Развитие малого бизнеса в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 20:31, курсовая работа

Описание работы

Современная экономика Республики Беларусь в качестве основной характеристики имеет активное формирование и развитие рыночных отношений и институтов. Ключевую роль в этом процессе должен играть малый бизнес. Как показывает мировой опыт, чем больше возможностей для расширения своей деятельности у класса предпринимателей, тем более высокими являются темпы развития национальной экономики. В этих условиях весьма значимым фактором является обеспечение благоприятных условий развития предпринимательской деятельности в стране.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………… 5
1. Сущность малого бизнеса и его роль современной экономике…….. 7
2. Организационные формы малого бизнеса…………………………...14
3. Развитие малого бизнеса в Республике Беларусь…………………... 17
Заключение………………………………………………………………...25
Список использованных источников ………

Файлы: 1 файл

Макроэкономика.docx

— 447.92 Кб (Скачать файл)

РЕФЕРАТ

Курсовая работа:31 с., 2 рис., 24 источника, 1 прил.

МАЛЫЙ БИЗНЕС, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО, ПРЕДПРИЯТИЕ,  НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА, АРЕНДНАЯ ПЛАТА, ОБЪЕДИНЕНИЕ.

 

Объект исследования - малый бизнес.

Предмет исследования – основные направления и особенности развития малого бизнеса в Республике Беларусь.

Цель работы: изучение роли малого бизнеса в современной экономике.

Методы исследования: описания, систематизации, классификации, аналитический метод, статистический метод, метод сбора фактов.

Исследования и разработки: выявлены пути развития малого бизнеса в современной экономике, проведен анализ малого бизнеса в Республике Беларусь.

Элементы научной новизны: определены и сформулированы основные проблемы малого бизнеса и предложены  конкретные способы их решения в Республике Беларусь.

Область возможного практического применения: лекции, семинарские занятия, конференции, научные работы.

Технико-экономическая, социальная и экономическая значимость: изучение малого бизнеса является очень актуальным в современной экономике, особенно в постсоциалистических странах.

Автор работы подтверждает, что приведенный в курсовой работе расчётно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

PAPER

Term paper: 31 pages, 2nd fig., 24 sources, 1 enc.

SMALL BUSINESS, BUSINESS, ENTERPRISE, TAX SYSTEM, RENT, ASSOCIATION.

Object of research - small business.

Object of research – the main directions and features of development of small business in Republic of Belarus.

Work purpose: studying of a role of small business in modern economy.

Research methods: descriptions, ordering, classification, analytical method, statistical method, method of collecting facts.

Researches and development: ways of development of small business in modern economy are revealed, the analysis of small business in Republic of Belarus is carried out.

Elements of scientific novelty: the main problems of small business are defined and formulated and concrete ways of their decision in Republic of Belarus are offered.

Area of possible practical application: lectures, seminar occupations, conferences, scientific works.

Technical and economic, social and economic importance: studying of small business is very actual in modern economy, especially in the post-socialist countries.

The author of work confirms that the settlement and analytical material given in a term paper correctly and objectively reflects a condition of studied process, and all borrowed of literary and other sources theoretical, methodical provisions and concepts are accompanied by references to their authors.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………… 5

1.  Сущность  малого бизнеса и его роль  современной экономике…….. 7

2.  Организационные  формы малого бизнеса…………………………...14

3.  Развитие  малого бизнеса в Республике  Беларусь…………………... 17

Заключение………………………………………………………………...25

Список использованных источников ……………………………………27

Приложение А: данные развития предпринимательства в Республике Беларусь…………………………………………………………………………..29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Современная экономика Республики Беларусь в качестве основной характеристики имеет активное формирование и развитие рыночных отношений и институтов. Ключевую роль в этом процессе должен играть малый бизнес. Как показывает мировой опыт, чем больше возможностей для расширения своей деятельности у класса предпринимателей, тем более высокими являются темпы развития национальной экономики. В этих условиях весьма значимым фактором является обеспечение благоприятных условий развития предпринимательской деятельности в стране.

