Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 16:17, курсовая работа
Задачи моей курсовой работы состоят в том, чтобы:
сформулировать «критерии выделения малого бизнеса»;
определить долю малого бизнеса в национальной экономике РФ;
выявить проблемы и перспективы малого бизнеса;
Целью работы является показать возможные способы улучшения развития малого бизнеса в России.
Введение…………………………………………………………………..3
Глава 1. Малый бизнес в структуре национальной экономики России.....................................................................................................4
1.1 Понятие «малый бизнес», особенности, задачи и функции……....4
1.2 Этапы развития малого бизнеса в России.......................................7
1.3 Значение малого бизнеса в развитии национального хозяйства России и развитых стран.......................................................................................9
1.4 Вклад малого бизнеса в ВВП России и развитых стран................11
Глава 2. Проблемы развития малого бизнеса в России......................................................................................................13
2.1 Налоги, препятствующие развитию малого бизнеса……………....17
2.2 Инвестиционная проблема развития малого бизнеса......................19
2.3 Правовая проблема развития малого бизнеса.................................21
2.4 Проблема социальной защиты малого бизнеса...............................22
Глава 3. Направления поддержки малого бизнеса в России и за рубежом....................................................................................................26
3.1 Государственная поддержка малого бизнеса в России....................26
3.2Развитие малого бизнеса в Санкт-Петербурге……………………….28
3.3 Перспективы развития малого бизнеса в РФ………………………..30
Заключение…………………………………………………………………33
Список литературы.................................................................................35
Ни для кого не секрет, что большую часть товаров повседневного потребления мы покупаем у представителей, так называемого, малого бизнеса, основная масса которых – частные предприниматели, старающиеся освоить новые рыночные позиции. Небольшие магазины, многочисленные салоны красоты и т.д. и т.п. являются типичными представителями малого бизнеса, на котором собственно и планировалось создать мифический средний класс.
Доля предстaвителей этого класса растет, но в основном в ущерб государству, так как успешно вести дела и платить налоги становится обременительно. Особенно это касается частных предпринимателей, поскольку они непосредственно чувствуют на себе всю тяжесть налогового законодательсва. Такого рода предприниматели, как правило, предпочитают использовать собственные накопления в качестве инвестиций и не располагают возможностью привлечения капитала извне (за исключением банков, но проценты очень высоки).
Под тяжестью многочисленных пpоблем, в том числе и налогов многие начинают задумываться над приоритетами: спать спокойно или жить по-человечески. Нетрудно предсказать - куда уводят подобные мысли.
Зачастую же люди, имеющие на руках деньги, боятся инвестировать и просто тратят, что никоим обpазом не способствует выполнению таких задач как развитие сферы услуг, укрепление основ рыночной экономики, т.е. конкуренции и прочее. Таким образом, государство не дополучает необходимых ему денег, а потребитель сильно переплачивает, т.к. то, что происходит даже в малом бизнесе, сложно назвать бескомпромиссной конкуренцией. Розничным магазинам, имеющим одного поставщика нет смысла понижать цены или рекламировать товары, т.к. их все равно купят, причем по тем ценам, которые во всех магазинах одного рода отличаются незначительно.
Дело в том, что нет особого стимула торговать, т.к. чистая прибыль, которую предприниматель положит в карман очень мала в сравнении с работой которую он проделал при организации. Такие предприятия, практически не имеют возможности изъять деньги из оборота, еще хуже, если время работает против них (банковские проценты).
В своей статье Кaрпов А. Ю. приводит наглядную калькуляцию успешного предприятия, занимающегося розничной продажей запасных частей к автомобилям ВАЗ.
Прежде всего, хотелось бы отметить, что наценка на товары такого рода составляет, в среднем, порядка 50%. Посмотрим, что же остается самому предпринимателю.
Согласно чекам, общая выручка за год составила 2378345 – из которых общих расходов вышло 2300345. Несложно посчитать, что чистая прибыль, которой можно распорядиться – 73000 рублей за год, т.е. менее 4%.
Немалую роль здесь сыграла налоговая политика, проводимая государством. Самый низкий налог на доходы в Европе, в совокупности с единым социальным налогом вышел у укaзанного предпринимателя в 34% от прибыли. В таких случаях работодатель, после непродолжительной калькуляции, сам решает какую сумму заработной платы ему указывать в декларации. Например: имея 2 работника, получающих по 5.000 рублей, предприниматель будет вынужден платить ежемесячно 2,160 рублей только единого социального налога, что уже составляет 20% от суммы заpаботной платы.
