Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 20:36, курсовая работа
В наше время роль малого бизнеса сравнительно недооценена, именно поэтому Россия находится на одном из последних мест по количеству малых предприятий и развитости этой формы бизнеса. Несмотря на то, что малые предприятия приносят немалый доход в государственную казну, тем самым, снижая уровень инфляции, также значительно сокращая уровень безработицы, административные барьеры слишком высоки, соответственно малый бизнес развивается очень медленно.
Введение....................................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические основы малого бизнеса как фактора подъема национальной экономики:
Понятие и сущность малого бизнеса..............................................................................4
1.2. Классификация малого бизнеса и факторов, ее определяющих..................................5
1.3. Национальные особенности малого бизнеса в других странах: зарубежный опыт.................................................................................................................................................6
Глава 2. Анализ малого бизнеса как фактора подъема национальной экономики в народном хозяйстве:
2.1. Состояние нормативной базы, регулирующей развитие и поддержка малого бизнеса как фактор подъема национальной экономики........................................................................10
2.2. Система государственных органов управления малого бизнеса в народном хозяйстве.......................................................................................................................................12
2.3. Анализ механизмов воздействия органов государственной власти на развитие малого бизнеса..........................................................................................................................................12
Глава 3. Стратегия решения проблемы малого бизнеса как фактора подъема национальной экономики в народном хозяйстве:
3.1. Анализ уровня и динамики малого бизнеса в национальном хозяйстве; в региональном разрезе .................................................................................................................20
3.2. Возможности и перспективы совершенствования государственного регулирования малого бизнеса на федеральном и на региональном уровне..................................................22
Заключение.............................................................................................................................25
Список использованной литературы..................................................................................27
Приложения...........................................................................................................................28
Как видно из данной таблицы, вклад малых и средних предприятий в экономику трудно переоценить. Несмотря на то, что количество малых предприятий колеблется от 37 до 74,2 на 1000 жителей, несмотря на это их вклад в ВВП составляет более 50%. В то время как для России характерны как малая численность таких предприятий, так и незначительный их вклад в ВВП. Малые и средние предприятия могут решить и проблему занятости населения. Как видно из таблицы, наименьший процент занятости населения, от общей численности занятых - в Германии и составляет 46%. Для России эта цифра равна 10-11%. Таким образом, в перспективы для роста у нашей страны имеются.
Процесс развертывания малых предприятий тесно связан с отраслевой спецификой и экономическими механизмами, действующими в той или иной стране. По этой причине при оперировании цифровыми показателями и сравнении опыта развитых капиталистических стран с процессом формирования малой экономики в России следует помнить о различиях в уровнях развития институциональной и производственной инфраструктур, в отраслевой структуре национального хозяйства, т.е. необходимо учитывать социокультурные особенности используемого опыта.
Национальные особенности оказывают значительное влияние на процесс включения малых и средних фирм в производственные структуры. В западноевропейских источниках выделяется несколько видов такого включения.
В Германии 2 млн. мелких и средних фирм производят до 50 % ВВП и обеспечивают 66 % занятости. Эти фирмы не уступают крупным в организации менеджмента, подготовки кадров, нововведениях. Государство поощряет частные банки на расширении возможностей финансирования мелких и средних компаний в целях оказания им поддержки и содействия развитию.
В Италии малые и средние компании, число которых превышает средние показатели по ЕС, образуют основу обновления экономики страны. Они уже доказали свою способность обеспечить высокий уровень конкурентоспособности экспортной продукции.
Во Франции малые и средние фирмы чаще всего встречаются в аграрно-продовольственном секторе, подрядных работах, в издательском деле, авиа- и судостроении.
В Португалии малые и средние фирмы производят основную массу промышленной продукции. Уже в 1982 г. компании с числом занятых менее 10 чел. составляли здесь 70 % всех промышленных компании, а фирмы с числом занятых 500 чел. - лишь 0,4 %.
