Развитие малого предпринимательства в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 19:55, курсовая работа

Описание работы

В ходе написания курсового проекта использовался законодательный, методический и практический материал.
Задачи, поставленные при разработке данного проекта:
- рассмотреть сущность и особенности малого предпринимательства;
- выявить роль государства в развитии малого предпринимательства;
- провести анализ деятельности малого предпринимательства, а также проблемы его развития и пути решения;
- подвести итог проделанной работы.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Малое предпринимательство и этапы ее развития…….………......4
1.1.Понятие и признаки малого предпринимательства………….…....4
1.2.Развитие малого предпринимательства в 19-20вв………………...9
1.3.Современное развитие малого предпринимательства……………11
Глава 2.Малое предпринимательство в рыночной экономике……………...14
2.1.Преимущества малого предпринимательства……………………..14
2.2.Недостатки малого предпринимательства………………………....15
2.3.Система государственной поддержки и регулирования
малого предпринимательства…………………………………………..16
2.4.Налогооблажение предприятий малого бизнеса………………..…20
Заключение……………………………………………………………………..22
Список используемой литературы……………………………………………24

Файлы: 1 файл

Микроэкономика_Мразов_Развитие предпринимательства в России.doc

— 154.00 Кб (Скачать файл)

Главным для  малого предприятия является правильное определение направления деятельности. Выбор преобладающего вида деятельности, по которому будет определена отраслевая принадлежность предприятия, - не формальный акт. От правильного выбора зависит многое. Во-первых, появляется вероятность получения определенных налоговых льгот; во-вторых, от выбора преобладающего вида деятельности и, соответственно, отраслевой принадлежности предприятия будут зависеть и максимально возможные размеры тех параметров, по которым предприятие относится к разряду малых. Право граждан (физических лиц) заниматься предпринимательской деятельностью установлено Конституцией России и гражданским законодательством. Индивидуальным предпринимателем может быть любой дееспособный гражданин России - в соответствии со ст. 21 ГК РФ. Гражданские права и обязанности возникают в первую очередь из оснований, предусмотренных законами и иными правовыми актами. Так, в соответствии со ст. 9 Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" в редакции Федерального закона от 25 мая 1995 г. № 83-93 должностным лицам органов государственной власти и государственного менеджмент запрещается: заниматься самостоятельно предпринимательской деятельностью; иметь в собственности предприятия; самостоятельно или через представителя голосовать посредством принадлежащих им акций, вкладов, паев, долей при принятии решений общим собранием хозяйственного товарищества и общества; занимать должности в органах менеджмента хозяйствующего субъекта. В ряде законодательных актов установлены ограничения на дело предпринимательской деятельностью работникам, связанным со службой в других органах государственной власти и менеджмента.

Таким образом, дееспособным гражданам законодательством установлены  права и определенные гарантии для  занятия предпринимательской деятельностью, выбора любого предмета деятельности, не запрещенной законом. В соответствии с п. 1 ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. В качестве индивидуального предпринимателя граждане (физические лица) могут заниматься предпринимательством как в качестве основной, так и дополнительной деятельности (в соответствии с законодательством). Права индивидуального предпринимателя в соответствии с гражданским законодательством немаловажно расширены. Это означает, что все права и обязанности, которые имеют и несут коммерческие организации, приобретает и индивидуальный предприниматель. Например, он может осуществлять наем работников на основе контрактов гражданско-правового характера (договора подряда, комиссии, поручения и др.), заниматься всеми видами деятельности, которые не запрещены законом и.т.д. Чтобы гражданин (физическое лицо) стал по закону индивидуальным предпринимателем, он должен в этом качестве зарегистрироваться и получить соответствующее свидетельство. В соответствии с законодательными и нормативными актами индивидуальный предприниматель должен стать на учет в налоговом органе по месту своей регистрации месту своего постоянного жительства, а также зарегистрироваться у уполномоченных Пенсионного Фонда РФ.

 

 

 

1.2.Развитие малого предпринимательства в 19-20 вв.

20-60-е годы в России  ассоциируются у нас с такими  понятиями как  продразверстка, «военный коммунизм», НЭП, индустриализация, коллективизация, национализация, сверхцентрализация и децентрализация.

Все эти перечисленные  явления были направлены на ограничения  предпринимательской деятельности и какой-либо инициативы со стороны  частных лиц. Исключением является лишь НЭП, направленная на оптимизацию и возрождение хозяйственных отношений в стране, упадок которых явился результатом Революции и Первой Мировой Войны.

