Развитие малого бизнеса в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 20:31, курсовая работа

Описание работы

Современная экономика Республики Беларусь в качестве основной характеристики имеет активное формирование и развитие рыночных отношений и институтов. Ключевую роль в этом процессе должен играть малый бизнес. Как показывает мировой опыт, чем больше возможностей для расширения своей деятельности у класса предпринимателей, тем более высокими являются темпы развития национальной экономики. В этих условиях весьма значимым фактором является обеспечение благоприятных условий развития предпринимательской деятельности в стране.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………… 5
1. Сущность малого бизнеса и его роль современной экономике…….. 7
2. Организационные формы малого бизнеса…………………………...14
3. Развитие малого бизнеса в Республике Беларусь…………………... 17
Заключение………………………………………………………………...25
Список использованных источников ………

Файлы: 1 файл

Макроэкономика.docx

— 447.92 Кб (Скачать файл)

По мнению американских ученых предпринимательство — это вид деятельности по осуществлению смелых, важных и трудных проектов. Предпринимательство — это рискованное дело, добровольно осуществляемое гражданами (их объединениями) на свой риск и под свою ответственность. Предпринимательство ассоциируется со стремлением сделать что-то новое, придумать что-то новое или улучшить уже существующее. Оно неразрывно связано с такими понятиями, как динамизм, инициатива, смелость, и высвобождает в обществе тот потенциал, который многие интересные идеи превращает в реальность.

В западных странах современное предпринимательство характеризуется как особый, новаторский, антибюрократический стиль хозяйствования, в основе которого стоит постоянный поиск новых возможностей, ориентация на инновации, умение привлекать и использовать для решения поставленной задачи ресурсы из самых разнообразных источников. Такой подход имеет весьма важное значение и для развития предпринимательства в Беларуси. Но следует подчеркнуть, при этом, что для создания и развития своего предприятия, предприниматель должен «искать» источники ресурсов на основе действующего законодательства.

По мнению американского ученого Р.С. Ронстадта, предпринимательство — это динамичный процесс наращивания богатства. Богатство создается теми, кто больше всех рискует своими деньгами, имуществом, карьерой, кто не жалеет времени на создание собственного дела, кто предлагает покупателям новый товар или услугу. Этот товар или услуга необязательно должны быть чем-то совершенно новым, главное, чтобы предприниматель сумел придать им новые качества, увеличить их ценность, затратив на это необходимые силы и средства. В свою очередь, известные американские ученые Р. Хизрич и М. Питерс в своей книге «Предпринимательство, или как завести собственное дело и добиться успеха» дают как они считают, наиболее емкое определение предпринимательства, которое охватывает все типы предпринимательского поведения: «Предпринимательство — это процесс создания чего-то нового, обладающего ценностью, процесс, поглощающий время и силы, предполагающий принятие на себя финансовой, моральной и социальной ответственности, процесс, приносящий денежный доход и личное удовлетворение достигнутым».

Определенный интерес вызывает точка зрения российского учёного-экономиста А.В. Бусыгина на сущностные понятия, характеризующие предпринимательство, под которыми он понимает стремление и действия к самостоятельному ведению деловой активности по практической реализации конкретной деловой идеи на определенных формализованных началах.

Предпринимательство — это принципиально новый тип хозяйствования, базирующийся на инновационном поведении собственников предприятия, на умении находить и использовать идеи, воплощать их в конкретные предпринимательские проекты. Это, как правило, рисковое дело, но тот кто не рискует, не может в конце концов добиться успеха. Однако риск риску рознь. Предприниматель прежде чем решиться на создание собственного дела, должен произвести расчеты, изучить предполагаемый рынок сбыта и конкурентов, не пренебрегая при этом и собственной интуицией.

Экономическое значение малого бизнеса особенно возросло в последние годы. Малые предприятия, традиционно широко развившиеся в торговле, строительстве, сфере услуг и сельском хозяйстве, всё шире осваиваются в промышленности, особенно в общем и точном машиностроении, электротехнике. Это вызвано углубляющейся специализацией и дифференциацией общественного производства и обеспечивает значительное повышение его эффективности. Так в автомобильной, радиотехнической промышленности США производительность труда на малых узкоспециализированных предприятиях в 2 раза выше, чем на заводах со средней специализацией.