В России, темпы роста количества малых предприятий достаточно низкие, несмотря на общую стабилизацию экономики страны. Если же смотреть на количество рабочих мест приходящихся на малые предприятия, то складывается иная картина. Во многих регионах, наблюдается значительный рост рабочих, занятых на предприятиях малого бизнеса, но общероссийский показатель по росту количества занятых на данных предприятиях отстает от роста количества самих предприятий, а в последний год наблюдается даже спад. Это говорит о том, что преимущественно создаются мелкие предприятия, с малым числом занятых на рабочих мест.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ МАЛОГО БИЗНЕСА КАК ФАКТОРА ПОДЪЕМА НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ В НАРОДНОМ ХОЗЯЙСТВЕ
2.1. Состояние нормативной базы, регулирующей развитие и поддержка малого бизнеса как фактор подъема национальной экономики.
Отнесение предпринимателей и физических лиц к категории субъектов малого предпринимательства и порядок оказания государственной поддержки регулируется федеральным и региональным законодательством.
Основным документом, регулирующим особенности правового статуса и деятельность малых предприятий является вступивший в силу с 23.07.2013г. федеральный закон от 24.07.2007г. N209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (ранее действовал федеральный закон от 14.06.95г. N88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации").[1]
На территории города Москвы действует закон от 26.11.2008г (ред. от 30.10.2013). №60 "О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в городе Москве" (ранее действовал Закон города Москвы от 28.06.95г. N14 "Об основах малого предпринимательства в Москве" в редакции закона города Москвы от 12.11.2001 N65). В соответствии с этими законами, к субъектам малого предпринимательства относятся:
1) для юридических лиц - суммарная
доля участия Российской
2) средняя численность
а) от 101 до 250 человек включительно для средних предприятий;
б) до 100 человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до 15 человек;
3) выручка от реализации товаров
(работ, услуг) без учета налога
на добавленную стоимость или
балансовая стоимость активов (остаточная
стоимость основных средств и
нематериальных активов) за предшествующий
календарный год не должна
превышать предельные значения,
установленные Правительством
Предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) определены постановлением Правительства РФ от 9 февраля 2013 г. №101 "О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства".[1]
Соответствие вышеуказанным критериям дает право на льготы и поддержку, установленные федеральным законодательством.
Поддержка не может оказываться в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства:
1) являющихся кредитными
2) являющихся участниками
3) осуществляющих
4) являющихся в порядке, установленном
законодательством Российской
Финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, предусмотренная статьей 17 настоящего Федерального закона, не может оказываться субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим производство и реализацию подакцизных товаров, а также добычу и реализацию полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых.
Законом города Москвы от 26.11.2008г. №60 "О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в городе Москве" установлено:
Субъекты малого и среднего предпринимательства в городе Москве - хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям.
2.2. Система государственных
органов управления малого
Развитие малого предпринимательства положительно сказывается на развитии различных сфер экономики страны, но без государственной поддержки, малый бизнес может прийти в упадок. Несмотря на все его преимущества, имеются и проблемы, которые могут стать непреодолимыми. Вследствие большого значения малых предприятий для социального и экономического положения в стране, в большинстве стран разрабатываются законы, направленные на помощь в развитии малых предприятий. Системы мер поддержки малого бизнеса, сложившиеся к настоящему времени в различных странах, заметно различаются между собой в том, что касается лежащих в их основе концепций экономической политики, выбора приоритетов и используемых средств, объема вовлеченных бюджетных ресурсов. В России, постепенно становящемся единым экономическим пространством, это расхождение создает определенные проблемы с поддержанием конкурентного рыночного порядка. Поэтому в последние годы здесь уделяется все больше внимания разработке и проведению единой межгосударственной политики в отношении сектора малого предпринимательства.
2.3. Анализ механизмов
воздействия органов
Информация о работе Развитие и поддержка малого бизнеса как фактор подъема национальной экономики