Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 13:59, курсовая работа
Цель курсовой работы проанализировать современное состояние и рассмотреть перспективы развития малого бизнеса в экономике России.
Для достижения данной цели, необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть место и роль малого бизнеса в современных условиях;
- рассмотреть динамику развития малого бизнеса в России;
- проанализировать состояние и организацию поддержки малого бизнеса в муниципальных образованиях Самары и Сызрани;
- сделать предложения по совершенствованию деятельности органов исполнительной власти по развитию малого бизнеса в муниципальных образованиях.
Объектом исследования является процесс государственного регулирования сферы предпринимательства.
Предмет исследования – современное состояние и рассмотреть перспективы развития малого бизнеса в экономике муниципальных образований.
Введение ……………………………………………………………………………….2
Глава 1. Роль малого предпринимательства в социально-экономическом развитии муниципальных образований…………………………………………………………..5
Глава 2. Анализ уровня развития малого предпринимательства в России на примере муниципального образования…………………………………………………………..9
2.1 Состояние и развитие малого предпринимательства Самарской области……..9
2.2 Малый бизнес города Сызрань……………………………………….....................11
Глава 3. Направление по созданию условий для предпринимательской деятельности муниципальных образований: инкубаторы, программы по развитию малого бизнеса……………………………………………………………………………………22
Заключение ………………………………………………………………………………27
Список литературы………...……….…………………………………………….…......30
Приложения
Содержание
Введение ………………………………………………………………………………
Глава 1. Роль малого предпринимательства в социально-экономическом развитии муниципальных образований…………………………………………………
Глава 2. Анализ уровня развития малого предпринимательства в России на примере муниципального образования…………………………………………………
2.1 Состояние и развитие малого предпринимательства Самарской области……..9
2.2 Малый бизнес города Сызрань………………………………………........
Глава 3. Направление по созданию условий для предпринимательской деятельности муниципальных образований: инкубаторы, программы по развитию малого бизнеса……………………………………………………………
Заключение ………………………………………………………………………………
Список литературы………...……….…………………………
Приложения
Введение
Мировая практика убедительно свидетельствует, что даже в странах с развитой рыночной экономикой малое предпринимательство оказывает существенное влияние на развитие экономики, решение социальных проблем, увеличение численности занятых работников. По численности работающих, по объему производимых и реализуемых товаров, выполняемых работ и оказываемых услуг, субъекты малого предпринимательства в отдельных странах играют ведущую роль.
Предпринимательство является одним из важнейших направлений экономических реформ, способствующих развитию конкурентной рыночной среды, созданию новых рабочих мест, формированию широкого круга собственников.
В нашем регионе предпринимательство должно стать одним из основных источников финансирования регионального бюджета.
Во всех странах с рыночно ориентированной экономикой большое значение имеет предпринимательство. Именно оно создает и поддерживает свободную конкуренцию на товарном рынке, способствует быстрому устранению дефицита, оперативно реагирует на изменения рыночной конъюнктуры. Благодаря малому предпринимательству создается средний класс – опора любого государства и гарантия политической и экономической стабильности в стране.
На протяжении десятков лет в России существовала и поддерживалась господствовавшей идеологией экономическая теория о якобы более высокой эффективности труда при повышении концентрации производства и концентрации капитала. Эта концентрация приводила к строительству заводов – гигантов индустрии, комбинатов, созданию крупных производственных и торговых объединений, слиянию средних и мелких производственных единиц, ликвидации мелких предприятий, кустарных промыслов, свертыванию ремесленной деятельности.
Преодолеть монополистическую структуру экономики можно только одним путем – развитием в стране и в регионе широкой сети малых предприятий, работающих в сферах производства, реализации товаров, бытового обслуживания населения, и индивидуального предпринимательства без образования юридического лица. Это сочетание и создает систему малого бизнеса. С выходом его на рынок там появляется конкуренция, которая служит основой жизнеспособной экономики. Постоянно поддерживая конкуренцию, малый бизнес содействует росту производительности труда и реальному повышению эффективности производства. Самое большое преимущество малого предприятия перед крупной фирмой – это гибкость и маневренность, быстрая переналаживаемость производства. Оно может значительно быстрее крупного реагировать на происходящие изменения, лучше приспосабливаться к меняющейся рыночной конъюнктуре, быстрее и полнее удовлетворять потребности заказчиков.