Предпринимательство – одна из важнейших составляющих современной экономики. В странах рыночной экономики предпринимательство получило широкое распространение и составляет подавляющую часть среди всех форм организаций. За последние десять лет в Беларуси появились миллионы предпринимателей и собственников. В связи с приватизацией, за государством осталась лишь часть организаций и предприятий, а остальные перешли в частное владение.

Основную часть белорусского предпринимательства составляет малый и средний бизнес. Основной задачей предпринимателя является управление предприятием, которое включает в себя рациональное использования ресурсов, организацию процесса на инновационной основе и хозяйственном риске, а также ответственность за конечные результаты своей деятельности.

Как показывает опыт развитых стран, малое и среднее предпринимательство играет весьма большую роль в экономике, его развитие влияет на экономический рост, на ускорение научно-технического прогресса, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание новых дополнительных рабочих мест, то есть решает многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы.

Предпринимательство является одной из наиболее активных форм экономической деятельности. Поведение людей как известно, обостряется, когда они рискуют чем-то (имуществом, падением популярности, деньгами, положением и т.д.). Предприниматели не всегда знают, продадут ли они все свои товары и услуги, и насколько выгодно. Они идут на риск, ведь такие же товары и услуги поступают на рынок и от других производителей. Это как раз и создает условия для возникновения такой деятельности, которая выражается в вечном поиске улучшения своего положения в сравнении с существующим, всегда заставляет предпринимать что-то для того, чтобы процветать и развиваться.

Актуальность данной работы проявляется в том, что сектор малого и среднего бизнеса является важным элементом в устойчивом развитии стран с рыночной экономикой и ключевым фактором успешной реструктуризации в постсоциалистических странах. Динамичное развитие малых и средних предприятий способствует более быстрой структурной перестройке экономики в этих странах, перетоку высвобождаемой рабочей силы из трансформируемых предприятий и секторов в сектор малых и средних предприятий, росту предпринимательской активности населения, повышению качества рабочей силы страны, созданию новых рабочих мест и повышению социально-экономической стабильности в обществе.

Цель курсовой работы состоит в изучении роли малого бизнеса в современной экономике.

Поставленная цель обусловила решение следующих задач:

1. раскрыть понятие, содержание, основные черты предпринимательства;

2. рассмотреть основные формы предпринимательской деятельности;

3. провести анализ предпринимательской среды в Республике Беларусь;

4. выявить проблемы развития предпринимательства в трансформационной экономике Республики Беларусь, и предложить пути их решения.

Объект исследования – развитие и функционирование малого бизнеса в современной экономике Республики Беларусь.

Предмет исследования – условия для развития малого бизнеса, пути  решения важнейших проблем функционирования малого бизнеса в Республике Беларусь.

При написании курсовой работы использовались нормативно-правовые акты, учебные пособия, учебники, другая литература по исследуемой проблеме, а также официальные сайты Национального статистического комитета Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь и Министерства по налогам и сборам. Среди авторов можно выделить следующих: Балашевич М.И., Лапуста М. Г., Муравьёв А.И. и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Сущность малого бизнеса и  его роль в современной экономике

Малый бизнес представлен совокупностью предпринимателей и малых фирм, которые по отдельности не имеют веса в рыночной экономике, но образуют обширный сектор экономики. Таким образом, малый бизнес можно рассматривать с точки зрения предпринимательства.

Что же понимается под понятиями «предприниматель» и «предпринимательство»?

Эти понятия впервые употребил английский экономист Р. Кантильон в конце 17 – начале 18 веков. По его мнению, предприниматель – это человек, действующий в условиях риска. Источником богатства, Р. Кантильон считал землю и труд, которые и определяют действительную стоимость экономических благ.

Позже известный французский экономист Ж.Б. Сэй в конце 18 – начале 19 веков сформулировал определение предпринимательской деятельности как соединения, комбинирования трёх классических факторов производства – земли, капитала, труда. Он указывал также, что «талант английских предпринимателей» был одним из факторов успеха развития промышленности Англии. Основной тезис Ж.Б. Сэя состоит в признании активной роли предпринимателей в создании продукта. Доход предпринимателя, по мнению Ж.Б. Сэя, является вознаграждением за его труд, способность организовать производство и сбыт продукции, обеспечить «дух порядка». Предприниматель, указывал он - это лицо, которое берёт на свой счёт и риск и в свою пользу произвести какой-нибудь продукт.

