Развитие экономики Англии после второй мировой войны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 08:51, реферат

Описание работы

Военные расходы составили более 25 млрд ф. ст. В 1945 году внутренний государственный долг равнялся 21,5 млрд ф. ст., что в три раза превышало довоенный уровень, а внешняя задолженность - 3,4 млрд ф. ст. На частичное покрытие военных расходов Англия потратила примерно треть своих заграничных капиталовложений, особенно в странах Британского Содружества и в Латинской Америке, и примерно на 3,5 млрд ф. ст. получила от своих колоний товаров в кредит.

Файлы: 1 файл

Реферат РАСПЕЧАТАТЬ!.docx

— 54.26 Кб (Скачать файл)

 Характерной чертой английской экономики в 1950-х годах было слияние мелких и средних фирм при содействии государства, причем, как и в годы войны, зачастую принудительным путем. В 1959 году было создано Управление по реорганизации хлопчатобумажной промышленности, что фактически означало санкционирование большого количества слияний в этой отрасли.

 Процесс монополизации проходил и в банковской сфере, что сопровождалось волной слияний и поглощений. По-прежнему огромное влияние имела "большая пятерка" банков, которой принадлежало более 85% всех банковских активов страны. Кроме того, значительную роль играли крупные страховые компании - "Эллайен", "Личел энд дженерал" и др., аккумулировавшие большое количество акций промышленных монополий из различных отраслей.

 Правительство консерваторов стало уделять большое внимание структурной перестройке экономики, поскольку основное место в промышленности по-прежнему занимали "традиционные" отрасли. По техническому оснащению и внедрению новых технологий английская промышленность намного отставала от аналогичных показателей таких держав, как США, ФРГ и даже Япония.

 Начавшаяся в те  годы научно-техническая революция  требовала от правительства новых  подходов при проведении индустриальной политики. В передовых отраслях на юго-востоке страны и в Западном Мидленде, где имелись для этого соответствующие условия, при помощи государственных льготных кредитов сооружались новые предприятия. Большое развитие получили научные и проектные институты, исследовательские центры по самым прогрессивным направлениям.

 Но целый ряд регионов  страны оставались в очень  тяжелом положении. Особенно много  их было в Шотландии, Северной  Ирландии, Уэльсе, на северо-востоке  Англии, где закрывались угольные шахты, металлургические заводы, судостроительные и судоремонтные верфи, текстильные и другие предприятия. Кризис угледобывающей промышленности носил глобальный характер и был связан прежде всего с сокращением удельного веса угля в общем объеме энергоносителей, поскольку все большую роль стали играть газ, нефтепродукты и атомная энергия. Резко сократился экспорт угля: с 41 млн т в 1937 году до 6,8 млн т в начале 1960-х годов. Это негативно повлияло на состояние торгового и платежного баланса Англии.

 В середине 1950-х годов правительство консерваторов столкнулось с еще одной проблемой: потерей Англией ее традиционно ведущих позиций на мировых рынках. Утрата британских колоний, глобальные изменения в мирохозяйственных связях, связанные с небывалым усилением американских позиций, привели к тому, что английские товары уже не обладали высокой конкурентоспособностью, присущей им в течение столетий. Необходимо было найти "свое место" в международном разделении труда.

 Следует отметить, что  именно в этот период ведущие  западноевропейские страны осознали  жизненную необходимость хозяйственного  объединения перед лицом усиливающейся  конкуренции со стороны США  и Японии. В 1957 году была создана крупная международная интеграционная группировка "Общий рынок" (Европейское экономическое сообщество - ЕЭС). Англия в это объединение тогда не вступила, посчитав, что со своими внутренними и внешними проблемами сумеет справиться самостоятельно.

 Но формирование ЕЭС  значительно ограничило доступ  английских товаров на европейские  рынки, что принесло большие  убытки британским предпринимателям  и финансистам. Тогда Англия в противовес ЕЭС выступила с инициативой создания Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ). В нее вошли Швеция, Норвегия, Дания, Швейцария, Австрия, Португалия, причем Англия стала играть в ней ведущую роль. Соглашения по созданию ЕАСТ были подписаны в Стокгольме в январе 1960 года. Однако эта ассоциация не имела такого сильного интеграционного начала, какое было заложено в ЕЭС. Очень скоро стало ясно, что ЕАСТ не может составить сильной конкуренции "Общему рынку", поэтому уже в 1961 году Англия начала переговоры о вступлении в ЕЭС, но этот процесс затянулся более чем на 10 лет.

  Большие затруднения испытывало  сельское хозяйство Англии, которое, как и до войны, развивалось в условиях сильного государственного вмешательства. Поскольку в этот период Англия уже не могла по-прежнему импортировать большое количество продовольствия и сырья из своих бывших колоний, то правительство стало уделять больше внимания отечественному производству.