Для формирования и повышения эффективности экономики муниципальных образований, деятельность малых компаний оказывается важным фактором повышения ее гибкости. По уровню развития малого бизнеса специалисты даже судят о способности муниципального образования приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке. Несмотря на трудности и неудачи, малое предпринимательство развивается, набирает темпы роста, решая экономические, социальные, научно-технические проблемы муниципальных образований.
Как правило, развитие малого предпринимательства в муниипальных образованиях является условием решения следующих проблем: формирование конкурентных, цивилизованных рыночных отношений, способствующих лучшему удовлетворению потребностей населения и общества; а также расширение ассортимента и повышение качества товаров, работ и услуг. Стремясь к удовлетворению запросов потребителей, малый бизнес способствует повышению качества товаров, работ, услуг и культуры обслуживания; приближение производства товаров и услуг к конкретным потребителям; а также содействует структурной перестройке экономики. Малое предпринимательство, как важная часть экономики муниципальных образований, находится сейчас в процессе своего становления и нуждается в поддержке и стимулировании своей деятельности со стороны государства.
Экономическая сторона проблемы рассматривается такими авторами, как Г.А. Гаджиев, М.В. Горетый, Н.Н. Демчук и др. Вопросы правовой основы предпринимательства раскрывают А.Н. Буянкина, Г.А. Гаджиев, В.Г. Игнатов, О.Ю. Бородина, В. Калгин и др.
Также нами были использованы работы М.М. Бахмудова, О.А. Блинова и В. Буева, где наиболее полно раскрываются актуальные проблемы и вопросы по совершенствованию деятельности органов исполнительной власти по развитию предпринимательства.
Цель курсовой работы проанализировать современное состояние и рассмотреть перспективы развития малого бизнеса в экономике России.
Для достижения данной цели, необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть место и роль малого бизнеса в современных условиях;
- рассмотреть динамику развития малого бизнеса в России;
- проанализировать состояние и организацию поддержки малого бизнеса в муниципальных образованиях Самары и Сызрани;
- сделать предложения по совершенствованию деятельности органов исполнительной власти по развитию малого бизнеса в муниципальных образованиях.
Объектом исследования является процесс государственного регулирования сферы предпринимательства.
Предмет исследования – современное состояние и рассмотреть перспективы развития малого бизнеса в экономике муниципальных образований.
Научная новизна курсовой работы заключается в том, что автор попытался проанализировать проблему на основе системного и ситуационного подходов, разработать систему мер, рекомендации и предложений, направленных на совершенствование деятельности исполнительной власти по развитию предпринимательства в муниципальных образованиях.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, и приложений.
Глава 1. Роль малого предпринимательства в социально-экономическом развитии муниципальных образований
С позиций муниципальной экономики совершенно особо выглядит вопрос о малом и среднем бизнесе. На государственном уровне этот сектор экономики призван решить несколько задач, приоритетной среди которых является политическая задача создания среднего класса, класса собственников и предпринимателей. Для огромного большинства муниципальных образований малый бизнес – это единственный способ выживания и населения, и самого муниципального образования как хозяйствующего субъекта. Сказанное полностью относится к сельским и смешанным территориям, а также к территориям старопромышленного освоения, где нет крупных, современных предприятий, а старые градообразующие предприятия объективно не имеют перспективы.
Во всех этих случаях муниципальная экономика складывается из дотационного муниципального хозяйства и экономики малого бизнеса. Обе эти составляющие находятся в кризисном состоянии. Причины такого состояния многократно обсуждались на самых разных уровнях. Частично они затронуты и в данном докладе по отношению к муниципальному хозяйству. Но введение понятия муниципальной экономики как связанного комплекса экономических процессов на территории муниципального образования дает возможность рассмотреть ситуацию по-новому, обращая ее слабости и угрозы в положительные факторы. Для этого предлагается более тесно связать развитие и успехи малого и среднего бизнеса с развитием муниципального образования и благосостоянием граждан.
Теоретически зависимость муниципальной экономики от результатов деятельности малого и среднего бизнеса просматривается ясно, особенно для перечисленных выше случаев депрессивных и потенциально депрессивных территорий. Однако на деле такая зависимость не настолько очевидна. Во-первых, по причине слабости самого малого и среднего бизнеса в целом по стране. А во-вторых, по причине принятых сегодня схем межбюджетных отношений, которые делают невыгодным любые затратные действия по развитию муниципальной экономики и тем способствуют развитию иждивенчества на муниципальном уровне.
