Развитие экономики Англии после второй мировой войны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 08:51, реферат

Описание работы

Военные расходы составили более 25 млрд ф. ст. В 1945 году внутренний государственный долг равнялся 21,5 млрд ф. ст., что в три раза превышало довоенный уровень, а внешняя задолженность - 3,4 млрд ф. ст. На частичное покрытие военных расходов Англия потратила примерно треть своих заграничных капиталовложений, особенно в странах Британского Содружества и в Латинской Америке, и примерно на 3,5 млрд ф. ст. получила от своих колоний товаров в кредит.

Файлы: 1 файл

Реферат РАСПЕЧАТАТЬ!.docx

— 54.26 Кб (Скачать файл)

 Внутренняя и внешняя  политика лейбористов становилась  все более непопулярной, и на  досрочных парламентских выборах в июне 1970 года к власти пришли консерваторы, а главой правительства стал Эдвард Хит. Правительство Э. Хита сразу же постаралось провести через парламент ряд законов, сокращавших расходы бюджета на социальные программы, поскольку экономика страны не позволяла надеяться на их проведение в жизнь.

 Темпы прироста ВНП в течение 1960-х годов составляли всего 2,89% в год, в то время как в Японии - 11%; Франции - 5,8%; ФРГ - 4,8%. Заметно снизилась доля Англии в общем объеме промышленного производства развитых стран: с 8,3% в 1965 году до 5,8% в 1972-м. По объему промышленного производства Англия передвинулась со второго места, которое она занимала после войны, на четвертое, уступив не только США, но и ФРГ и Японии. В 1972-1973 годах Англия имела самый крупный за всю ее историю дефицит торгового баланса: в январе- феврале 1973 года он составлял в среднем 90 млн ф. ст. в месяц, а в марте - 197 млн ф. ст., а ее доля в мировом экспорте упала с 12,1 % в 1948 году до 6,6% в 1972-м. Несмотря на некоторое снижение темпов инфляции после девальвации фунта в 1967 году, ее темпы оставались высокими: с 1965 по 1971 год индекс потребительских цен вырос на 37%, а цены на продовольственные товары только за один 1971 год выросли в среднем на 12,4%.

 На экономическое положение Англии отрицательно повлиял также мировой финансовый кризис, разразившийся в 1972 году. Чтобы выстоять в этих условиях, был введен свободно колеблющийся, или "плавающий", курс фунта, что повлекло за собой падение его стоимости на 5-6%. Фактически это означало новую девальвацию и окончательное расставание с золотым стандартом, тем более что к началу 1973 года золотовалютные ресурсы страны сократились почти на 1 млрд ф. ст.

 Все вышеперечисленные  проблемы, скопившиеся в экономике,  заставили английское правительство  форсировать вопрос о вступлении  в "Общий рынок". После того  как переговоры правительства  Г. Макмиллана, начавшиеся еще  в 1961 году и продолжавшиеся  с перерывами 14 месяцев, оказались  безрезультатными, Англия в течение  нескольких лет не поднимала  этот вопрос. И лишь правительству  во главе с Э. Хитом удалось  добиться приема Англии в ЕЭС  в 1973 году.

 Но вступление в  "Общий рынок" было связано  с большим количеством уступок  и компромиссов, на которые Англии  пришлось пойти в период так  называемого приобщения страны  к условиям ЕЭС. Она должна  была в течение 4,5 года (в пять  этапов) сократить пошлины на  промышленные товары, существовавшие  до тех пор в торговле со  странами - участницами ЕЭС. В  течение пяти лет происходило включение Англии в единый сельскохозяйственный рынок, где действовали более высокие цены, что заставило Англию поднять цены на продукцию сельского хозяйства и на внутреннем рынке. Одними из непременных условий при вступлении в "Общий рынок" были требования отказаться от фунта стерлингов как резервной валюты, перейти на метрическую систему мер и весов. В три раза возрастала сумма английских взносов в бюджет Европейского сообщества: с 100 млн ф. ст. в 1973 году до 300 млн ф. ст. в 1980 году18.

 Эти и другие трудности  переходного периода были встречены  большинством населения без особого  восторга, поэтому в 1974 году были  проведены досрочные выборы, на  которых в очередной раз идеи  лейбористов оказались более  привлекательными, что и позволило  им вновь одержать победу. Лейбористы  шли на выборы под лозунгом  создания в стране "более честного, более демократического и социально  справедливого общества". Они  обещали вернуться к национализации  в некоторых промышленных отраслях, поставить под государственный  контроль разработки нефтяных  промыслов в Северном море, сократить  военные расходы, а главное  - подвергнуть ревизии условия,  на которых Англия входила  в ЕЭС. 

