Развитие малого предпринимательства в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 19:55, курсовая работа

Описание работы

В ходе написания курсового проекта использовался законодательный, методический и практический материал.
Задачи, поставленные при разработке данного проекта:
- рассмотреть сущность и особенности малого предпринимательства;
- выявить роль государства в развитии малого предпринимательства;
- провести анализ деятельности малого предпринимательства, а также проблемы его развития и пути решения;
- подвести итог проделанной работы.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Малое предпринимательство и этапы ее развития…….………......4
1.1.Понятие и признаки малого предпринимательства………….…....4
1.2.Развитие малого предпринимательства в 19-20вв………………...9
1.3.Современное развитие малого предпринимательства……………11
Глава 2.Малое предпринимательство в рыночной экономике……………...14
2.1.Преимущества малого предпринимательства……………………..14
2.2.Недостатки малого предпринимательства………………………....15
2.3.Система государственной поддержки и регулирования
малого предпринимательства…………………………………………..16
2.4.Налогооблажение предприятий малого бизнеса………………..…20
Заключение……………………………………………………………………..22
Список используемой литературы……………………………………………24

Файлы: 1 файл

Микроэкономика_Мразов_Развитие предпринимательства в России.doc

— 154.00 Кб (Скачать файл)

Другой особенностью экономической жизни являются процессы концентрации и централизации капиталов, которые приводят к поглощению малых  предприятий, их слиянию. Еще не сформировался тот уровень деятельности крупных предприятий, когда они становятся хозяйственными субъектами, заинтересованными и инициирующими создание малых предприятий.

Очень острой остается проблема получения кредитов, которые  жизненно необходимы предпринимателям. Более того, нехватка финансов для начинающего предпринимателя часто становится вообще основной проблемой.

Существенным  фактором, мешающим цивилизованному  развитию отечественного малого предпринимательства, остается криминальность и криминализация самого малого бизнеса.

Место и роль малого предпринимательства определялась тем, что малые предприятия уже  прошли определенный путь развития и  переболели «детскими болезнями  роста».

Все эти годы они учились самостоятельно приспосабливаться к особенностям рынка, в некоторых случаях сумели вырабатывать правильную конкурентоспособную стратегию поведения. Малые предприятия активно диверсифицируют хозяйственную деятельность и усиливают свою инвестиционную политику. Можно наблюдать сдвиги и в общей культуре ведения бизнеса. Происходит активизация деятельности мелких предприятий в регионах, где явно созрели условия для эффективного использования потенциала малого предпринимательства в интересах экономического роста, и восстановление хозяйственной, деловой активности населения во всей стране.

Однако говорить о подлинном развитии предпринимательства  в России было еще преждевременно. Положение большинства производителей являлось монопольным, подлинной конкурентоспособной  среды для деятельности малых предприятий так и не сформировалось, особенно в производственной сфере.

Третий этап: 1999 - 2001 гг.

Для современного этапа  становится характерным обеспечение  благоприятных условий для развития малого предпринимательства на основе повышения качества и эффективности мер государственной поддержки на федеральном уровне.

События же августа 1998 года стали этапной вехой для развития отечественного малого бизнеса. Малые  и средние предприятия, которые  потеряли около 12 млрд. долл., можно  считать главными пострадавшими от августовского кризиса. По официальным данным, после августа 1998 года от 25 до 35% малых предприятий фактически прекратили свою деятельность, а это значит, что из 877 тыс. предприятий (количество которых для нашей страны для создания нормальной конкурентной среды должно достигать 3—5 млн.) только 600 тыс. сохранили свой бизнес. Но и эти предприятия сократили численность персонала, снизили оплату его

труда.

Высокая доля банкротств малых предприятий заставляет внешних  инвесторов вообще не предоставлять ссуды или предоставлять под высокий процент на очень жестких условиях возврата. В результате получается, что частные источники финансирования, как правило, недоступны малому бизнесу. Перспективным инвестором малого предпринимательства должно стать крупное производство — промышленные гиганты.

Однако разработаны  некоторые, на мой взгляд, довольно эффективные модели по привлечению  капитала в малое и среднее  предпринимательство. К их числу  следует отнести реструктуризацию банковской системы с целью создания специализированных кредитных организаций для работы с субъектами малого бизнеса; создание гарантийных механизмов кредитно-инвестиционной поддержки малых предприятий; использование различных форм финансирования лизинга; создание системы специальных банков — местных, муниципальных, при деятельном участии государства; распространение системы договорных отношений — франчайзинг; участие малых предприятий в поставке продукции для государственных нужд.

Все эти идеи уже сейчас успешно используются в рыночных отношениях. Они доказали свою эффективность на практике, которая выражается в заметном позитивном развитии малого бизнеса после кризиса в августе 1998 года.