 В 1947 году была принята четырехлетняя программа развития сельскохозяйственного производства. В соответствии с этой программой крупные фермеры могли получать государственные субсидии и льготные кредиты на приобретение машин, удобрений, им вручались премии за повышение урожайности и продуктивности животноводства. Были установлены гарантированные закупочные цены, что явилось хорошим стимулом для развития производства. Но несмотря на то что уровень механизации английского сельского хозяйства в 1950-х годах стал одним из самых высоких в мире, а объем сельскохозяйственного производства увеличился на 50% по сравнению с довоенным периодом, Англия по-прежнему импортировала продовольствие в больших объемах.

  Следует отметить большие изменения, которые происходили в социальной сфере послевоенной Англии. Еще правительство лейбористов во главе с К. Эттли отменило ряд законов, введенных в 1920-1930-х годах (в частности, закон о профсоюзах 1927 года) и ограничивавших права на забастовки и стачки. Правительство рекомендовало работодателям принять требования профсоюзов о расширении системы социального страхования; его фонды теперь должны были пополняться за счет трех источников: взносов трудящихся, отчислений от прибыли предпринимателей и поступлений из государственного бюджета.

 Заметно повысились размеры пособий по безработице, болезни и потере трудоспособности, в связи с рождением детей. Получила дальнейшее развитие пенсионная система, расширилась категория людей, получавших бесплатную медицинскую помощь и др. Благодаря внедрению широких социальных программ возросла реальная заработная плата, что привело к заметному увеличению объемов потребления и улучшению его структуры: повысилась доля товаров длительного пользования, автомобилей и т.д.  Но такой рост спроса немедленно вызвал повышение цен и дефицит платежного и торгового баланса страны, с которым столкнулось правительство консерваторов У. Черчилля и его преемников - Энтони Идена (1955-1957) и Гарольда Макмиллана (1957-1963). Оно пыталось решить эту проблему путем усиления косвенного регулирования платежного спроса населения. Так, в 1957 году на рынке государственных ценных бумаг были проведены операции по резкому повышению уровня банковского процента. Их целью было сокращение производства, особенно с использованием импортируемого сырья, а также "сжатие" внутреннего рынка. Но эти меры не дали желаемых результатов, страна по-прежнему имела дефицит платежного и торгового баланса.

В эти же годы Англия испытала демографические трудности, связанные с потерей людских  ресурсов во время войны: примерно в 1,6-2 раза по сравнению с концом XIX - началом XX века снизилась рождаемость, заметно повысилась доля людей старшего возраста, что потребовало увеличения затрат на пенсионное обеспечение; в  стране явно не хватало высококвалифицированных  рабочих и специалистов, чья  подготовка соответствовала бы требованиям  научно-технической революции. Обнаружилось, что к этому времени в Англии был самый низкий уровень образования  среди промышленно развитых стран, а это безусловно сдерживало темпы экономического роста.

 Большое значение для Англии в 1950-х годах имела милитаризация экономики. В условиях "холодной воины" Англия стала членом военных блоков НАТО, СЕНТО, СЕАТО, ей приходилось содержать многочисленные военные базы на Кипре, на Аравийском полуострове, в государствах Юго-Восточной Азии, она вела колониальные войны в странах, стремившихся получить независимость от британской короны. По степени милитаризации и уровню военных расходов Англия занимала второе место среди западных держав после США. Почти 8% экономически активного населения страны (около 1,8 млн человек) было занято в сфере военного производства. Все это создавало большие трудности для английской экономики, которая заметно уступала по темпам развития экономике США, ФРГ, а затем и Японии.

 Примером участия Англии в колониальных войнах могут служить события 1956 года, когда Египет объявил о национализации англофранцузской Всеобщей компании Суэцкого канала. В ответ на это Англия, Франция и Израиль в октябре-ноябре 1956 года осуществили агрессию против Египта, оказавшуюся очень неудачной для стран этой коалиции. Под давлением мировой общественности, в том числе и резолюции чрезвычайной сессии Генеральной ассамблеи ООН, принятой 2 ноября 1956 года, военные действия были прекращены.

 Последствия этой войны  для Англии были тяжелыми. И  дело даже не в человеческих  жертвах, которых, по официальным  данным, было 22 человека. Экономический ущерб оценивался в 328 млн ф. ст., он включал дополнительные расходы на армию, флот и авиацию, стоимость вооружений и оборудования потерянной военной базы на Суэцком канале, ущерб английских нефтяных компаний, потери от прекращения торговых отношений с Египтом и др. К этой сумме следовало еще добавить стоимость национализированных английских банков и компаний в Египте. После поражения Англии в этой войне премьер-министр Э. Идеи был вынужден в январе 1957 года уйти в отставку, а на его место был назначен Г. Макмиллан.