 Как всегда, лейбористы  в первую очередь начали с  решения социальных проблем: были  усилены права профсоюзов, повышены  пенсии по старости, "заморожен"  рост платы за жилье и пр. Но эти шаги не могли разрешить  глубоких экономических проблем,  накопившихся за послевоенные  десятилетия. К тому же в  1973 году разразился мировой энергетический  кризис, который был вызван действиями  стран Персидского залива, выступавших  инициаторами повышения цен на  нефть. Это сильно ударило по  английской экономике, поскольку   Англия всегда была одним из  главных потребителей ближневосточной  нефти. 

 Предпочтение, которое  лейбористы отдавали государственному  сектору, заметно тормозило поступательное  развитие промышленности, делало  продукцию ведущих отраслей неконкурентоспособной  на мировом рынке. Постоянный  рост расходов на социальные  программы порождал в обществе психологию иждивенчества, а любая попытка их урезать вызывала бурный протест, особенно со стороны профсоюзных лидеров.

 Англичане никак не могли примириться с потерей громадных колониальных владений, за счет которых на протяжении многих поколений они имели более высокий жизненный уровень, чем в других странах. Надо было учиться жить в новых условиях и рассчитывать только на свои силы, и в этом заключалась главная проблема. В то время как основные промышленно развитые страны быстро уходили вперед, Англия погружалась в трясину застоя. Экономика страны все отчетливее принимала черты корпоративности, когда все экономические решения принимались на основе соглашений между правительством, профсоюзами и работодателями в их собственных интересах. Это, в сущности, мешало прогрессу, поскольку эти три субъекта макроэкономики не были заинтересованы в переменах.

Коренные  экономические перемены в 1980-х годах. Поворотным событием в экономической  и политической жизни Англии стали  выборы в мае 1979 года, на которых  победили консерваторы во главе с Маргарет Тэтчер. Это правительство придерживалось совершенно новой стратегии развития, вошедшей в историю под названием неоконсерватизма, в то время как предыдущие программы, основанные в той или иной степени на кейнсианстве, предполагали жесткое государственное регулирование экономики.

 Правительству М. Тэтчер предстояло радикальным образом сократить регулирующую функцию государства в хозяйственной жизни общества, отказаться от гипертрофированного влияния профсоюзов на социально-экономическую политику, снизить инфляцию и чрезвычайно высокие налоги, сократить расходы государственного бюджета и денежную массу, уменьшить роль бюрократического аппарата в экономике и т.д., т.е. построить свою политику на принципах экономического либерализма. Следовало уйти от психологии иждивенчества и переложить решение социальных проблем на плечи трудоспособного населения, привив ему желание самому зарабатывать на содержание себя и своей семьи. М. Тэтчер не уставала призывать англичан вернуться к вековым ценностям и традициям гуманизма, соблюдения законов и порядка, бережливости, уважения прав личности и т.п.

 Пожалуй, самую сильную головную боль у нового правительства вызывали национализированные предприятия. Большинство из них были убыточными и висели тяжким грузом на государственном бюджете. Требовалась решительная приватизация этого сектора, чтобы ощущение постоянной опасности банкротства в условиях конкуренции заставляло предприятия работать эффективно. К тому же денационализация предприятий давала правительству возможность существенно сократить государственные расходы на их содержание.

 В течение 1984-1987 годов были приватизированы девять важнейших концернов, что составляло треть всей государственной собственности в газовой промышленности и системе телекоммуникаций. В 1987 году правительство осуществило распродажу акций нефтяной компании "Бритиш петролеум", а позже - предприятий сталелитейной и авиакосмической промышленности, электроэнергетики, водоснабжения, воздушного транспорта. В целом правительство М. Тэтчер распродало за 1980-е годы государственных предприятий на сумму более 25 млрд долл. Частные фирмы могли приобретать богатые месторождения нефти в Северном море, заводы по производству радиоактивных изотопов, угольные шахты, в число приватизированных вошла национальная компания по перевозке грузов. Необходимо заметить, что приватизации подлежали только предприятия, не имевшие убытков.

 В ходе приватизации  резко сократились государственные  капитальные вложения, осуществлявшиеся  как правительством, так и местными  органами власти: с 50%, что было  характерно для периода пребывания  лейбористов у власти, до 25% в 1980-х  годах. Масштабная приватизация  позволила стать акционерами  широким слоям населения. По  числу акционеров Англия заняла второе место в мире после США. Что касается оставшихся государственных предприятий, то им были предоставлены большие хозяйственные и финансовые полномочия и они уже не находились в тепличных условиях. В результате цены на их продукцию больше не поддерживались искусственно, но подчинялись законам рынка.

 Одним из важнейших  мероприятий, осуществленных правительством  М. Тэтчер, была приватизация жилья,  поскольку к началу 1980-х годов  основная часть городского населения  арендовала жилье у муниципальных  властей. Жилищное хозяйство было  убыточным, поэтому его содержание  ложилось тяжелым грузом на  местные бюджеты, а в конечном счете - на государство. В британском парламенте был принят закон о продаже местными властями жилья на льготных условиях жильцам-арендаторам, что делало их его собственниками. Процесс приватизации шел достаточно быстро, и к 1989 году 66% арендаторов превратились в домовладельцев.

