Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 16:17, курсовая работа
Задачи моей курсовой работы состоят в том, чтобы:
сформулировать «критерии выделения малого бизнеса»;
определить долю малого бизнеса в национальной экономике РФ;
выявить проблемы и перспективы малого бизнеса;
Целью работы является показать возможные способы улучшения развития малого бизнеса в России.
Введение…………………………………………………………………..3
Глава 1. Малый бизнес в структуре национальной экономики России.....................................................................................................4
1.1 Понятие «малый бизнес», особенности, задачи и функции……....4
1.2 Этапы развития малого бизнеса в России.......................................7
1.3 Значение малого бизнеса в развитии национального хозяйства России и развитых стран.......................................................................................9
1.4 Вклад малого бизнеса в ВВП России и развитых стран................11
Глава 2. Проблемы развития малого бизнеса в России......................................................................................................13
2.1 Налоги, препятствующие развитию малого бизнеса……………....17
2.2 Инвестиционная проблема развития малого бизнеса......................19
2.3 Правовая проблема развития малого бизнеса.................................21
2.4 Проблема социальной защиты малого бизнеса...............................22
Глава 3. Направления поддержки малого бизнеса в России и за рубежом....................................................................................................26
3.1 Государственная поддержка малого бизнеса в России....................26
3.2Развитие малого бизнеса в Санкт-Петербурге……………………….28
3.3 Перспективы развития малого бизнеса в РФ………………………..30
Заключение…………………………………………………………………33
Список литературы.................................................................................35
Таким образом, можно отметить, что главными барьерами к вступлению в российский малый бизнес является сильное налогообложение, а также сложности с регистрацией и легализацией деятельности фирм, в том числе и коррупция.
Глава 3. Направления поддержки малого бизнеса в России и за рубежом
3.1 Государственная поддержка малого бизнеса в России
Масштабы развития малого бизнеса в России и его вклад в оздоровление экономики, в настоящее время, являются явно недостаточными. Одна из причин такого положения состоит в том, что должного развития не получила государственная поддержка предприятий малого бизнеса. Между тем, эти предприятия, как наиболее неустойчивые предпринимательские структуры, больше всего зависят от колебаний рынка, тем самым нуждаясь в разносторонней государственной поддержке.
Одну из важнейших проблем малого бизнеса в России представляет кредитование. Кредиты выдаются только под залог или поручительство, а малые предприятия не всегда могут предоставить их. Союзы предприятий малого бизнес, на сегодняшний день не становятся поручителями по таким кредитам. Отсутствуют специальные банки для обслуживания малого бизнеса. В особо трудном положении оказываются предприятия малого бизнеса, поскольку они не могут получить кредит, а если не могут получить кредит, то следовательно и конкурировать с другими предприятиями они не могут.
У большинства российских банков займы составляют довольно-таки скромную долю. Это связано с размером минимальной суммы ссуды, с которым банки не предпочитают работать, считая ее нерентабельной.
Банки России выдают малым предприятиям небольшие кредиты под более высокие проценты, чем по крупным кредитам большим предприятиям. Так, в банке проценты под кредиты на сумму до 1 тыс. долл. составляют 24% годовых, а до 30 тыс. руб. – 36%. Если кредит больше, то проценты составляют уже 15 и 28% годовых.
Одной из причин высоких процентов по кредитам для предприятий малого бизнеса является большой риск их кредитования. Финансовое состояние этих предприятий является нестабильным и неопределенным, а низкая капитализация увеличивает риск невозврата кредитов.
Предприятия
малого бизнеса нуждаются в
Также малый бизнес может поддерживаться через прямые и гарантированные займы. Прямые займы выдаются небольшим фирмам на определенный срок под более низкие процентные ставки, чем те, которые действуют на частном рынке ссудных капиталов. Гарантированные займы дают кредиторам государственные гарантии, которые составляют до 90% заемного капитала. Получается, что государство пытается заинтересовать частные банки, торговые и промышленные корпорации, страховые компании, пенсионные фонды для предоставления капиталов мелким фирмам.
Сейчас малый бизнес развивается в основном в посреднической сфере и в отраслях, которые не требуют особых капиталовложений, то есть в торговле, общественном питании, в строительстве гражданских объектов, мелком ремонте техники и машин, в сельском хозяйстве. Однако, рынок сферы научно-технических новшеств и информации не осваивается. Это связано, с одной стороны, недостаточным вниманием к проблемам государственных структур управления, отсутствием правовых актов, а с другой – монополией государственных научно-исследовательских институтов, которые сосредоточили весь объем финансирования научной сферы в своих руках. В итоге, это привело к монополизму государственного сектора в науке и отсутствию внедренческих структур в материальной сфере.
