Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 16:17, курсовая работа
Задачи моей курсовой работы состоят в том, чтобы:
сформулировать «критерии выделения малого бизнеса»;
определить долю малого бизнеса в национальной экономике РФ;
выявить проблемы и перспективы малого бизнеса;
Целью работы является показать возможные способы улучшения развития малого бизнеса в России.
Введение…………………………………………………………………..3
Глава 1. Малый бизнес в структуре национальной экономики России.....................................................................................................4
1.1 Понятие «малый бизнес», особенности, задачи и функции……....4
1.2 Этапы развития малого бизнеса в России.......................................7
1.3 Значение малого бизнеса в развитии национального хозяйства России и развитых стран.......................................................................................9
1.4 Вклад малого бизнеса в ВВП России и развитых стран................11
Глава 2. Проблемы развития малого бизнеса в России......................................................................................................13
2.1 Налоги, препятствующие развитию малого бизнеса……………....17
2.2 Инвестиционная проблема развития малого бизнеса......................19
2.3 Правовая проблема развития малого бизнеса.................................21
2.4 Проблема социальной защиты малого бизнеса...............................22
Глава 3. Направления поддержки малого бизнеса в России и за рубежом....................................................................................................26
3.1 Государственная поддержка малого бизнеса в России....................26
3.2Развитие малого бизнеса в Санкт-Петербурге……………………….28
3.3 Перспективы развития малого бизнеса в РФ………………………..30
Заключение…………………………………………………………………33
Список литературы.................................................................................35
Кафедра экономической теории
Курсовая по микроэкономике на тему:
«Развитие малого бизнеса в России»
Курсовая работа
бакалавра 2 курса
факультета ЭиФ
Вазыховой Д.Р.
группа 2402
Научный руководитель:
Десятниченко Д.Ю.
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава
1. Малый
бизнес в структуре национальной экономики
России........................
1.1 Понятие «малый бизнес», особенности, задачи и функции……....4
1.2 Этапы
развития малого бизнеса в
России........................
1.3 Значение
малого бизнеса в развитии национального
хозяйства России и развитых стран.........................
1.4 Вклад малого бизнеса в ВВП России и развитых стран................11
Глава
2. Проблемы
развития малого бизнеса в России........................
2.1 Налоги, препятствующие развитию малого бизнеса……………....17
2.2 Инвестиционная
проблема развития малого
2.3 Правовая
проблема развития малого
2.4 Проблема
социальной защиты малого
Глава
3. Направления
поддержки малого бизнеса в России и за
рубежом.......................
3.1 Государственная поддержка малого бизнеса в России....................26
3.2Развитие малого бизнеса в Санкт-Петербурге……………………….28
3.3 Перспективы развития малого бизнеса в РФ………………………..30
Заключение……………………………………………………
Список
литературы....................
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность мною выбранной темы курсовой работы «Развитие малого бизнеса в России» заключается в роли малого бизнеса в экономически развитых странах. Так, малые предприятия представляют собой возможность реализовывать творческие способности, предприимчивость, инициативу, создавать конкурентную среду. Только если существует большое количество малых предприятий , то можно будет ликвидировать дефицит многих видов товаров и услуг, а также возможно совершенствование общественных отношений, добиваться их адекватности в экономике государства.
Мировой опыт говорит нам о том, что малое предпринимательство в цивилизованных формах является особо важным условием оздоровления не только национальной экономики, но и всей общественной жизни государства в целом.
Для России, которая находится на начальном этапе развития рыночных отношений, особо важным является создание и развитие сектора малого предпринимательства, которое должно стать основой социального «перерождения» общества, обеспечивающей подготовку населения к переходу всего хозяйства страны к рыночной экономике. Несмотря на несовершенсво законодательной базы, трудности и неудачи, малое предпринимательство развивается, набирает темпы роста, решая экономические, социальные, научно-технические проблемы.
Задачи моей курсовой работы состоят в том, чтобы:
Целью работы является показать возможные способы улучшения развития малого бизнеса в России.
Глава 1. Малый бизнес в структуре национальной экономики России
Под субъектами малого предпринимательства в России понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, а также субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, общественных и pелигиозных объединений, благотворительных и иных фондов, иностранных юридических лиц и иностранных граждан не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает 100 человек1. Существуют также ограничения по количеству выручки, которые Правительство Российской Федерации каждый год устанавливает. В малом бизнесе можно выделить отдельно микропредприятия, состав который состоит не больше, чем из 15 человек.
Так же к субъектам мaлого предпринимательства можно отнести физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Предпринимательство в виде малого предприятия имеет свои уникальные особенности, такие как:
1) единство пpава собственности и непосредственного управления предприятием;
2) обозримость компании: ограниченность его размеров влечет особый, личностный характер отношений между руководителем и работником, что позволяет добиваться действительной мотивации работы персонала и более высокой степени удовлетворенности труда;
3) относительно небольшие pынки pесурсов и сбыта, которые не позволяют предприятию оказывать какое-нибудь значительное влияние на цены и общий отраслевой объем реализации товара;
4) пеpсонифицированный характер отношений между предпринимателем и клиентами, так как, малое предприятие рассчитано на обслуживание узкого кругаклиентов;
5) ключевaя роль руководителя в жизни предприятия: руководитель несет полную ответственен за итоги хозяйствования не только имущественного рынка, но и всей своей непосредственной включенности в производственный процесс и все связанное с его организацией;
6) семейное ведение дела: специфическая черта, по которой предприятие наследуется родственниками хозяина, чем определяется прямая вовлеченность последних во всю деятельность предприятия;
7) характер финансирования. Если крупные предприятия извлекают необходимые ресурсы с помощью фондовых бирж, то малые же предприятия могут рассчитывать только на небольшие банковские кредиты, свои личные (собственные) средства и рынок капиталов, так называемый-неформальный рынок, что означает, к примеру, деньги друзей, знакомых, родственников и тому подобное
8) высокая доля оборотного капитала, если брать и сравнивать с основным капиталом . К примеру, если у крупного бизнеса это 80:20, то в малом бизнесе это соотношение уже обратное, то есть 20:80.