 Среди первых шагов  нового правительства можно назвать  инициативы по принятию законов  (1980, 1982, 1984), направленных на снижение  чрезвычайно больших прав профсоюзов  при объявлении забастовок. Были  объявлены незаконными все виды  забастовок солидарности. Это позволило  правительству выстоять в борьбе  с забастовочным движением, в  частности во время грандиозной  забастовки шахтеров (1984-1985) и забастовки  печатников (1986). В 1982 году правительство  отменило положение, введенное  лейбористами, по которому при  принятии на работу предпочтение  отдавалось членам профсоюзов, что  не замедлило сказаться на  расширении деловой активности  в стране.

 По мнению консерваторов,  движущей силой всякого процветания  является частное предпринимательство.  Основу политического курса должны  составлять "свобода, возможности  для всех, поддержка предпринимательского  духа, демократия собственников". Вмешательство государства в  экономическую жизнь должно сводиться  к минимуму, оно ни в коем  случае не должно сковывать  частную инициативу.

 Правительство, таким  образом, было намерено идти  по пути развития свободы предпринимательства.  Объектом особо пристального  внимания правительства М. Тэтчер  стала сфера мелкого и среднего  бизнеса, который занял теперь  важное место в хозяйственной  структуре Англии. Эти предприятия  очень успешно соперничали с  крупными монополиями не только  в традиционной сфере услуг,  но и в самых передовых отраслях, поскольку они более гибко  могли реагировать на меняющиеся  условия хозяйствования.

 Наиболее трудная задача, стоявшая перед правительством, заключалась в борьбе с инфляцией.  Для ее снижения были решительно  сокращены займы, предоставляемые  государством частному сектору,  под строгим контролем оказались  темпы роста денежной массы  в стране и т.д. 

 Борьба с инфляцией  требовала жесткого контроля  и за государственным бюджетом. Известно, что любое государство  стремится иметь сбалансированный  бездефицитный бюджет, основанный  на налогах, которые все население  обязано выплачивать в соответствии  со своими доходами. Придерживаясь  концепции монетаризма, правительство  М. Тэтчер проводило политику  ослабления налогового бремени  (налоговые ставки в то время  приближались к 83%), настояв на  принятии парламентом закона  о снижении ставок подоходного  налога. Был осуществлен переход  от прямого прогрессивного налогообложения  частных лиц и предприятий  к косвенному. Так, прямые налоги на крупные доходы сократились на 3,5 млрд ф. ст. при одновременном увеличении удельного веса косвенных налогов в доходах бюджета с 34% (1979) до 39% (1981). Была повышена с 8% до 15% ставка налога на добавленную стоимость, которым облагались многие потребительские товары, бытовые услуги, оказание медицинской помощи и др. До 17% были увеличены учетные ставки Банка Англии.

 Непременным условием  снижения инфляции было сокращение  государственных расходов на  промышленность, коммунальное и  дорожное хозяйство, культуру, просвещение  и пр. В целом расходы бюджета  на эти цели сократились на 4 млрд ф. ст. (1980-1981). Заметно снизились численность государственного аппарата и расходы на его содержание: в правительстве, например, не осталось ни одного министерства, занимавшегося отраслевыми вопросами. Таким образом, государство сокращало не только свое вмешательство в решение хозяйственных проблем, но и расходы бюджета. Следует подчеркнуть, что по всей стране шла активная разъяснительная работа о необходимости снижения уровня внутреннего потребления.

 Антиинфляционная политика  правительства М. Тэтчер дала  свои положительные результаты. Если сразу после его прихода к власти в конце 1970-х годов инфляция достигала 16% в год, то в 1983 году она составила всего 4%, а в течение 1980-х годов не превышала 6%. Со второй половины 1982 года экономика Англии стала ощущать признаки подъема, который стал явно заметен в 1983 году: расширились объемы предоставляемых кредитов, повысился курс акций наиболее значимых компаний страны, высокими темпами росли потребительские расходы населения (на 6,5%) и частные инвестиции (на 10,3%); увеличились объемы производства в ведущих отраслях промышленности, в жилищном строительстве. Аналитики полагают, что одним из основных факторов этого экономического подъема был устойчивый рост  личного потребления, который был вызван увеличением доходов населения на 5% и снижением нормы сбережения.

 Росту личного потребления  способствовало широкое распространение  кредитов, ставших более доступными  для всех слоев населения. В  1988 году общий объем предоставленных  потребительских кредитов по  стране составил 42 млрд ф. ст.; они в основном использовались на приобретение жилья, автомобилей, бытовой техники и т.п.

Информация о работе Развитие экономики Англии после второй мировой войны