Переход к НЭПу вызвал небывалое развитие личной инициативы граждан, что в стране с преобладанием  мелкотоварного уклада хозяйства привело к развитию массового частного предпринимательства. В то же время не развеянные мечты о грядущей мировой революции и создании светлого будущего без «мироедов», притягательные иллюзии возможности стремительного, измеряемого годами, воплощения коммунистического идеала в действительность, характерные как для большевистского руководства, так и для беднейших слоев населения России, оказывали существенное влияние на выработку принципов взаимоотношения государства с частным капиталом. Основными условиями привлечения его в экономику стали: использование частного капитала в промышленности и торговле на второстепенных по важности для народного хозяйства позициях при сохранении так называемых командных высот в экономике в руках государства; практически полное лишение частных предпринимателей политических прав, ограничение и отчасти регламентация их владельческих прав в классовых интересах большевистской диктатуры; социально-классовый подход к взиманию налогов. После издания ряда декретов (таких как декрет «Об обмене», «О кустарной и мелкой промышленности») граждане Росси получили право свободно заниматься торговлей и посредническими операциями, участвовать в государственных подрядах и поставках, вкладывать капиталы в промышленное производство.

Воспоминания об успешной работе предприятия в дореволюционный период, простота его основания в новых условиях, естественное желание улучшить свое материальное положение толкнули к разного рода предпринимательской деятельности десятки тысяч людей. Среди них выделялись две основные группы. Первую составляли бывшие хозяева и служащие торговых и промышленных частных предприятий, мельники, приказчики, парикмахеры, фотографы и т.п., имевшие определенные навыки коммерческой деятельности. Но немалого было и таких, кто брался за разного рода предпринимательскую деятельность исключительно ради добычи средств на пропитание: домашние хозяйки, вчерашние красноармейцы, оказавшиеся на улице после закрытия промышленных предприятий рабочие, «сокращенные» служащие.

Уменьшение национализированного сектора экономики, его децентрализация способствовали восстановлению и дальнейшему развитию экономического потенциала страны. Без подобных процессов трудно представить себе успешное, по сравнению с другими периодами советской истории, развитие отечественной экономики.

Используя свой опыт заполнять  все имевшиеся пустоты рынка, частные предприниматели оказали  государству большую помощь в  восстановлении оборванных войной и  политикой «военного коммунизма»  хозяйственных связей. В этом смысле роль частного капитала в экономике намного превысила его удельный вес в народном хозяйстве.

С помощью частного капитала в короткий срок был создан практически  заново такой необходимый сектор экономики, как торговля, возрождались ее классические виды – ярмарки  и базары. Частная промышленность постепенно насыщала рынок товарами народного потребления, зажиточные крестьянские хозяйства поставляли на рынок больше половины всего товарного хлеба.

К середине 20-х годов  частное предпринимательство заняло прочное положение в многоукладной экономике Советского государства.

Поводом к началу кампании по открытой ликвидации частного капитала стали трудности в проведении хлебозаготовок в 1927-1928 хозяйственного года. Способы «перекачки» средств  из частнокапиталистического хозяйства  в госсектор были официально санкционированы циркуляром Наркомата юстиции и Верховного Суда РСФСР от 20 апреля 1929г. «О мерах борьбы с сокрытием доходов», применение которого на практике также приводило к обыскам, арестам частных предпринимателей и их семей, конфискации имущества и прочим репрессиям.

Подобные действия привели  фактически к полному свертыванию  легальной частнопредпринимательской  деятельности, ее уничтожению или  переходу частного капитала на нелегальное  положение. В 1928-1929 хозяйственном году удельный вес частного сектора в общем,    товарообороте составил лишь 6,1%.

В конце 20-х годов в  Советской Росси произошли серьезные  изменения в политике и особенно в экономике. В 1928 г. началось осуществление  первого пятилетнего плана, а  с 1929г. в деревне большевики перешли к политике всеобщей коллективизации и ликвидации кулачества как класса.

 Таким образом,  была окончательно свернута новая  экономическая политика, а вместе  с ней и остатки предпринимательства  в России.

Последующие действия правительства  СССР вплоть до 70-х гг. XX века можно охарактеризовать стремлением к воплощению социализма, проявляющегося в реальной жизни в виде реформирования командно-административной системы и в создании «развитого социализма». Согласно идеологии того времени основные реакционные действия были направлены на предприимчивых и инициативных людей, хоть сколько-нибудь желающих улучшить свою жизнь посредством организации своего собственного дела.

Но, одни репрессивные меры не могли стабилизировать обстановку, и уже в 1977 году Конституция СССР 17-ой статьей подтвердила право граждан на осуществление трудовой деятельности. В конце 80-х гг. закон легализует частную предпринимательскую деятельность в ряде производственных областей и сфере услуг. Также этот период характеризуется дальнейшим ростом внимания широкой общественности и экономистов к возможностям малого предпринимательства как важнейшего фактора формирования рыночных отношений.