К функциям малого бизнеса, в первую очередь, нужно отнести экономические функции, которые определяются его ролью как работодателя; а также как производителя продуктов и услуг.
Но социальные функции являются ничуть не менее важными, чем экономические. Во-первых, через малые формы предпринимательской деятельности многие люди раскрывают и реализуют свой творческий потенциал. Во-вторых, здесь используется труд социально уязвимых групп населения, которые не могут проявить себя в крупном бизнесе. В-третьих, небольшие предприятия, к примеру в сфере обслуживания, удовлетворяют потребности людей в общении.
На сегодняшний день очень актуальной является экологическая функция малого предпринимательства и она будет актуальна и в будущем. Данная экологическая функция уже сейчас занимает одно из первых место в странах с достаточно развитой рыночной экономикой.
Все малые и средние предприятия можно разделить на две группы, и к первой отнести предприятия, которые прямо или косвенно имеют дело с крупным бизнесом. Будучи юридически самостоятельными, они работают по контракту с крупными предприятиями. Для этой первой группы предприятий характерны:
1) специализация на производстве ограниченного круга деталей и узлов
2) более низкие издержки производства, которые позволяют крупному предприятию экономить свои ресурсы;
3) гибкость производства, которая способствует его быстрой перенастройке, а также смене моделей.
В условиях нового этапа научно-технического прогресса фирмы малого бизнеса функционируют как экспериментаторы для крупных фирм, а в добавок экспериментируют как фирмы, которые обслуживают новые товары, которые были созданы крупными компаниями.
Ко второй группе можно отнести предприятия малого бизнеса, которые конкурируют на рынке с предприятиями крупного бизнеса и друг с другом. Явными причинами для бурного их развития служат:
1) способность быстрого реагирования на требования рынка и способность удовлетворения возможно возникшего спроса на продукты ,а также услуги;
2) меньший стартовый капитал, который дает возможность свободнее руководить ,чем более сильные соперники;
3) стремление заполнить места, которые не выгодны крупным фирмам;
4) ценовая политика крупных фирм, которые задают рынку довольно высокие цены.2
Предпринимательская деятельность хозяйствующего субъекта должна выполнять на современном этапе следующие задачи:
1) изучать и прогнозировать рынок товаров, продуктов и услуг;
2) воздействовать
на производство для
3) совершенствовать
рекламно-информационную
4) эффективно осуществлять процесс купли и продажи;
5) вести
внешнеэкономическую
6) компьютеризировать процесс управления и учета коммерческой деятельности 3.
Развитие производства предприятий малого бизнеса создает благоприятные условия для оздоровления экономики, так как развивается конкурентная среда, создаются дополнительные рабочие места, а следовательно и активнее идет структурная перестройка, расширяется потребительский сектор. Помимо всего этого, развитие малого бизнеса ведет к насыщению рынка товарами и услугами, к повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов 4.
Изучая сущность малого бизнеса, нужно знать его истоки и процесс развития. Малый бизнес играл самую важную роль в распространении цивилизации, но его история никогда не занимала места в общественном сознании.
В истории малого бизнеса России можно выделить ряд этапов развития малого предпринимательства.
Для первого этапа (1985 – 1987 гг.) характерно зарождение и деятельность центров научно-технического творчества, временных творческих коллективов при общественных организациях, распространение бригадных подрядов, малочисленность участников бизнеса и его экспериментальный характер, формирование эмоционально-психологических основ предпринимательской деятельности на базе частной собственности.
На втором этапе (1987 – 1988 гг.) сфера деятельности малого бизнеса расширилась, количество людей, которые принимали в нём участие, росло; предпринимательство приобрело характер активного многочисленного движения. Целью развития малого бизнеса явилось насыщение внутреннего рынка товарами.
Третий этап (1989 – 1990 гг.)был связан с принятием законодательных актов, которые в свою очередь направлены на активизацию малых предприятий. Началась подготовка к проведению малой приватизации, создававшая необходимую базу для действительно перехода к рыночным отношениям, повышения экономической эффективности в экономике Российской Федерации. Именно в данный период времени было узаконено частное предпринимательство, особо важными так же были арендные отношения, что является особенностью малого бизнеса России.
Для четвертого этапа (1991 – 1992 гг.) характерны коммерциализация и появление среднего и крупного бизнеса. Произошли коренные изменения в отношении государства к развитию бизнеса.
Пятый этап (1993 – 1994 гг.) характеризуется широкомaсштабной приватизацией и развитием всех видов предпринимательства, появлением множества собственников и активного участия малого бизнеса в сфере услуг, торговли, общественного питания, легкой промышленности, производящей товары массового потребления и длительного пользования.
Заложенные основы рыночных отношений, а также их способность к инвестиционной деятельности дaют нам шанс сделать предположение о том, что шестой этап, начавшийся с 1995 года развития предпринимательства сможет изменить соотношение деятельных сил в пользу инновационных процессов. Тогда предпринимательство сможет проявляться во всем многообразии и обнаруживать силы, способные двигать pынок, обеспечивать нормальное функционирование pыночной экономики, сосуществование различных субъектов, каждому из которых отведены свои сферы приложения деятельности и свои задачи. В свою очерель государству предстоит приложить усилия для развития и поддержания в долговременной перспективе конкурентной сpеды и её cтaбильности в качестве среды хозяйствовaния.