Более подробно межбюджетные отношения будут рассмотрены в гл. 9. Но главное в них – это ежегодное формирование нормативов трансфертных платежей из бюджета субъекта федерации на уровень муниципального бюджета. При этом дотационное муниципальное образование получает не только все налоговые поступления, в рамках регулируемых налогов, но и рассчитанные по нормативам трансферты для обеспечения необходимого уровня социальной обеспеченности населения.
Создание нового предприятия малого или среднего бизнеса на территории такого муниципального образования может несколько улучшить ситуацию с занятостью. Однако как бы успешно оно ни было, оно не повлияет на состояние бюджета, поскольку добавление собственных средств повлечет изменение расчетных нормативов и снижение трансфертных платежей.
Понятно, что в таких условиях работа по поддержке малого и среднего бизнеса осуществляется как исполнение государственного заказа, который не оплачивается. А реальное взаимодействие с малым бизнесом концентрируется вокруг вопросов спонсорства (в момент избирательных компаний, по содержанию социальной сферы…) или на уровне полукриминального вымогательства со стороны муниципальных чиновников самого разного уровня. Очевидно, что эффективное включение возможностей малого бизнеса в муниципальную экономику при этом не происходит.
Точно также не происходит и поддержка малого бизнеса со стороны муниципального уровня власти. Среди причин слабого развития малого бизнеса в стране называются: несовершенство нормативно-правовой базы, несовершенство системы налогообложения, несовершенство государственной системы поддержки малого бизнеса. Со всеми этими позициями нельзя не согласиться. Но следует понимать, что основной причиной слабости малого бизнеса и его проблем является то, что он просто не нужен на большинстве территорий муниципальных образований. Причина этой ненужности изложена выше.
Многочисленные примеры недобросовестной конкуренции, поборов, прямого сопротивления властей развитию проистекают именно из представления о поддержке малого бизнеса как о политическом действе, необходимом время от времени для федеральных органов власти. Такой подход закреплен даже в понятиях, используемых для разработки государственной политики по отношению к малому и среднему бизнесу, которая выражается в термине “поддержка”. Не партнерские отношения с весомым сектором экономики, а поддержка слабого сектора. По мере продвижения на периферию страны и периферию субъекта федерации такое отношение только усиливается. Во многом следствием этого является и отношение населения к представителям малого и среднего бизнеса.
Предлагается в корне изменить ситуацию с отношением местных органов власти к малому и среднему бизнесу, нормативно создав прямую зависимость благополучия граждан муниципального образования и самого муниципального образования от развития и успехов малого бизнеса. Для этого предлагается все налоговые поступления от предприятий малого и среднего бизнеса закрепить за местным бюджетом. Причем сделать это на долгосрочной основе, с условием, что все дополнительные доходы, получаемые бюджетом в этой связи, не влияют на нормативы отчислений из вышестоящего бюджета.
Слабость развития малого бизнеса и малый объем доходов консолидированного бюджета страны по этому сектору экономики позволяет считать эту меру безболезненной для государства. Слабость муниципальной экономики делает эту меру притягательной для муниципальных властей. Соединение этих отрицательных моментов позволяет рассчитывать на успешное решение не только части проблем муниципального уровня, но и на решение политической задачи создания среднего класса, класса собственников не только в федеральных и региональных столицах, но и в глубинке, на территориях муниципальных образований.
Еще один побочный эффект такого решения связан с созданием кадровой и институциональной основы для уже начинающейся реформы ЖКХ. Очевидно, что реформа ЖКХ невозможна без широкого участия малого бизнеса как институциональной и кадровой основы. Сегодня в большинстве муниципальных образований такой основы просто нет. Создание ее государственным решением невозможно, а постепенный и неизбежный рост в силу внутренних закономерностей развития общества неприемлем по времени. Создание слоя предпринимателей на территориях муниципальных образований – это единственный выход для решения этой проблемы.
2. Анализ уровня развития малого предпринимательства в России на примере муниципального образования
2.1 Состояние и развитие малого предпринимательства в Самарской области
Всего в области насчитывается 121,35 тыс. субъектов предпринимательства. На 100 тыс. жителей зарегистрировано самое большое количество малых предпринимателей по сравнению с другими регионами Приволжского федерального округа. Сегодня малый и средний бизнес - значительная составляющая региональной экономики. Достаточно сказать, что одна треть всех занятых в экономике работает в этой сфере. Наиболее развит бизнес в городских округах и муниципальных районах, где работают при администрациях структуры поддержки предпринимателей и не первый год реализуются муниципальные программы поддержки малого и среднего бизнеса.