Развитие малого бизнеса в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 20:31, курсовая работа

Описание работы

Современная экономика Республики Беларусь в качестве основной характеристики имеет активное формирование и развитие рыночных отношений и институтов. Ключевую роль в этом процессе должен играть малый бизнес. Как показывает мировой опыт, чем больше возможностей для расширения своей деятельности у класса предпринимателей, тем более высокими являются темпы развития национальной экономики. В этих условиях весьма значимым фактором является обеспечение благоприятных условий развития предпринимательской деятельности в стране.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………… 5
1. Сущность малого бизнеса и его роль современной экономике…….. 7
2. Организационные формы малого бизнеса…………………………...14
3. Развитие малого бизнеса в Республике Беларусь…………………... 17
Заключение………………………………………………………………...25
Список использованных источников ………

Файлы: 1 файл

Макроэкономика.docx

— 447.92 Кб (Скачать файл)

Основным показателем, характеризующим эффективность работы предприятий, является уровень рентабельности. В 2009 году по микроорганизациям этот показатель составил 12,9 процента, по малым организациям – 13,8 процента (в 2008 году уровень рентабельности по малым предприятиям составлял 17,1 процента). При этом по другим субъектам хозяйствования (без учета микро- и малых организаций) уровень рентабельности меньше – 10,3 процента (в 2008 году – 14,2 процента)[12].

Риски сопровождают предпринимательскую деятельность на всех её этапах и присущи всем субъектам хозяйствования. Суть предпринимательского риска наилучшим образом отражает следующее из множества его определений: это угроза того, что потери предпринимателя окажутся более предусмотренных, либо доходы будут ниже расчётных, т.е. потенциально возможны убытки, потери ресурсов или недополучение доходов. Главными причинами его возникновения являются колебания конъюнктуры рынка, внешние рисковые факторы, невозможность получения достаточно новых сведений об отдалённой перспективе. Нежелательное развитие событий может замедлить процесс достижения запланированных результатов, изменить их содержание и количественную оценку. Планы предпринимателя предполагают некоторую степень фиксированности и предсказуемости условий осуществления хозяйственного процесса. При их нарушении возможно недостижение намеченной цели и запланированного результата. [11].

В 2012 году сохраняется положительная динамика численности субъектов малого и среднего предпринимательства – юридических лиц. [Приложение А, Рисунок 4].

По данным Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, на 1 мая 2012 г. количество состоящих на учете в налоговых органах и осуществляющих финансово-хозяйственную деятельность малых и средних организаций достигло 96 929 организаций, увеличившись по сравнению с началом года на 3 процента, а по сравнению с аналогичным периодом 2011 года – на 5,3 процента.

С начала 2012 года стабилизировалась ситуация и в среде индивидуальных предпринимателей. Наблюдавшаяся с мая 2011 года тенденция уменьшения их количества, обусловленная наличием проблем на валютном рынке, сменилась поступательным ростом, и за 4 месяца текущего года численность индивидуальных предпринимателей увеличилась почти на 3 процента.

Уменьшение количества индивидуальных предпринимателей, имевшее место в 2011 году, негативно отразилось на общей численности субъектов малого и среднего предпринимательства. За период с мая 2011 года по январь 2012 года количество индивидуальных предпринимателей уменьшилось более чем на 16 тысяч человек. [Приложение А, Рисунок 5].

В связи с началом функционирования с 1 января 2012 г. Единого экономического пространства Департаментом по предпринимательству Министерства экономики совместно с общественными объединениями предпринимателей ведется работа по совершенствованию законодательства, регулирующего осуществление предпринимательской деятельности, с тем, чтобы создать более благоприятные условия для развития бизнеса.

Развитие предпринимательства является весьма актуальной для страны проблемой. Переход к рыночным отношениям отечественной экономики определят необходимость организационно-экономических инноваций во всех сферах деятельности. Однако бизнес Белоруссии работает пока в условиях недостаточно благоприятного бизнес-климата. В рейтинге по благоприятности условий ведения бизнеса Беларусь заняла по оценке Всемирного банка в 2011 г. 68 место.[13].

Наиболее значимыми факторами, сдерживающими развития МСП, являются:

  • высокая арендная плата;
  • сложная налоговая система;
  • лицензирование.