К сожалению надо отметить, что классики – основатели экономической науки, не очень интересовались фигурой предпринимателя. Предпринимательская деятельность не стала предметом их научного анализа. Английские учёные-экономисты  А.Смит и Д. Рикардо представляли экономику как саморегулирующийся механизм, в котором творческому предпринимательству не находилось места. [1, с. 7].

Лишь на рубеже 19 – 20 веков начинается осознание значения и роли инструмента предпринимательства. Французский экономист А. Маршалл первым добавил к упомянутым выше трём классическим факторам производства четвёртый фактор – организацию. [1, с.7].

С этого времени понятие предпринимательства расширяется, как и придаваемые ему функции. Американский экономист Дж.Б. Кларк несколько видоизменил «триединую формулу» Ж.Б. Сэя, по его мнению, в процессе производства постоянно участвуют четыре фактора: капитал, капитальные блага, деятельность предпринимателя, труд рабочего. При этом, каждому фактору должна быть вменена специфическая доля производственной выручки: капитал приносит капиталисту процент; капитальные блага – ренту; предпринимательская деятельность капиталиста – прибыль; труд рабочего обеспечивают ему заработную плату. Другими словами, как писал Д.Б. Кларк, свободная конкуренция стремится дать труду то, что создаётся трудом, капиталистам то, что создаётся капиталом, а предпринимателям то, что создаётся функцией координирования. [1, с. 10].

Известный американский экономист Й. Шумпетер трактует понятие «предприниматель» как новатор. Функция предпринимателя, утверждает он, состоит в реализации нововведений, играющих главную роль в развитии капиталистической экономики, в обеспечении экономического роста.[2, с. 67].

В настоящее время малый бизнес получил своё развитие и в развитых странах, и в каждой отдельной стране. Этот процесс осуществлялся по-разному, но не зависимо от этого, результат был получен одинаковый: массовое возникновение малых предприятий способствовало ускорению формирования рыночных отношений, сыграло важную стабилизационную роль, как в экономической, так и в социальной сфере.

В экономически развитых странах давно поняли, что наёмный работник – это плохой работник, он не имеет глубоких экономических и социальных корней в обществе. Поэтому, власти этих стран начали проводить политику массового превращения граждан в собственников.

В США, например, широкое распространение получила кампания по передаче предприятий в коллективную собственность. В Англии, работникам приватизируемых фирм предоставлялась возможность стать акционерами на льготных условиях. И главное – малый бизнес начало активно поддерживать государство. [3, стр. 48].

Такая политика выгодна государству и по другим причинам. Во-первых, государство, превращая своих граждан в предпринимателей, снимает с себя ответственность за решение многих социальных проблем; во-вторых, каждый гражданин, становясь предпринимателем, не только создаёт благополучие своей семье, но и вносит большой вклад в решение государственных проблем посредством уплаты налогов, благотворительности.

При современных масштабах развития, малый бизнес во многих странах обеспечивает стабильность государства, обслуживает своих граждан, создаёт богатство стране. Занимая определённую нишу в экономической структуре общества, он имеет ряд достоинств:

  • сравнительно низкую капиталоёмкость, и поэтому широкую доступность в массах;
  • массовость, что позволяет в короткий срок наладить производство разнообразных товаров и услуг;
  • ориентацию на потребителя, так как выживаемость зависит от быстрой окупаемости;
  • мобильность на рынке и в сфере технологий, что способствует ускоренному развитию НТП;
  • быстрое накопление капиталов и их свободный перелив в наиболее окупаемые отрасли, что способствует их быстрому развитию;
  • способность быстро поглощать большое количество рабочей силы;
  • коллективистский, социально-психологический климат, низкий уровень конфликтности, отсутствие бюрократизма в управлении;
  • быструю адаптацию на внешнем рынке;
  • углубление внутриотраслевой специализации, снижение затрат на производство благодаря возникновению узкоспециализированных малых предприятий;
  • значительно меньшее, по сравнению с большими предприятиями, воздействие на окружающую среду.

Информация о работе Развитие малого бизнеса в Республике Беларусь