В целях развития малого бизнеса и обеспечения его государственной поддержкой Правительство РФ приняло ряд специальных постановлений. В Постановлении «О первоочередных мерах по развитию малого предпринимательства в РФ» определены приоритеты развития малого бизнеса России: производство и переработка с/х продукции, производство промышленных товаров и товаров народного потребления, оказание производственных, коммунальных и бытовых услуг, строительство объектов жилищного и производственного назначения.
Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» определяет формы и методы гос. регулирования и стимулирования субъектов малого бизнеса.
Также был принят ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства». В настоящее время, в России сложились и функционируют три системы налогообложения предприятий малого бизнеса.
1. Общеустановленная система- это когда малые предприятия и индивидуальные предприниматели платят те же налоги, что и другие налогоплательщики (к примеру, налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль). Помимо общих малые предприятия получают специальные льготы. Так, по НДС с 1 января 2001 г. они пользуются необлагаемым минимумом.
2. Упрощенная система налогообложения в форме единого налога на доход или выручку малых предприятий.
3. Единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности. Объектом налога признается потенциально возможный доход, который исчисляется на единицу физического показателя, который корректируется повышающими коэффициентами.
Уделяется внимание и развитию малого бизнеса в регионах России. Почти во всех регионах разработаны собственные программы развития малого бизнеса, более чем в половине из них созданы специальные органы и фонды его поддержки. Наиболее крупный регион России — Москва, где сосредоточена четверть всех предприятий малого бизнеса, на конец 2004 г. занимала первое место в числе регионов по развитию малого бизнеса (196,7 тыс. предприятий). Далее следуют: Санкт–Петербург (105,7 тыс.), Московская область (39,7 тыс.), Краснодарский край (36,8 тыс.), области –Самарская (32,4 тыс.), Свердловская (28,6 тыс.), Ростовская (25,7 тыс.).
Помимо федеральных и региональных, многие негосударственные организации ведут работу по поддержке малого бизнеса. К ним относятся различные фонды и агентства, банки, кредитные и страховые компании, общественные организации, образовательные структуры. Однако существенной помощи от них предприятия малого бизнеса не получают или получают весьма незначительную.
При правительстве РФ создан Совет по предпринимательству, который должен обеспечить взаимодействие исполнительной власти с малым, средним и крупным бизнесом. И создан не зря, ведь в России существуют проблемы с малым бизнесом. В России на 1000 жителей приходится лишь шесть предприятий. Чтобы достигнуть уровня как у Евросоюза, малых предприятий в РФ должно быть не менее 5 млн. В европейских странах на малых предприятиях занято около 70% общей численности работающих, а доля малого бизнеса в ВВП составляет более 50%. В России каждый из этих показателей не превышает 10%.
Причинами подобного положения являются: сложность получения банковского кредита и его высокая учетная ставка, неподъемная арендная плата, сложная и долгая процедура регистрации малых предприятий, трудности в получении юридического адреса, неразвитость структуры сбыта и непосильное налоговое бремя.
Финансовая поддержка малого бизнеса все еще остается актуальной. Происходит снижение инвестиций предприятий малого бизнеса в основной кaпитал: по отношению к общей бaзе снижение в промышленности с 31 до 25%, в строительстве — с 34 до 22%, а вот торговле инвестиции увеличились с 18 до 29%.
Главными нерешенными проблемами в малом бизнесе являются недостаточная нормативно-правовая база, громоздкая налоговая система, многочисленные недостатки упрощенной системы налогообложения, неработающий Федеральный закон о государственной поддержке малого предпринимательства.
3.2 Развитие малого бизнеса в Санкт-Петербурге
Целью данной части моей работы заключается в том, чтобы проанализировать развитие малого бизнеса в городе Санкт-Петербурге. Задачи же, состоят в следующем: сравнение уровней развития малого бизнеса в Санкт-Петербурге и других субъектах РФ; изучение направления государственной поддержки малого бизнеса, а также определение структуры распределения малых предприятий по видам деятельности экономики. Перейдем непосредственно к анализу малого бизнеса в нашем городе.
Точно так же ,как в 2009 и 2010 годах, в начале 2011 года СЗФО находился на третьем месте по общему количеству малых предприятий среди иных федеральных округов России. Было около 36 тысяч предприятий.
В первой половине 2011 года в Санкт-Петербурге прирост количества малых предприятий был равен примерно 23%. Санкт-Петербург находится на втором месте в России по уровню развития малого предпринимательства .На 1 же месте, опережаю Санкт-Петербург идет столица России- Москва.
