Развитие малого бизнеса в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 20:31, курсовая работа

Описание работы

Современная экономика Республики Беларусь в качестве основной характеристики имеет активное формирование и развитие рыночных отношений и институтов. Ключевую роль в этом процессе должен играть малый бизнес. Как показывает мировой опыт, чем больше возможностей для расширения своей деятельности у класса предпринимателей, тем более высокими являются темпы развития национальной экономики. В этих условиях весьма значимым фактором является обеспечение благоприятных условий развития предпринимательской деятельности в стране.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………… 5
1. Сущность малого бизнеса и его роль современной экономике…….. 7
2. Организационные формы малого бизнеса…………………………...14
3. Развитие малого бизнеса в Республике Беларусь…………………... 17
Заключение………………………………………………………………...25
Список использованных источников ………

Файлы: 1 файл

Макроэкономика.docx

— 447.92 Кб (Скачать файл)

Учредители ЗАО заключают между собой договор, определяющий порядок осуществления ими совместной деятельности по созданию общества, а также размер уставного фонда. Минимальный размер уставного фонда ЗАО установлен в сумме эквивалентной 300 евро. Для обществ, занятых в производственной сфере, а также более 50% участников которых составляют инвалиды, минимальный размер уставного фонда составляет 1500 евро. Учредительным документов ЗАО является его устав, утверждённым учредителями. Общество не может быть создано одним лицом или состоять из одного лица. В случае приобретения одним акционером всех акций общества оно ликвидируется, либо преобразуется в унитарное предприятие.

Высшим органом управления в ЗАО является общее собрание акционеров. К его исключительной компетенции относятся:

  • изменение устава общества, в том числе изменение размера его уставного фонда;
  • избрание членов совета директоров и ревизионной комиссии.
  • образование исполнительных органов общества;
  • утверждение годовых отчётов, бухгалтерских балансов, распределение прибыли и убытков общества;
  • решение о реорганизации или ликвидации общества.

Совет директоров создаётся в обществах с числом акционеров более 50 человек. Исполнительный орган ЗАО может быть коллегиальным и (или) единоличным. Он осуществляет текущее руководство деятельностью общества и подотчётен совету директоров и общему собранию акционеров.

По решению общего собрания акционеров полномочия могут быть переданы по договору коммерческой организации или индивидуальному предпринимателю.

Унитарным предприятием (УП) признаётся коммерческая организация, не наделённая правом собственности на имущество, закреплённое за ней собственником. Имущество УП является неделимым, и не может быть распределено по вкладам, в том числе между работниками предприятия.

Унитарным предприятием могут быть государственные либо частные предприятия.

Имущество УП находится в государственной либо частной собственности физического, либо юридического лица.

Для государственной регистрации УП должен быть сформирован уставный фонд, минимальный размер которого установлен в сумме 800 евро.[3, с. 83].

В нашей стране многолетние запреты на предпринимательство привели к тому, что отечественный опыт был забыт, а иностранный неизменно игнорировался. В результате, когда в конце 80-х — начале 90-х гг. были приняты меры по возрождению малого бизнеса, сказалось отсутствие компетенции, и принятые нормативные акты страдали существенными недостатками. В частности, они предусматривали регистрацию малых предприятий как организационно правовой формы. Наряду с этим малые предприятия можно было зарегистрировать в форме общества с ограниченной ответственностью. Такое смешение понятий внесло путаницу в практику развития негосударственного сектора экономики, создало трудности бюрократического характера, которые не устранены до сих пор.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Развитие малого бизнеса в  РБ

Малый бизнес – важнейшая сфера, которая обуславливает стремительное развитие стран с рыночной экономикой. В 1991 году, после распада СССР, Беларусь, как и другие республики развалившейся империи столкнулась с суровыми законами мировой рыночной экономики. Население страны оказалось отчасти не готово к подобным законам. Единственным решением в подобной ситуации оказалось развитие малого бизнеса. Именно эта отрасль экономики отвечает за рост предпринимательской активности населения, повышение качества рабочей силы и экономическую стабильность.

Беларусь – страна с централизованной экономикой. Тем не менее, малый бизнес в государстве с населением в 10 миллионов человек и переходным периодом, связанным со сравнительно недавним изменением режима, развивается достаточно стремительно, хотя не достиг еще тех высот, которые диктуют развитые капиталистические страны. Согласно недавним подсчетам, на данный момент в стране зарегистрировано около 50000 малых предприятий. Однако, как бы стремительно не было развитие малого бизнеса в Белоруссии, он является лишь своеобразным дополнением к ВВП, составляя примерно 10% от него, и 30% от общей экономики страны.

