Развитие малого предпринимательства в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 19:55, курсовая работа

Описание работы

В ходе написания курсового проекта использовался законодательный, методический и практический материал.
Задачи, поставленные при разработке данного проекта:
- рассмотреть сущность и особенности малого предпринимательства;
- выявить роль государства в развитии малого предпринимательства;
- провести анализ деятельности малого предпринимательства, а также проблемы его развития и пути решения;
- подвести итог проделанной работы.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Малое предпринимательство и этапы ее развития…….………......4
1.1.Понятие и признаки малого предпринимательства………….…....4
1.2.Развитие малого предпринимательства в 19-20вв………………...9
1.3.Современное развитие малого предпринимательства……………11
Глава 2.Малое предпринимательство в рыночной экономике……………...14
2.1.Преимущества малого предпринимательства……………………..14
2.2.Недостатки малого предпринимательства………………………....15
2.3.Система государственной поддержки и регулирования
малого предпринимательства…………………………………………..16
2.4.Налогооблажение предприятий малого бизнеса………………..…20
Заключение……………………………………………………………………..22
Список используемой литературы……………………………………………24

Файлы: 1 файл

Микроэкономика_Мразов_Развитие предпринимательства в России.doc

— 154.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Чувашский государственный университет  им. И.Н. Ульянова»

 

 

 

 

 

Кафедра «Экономической теории и международных  отношений»

 

 

 

 

 

 

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

 

                           

По дисциплине: Макроэкономика (продвинутый уровень)

 

      На тему: «Развитие малого предпринимательства в Российской Федерации»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент

группы ЗЭКМ-01-13/1

Мразов Ю.Г.

Научный руководитель:

доктор наук, преподаватель

Яковлев Г.Е.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чебоксары - 2013

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………..3

Глава 1. Малое предпринимательство и этапы ее развития…….………......4

1.1.Понятие и признаки малого предпринимательства………….…....4

1.2.Развитие малого предпринимательства в 19-20вв………………...9

1.3.Современное развитие малого предпринимательства……………11

Глава 2.Малое  предпринимательство в рыночной экономике……………...14

2.1.Преимущества малого предпринимательства……………………..14

2.2.Недостатки малого предпринимательства………………………....15

2.3.Система государственной поддержки и регулирования

малого предпринимательства…………………………………………..16

2.4.Налогооблажение предприятий малого бизнеса………………..…20

Заключение……………………………………………………………………..22

Список используемой литературы……………………………………………24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Мировая практика убедительно свидетельствует, что  малое предпринимательство оказывает  существенное влияние на развитие народного  хозяйства, решение социальных проблем, подъем численности занятых работников.

Сегодня каждый гражданин России в той или иной степени столкнулся с таким явлением как малое предпринимательство. Это важнейший элемент рыночной структуры, наиболее гибкая и динамичная форма предпринимательства.

В Федеральном  законе РФ «О государственной поддержке  малого предпринимательства в Российской Федерации» говорится, что настоящий закон направлен на реализацию установленного Конституцией Российской Федерации права граждан на свободное использование своих способностей и имущества для осуществления предпринимательской или иной, не запрещенной законом экономической деятельности. Этим положением устанавливается экономическая и социальная роль малого предпринимательства.

Постоянный  поиск то появляющихся, то исчезающих общественных потребностей и непрерывное приспособление к ним составляют основу стратегии малого бизнеса.

Для экономики  в целом деятельность малых компаний оказывается важным фактором повышения ее гибкости. По уровню развития малого бизнеса специалисты судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке. Для России, находящейся на начальном этапе развития рыночных отношений, именно создание и развитие сектора малого предпринимательства должно стать основой социальной реструктуризации общества, обеспечивающей подготовку населения и переход всего хозяйства страны к рыночной экономике. Несмотря на трудности и неудачи, недостаточную помощь государства, малое предпринимательство развивается, набирает темпы роста, решая экономические, социальные, научно-технические проблемы.

Все вышесказанное подтверждает актуальность проблемы, и послужило основанием для выбора темы курсового проекта.

В ходе написания курсового проекта использовался законодательный, методический и практический материал.

 

Задачи, поставленные при разработке данного проекта:

- рассмотреть  сущность и особенности малого  предпринимательства;

- выявить роль  государства в развитии малого  предпринимательства;  
- провести анализ деятельности малого предпринимательства, а также проблемы его развития и пути решения;

- подвести итог проделанной работы.

 

 

Глава 1. Малое предпринимательство и этапы ее развития

 

1.1.Понятие  и признаки малого предприятия

Как следует  из самого определения, «малое предпринимательство» - это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях (показателях), конституциирующих сущность этого понятия.

По данным Мирового банка, общее  число показателей, по которым предприятие относится к субъектам малого предпринимательства, превышает 50. Однако наиболее часто применяемыми критериями являются следующие:

  • средняя численность занятых на предприятии работников,
  • ежегодный оборот, полученный предприятием, как правило, за год,
  • величина активов.

Однако почти во всех развитых странах первым критерием  отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства является численность работающих человек.

В российской практике существование малого предпринимательства  было разрешено в 1988 г. В этот период к числу малых отнесли государственные предприятия, на которых среднее число ежегодно занятых не превышало 100 чел.