Наиболее актуальными задачами Государственной программы развития малого предпринимательства на 2010 – 2012 годы явились:

- создание благоприятных условий для устойчивой деятельности малых предприятий;

- преодоление административных барьеров на пути развития малого предпринимательства;

- внедрение прогрессивных финансовых технологий поддержки малого предпринимательства;

- создание новых рабочих мест;

- обеспечение импортозамещения;

- адресная методическая, информационная, консультационная, учебно-образовательная и юридическая поддержка, предоставляемая инфраструктурой поддержки малого предпринимательства;

- содействие созданию новых и эффективному развитию действующих субъектов малого предпринимательства, повышение престижа предпринимателей.

Государственная программа на 2010-2012 годы содержит 7 разделов, в которые включены 43 мероприятия, основными из которых являются:

- мероприятия, направленные на совершенствование законодательства, регулирующего деятельность субъектов малого предпринимательства, финансовую поддержку малого предпринимательства;

- повышение эффективности деятельности инфраструктуры, поддержки малого предпринимательства;

- расширение производственной кооперации и партнерства в промышленности между малыми и крупными предприятиями, международное сотрудничество и развитие внешнеэкономической деятельности в сфере малого предпринимательства и др.

В соответствии с нормами Указа Президента Республики Беларусь от 21 мая 2009 г. № 255 "О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства" программа разработана на три года, предусматривает новые виды государственной финансовой поддержки малому предпринимательству: предоставление льготных кредитов банками за счет средств местных бюджетов, предусмотренных программами государственной поддержки малого предпринимательства и размещенных во вклады (депозиты) банков; гарантий по данным кредитам Белорусским фондом финансовой поддержки предпринимателей и др.

На реализацию мероприятий Государственной программы на 2010-2012 годы из республиканского и местных бюджетов в 2010 году предусмотрено выделение 31435,761 млн. рублей. [17].

В результате реализации мероприятий Государственной программы на 2010-2012 годы, в 2010 году темп роста выручки от реализации товаров, продукции, работ, услуг, полученной малым предпринимательством, планируется достичь в размере 131 процента, в 2011 году – 133 процентов, в 2012 году – 135 процентов. Темп роста численности занятых в малом предпринимательстве, включая индивидуальных предпринимателей, планируется довести в 2010 году до 111 процентов, в 2011 году - до 113 процентов, в 2012 году – до 115 процентов. [18].

Для достижения указанной цели представляется необходимым комплексно решать следующие основные задачи:

- улучшить предпринимательский климат, создать благоприятную рыночную среду для ускорения развития субъектов малого и среднего бизнеса;

- устранить  причины, обуславливающие отток  предпринимательского и научно-технического  потенциала, а также финансового  капитала в зарубежные страны. Создать условия для его реинвестирования в отечественную экономику;

- формировать  устойчивую финансовую базу развития  малого и среднего бизнеса, его  самофинансирования. Развивать рынок  ценных бумаг, залоговых форм  привлечения частных и иностранных  инвестиций и других форм инвестирования  отечественного бизнеса, обеспечить  доступность банковского кредита, повысить привлекательность долгосрочного  кредитования, надежно гарантировать  возврат используемых инвестиционных  ресурсов;

- совершенствовать  систему государственной поддержки  развития предпринимательства и  государственного регулирования  деятельности предпринимательских  структур, повысить всех форм  финансовой поддержки малого  и среднего бизнеса;

- совершенствовать  отношения собственности и внедрять  корпоративное управление производством. [19].

Для выхода на новый уровень государственной поддержки развития малого и среднего бизнеса и его государственного регулирования представляется необходимым, в свою очередь обеспечить следующие мероприятия:

- совершенствование  нормативно-правовой базы поддержки  развития малого предпринимательства, в том числе и с учетом  необходимости ее унификации  с законодательством Республики  Беларусь;

- расширение  системы микрокредитования и  увеличения объемов финансового  лизинга, в том числе и международного;

- внедрение  залоговых и других нетрадиционных  форм привлечения финансовых  инвестиций;

- совершенствование  и развитие инфраструктуры и  поддержки предпринимательства (центры  поддержки, «инкубаторы» предпринимательства, инновационные центры, технопарки, венчурные фонды, общества взаимного  кредитования и страхования, а  также другие инновационно-инвестиционные  структуры);

- формирование  разветвленной системы подготовки  переподготовки кадров для предпринимательских  структур, использования для этих  целей потенциала высших и  средних специальных учебных  заведений страны.[20].