Экономика Англии в 1960-1970-х годах. В 1964 году состоялись очередные парламентские выборы, на которых победу одержали лейбористы во главе с Гарольдом Вильсоном (Уилсоном). Перед выборами лейбористы обещали избирателям провести ряд реформ: осуществить частичную национализацию сталелитейной промышленности, снизить цены на землю, реформировать жилищную сферу, образование, здравоохранение и т.д. Но после выборов лейбористы столкнулись с большими макроэкономическими сложностями, и им пришлось пойти на непопулярные среди населения меры: провести "замораживание" заработной платы повысить налоги, сократить расхода государственного бюджета на социальные нужды, ограничить некоторые права профсоюзов, повысить плату за жилье и транспортные тарифы. Все это неизбежно вело к росту стоимости жизни.

 Что же касается  политики регулирования заработной  платы, то эта проблема досталась  лейбористам от консерваторов,  которые в 1961 году объявили "паузу"  в ее повышении, а с 1962 года  рост заработной платы был  ограничен 2,5% в год. Лейбористы  также были вынуждены прибегнуть  к "добровольному" ограничению  роста заработной платы не  более чем на 3,5% в год. Однако  в 1966 году и на него был  наложен запрет, сохранявшийся в  течение полутора лет. 

 Промышленная политика  лейбористов была направлена  на усиление процесса монополизации.  В конце 1960-х годов в стране  впервые возникли монополии, чей  уставный капитал превысил 1 млрд ф. ст. Особенно быстро этот процесс шел в ВПК, в отраслях обрабатывающей промышленности, продукция которых пользовалась спросом на внешних рынках.

 В 1968 году произошло  слияние монополии "Бритиш  мотор холдинг" и концерна "Лэйланд", что привело к возникновению крупнейшей в Европе корпорации по выпуску автомобилей "Бритиш Лэйланд мотор корпорейшн". В 1967 году в результате национализации 14 металлургических компаний (более 150 фирм) была основана самая крупная в Западной Европе государственная металлургическая монополия "Бритиш стил", на долю которой приходилось до 90% производства стали и 2/3 проката в английской промышленности.

 В конце 1970-х годов структуру народного хозяйства определяли шесть крупнейших государственных корпораций (в электроэнергетике, черной металлургии, добыче газа и угля, в инфраструктуре) с активами, превышавшими 1 млрд ф. ст. у каждой из них. Это позволило правительству объявить о преобладании в стране "смешанной экономики" (такую задачу лейбористы поставили еще в 1945 году), причем государству отводилась роль регулятора социально-экономических отношений.

 В эти  годы продолжался процесс государственного  вмешательства в экономику. В  1967 году было создано Управление  судостроительной  промышленности, а ранее, в 1966 году,- Корпорация  по реорганизации промышленности  с фондом в 150 млн ф. ст. Правда, ее деятельность по объединению фирм в различных отраслях была столь активной, что вызвала множество протестов со стороны предпринимателей, и в 1970 году уже правительством консерваторов корпорация была ликвидирована.

 В ходе монополизации  банковской системы знаменитая  английская "пятерка" крупнейших  банков превратилась в "четверку": в 1968 году банки "Вестминстер"  и "Нэшнл провиншл" объявили о своем слиянии. В том же году банк "Барклейз" поглотил "Мартинз бэнк", что позволило ему создать компанию, занимавшую второе место в мире по объемам депозитов.

 В 1960-х  годах лейбористам удалось выполнить  одно из главных предвыборных  обещаний: была проведена новая  национализация и в государственный  сектор вошли предприятия судостроения, автомобилестроения, станкостроения, электронной и других отраслей. К концу 1970-х годов на долю государственного сектора приходилось 12% ВНП, около 20% производства промышленной продукции, 19% общего числа занятых, 40% всех инвестиций.

 В июле 1967 года была проведена повторная масштабная национализация сталелитейной промышленности с выплатой огромных компенсаций бывшим владельцам. Под контролем государства оказалось 14 крупнейших компаний, на долю которых приходилось до 90% всего объема производства стали в стране. В этот раз владельцы компаний получили в качестве компенсации 580 млн ф. ст.

 Правительство лейбористов делало попытки внедрить в экономику различные элементы планирования: сначала была разработана программа развития английской экономики, а затем и "национальный план", рассчитанный на первую и вторую половину ("пятилетки") 1960-х годов. И хотя они не были реализованы, тем не менее все это привело к росту темпов инфляции, снижению эффективности производства, а кроме того, отвлекало большие силы и средства.

 В этот  период наблюдался рост внешней  задолженности Англии. В конце 1960-х годов общая задолженность международным валютным организациям составляла 3 млрд долл. В стране продолжался рост инфляции, усилилась нестабильность финансовой системы. В ноябре  1967 года правительству пришлось провести вторую за послевоенный период девальвацию фунта, в ходе которой его курс снизился на 14,3%. Этот шаг способствовал определенной стабилизации экономической ситуации, но ненадолго. Через несколько лет Англия вновь оказалась в тисках финансового кризиса.

Информация о работе Развитие экономики Англии после второй мировой войны