 

Глава 2.Малое предпринимательство в  рыночной экономике

2.1.Преимущества малого предпринимательства

  1. Сравнительно более низкие издержки управления, обусловленные отсутствием лишнего бюрократического аппарата и, соответственно, высокая  гибкость и оперативность решений в управлении малыми предприятиями, что повышает производительность труда (особенно на микропредприятиях, где численность работников менее 10 человек). Эти условия  дают возможность быстро и гибко реагировать на конъюнктурные изменения, в том числе путем маневра капитала при переключении с одного вида деятельности на  другой.
  2. По мнению некоторых ученых, большие размеры  повышают степень формализации организации и понижают способность к организационным изменениям, поэтому малые предприятия являются более гибкими и оперативными в принятии и выполнении принятых решений, быстрее адаптируются к изменяющимся условиям.
  3. Более низкая потребность в капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию и производство в ответ на требования местных рынков
  4. Малые предприятия лучше знают уровень спроса на локальных рынках. Ориентация производителей преимущественно на региональный рынок идеально приспособлена для изучения пожеланий, предпочтений, обычаев, привычек и других характеристик местного рынка.
  5. Относительно более высокая оборачиваемость капитала малых предприятий.
  6. Малые предприятия требуют меньше капиталовложений. У них меньшие сроки строительства, небольшие размеры, им быстрее и дешевле перевооружаться, внедрять новую технологию и автоматизацию производства, достигать оптимального сочетания машинного и ручного труда.
  7. Работники малого предпринимательства имеют высокий уровень мотивации в достижении успеха, а также возможности реализовать свои идеи, проявить свои способности.
  8. Малое предпринимательство дает средства к существованию большему количеству людей, чем крупное. Оно обладает значительным потенциалом в сфере трудоустройства населения, вовлечения в производство резервов рабочей силы, которые не могут быть использованы в крупном производстве из-за его технологических и иных особенностей. Это пенсионеры, учащиеся, домохозяйки, инвалиды, а также лица, желающие трудиться после основного рабочего времени ради получения дополнительных легальных доходов.
  9. Частный предприниматель – сам себе хозяин и пользуется             значительной свободой действий. Получаемый частным предпринимателем доход зависит от успешной деятельности его предприятия, и это дает мощный стимул вести дела эффективно.
  10. Острая ценовая и неценовая конкуренция, ведущая, с одной стороны, к снижению цен, а с другой - к тому, что потребитель получает продукцию и услуги высокого качества.

 

2.2.Недостатки малого предпринимательства

Однако, анализируя предпринимательскую среду, можно  выделить ряд причин, тормозящих развитие малого предпринимательства, несмотря на усиление внимания к этой проблеме государства и многих субъектов Российской Федерации.

  1. Сложная экономическая обстановка, царящая в стране: инфляция, разрыв хозяйственных связей, ухудшение платежной дисциплины, высокий уровень процентных ставок, слабая правовая защищенность предпринимателей.
  2. Низкий уровень организационно-экономических и правовых знаний предпринимателей, отсутствие деловой должной этики, хозяйственной культуры, как в малом бизнесе, так и в государственном секторе.
  3. Негативное отношение определенной части населения, связывающей предпринимательство напрямую только с посредничеством, куплей-продажей.
  4. Неотработанность организационных и правовых основ регулирования развития предпринимательства на региональном уровне.
  5. Слабость действия механизма государственной поддержки малого предпринимательства.
  6. По сравнению с крупными предприятиями малые предприятия обладают более высоким уровнем риска, и, следовательно, высокой степенью неустойчивости на рынке.
  7. Малые предприятия зависимы от крупных компаний.
  8. Слабая компетентность руководителей и менее профессиональные работники.
  9. Повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования.
  10. Малое предпринимательство связано с большими трудностями в привлечении дополнительных финансовых средств и получении кредитов.
  11. Малые предприятия не обладают рыночной властью и хорошей ресурсной базой
  12. Несмотря на повышенную гибкость, потенциальные способности малого предпринимательства к изменениям не велики.
  13. Малое предпринимательство имеет малую склонность к инвестиционной деятельности из-за недостаточных размеров капитала и долгосрочности отдачи от вложений

 

2.3.Система государственной поддержки и регулирования

малого  предпринимательства

Как показывает мировая и отечественная практика, малое и среднее предпринимательство, учитывая его характерные особенности, нуждается в постоянном внимании и поддержке со стороны органов государственной власти и местного самоуправления. В первую очередь необходимо сформировать широкую правовую среду функционирования малого предпринимательства. Этот процесс начался с принятия законодательных и нормативных актов, регулирующих предпринимательскую деятельность вообще, так как субъекты малого предпринимательства не являются особой организационно-правовой формой предпринимательской (экономической) деятельности граждан и юридических лиц. Одновременно идет создание инфраструктуры малого предпринимательства и объединения предпринимательских организаций в ассоциации (союзы). В системе поддержки малого предпринимательства особое место занимают проблемы финансово-кредитной поддержки, применения налоговых льгот и решения других актуальных вопросов, оказывающих существенное влияние на развитие малого предпринимательства.

В соответствии с законодательством финансово-кредитная  поддержка малого предпринимательства осуществляется федеральным Фондом поддержки малого предпринимательства, фондами субъектов РФ и муниципальными фондами с привлечением заинтересованных организаций. Финансовое обеспечение фондами государственных и муниципальных программ поддержки малого предпринимательства организуется ежегодно за счет бюджетов всех уровней, а также средств, поступающих от приватизации государственного и муниципального имущества, доходов от собственной деятельности фондов, добровольных взносов физических и юридических лиц, в том числе иностранных, доходов от выпуска и размещения ценных бумаг, а также по процентам от льготных кредитов, выделенных на конкурсной основе субъектам малого предпринимательства.