Эффект от деятельности малых предприятий достигается и благодаря развитию системы субподрядных отношений с крупными компаниями. Это обеспечивает последним экономию капитала и повышает гибкость производства. В западных странах степень зависимости достигает 70%, в стоимости продукции доля субподрядных, как правило, малых фирм составляет 25-30%.

В последние годы малые предприятия всё активнее выходят на внешние рынки. Так экспорт малых компаний США составляет 20% совокупного объёма товарной продукции, в Голландии, Бельгии, Германии он достигает 35-40%. Этому способствовал переход от межотраслевой к внутриотраслевой международной специализации.

Малые предприятия начали активно осваивать новые формы международного сотрудничества – торговлю интеллектуальными продуктами: лицензиями, ноу-хау, патентами, торговыми марками,  а также вкладывать деньги в развитие сбытовой сферы. В США, Франции, Японии, Швейцарии на долю малых предприятий приходится до 50% всех экспортных лицензионных сделок. [4].

Наконец малые фирмы оказались на гребне научно-технического прогресса, стали своеобразным полигоном разработки и испытания новых технологических идей. В расчёте на одного занятого они создают почти в 2,5 раза больше принципиально новых продуктов, чем крупные компании. Это достигается благодаря жесткой ориентации на потребителя, гибкости в управлении, быстрой адаптации на рынках, отсутствию бюрократизма, внедрению программно-целевых методов управления  и венчурного финансирования.

Указанные свойства малых фирм позволили им внедриться в начальные стадии научных исследований, где не требуется значительных материальных затрат. Это укрепило связи малых фирм с крупными. Последние передают им выполнение исследований, частично финансируя их, оказывая консультационные услуги, снабжают конструкторской документацией. [5, с.55-57].

Зарубежный опыт может стать хорошим примером для нашей Республики.

Для развития предпринимательства в Беларуси существенное значение имеет понимание того, что не любое новое дело является предпринимательством (хотя, конечно, считать предпринимательством любое начинание в области формируемой рыночной экономики можно лишь с определенными оговорками). Предпринимательство в первую очередь связано с эффективным использованием всех факторов производства, в целях экономического роста и удовлетворения потребностей отдельных граждан и общества в целом. Основная функция предпринимательства в Беларуси должна состоять в том, чтобы производить, «доводить» до конкретных потребителей товары (услуги, работы), и получать за это материальное и моральное вознаграждение. Как писал В. И. Даль, предпринимать — значит затевать, решиться исполнить какое-либо новое дело, приступить к совершению чего- либо значительного [6, c. 5-11].

Предпринимательство играет важную роль в социально-экономическом развитии страны, способствуя формированию конкурентной среды, росту производства потребительских товаров, расширению сферы услуг, созданию новых рабочих мест, приданию экономике дополнительной стабильности.  Малое предпринимательство в Республике Беларусь представляет собой перспективно развивающийся сектор экономики, постепенно увеличивающий свой вклад в обеспечение общего экономического роста.

Особое значение предпринимательство имеет в переходных экономиках, которое, по существу, наряду с приватизацией, есть фундамент, на котором вырастает негосударственный сектор экономики и институты рыночной экономики.  [7, с.84].

Существенная роль МСП в современном мире объясняется:

  • изменениями в отраслевой структуре экономики, поскольку сектор услуг играет все возрастающую роль (вместо промышленности или сельского хозяйства в прошлом);
  • наличием многих рыночных ниш, где малые предприятия лучше и быстрее удовлетворяют нужды потребителей и, соответственно, являются более прибыльными;
  • возможностью выгодной специализации крупных фирм и предприятий на одних видах деятельности и передачи других для обслуживания сектором МСП (т.н. аутсорсинг). Например, в Словакии крупный западный инвестор - автомобильная компания Volkswagen - создала рынок труда и сбыта для нескольких тысяч словацких МСП, которые поставляют на завод множество комплектующих - от автомобильных сидений и ремней до деталей мотора (а завод занимается непосредственно сборкой)[7, с.84].

 

Таким образом, трудно переоценить значительность развития МСП для нашей страны. Те страны с переходной экономикой, в которых сектор малых и средних предприятий активно увеличивается и развивается, как правило демонстрируют и лучшие темпы экономического роста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Организационные формы малого  бизнеса

Вопрос о том, какие организационно-правовые формы могут принимать малые предприятия, имеет большое социально-экономическое значение. Речь идёт о возможности населения включаться в предпринимательскую деятельность, а потому и о масштабах малого  бизнеса.