В результате предпринятых государством мер в этот период наблюдается  бурный рост малых предприятий и предпринимательской активности, которая сопровождалась быстрым и легким накоплением капиталов, активной деятельностью в торгово-посреднической сфере. Однако, в этот же момент начинается сильное финансовое давление на малое предпринимательство со стороны государства посредствам высоких налогов, процентов за кредит и др. Еще один минус заключался в том, что малый бизнес играл роль канала для перекачки нелегальных финансовых ресурсов из госпредприятий.

И все же, несмотря на ощутимые недостатки в развитии предпринимательства, оно в очередной раз проявило свою жизнеспособность и стремление к движению вперед к лучшей жизни.

 

1.3.Современное развитие малого предпринимательства

Современные ученые считают, что предыстория развития нынешнего малого бизнеса связана с 70-80-ми гг. советского периода социально-экономического развития общества.

Однако, некоторые  ученые полагают, что малое предпринимательство  зародилось в России только в начале 90-х гг. В условиях проведения радикальных  рыночных реформ малое предпринимательство прошло следующие этапы.

Первый этап: 1992 - 1994 гг.

Этот этап характеризуется  продвижением вперед в понимании  сути экономических проблем малого предпринимательства. Констатируется значение роли и места малого предпринимательства  в создании конкурентоспособной экономической среды новой хозяйственной системы. Вызревают контуры концепции поддержки малого предпринимательства, определяются приоритеты в его развитии. Издаются нормативные акты, регулирующие отношения предприятий с другими участниками рыночной экономики. Однако, как не печально, эти постановления остались только декларацией. И хотя в начале этого этапа наблюдался процесс массового учредительства малых предприятий, доля малых предприятий в сфере материального производства в общей структуре отечественного малого предпринимательства резко сократилась. Количественный рост малых предприятий характеризуется следующими показателями: 1992 г. — 560 тыс. малых предприятий, 1993 — 865 тыс., 1994 — 896,6 тыс.

В этот период закладываются  интересные перспективные начинания в разных регионах страны. К концу 1994 года начался спад в деятельности малых предприятий — многие научно-консультационные, торгово-посреднические предприятия распались, либо диверсифицировались. Не дало желаемых результатов и развитие фермерского хозяйства.

В результате картина развития предпринимательства уже в 1993 году характеризуется следующими показателями: 50% регистрируемых предприятий не начали работать, 30% едва сводили концы с  концами, 40% не платили налоги, 10% жили более или менее сносно, 3—4% процветали, 37% из успешно действующих предприятий связаны с теневой экономикой. К тому же наблюдалось нарастание криминально-уголовного характера многих процессов в малом бизнесе, что связывается с отсутствием устойчивых, сложившихся норм и правил предпринимательской этики, наличием «государственного рэкета» и уголовного рэкета. Данный этап в развитии малого бизнеса все еще оставался этапом «проб и ошибок». Однако в целом сохранялось устойчивое понимание необходимости развития малого предпринимательства как важнейшего условия дальнейшего эффективного экономического развития страны.

Второй этап: 1995 - 1998 гг.

На этом этапе отчетливо  прослеживается нацеленность экономической  политики на создание концепции развития малого предпринимательства в нашей стране. Вырабатываются конкретные меры реальной помощи малому бизнесу по всей стране с предоставлением самостоятельности регионам в решении этих проблем.

В 1995 году положение  в малом предпринимательстве  характеризовалось следующими показателями: малых предприятий в Российской Федерации насчитывалось 877,3 тыс., доля прибыли, заработанная ими, составляла 1/5 часть всей прибыли, полученной российской экономикой. По оценкам экспертов, в инновационной сфере функционирует около 120 тыс. малых предприятий с численностью занятых 2,3 млн. чел. Как и во всем мире, часть из них распадается, другие возникают вновь. Однако появились и устойчиво функционирующие 3–4 года малые предприятия.

Однако второй этап функционирования малого бизнеса  все еще не смог стать действенным инструментом экономического роста, политики занятости, научно-технического прогресса. Малое производство со своим уникальным предпринимательским потенциалом все еще остается аутсайдером на экономическом поле нашей страны и адекватно не решает тех проблем в экономике, которые могли с помощью малого предпринимательства решаться. Во многом это — не его вина, а его беда. Такая ситуация объясняется особенностями общего состояния отечественной экономики, которое характеризуется тяжелейшим кризисом, падением темпов роста, инвестиционным голодом, развалом хозяйственных связей.

Информация о работе Развитие малого предпринимательства в Российской Федерации