Правительство Белоруссии избрало своеобразный путь для улучшения малого бизнеса, оно дает возможность развиваться тем отраслям экономики, которые с трудом контролируются самим правительством, именно поэтому в стране крепнет бизнес в сфере общественного питания и торговли (более 50%). Интересно будет заметить, что около 50% всех частных предприятий сосредоточено в столице Белоруссии городе Минске.[24].

Несмотря на все положительные отзывы, касающиеся динамики развития малого бизнеса в Белоруссии, общий уровень данной отрасли экономики – один из самых низких среди стран бывшего СССР.

Если взять все проблемы, связанные с развитием малого бизнеса в Белоруссии, то их можно распределить на две большие группы: барьеры, связанные с отношением государства и представителя малого бизнеса, и экономическая составляющая, дающая возможность развиваться субъектам хозяйствования.

Непоследовательность политики государства, и как следствие, отставание в предпринимательском секторе связаны, в первую очередь, с отсутствием благоприятной правовой среды для субъектов предпринимательской деятельности. В Белоруссии до сих пор в силе разрешительный порядок регистрации юридических лиц. В соответствии с ним, вся ответственность за созданное предприятие возлагается на орган, который проводит регистрацию. Поэтому чиновник для формальной самозащиты и ограждения себя от недобросовестности субъекта требует от него максимум документов. В связи с этим, регистрация юридических лиц становится делом большой сложности и дороговизны.

Судя по тому количеству принятых государством законодательных актов, возможности для развития бизнеса в стране достаточно неплохие. Однако не все так хорошо на самом деле. Причины кроются в нестабильности политики, чрезмерном внимании органов контроля за документами и налогами, высоких штрафах и выплатах за нарушения, а также налогах, сложность и «бумажно-документационная волокита». Ну и конечно благодаря недостаточному финансированию и коррупции малый бизнес не получает большей доли необходимых ему преференций и льгот.[24].

В соответствии с законодательством Республики Беларусь в стране гарантируется:

  • право граждан и юридических лиц заниматься предпринимательской деятельностью, создавать предприятия и приобретать необходимое для этой деятельности имущества;
  • защита прав и законных интересов всех предпринимателей, действующих в соответствии с законодательством страны и договорами;
  • научно-техническая и правовая поддержка предпринимательской деятельности;
  • страхование предпринимательского риска;
  • запрет вмешательства собственника и любого третьего лица в деятельность предпринимателя после заключения с ним контракта, кроме случаев, предусмотренных в контракте.

 Для  повышения эффективности и широкого  распространения предпринимательской  деятельности государство создаёт  информационные, консультативные, исследовательские  и другие центры, инновационные  и другие фонды, оказывая тем  самым помощь в становлении  этого сектора экономики.

На формирование развитой конкурентной среды, внедрение новых производственных и управленческих технологий, развитие инновационной деятельности, создание новых рабочих мест, повышение благосостояния и качества жизни направлена Директива № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулирования деловой активности в Республике Беларусь», подписанная Главой государства 31 декабря 2010 г. Принятие данного документа позволило очертить основные направления работы государственных органов по развитию малого и среднего бизнеса.

Кроме того, в целях дальнейшей либерализации экономической деятельности  и создания благоприятных условий для предпринимательства, а также совершенствования порядка государственной регистрации и ликвидации субъектов хозяйствования Президентов Республики Беларусь 27 июня 2011 г. принят Декрет № 5 «О внедрении изменений и дополнений в Декрет Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1». В нём внедрена возможность электронной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, либерализирован подход по подход по повторной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей граждан, государственная регистрация которых была аннулирована в связи с нарушением порядка осуществления предпринимательской деятельности.