Выбор организационно-правовой формы предприятия зависит от многих факторов, важнейшими из которых являются:

  • задачи, которые ставятся перед предприятием при его создании;
  • размер капитала, которым располагают основатели;
  • степень участия вкладчика капитала в управлении предприятием;
  • наличие или отсутствие у основателя предприятия профессиональных знаний;
  • налоговое законодательство.

Согласно законодательству Республики Беларусь, основными формами предпринимательской деятельности в нашей стране являются: предпринимательство без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели); предпринимательство с образованием юридического лица.[8].

Предпринимательство с образованием юридического лица может осуществляться в форме хозяйственных товариществ или обществ, а также унитарных предприятий.

Хозяйственные товарищества подразделяются на полные коммандитные. Хозяйственные общества включают акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью и общества с дополнительной ответственностью. [3, с.81].

Как свидетельствуют данные официальной статистики, более 40% малых предприятий республики функционируют в форме обществ с ограниченной ответственностью (ООО), свыше 20% - в форме унитарных предприятий (УП), около 18% - в форме обществ с дополнительной ответственностью (ОДО), около 15% - в форме закрытых акционерных обществ (ЗАО). [9].

В соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь, обществом с ограниченной ответственностью (ООО) является учреждённое двумя или более лицами общество, уставный фонд которого разделён на доли определённых учредительными документами размеров. Участники ООО не отвечают по его обязательствам, и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества в пределах стоимости внесённых ими вкладов.

Учредительными документами ООО являются учредительный договор и устав. В них должны определятся наименование общества, место его нахождения, цели деятельности, порядок управления деятельностью общества, а также содержаться сведения о размере уставного фонда, долей каждого из участников, а также о размере, составе, сроках и порядке внесения ими вкладов и др.

Уставный фонд ООО состоит из стоимости вкладов его участников. Его размер не должен быть менее 1600 евро. Общества с ограниченной ответственностью, которые занимаются производственной деятельностью и более 50% учредителей которых составляют инвалиды, вправе сформировать уставный фонд в размере не менее 800 евро.

Уставный фонд общества на момент его регистрации должен быть внесён его участниками не менее чем наполовину. Оставшаяся часть уставного фонда подлежит формированию его участниками в течение первого года деятельности общества. В противном случает ООО должно либо объявить об уменьшении своего уставного фонда и зарегистрировать этот факт в установленном порядке, либо прекратить свою деятельность путём ликвидации.[3, с. 81].

Высшим органом ООО является общее собрание его участников. Текущее руководство его деятельностью осуществляется исполнительным органом, подотчётным собранию участников. Компетенция органов управления обществом, а также порядок применения ими решений определяются законодательством и уставом общества.

К исключительной компетенции общего собрания участников ООО относятся:

  • изменение устава общества и размера уставного фонда;
  • образование исполнительных органов общества;
  • утверждение годовых отчётов и бухгалтерских балансов общества, распределение его прибыли и убытков;
  • решение о реорганизации или ликвидации общества;
  • избрание ревизионной комиссии.

Вопросы, отнесённые к исключительной компетенции общего собрания участников общества, не могут быть переданы им на решение исполнительного органа общества.

Участник ООО вправе в любое время выйти из него независимо от согласия других участников.

Общество с дополнительной ответственностью (ОДО) является учреждённое двумя или более лицами общества, уставный фонд которого разделён на доли определённых учредительными документами размеров. Минимальный размер уставного фонда ОДО учреждён в сумме, эквивалентной 400 евро. Общества с дополнительной ответственностью, занимающиеся производственной деятельностью, а также более 50% учредителей которых являются инвалиды, вправе сформировать уставный фонд в размере не менее 50% установленной суммы.

Участники ОДО солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в пределах, определяемых учредительными документами, но не менее размера, установленного законодательными актами.

Закрытым акционерным обществом (ЗАО) признаётся общество, уставный фонд которого разделён на определённое число акций, а каждый его участник может отчуждать принадлежащие ему акции с согласия других акционеров ограниченному кругу лиц. Закрытое акционерное общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые ими акции либо иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц. Участники ЗАО не отвечают по его обязательствам, и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества в пределах стоимости принадлежащих им акций. [3, с.82].

Информация о работе Развитие малого бизнеса в Республике Беларусь