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 %, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 % и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает предельных уровней:

  • в промышленности - 100 чел.;
  • в строительстве - 100 чел.;
  • на транспорте - 100 чел.;
  • в сельском хозяйстве - 60 чел.;
  • в научно-технической сфере - 60 чел.;
  • в оптовой торговле - 50 чел.;
  • в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 чел.;
  • в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 чел.

В Федеральном Законе РФ «О государственной поддержке  малого предпринимательства в Российской Федерации» установлено, что под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

В соответствии с законодательством средняя  за отчетный период численность работающих малого предприятия определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других подразделений указанного юридического лица.

С правовой точки  зрения малое предприятие является особым хозяйствующим субъектом, отличающимся от других только своим размером. Главное, что дает статус малого предприятия - определение налоговых льгот  и системы защиты предпринимательской  деятельности. Предприятие может утратить статус малого:

- если оно  превышает максимально установленную  рубеж среднесписочной численности;

- если при  сохранении достигнутых размеров  численности предприятие изменяет  структуру своего производства, что влечет за собой и изменение основных показателей. Поэтому, для того чтобы не потерять статуса малого предприятия, надобно следить за двумя показателями: - численностью работников; 

- структурой  производства.

Если эти  показатели выходят за установленные  пределы, предприятие не прекращает своего существования. Оно продолжает функционировать, но лишается права на получение тех льгот, которые установлены для малых предприятий. Малое предприятие может быть создано:

- гражданами, членами  семьи и другими лицами, совместно  ведущими трудовое хозяйство;

- государственными, арендными, коллективными, совместными  предприятиями, общественными организациями  и их предприятиями, кооперативами,  акционерными обществами, хозяйственными  обществами и товариществами, хозяйственными  ассоциациями, другими предприятиями и организациями, являющимися юридическими лицами;

- государственными  органами, уполномоченными управлять  государственным имуществом.

Кроме того, малые  предприятия могут создаваться  совместно с государственными органами, предприятиями, организациями и гражданами. Малое предприятие может быть создано в результате выделения из состава действующего предприятия, объединения, организации одного или нескольких структурных подразделений или структурных единиц по инициативе коллектива трудящихся указанного подразделения. В этих случаях предприятие, объединение, организация, из которого выделилось малое предприятие, выступает его учредителем. Существуют следующие организационно-правовые формы предприятий:

- государственное  предприятие;

- муниципальное предприятие;

- индивидуальное (семейное) частное предприятие;

- полное товарищество;

- смешанное  товарищество;

- товарищество  с ограниченной ответственностью (акционерные общества закрытого  типа);

- акционерное  общество открытого типа;

- филиал или  представительство;

- предприятие,  созданное на основе аренды  и выкупа имущества трудовым  коллективом.

Малые предприятия  независимо от организационно-правовой формы подлежат государственной  регистрации в местных органах  власти по месту нахождения. Учредительными документами являются: решение о создании или контракт учредителей, устав предприятия. Для регистрации представляются Заявление учредителя, решение о создании предприятия (договор учредителей), устав предприятия, свидетельство об выплате государственной пошлины. Устав предприятия утверждается его учредителем, в нем указывается:

1) вид предприятия,  его наименование и местонахождение;

2) предмет и  цели деятельности;

3) порядок образования  имущества, его выкупа;

4) ресурсы - трудовые, материальные, финансовые;

5) права и  ответственность;

6) условия реорганизации  и прекращения деятельности.

После получения  решения местных органов о  регистрации малому предприятию  надобно в следующей последовательности зарегистрироваться в финансовом органе и отделе учета нежилых помещений, дальше обратиться в ОВД для получения разрешения на изготовление печатей и столковаться по этому вопросу со специальным учреждением. В выбранном банке наполнить карточку-заявление для открытия счета и кредитования; стать на учет в финансовом менеджменте и зарегистрироваться в налоговой инспекции. Законодательство РФ устанавливает минимальную величину уставного капитала для всех организационно-правовых форм, равную 100-кратному размеру минимальной оплаты труда в месяц. Регистрационный орган вправе потребовать экологическую экспертизу будущего малого предприятия, получить экспертные оценки его санитарного состояния, проверить, как решаются вопросы водопользования и электроэнергии, потребовать лицензию.

Следующий важный период образования предприятия - разрабатывается пакет документов внутреннего пользования будущего малого предприятия: положение об оплате труда и системах премирования работников предприятия и совместителей, план организационно-технических мероприятий, порядок и формы осуществления полномочий трудового коллектива и другие.

Предприятия малого бизнеса имеют право создавать  отделения, представительства, филиалы  и другие обособленные подразделения  с правом открытия текущих расчетных  счетов и утверждают положения о  них. Предприятия могут учреждать дочерние предприятия с правом юридического лица, следовательно, они обладают такой же самостоятельностью, как и любое другое предприятие. Характер взаимоотношений дочерних предприятий с малым предприятием-учредителем фиксируется в уставе дочернего предприятия. Управление малым предприятием осуществляется в соответствии с действующим законодательством и уставом предприятия. Предприятие самостоятельно определяет структуру органов менеджмента и затраты на их содержание. Руководителем предприятия малого бизнеса может быть собственник имущества предприятия. Собственник имущества может нанимать руководителя предприятия путем подписания контракта и назначения его на пост. Если собственником имущества предприятия является трудовой коллектив, контракт от его имени заключает Совет трудового коллектива. Собственник имущества имеет право самостоятельно заключать контракт с руководителем предприятия.

Информация о работе Развитие малого предпринимательства в Российской Федерации