Нынешний период функционирования малого бизнеса можно назвать этапом проб и ошибок, поскольку субъекты предпринимательства действуют без чётко выверенных и научно подтверждённых теоретических рекомендаций, основанных на глубоком знании специфики их деятельности. В экономической литературе преобладают публикации, авторы которых, опираясь на опыт работы малых фирм в странах с развитой экономикой, подчёркивают необходимость повышения роли малого бизнеса для успешного функционирования национального хозяйства. В настоящее время остро встаёт вопрос об увеличении эффективности деятельности малых предприятий, определении масштабов и перспектив развития. Решение этого вопроса важно и для предпринимателей, и для государства, однако затруднено из-за отсутствия необходимых теоретических разработок. 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Концепция государственной политики в отношении бизнеса должна претерпевать корректировку, базирующуюся на принципах всемерной его поддержки и осуществляться с учетом реально складывающейся экономической конъюнктуры. Продолжение упрощения системы налогообложения является серьезным реальным шагом государства по развитию сферы частного бизнеса в Беларуси, созданию благоприятного инвестиционного климата в регионах.

Главной целью финансовой политики государства в отношении предпринимательства должно быть устранение неблагоприятного положения малых предприятий на рынке кредитных ресурсов в силу их недостаточной финансовой устойчивости и кредитоспособности.

Анализ сфер деятельности малых предприятий показал, что малый бизнес имеет свою нишу в экономике, которая обеспечивает наиболее эффективную отдачу от работы, как с целыми предприятиями-гигантами, так и с отдельным человеком, данная позиция обусловлена особенностями и функциями малого предприятия. Говоря о МСП надо сказать, что он наиболее эффективен лишь при взаимодействии с крупными предприятиями и, наоборот, это единое целое, из которого нельзя исключать отдельные части.

В настоящее время малые предприятия представлены практически во всех отраслях экономики. Они функционируют не только в таких традиционных сферах, как легкая и пищевая промышленность, но и появляются в машиностроении, производстве оптических приборов, химической и электротехнической промышленности. Количественный рост небольших компаний в промышленности предопределен углублением специализации и дифференциации производства, отказом от крупносерийного производства в пользу мелкосерийного и индивидуального, так как последняя мобильнее. Отсюда вытекает ее исключительная гибкость в предоставлении товаров и услуг и высокая доля оборотного капитала и многие другие черты, присущие только субъектам малого бизнеса. Исходя из особенностей определяют и функции: экономическая, характеризуется очень высоким процентом в общем количестве предприятий и в ВВП, а также инновационной деятельностью; социальная, функция, позволяющая раскрыть индивидуальные черты человека, более полно реализовать себя как личность и сгладить социальные конфликты; экологическая, особенно актуальна в наши дни, когда всеобщая экологическая катастрофа, позволяет более рационально использовать ресурсы и использовать в производстве отходы.

Экономическая природа предпринимательства характеризуется через его признаки: инициативу, коммерческий риск и ответственность, комбинирование факторов производства, новаторство.

Особенности малых фирм, в первую очередь, определяются их размером. Отсюда вытекает и особая роль руководителя, и небольшой рынок сбыта, и исключительная гибкость в предоставлении товаров и услуг и высокая доля оборотного капитала и многие другие черты, присущие только субъектам МСП. Исходя из особенностей определяют и функции: экономическая, характеризуется очень высоким процентом в общем количестве предприятий и в ВВП, а также инновационной деятельностью; социальная функция, позволяющая раскрыть индивидуальные черты человека, более полно реализовать себя как личность и сгладить социальные конфликты; экологическая, особенно актуальна в наши дни, когда всеобщая экологическая катастрофа, позволяет более рационально использовать ресурсы и использовать в производстве отходы.

Информация о работе Развитие малого бизнеса в Республике Беларусь