Неудивительно,
что уплата налогов для многих
является непреодолимым препятствием
при ведении малого бизнеса. Многочисленные
исторические примеры показывают, что
налоги – совершенно излишни при
становлении рынка в
Необходимость инвестиций любого рода в нашей стране очевидна и в данном случае зависит непосредственно от законодателей. Налоговые барьеры вынуждают предпринимателей вновь уходить в тень, создавая черный рынок оплаты труда. Страдают обе стороны, но конфликт может быть разрешен только сверху. Правительственная инициатива, проявленная в виде принятия 13% подоходной налоговой ставки, должна была стать тенденцией. Чтобы убедить людей, имеющих деньги, инвестировaть, нужно свести риск к минимуму, показать, что зарабатывать законно – прибыльнее и безопаснее7.
2.2 Инвестиционная проблема
В ходе своей деятельности малые предприятия сталкиваются с большими трудностями. Основной проблемой является недостаточная ресурсная база, как материально-техническая, так и финансовая. Практически речь идет о создании нового сектора экономики. В течение десятилетий такой сектор у нас в сколько-нибудь существенной степени отсутствовал. Это, также, означало и отсутствие подготовленных предпринимателей. У основной массы населения, которая проживала от одной заработной платы до другой, не могло образовываться резерва средств, которые могли бы помочь в открытии своего собственного малого бизнеса. Данные средства были вынуждены искать.. Вполне понятным является тот факт, что и так предельно напряженный государственный бюджет не может стать их источником. Остается надежда на кредитные ресурсы, хотя и они незначительны и их очень сложно реализовать при инфляции, которая является постоянной и усиливающейся. Данная ситуация не изменится, если не перейти к осуществлению общественной поддержки малого бизнеса.
Об эффективности инвестиций в основной капитал предприятия малого бизнеса могут свидетельствовать данные единовременного обследования по результатам их работы в 2000 году .
Показатель |
Инвестиции в основной капитал малого бизнеса |
Все инвестиции в основной капитал |
Инвестиции – всего |
100 |
100 |
В том числе: | ||
в жилища |
9,4 |
10,7 |
в здания (кроме жилых) и сооружения |
26,5 |
43,6 |
в машины, оборудование, инструмент, инвентарь |
59,2 |
35,7 |
Прочие |
4,9 |
10,0 |
Как видно из таблицы, предприятия малого бизнеса почти 60% своих инвестиций в основной капитал вкладывают в активную часть основных фондов (машины, оборудование, инструмент, инвентарь), в то время как по всем инвестициям в основной капитал на данный вид основных фондов приходится 43,6%. Это свидетельствует о том, что в малом бизнесе существуют равные условия наилучшего, более эффективного использования инвестиций, так как машины и оборудование являются создателями реальной продукции.
Между тем удельный вес инвестиций в основной капитал предприятия малого бизнеса в общих инвестициях в основной капитал из года в год падает.8
Показатель |
2002 |
2003 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
Общие инвестиции в основной капитал |
750033,8 |
363428,6 |
2111304,4 |
4633426,9 |
6589296,2 |
11335246,4 |
7900640,6 |
7178647,2 |
В том числе в основной капитал малых предприятий |
51.002,3 |
67.301,6 |
99.231,3 |
120.469,1 |
171.321,7 |
317.386,9 |
252.820,5 |
258.431,3 |
В % к общим инвестициям |
6,8 |
5,4 |
4,7 |
2,6 |
2,6 |
2,8 |
3,2 |
3,6 |
Данные, представленные выше, говорят нам о том, что низкие инвестиции малого бизнеса приносят большую отдачу, чем крупные.
Требуется тщательно выверенная, последовательно реализуемая система отбора, которая позволит предоставлять ощутимые приоритеты более полезным обществу. Это подразумевает собой предпочтение сферы производства сфере обращения при детальной дифференциации самого производства на основе грамотного изучения общественного спроса, происходящих в нем подвижек и тенденций.