В течение двух лет(2008-2010), а также в первой половине 2011 г. Санкт-Петербург был первым среди всех остальных субъектов, которые входили в СЗФО, по количеству малых предприятий, если брать в расчете на 100 тыс. жителей, а также был первым в России. Самое большое количество малых предприятий было зарегистрировано в Центральном, Адмиралтейском и Петроградском районах.
Количество малых предприятий в городе росло. Это связано с тем, что иные предприятия увеличивали свой спрос на распространенные отрасли: рестораны, туризм и прочее.
Наибольшая доля от общего количества малых предприятий .приходилась на оптовую и розничную торговлю, что составляет около 33,5%. Сфера является привлекательной , так как низкие затраты и быстрая оборачиваемость капитала.
За два этих года, 2008-2010,а также 2011резко начало сокращаться численность рабочих, работающих на малые предприятия. Причиной этому стал, всем известный, экономический кризис, который как раз и начался в сентябре 2008 года. В результате, и так уже малые предприятия еще разделили на микропредприятия, в состав которых входило только 15 человек.
Малые предприятия отличаются тем, что они привлекают к себе работников за счет, так называемой, вторичной занятости.
Отраслевая структура оборота за период 2008-2010 годов и начала 2011 года не несла за собой изменений. Снизился оборот от розничной торговли, а объясняется это увеличением роли других отраслей экономики, развитию которых способствует государственная поддержка.
Что касается инвестиций, то опять же за этот период времени, они уменьшались. Но это в основном отразилось на предприятиях по недвижимости.
Финансирование малого бизнеса осуществляется либо через кредитование, либо через лизинг. Если кредит на какие-то определенные собственные нужны, то лизинг только на усовершенствование чего-либо.
В итоге этого анализа ,можно сказать, что:
3.3 Перспективы развития малого предпринимательства в России
Несмотря на серьезность проблем, связанных с малым бизнесом, отечественный малый бизнес имеет перспективы дальнейшего развития. Прежде всего, следует оградить малый бизнес от бюрократии, сделать как можно проще процедуру регистрации, сократить число контролирующих органов и проверок, продолжить процесс сокращения числа лицензируемых видов деятельности и продукции. Следует искоренить коррупцию, которая не только опасна с моральной точки зрения, но и препятствует экономическому росту, существенно удорожает, извращает конкуренцию.
Необходимо существенно уменьшить налоговую нагрузку на малый бизнес. Это особенно важно для начинающих предпринимателей в первую очередь в таких видах деятельности, как инновационная, производственная, строительная и ремонтно-строительная, медицинская. На мой взгляд, следует сосредоточить внимание на концентрации всех финансовых средств, предназначенных для поддержки малого бизнеса (федерального и региональных бюджетов, Федерального фонда поддержки малого предпринимательства, всевозможных внебюджетных источников), на важнейших приоритетных направлениях, создать для него систему гарантий кредитования.
Для вновь создаваемых предприятий малого бизнеса необходимо широкое использование лизинга и франчайзинга. Если франчайзинговая система завоевывает у нас в стране все больше позиций, то лизинг находится лишь в зачаточном состоянии. Дальнейшему развитию этих форм деятельности среди предприятий малого бизнеса должны содействовать крупные предприятия.
Нужна более энергичная работа по развитию инфраструктуры малого бизнеса, развитию банковской системы, различных фондов поддержки малого бизнеса. Малые предприятия должны иметь возможность в любую минуту получить консультацию и бесплатную помощь по вопросам открытия и функционирования, по проблемам маркетинговой стратегии, защите своих интересов, по любой другой проблеме.
Большая работа предстоит в области подготовки и повышения квалификации предпринимателей. В сфере малого бизнеса работают около 8 млн человек, или почти 12% всего занятого в стране населения, и эта численность будет возрастать в будущем.
На сегодняшний день в стране функционирует около 900 тыс. предприятий малого бизнеса. По некоторым оценкам только от 20 до 30% из них имеют руководителей, обладающих специальным профессиональным образованием.
В соответствии с ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ местные власти не имеют права вводить какие-либо разрешительные документы, кроме перечисленных в этом законе лицензий.
В числе различных мер по повышению темпов экономического роста в стране до 2009 г. меры по стимулированию малого бизнеса и конкуренции стоят на последнем восьмом месте, что говорит о чрезвычайно отрицательном отношении к этим двигателям экономики в нашей стране.
Таким образом, у малого бизнеса в России есть резервы для дальнейшего развития. Приблизительно в ближайшие годы число малых предприятий в России увеличится до 1,4—1,5 млн единиц. Выпускаемая ими продукция может быть оценена в 2,8—3,2 трлн руб.