Фонды поддержки  малого предпринимательства всех уровней  осуществляют следующие мероприятия по финансированию субъектов малого предпринимательства:

  • предоставление субъектам малого предпринимательства льготных кредитов, беспроцентных ссуд, краткосрочных займов без приобретения лицензии на банковскую деятельность;
  • предоставление финансовой помощи на возмездной и безвозмездной основе при осуществлении программ демонополизации, перепрофилирования производства в целях развития конкуренции и насыщения товарного рынка в соответствии с действующим законодательством;
  • выполнение функций залогодателя, поручителя, гаранта по обязательствам малых предприятий;
  • долевое участие в создании и деятельности хозяйствующих субъектов, обеспечивающих развитие инфраструктуры рынка, специализированных консультационных организаций и информационных систем поддержки малого предпринимательства и развития конкуренции, систем потребительской экспертизы и сертификации товаров и услуг;
  • финансирование мероприятий по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров для малых предприятий, поддержке новых экономических структур, защите прав потребителей;
  • финансирование научных исследований, научно-практических конференций, симпозиумов, совещаний, в том числе международных, связанных с деятельностью фондов.

 

Поддержка малого бизнеса со стороны государства  преследует следующие цели:

1. Борьбу с монополизмом и формирование рациональной отраслевой структуры, ограничение монопольных тенденций в экономике для повышения конкурентоспособности страны на мировом рынке путем ориентации экономики на ресурсосбережение;

2. Решение социальных проблем силами самого населения;

3. Обеспечение структурной перестройки экономики на основе ускорения НТП.

В нашем государстве  осуществляются меры по поддержке малого бизнеса. Первым шагом правительства  страны, направленным на развитие малых  предприятий и создания для них  необходимых условий деятельности, явилось принятое Комиссией по совершенствованию хозяйственного механизма Положение об организации деятельности малого государственного предприятия (1989 г.), в котором предусмотрен упрощенный порядок создания малых предприятий государственными предприятиями и организациями.

Сравнивая политику в отношении к малому предпринимательству  в промышленно развитых странах  можно сделать некоторые обобщения. Наиболее четкая и проработанная  позиция государства в отношении  МСП наблюдается в Соедененные(ых) Штаты(ах) Америки, Германии, Франции и Японии. Обобщая опыт регулирования государством малого бизнеса можно высказать следующее. В большинстве стран применяется следующее сочетание мер: 
- льготное налогообложение;

- формирование  благоприятной правовой среды;

- финансовое  и материальное обеспечение программ поддержки МП.

Постановлением  Совета Министров РСФСР № 406 от 18 июля 1991 г. "О мерах по поддержке  и развитию малых предприятий  в РСФСР" был предусмотрен ряд  мер, направленных на поддержку развития малого предпринимательства, но они были прямо недостаточны. Постановлением правительства № 268 от 1 апреля 1993 г. при ГКАП был образован Фонд поддержки предпринимательства и развития конкуренции, а 11 мая 1993 г. было подписано ещё одно Постановление правительства за № 446 "О первоочередных задачах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации". Следующим важным шагом стало принятие федеральной программы поддержки малого бизнеса в РФ на основе Постановления Правительства РФ № 409 от 29 апреля 1994 г. "О мерах по государственной поддержке малого предпринимательства в России на 1994-1995 гг.". Сейчас в каждом министерстве и ведомстве имеется отдел, который отвечает за малое предпринимательство. В целях более четкого взаимодействия всех ветвей власти, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов федеральных и региональных органов власти и менеджмента, с общественными предпринимательскими организациями в июне 1995 г. Указом Президента РФ создан Государственный комитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства. Главная проблема государственных органов - это координация всех структур в данной области деятельности, разработка предложений по содействию малым предприятиям, проведение анализа и оценки различных программ развития малого бизнеса, в том числе инновационных и инвестиционных, организация и изучение новых форм предпринимательства, разработка рекомендаций по привлечению иностранных инвестиций. Большая ответственность, в выполнении этих задач ложится на региональные органы, или так называемые региональные фонды. Органы исполнительной власти для работы в сфере малого предпринимательства действуют в более чем 50 субъектах России. В более чем 70 региональных органах созданы фонды поддержки малого предпринимательства, а также фонды поддержки предпринимательства и ремесел, Ставропольского края, Самарской, Пензенской, Оренбургской. Органы государственной власти усилили внимательность к проблемам институциональных преобразований, направленных на ускорение развития предпринимательства. Это нашло отражение в ряде законодательных актов России. Произошли некоторые позитивные изменения в области финансово-экономической и информационной поддержки российского малого предпринимательства, формирования его инфраструктуры. Принят указ Президента РФ № 491 от 04.04.96 г. "О первоочередных мерах государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации", который предусматривает:

Информация о работе Развитие малого предпринимательства в Российской Федерации