Чтобы обеспечить лучшее удовлетворение потребностей населения при создании условий для последовательного развертывания предпринимательства[1], следует организовать льготное кредитование, налогообложение, различного рода льгот и т.п.
2.3 Правовая проблема развития малого бизнеса
Следующей проблемой является законодательная база, на которую малый бизнес может опираться в настоящее время. Пока что она несовершенна, а во многих существенных положениях вообще отсутствует. Существует огромное количество правовых документов, которые регулируют малый бизнес, трудность же заключается в том, что, во-первых, отсутствует свободная единая законодательная основа для деятельности отечественных предприятий малого бизнеса на период сегодняшнего дня, а во-вторых, разрозненные установления, которые уже имеются, воплощаются в реальность не в полном объеме.
В настоящее время малый бизнес находится в таких условиях, которые весьма далеки от присущих рыночным отношениям. С другой стороны, проявляется особенность к тому, чтобы все больше окружать его устаревшими рамками планово-административной системы, у которой едва ли не всеохватное планирование и жесткая регламентация, которая осуществляется с помощью лимитов, фондов и так далее.
Отсутствует система проведения глубокого анализа деятельности предприятий малого бизнеса, также отсутствует надлежащий учет итогов их работы, почти полностью отсутствуют отчеты по показателям, которые предоставляют право этим предприятиям пользования льготами.
Материально-техническое обеспечение предприятий малого бизнеса осуществляется в недостаточном объеме и не в определенный период времени. Отсутствуют машины, оборудование, приборы, которые соданы специально для таких предприятий и которые берут во внимание их специфику. Доступ к высоким технологиям для них закрыт, потому что на их покупку необходимы значительные финансовые затраты
2.4
Проблема социальной защиты
Существует проблема и социальной защиты малого бизнеса. Известно, что ранее существовавшая на основе распределения общественных фондов система социальных гарантий и социального обеспечения в нынешних условиях оказалась практически подорванной. Необходимо повторное построение этой системы заново по отношению ко всему обществу, а тем более по отношению к предпринимателям.
В 2005 году Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «Опора России» провела исследование условий функционирования малого бизнеса в стране.
Выяснилось, что главным источником финансирования предприятий малого бизнеса является его же собственная прибыль. Одна треть предпринимателей используют для этого свои личные накопления, и только 16% используют кредиты, которые они взяли в банке. Опыт использования банковских кредитов для финансирования своего бизнеса имеют только 26% российских малых предпринимателей. 24% сообщили, что при попытке взять кредит в банке, у них возникал ряд вопросов: условия получения кредита оказывались невыгодными, либо сам банк отказывал предпринимателям в кредите. Высокие процентные ставки и отсутствие возможности предоставить залог в требуемых банком тех объемах, которые он требует явились главными причинами не получения кредитов.
В России, выдавая кредиты малому бизнесу, банки завышают стоимость кредитования, а также долго обдумывают , выдавать или не выдавать кредит малому предприятию. Особо неприятным является то, что предприятия, которые продолжительное время обслуживаются в данном банке, не имеют каких-либо особых привилегий, зато имею такие же, какие могут получить абсолютно любые новые клиенты.
Если сотрудничать с одним банком, это позволит предприятиям малого и среднего бизнеса сократить издержки на управление банковскими счетами, а также снизить риски утечки информации о своем бизнесе.
Следовательно, можно выделить причины, вызывающие степени недовольство предприятий малого бизнеса качеством кредитования. Во-первых, отсутствие льгот при кредитовании для предприятий, которые сотрудничают с определенным банком длительное время.
Во-вторых, предприятия малого и среднего бизнеса недовольны тем, что им необходимо подготавливать значительные пакеты документов и ждать достаточно долгое время, пока их заявки будут рассмотрены.
В-третьих, недовольство клиентов может быть вызвано также искусственным сокращение сроков кредитования, занижение стоимости залогов при одновременном сужении перечня имущества, который принимается в залог.
В-четвертых, предприятия малого и среднего бизнеса недовольны качеством банковского обслуживания: скорости и условия обслуживания, стоимости услуг банка.
Данные меры позволят улучшить кредитование малого бизнеса.
Более половины предпринимателей, а более конкретно это 56% использовали заемные средства для пополнения своих оборотных средств, а почти одна треть – на приобретение материальных активов, в число которых входят здания, сооружения, товарные знаки и так далее.