В этот период также
было отмечено значительное увеличение
объемов валового внутреннего
продукта (ВВП), причем быстрыми темпами
развивались не только промышленные
отрасли, но и внутренняя торговля, связь,
транспорт. Можно сказать, что уже в середине
1980-х годов Англия по темпам экономического
роста сравнялась с другими промышленно
развитыми странами мира.
Одним из достижений
правительства М. Тэтчер можно
считать заметное увеличение
притока капитальных вложений
в отечественную экономику. Наибольший
прирост был отмечен в автомобильной отрасли
- почти на треть, а также в целлюлозно-бумажной
и полиграфической - на 25%. Большие объемы
инвестиций были направлены в химическую,
электронную, текстильную и другие отрасли.
Отметим, что большая
часть этих средств была израсходована
на замену и обновление промышленного
оборудования, внедрение прогрессивных
технологий, обеспечивающих сбережение
производственных ресурсов. Так,
уже в начале 1980-х годов более
76% всех капиталовложений, направленных
в обрабатывающую промышленность,
были использованы на модернизацию
машин и оборудования. Следует
также подчеркнуть, что в этот
период заметно возрос уровень
квалификации работников, занятых
в промышленности, и теперь он
стал одним из самых высоких
в мире.
Реформы правительства
М. Тэтчер сказались и на
внешнеэкономических отношениях
Англии. В октябре 1980 года были
ликвидированы ограничения на
вывоз капитала, существовавшие
на протяжении уже 40 лет. В
начале 1980-х годов среднегодовые
объемы зарубежных инвестиций
частного капитала составляли
в среднем 3,5 млрд ф. ст. Причем примерно
80% всех вывозимых капиталов направлялось
в промышленно развитые страны - в США,
Канаду, страны ЕЭС. В 1982 году Англия заняла
первое место среди иностранных государств,
инвестировавших средства в американскую
экономику, опередив Нидерланды, ранее
лидировавшие в этом направлении. На страны
"третьего мира" приходилось всего
18% от общего объема прямых капиталовложений
Англии.
Одновременно развивался
и встречный процесс привлечения
иностранных инвестиций в Англию,
среди которых первое место
занимали американские капиталы.
Однако и другие страны (в том
числе и развивающиеся) наращивали
темпы роста капиталовложений
в английскую экономику. Среди
них можно назвать Бразилию, Мексику,
Индию, Сингапур, Филиппины и т.д.
В 1980-х годах были
достигнуты большие успехи во
внешней торговле: как и в давние
времена, экспорт стал превышать
импорт, особенно за счет продажи
своей нефти. Уже к 1983 году
удалось свести торговый баланс
со значительным (в 1,1 млрд ф. ст.)
превышением экспорта над импортом.
Вместе с тем переоснащение
ведущих отраслей, о котором упоминалось
выше, зачастую происходило на
основе зарубежного оборудования,
что неизбежно влекло за собой
увеличение объемов импорта продукции
обрабатывающей промышленности, а
это, в свою очередь, вело
к перекосам во внешней торговле
в пользу ввозимых товаров.
С 1985 года темпы роста объемов
импорта были в три раза
выше, чем экспорта, в результате
чего вновь образовался дефицит
платежного баланса.
Усилия правительства
консерваторов по реализации
своей программы позволили Англии
в течение 1980-х годов вновь
выдвинуться в число передовых
стран мира. Так, например, она
оказалась единственной из ведущих
мировых держав, в которой на
протяжении 1980-х годов совокупный
показатель эффективности производства
постоянно повышался, тогда как
в других странах он или
оставался на том же уровне,
или падал.
Росту авторитета Консервативной
партии и ее лидера М. Тэтчер способствовал
военный конфликт между Англией и Аргентиной.
В начале 1980-х годов между ними разгорелся
давний спор из-за принадлежности группы
Фолклендских (Мальдивских) островов на
юго-западе Атлантического океана. Исторически
эти острова принадлежали Аргентине, но
в 1833 году архипелагом завладели англичане,
и с тех пор аргентинцы не признают британского
владычества, по-прежнему считая острова
своими. В мае 1982 года Аргентина высадила
на острова десант и подняла там свой флаг.
Англия направила в Южную Атлантику военные
корабли, морскую пехоту, авиацию. После
ряда военных столкновений аргентинский
гарнизон капитулировал, Англия закрепила
Фолклендские острова за собой, создав
там военную базу.
Однако прогресс в
английской экономике был сопряжен
со многими проблемами. Прежде
всего бросалось в глаза усиление социальной
дифференциации, поскольку правительство
строго придерживалось жесткой программы
сокращения бюджетных средств на социальные
нужды, держало под контролем рост заработной
платы. Чтобы выжить в новых условиях,
предприятия были вынуждены сокращать
работников за счет интенсификации производства.