На 1 января 2011 г. в республике зарегистрировано 86,2 тыс. субъектов малого предпринимательства – юридических лиц. По сравнению с аналогичным периодом 2010 г. количество субъектов малого предпринимательства – юридических лиц увеличилось на 7,6 тыс., или на 9,6 %. Численность индивидуальных предпринимателей на 1 января 2011 г. составила 231,8 тыс. человек. В сравнении с уровнем на 1 января 2010 г. количество индивидуальных предпринимателей возросло на 12,2 тыс. человек, или на 5,6 %. Таким образом, на 1 января 2011 г. в нашей стране насчитывается 318 тыс. субъектов малого предпринимательства. [10]

 

                               

 

Рисунок 1  - Субъекты малого предпринимательства, юридические лица (тыс. чел)

                             Примечание – Источник [10, c.6]

 

 

                             

 

Рисунок 2 – Субъекты малого предпринимательства, индивидуальные предприниматели (тыс. чел)

                          Примечание – Источник [10, с. 6]

 

К субъектам малого предпринимательства относятся индивидуальные предприниматели, коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год до 15 человек включительно и коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 16 до 100 человек включительно. [10, с. 5]

Оценить уровень развития предпринимательства в РБ можно с помощью статистических данных. На протяжении последних нескольких лет наблюдается положительная динамика доли занятых в малом предпринимательстве в общем количестве занятых в экономике. Всего в сфере малого бизнеса (с учетом индивидуальных предпринимателей и их наемных работников) по итогам 2008 года работало 19,7 процентов от занятых в экономике[Приложение А, Рисунок1].

В 2009 году удельный вес субъектов малого предпринимательства -юридических лиц в общем объеме валового внутреннего продукта составил 11,4 процента.

В общем объеме промышленного производства удельный вес субъектов малого предпринимательства - юридических составил 9,1 процента, розничного товарооборота, включая общественное питание – 29,5 процента, внешнеторгового оборота – 30,5 процента[Приложение А, Рисунок 2].

По сравнению с аналогичным периодом 2009 г. количество юридических лиц – субъектов малого предпринимательства увеличилось на 7397 (или на 9,5%), по сравнению с началом года – также увеличилось на 6689 (или на 8,5%). По состоянию на 1 января 2010 г. количество субъектов малого предпринимательства – юридических лиц всех форм собственности составило 77402 предприятия, по сравнению с 2008 годом их число увеличилось на 9411 или на 13,8 процента. Удельный вес субъектов малого предпринимательства - юридических лиц за 2009 год составил 48,2% от общего количества всех субъектов хозяйствования. По информации Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, по состоянию на 1 ноября 2010 г. в республике состоит на учете 85324 субъекта малого предпринимательства – юридическое лицо.

Значительный прирост количества субъектов малого предпринимательства – юридических лиц в 2009 году обусловлен деятельностью Правительства страны по либерализации условий осуществления экономической деятельности, проводимой с целью создания благоприятного делового климата и инвестиционной среды в Республике Беларусь. Принимаемые меры затрагивают широкий спектр вопросов, направленных на  преобразования в сферах распоряжения государственным имуществом, регулирования земельных и арендных отношений, упрощения налогового и таможенного законодательства, порядка государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования, упрощения процедуры получения специальных разрешений (лицензий) и т.п.[Приложение А, Рисунок 3].

В общем количестве субъектов малого предпринимательства – юридических лиц 95,5 процента составляют предприятия частной формы собственности.

Анализ показателей за семь лет свидетельствует о незначительных колебаниях в отраслевой структуре предпринимательского сектора. За период с 2003 по 2009 год сохраняется значительная доля субъектов малого предпринимательства – юридических лиц, функционирующих в сфере торговли и общественного питания, а также промышленности.

В 2009 году наблюдается небольшой рост доли субъектов малого предпринимательства – юридических лиц в таких сферах, как строительство, бытовое обслуживание населения, здравоохранение. Недостаточное развитие получают такие отрасли как сельское, жилищно-коммунальное хозяйство, наука и научное обслуживание.

Средняя численность работников в среднем за 2009 год на микро- и малых организациях составила 773,4 тыс. человек, что на 129,6 тыс. человек или 20,1 процента больше, чем за 2008 год.

По количеству занятых в отраслевом разрезе лидируют предприятия торговли и общественного питания (31 процент от общей численности занятых на микро- и малых организациях), промышленные (28,1 процента от общей численности занятых на микро- и малых организациях), строительные (16,7 процента).

Треть объема промышленной продукции, произведенной субъектами малого предпринимательства – юридическими лицами, – продукция машиностроения и металлообработки (34,3 процента), 16,9 процента – химической и нефтехимической промышленности, 11,4 процента – лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, 11,4 процента – пищевой промышленности.

В 2009 году объем инвестиций в основной капитал составил 10520,6 млрд. рублей и увеличился по сравнению с 2008 годом на 115,2 процента. При этом объем иностранных инвестиций составил 573,3 млрд. рублей и увеличился  по сравнению с 2008 годом  на 41,7 процента.

Информация о работе Развитие малого бизнеса в Республике Беларусь