида деятельности, и предельные
значения выручки от реализации или балансовой
стоимости активов.
Согласно
нормам Федерального закона к субъектам
малого предпринимательства относятся
внесенные в единый государственный реестр
юридических лиц потребительские кооперативы
и коммерческие организации (за исключением
государственных и муниципальных унитарных
предприятий), а также физические лица,
внесенные в единый государственный реестр
индивидуальных предпринимателей и осуществляющие
предпринимательскую деятельность без
образования юридического лица, крестьянские
(фермерские) хозяйства, соответствующие
следующим условиям:
1) для
юридических лиц – суммарная
доля участия Российской Федерации,
субъектов Российской Федерации,
муниципальных образований, иностранных
юридических лиц, иностранных граждан,
общественных и религиозных организаций
(объединений), благотворительных и
иных фондов в уставном (складочном)
капитале (паевом фонде) указанных
юридических лиц не должна
превышать двадцать пять процентов
(за исключением активов акционерных
инвестиционных фондов и закрытых
паевых инвестиционных фондов), доля
участия, принадлежащая одному или
нескольким юридическим лицам, не
являющимся субъектами малого
и среднего предпринимательства,
не должна превышать 25 %;