В результате, несмотря на то что средний
доход на душу населения в 1980-х годах вырос
на 23%, около 20% английских семей за это
десятилетие оказалось в условиях реальной
бедности.
Один из лозунгов
правительства консерваторов заключался
в том, что все трудоспособные
граждане должны обеспечивать
себя сами, что государство обязано
оказывать поддержку только нетрудоспособным
и тем, кто не по своей
вине лишен возможности работать.
Как оказалось, наиболее сложной
проблемой для большого количества
англичан стала их психологическая
неподготовленность к жизни в
условиях неуклонного сокращения
привычных компонентов "государства
всеобщего благоденствия": бесплатного
образования и медицинского обслуживания,
государственного пенсионного обеспечения,
которые непременно присутствовали
при всех правительствах послевоенной
Англии - и при лейбористах, и
при консерваторах. Теперь же
людям предлагалось выживать
за счет собственных усилий, в
условиях минимального вмешательства
государства в экономику.
И все-таки на протяжении
1980-х годов произошли заметные
изменения в социальной структуре
Англии. На фоне благоприятных
перемен в экономике существенно
снизилась безработица (с 9,8% в
декабре 1987 года до 6,8% в феврале 1989 года),
причем большинство бывших безработных
переместились из промышленного сектора
в сферу услуг. В 1988 году была принята программа
профессионального обучения безработных,
на которую правительством было выделено
1,4 млрд ф. ст. По этой программе предполагалось
ежегодно обучать около 600 тыс. человек
с последующим их трудоустройством.
Возросла численность
владельцев фирм во всех секторах
народного хозяйства, сформировался
слой менеджеров, новый для английского
общества. Все это говорило о
том, что в стране большая
часть населения стала считать
себя "средним классом". К концу
1980-х годов 64% семей англичан
имели собственные дома, более
70% - автомобили, более половины могли
обучать детей в платных учебных
заведениях, обеспечивавших более
высокий уровень образования.
Однако на рубеже 1980-
1990-х годов правительство М.
Тэтчер стало терять популярность
среди населения. Особенно неудачным
шагом можно считать проведение
весной 1990 года реформы местного
налогообложения, которая была
связана с введением нового
избирательного закона. Возмущение
англичан вызвал новый, одинаковый
для всех (независимо от доходов)
подушный налог, которым облагались
все жители страны старше 18 лет.
Как оказалось, экономические
выгоды от этих новшеств были
незначительными, зато реакция
на них была очень негативной.
Все это осложнилось событиями
в Ольстере, где английскому правительству
так и не удалось в этот
период найти приемлемый вариант
урегулирования напряженных отношений
между католиками и протестантами,
между центральной властью и
ирландцами, стремящимися получить
независимость. Население стало
выражать недовольство социально-экономической
политикой правительства. В результате
в ноябре 1990 года Маргарет Тэтчер
была вынуждена подать в отставку,
а новым лидером партии и
премьер-министром стал Джон Мейджор,
тут же настоявший на отмене непопулярного
подушного налога.
Что касается внутренней
и внешней политики нового
правительства, то она практически
ничем не отличалась от проводимой
в предыдущий период. В августе 1993 года
были подписаны Маастрихтские соглашения,
по которым предусматривалось дальнейшее
участие Англии в интеграционных мероприятиях:
продвижение к единой денежной валюте
"евро", постепенная отмена границ
и создание надгосударственных политических
и экономических органов.
Экономика 1990-х годов
характеризовалась динамичным развитием:
стабильно увеличивался ВВП, сократилась
безработица, улучшился торговый
баланс. В стране наблюдались
самые низкие с начала 1960-х
годов темпы инфляции. В 1995 и
1996 годах впервые с 1987 года
платежный баланс был сведен
с активным сальдо.
Однако несмотря на положительные
тенденции в макроэкономическом развитии,
примерно 20% всего населения страны составляли
социально необеспеченные люди, все громче
заявлявшие о своем существовании. Общественное
мнение вновь стало меняться, и в 1997 году
к власти пришли лейбористы (премьер-министр
Энтони Блэр), которые построили свою политику
на сглаживании наиболее острых социальных
проблем, доставшихся им от неоконсерваторов.
Вновь зазвучали голоса об особом месте
Англии в системе европейской интеграции,
о нежелании расставаться с фунтом стерлингов
и т.д. Тем не менее результаты экономического
развития страны в 1980- 1990-х годах подтвердили
тезис о том, что рыночная экономика имеет
большие возможности и может успешно приспосабливаться
к меняющимся условиям.