Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 13:59, курсовая работа
Цель курсовой работы проанализировать современное состояние и рассмотреть перспективы развития малого бизнеса в экономике России.
Для достижения данной цели, необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть место и роль малого бизнеса в современных условиях;
- рассмотреть динамику развития малого бизнеса в России;
- проанализировать состояние и организацию поддержки малого бизнеса в муниципальных образованиях Самары и Сызрани;
- сделать предложения по совершенствованию деятельности органов исполнительной власти по развитию малого бизнеса в муниципальных образованиях.
Объектом исследования является процесс государственного регулирования сферы предпринимательства.
Предмет исследования – современное состояние и рассмотреть перспективы развития малого бизнеса в экономике муниципальных образований.
Введение ……………………………………………………………………………….2
Глава 1. Роль малого предпринимательства в социально-экономическом развитии муниципальных образований…………………………………………………………..5
Глава 2. Анализ уровня развития малого предпринимательства в России на примере муниципального образования…………………………………………………………..9
2.1 Состояние и развитие малого предпринимательства Самарской области……..9
2.2 Малый бизнес города Сызрань……………………………………….....................11
Глава 3. Направление по созданию условий для предпринимательской деятельности муниципальных образований: инкубаторы, программы по развитию малого бизнеса……………………………………………………………………………………22
Заключение ………………………………………………………………………………27
Список литературы………...……….…………………………………………….…......30
Приложения
Сегодня в области действуют все формы поддержки малого и среднего бизнеса, известные в РФ. В этом году запущено два бизнес-инкубатора в Самаре и в Нефтегорском районе.
Начинается работа по созданию второго пускового комплекса бизнес-инкубатора в Тольятти. Главам нескольких муниципальных образований следует пересмотреть свою позицию по созданию условий развития бизнеса. Это относится к администрациям Елховского, Камышлинского, Шигонского и Шенталинского районов, где до сих пор нет организаций, оказывающих поддержку предпринимателям.
Благодаря работе гарантийного фонда поддержки предпринимательства в прошлом году малый бизнес получил кредиты и займы на сумму более 500 млн. рублей, на такую же сумму кредитовались предприниматели в течение первого полугодия текущего года. При этом если средний размер кредитования составлял в прошлом году 1,6 млн. рублей, то в этом - 5 млн. рублей.
В первом полугодии 2011 года количество субъектов малого предпринимательства в Самаре составило 30144 единиц, что на 0,6% больше аналогичного показателя 1 полугодия 2010 года.
Оборот малых предприятий за 6 месяцев текущего года составил 63,5млрд. рублей.
Развитие малого и среднего предпринимательства является одним из приоритетных направлений деятельности Администрации Самары. Увеличение числа субъектов малого предпринимательства стало возможным, в том числе, благодаря реализации Целевой программы поддержки и развития малого и среднего предпринимательства городского округа Самара на 2008-2012 годы.
По прогнозам городского Департамента экономического развития к концу текущего года количество субъектов малого предпринимательства составит 31,2 тыс. При этом среднесписочная численность работающих на малых предприятиях Самары (без учета микропредприятий) составит 58,6 тыс. человек.
2.2 Малый бизнес города Сызрань
Сызрань по российским меркам - малый город. На начало 2011 г. его население составляло чуть более 183 тыс. чел. Это типично средневолжский город, расположенный в месте слияния рек Волги и Сызранки. Благодаря выгодности географического положения с XVIII века здесь получила развитие торговля хлебом, скотом, рыбой. Вплоть до XIX века Сызрань - купеческий город, где ежегодно проходили три ярмарки и существовали еженедельные базары со значительным оборотом. Сегодня Сызрань, после Самары и Тольятти, третий по численности населения и промышленному потенциалу город Самарской области.
Социально-экономическую ситуацию в Сызрани во многом определяют показатели, характеризующие уровень жизни населения. Так, величина прожиточного минимума на душу населения на конец 2011 г. составила 5000 руб., что ниже среднего показателя по Самарской области на 11 %. За год снизилась почти на 14% (6,2 тыс. чел.) численность горожан с доходами ниже прожиточного минимума, доля их в общей численности населения составила 19,9%, а по области - 20,2%. Средняя номинальная заработная плата в 2009 г., начисленная на одного занятого в экономике, составила 4250 руб. и увеличилась на 12% по сравнению с 2008 г. Средняя заработная плата в сфере малого бизнеса почти в 2 раза выше.
Из 80 тыс. чел. экономически активного населения в экономике города занято 76,3 тыс. чел. Преобладающая часть занятого населения (81%) сосредоточена на крупных и средних предприятиях.
Развитие малого бизнеса - это новая тенденция в экономике города. Она проявляется, прежде всего, в отказе от гигантомании и резком увеличении количества мелких предприятий и фирм. Не крупная индустрия, а именно немонополистический сектор экономики стал за последнее десятилетие важным источником экономического роста и увеличения числа рабочих мест в городе. Быстрый рост занятости, острая конкурентная борьба, ведущая в конечном счете к тому, что потребитель получает продукцию и услуги более высокого качества, обострение ценовой конкуренции и, наконец, возможность для города получать значительные суммы в форме налоговых поступлений - это на данном этапе и есть важнейший вклад небольших фирм в экономику Сызрани.
Официальная статистика относит к разряду мелких фирмы с числом занятых в большинстве случаев не более 100 чел.
Совокупность этих юридически независимых небольших фирм, а также индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица и представляет собой малый бизнес г. Сызрани. Основная его масса -индивидуальные предприниматели и мельчайшие предприятия, с численностью занятых не более 10 чел.
В 90% случаев малый бизнес Сызрани основан на частной или смешанной (т. е. индивидуальной и государственной) формах собственности.
В начале 90-х годов малые предприятия создавались преимущественно в форме товариществ с ограниченной ответственностью, путем отделения от государственных предприятий-учредителей. К концу первого десятилетия своего существования абсолютное большинство коллективов реорганизовались в малые предприятия, основанные на частной долевой собственности.
Доля же предприятий семейного типа, как тогда, так и сейчас, остается весьма незначительной и не превышает 7%. Это во многом объясняется сложностью и дороговизной аренды нежилых помещений, которые сдерживают развитие малого бизнеса в Сызрани.
Из 1400 мелких и средних фирм города, использующих наемную рабочую силу (хотя бы одного человека), предприятия с числом занятых до 15 чел. составляют свыше 85%, от 15 до 99 чел. -12% и около 3% фирм имеют в штате 100-499 чел. Доля фирм с числом занятых от 500 чел. составляет 0,37%. Сегодня в Сызрани на каждую тысячу жителей приходится в среднем 76 субъектов малого бизнеса (с учетом индивидуальных предпринимателей, а их в городе 12393 чел.). Данный показатель почти в 3 раза превышает среднероссийский (26 единиц)[1].
Мелкие фирмы Сызрани - это не только торговля и услуги, они действуют во всех сферах и отраслях экономики города (рис. 2.1).
Рисунок 2.1 - Распределение субъектов малого бизнеса г. Сызрани по отраслям в 2010 г., %
Малый бизнес занимает большое место в социальной и экономической жизни города. На его долю приходится более 40% валового товарооборота. В частности, в машиностроении - 21%, строительстве - 45, в оптовой торговле -58, розничной торговле - 75, в обслуживании - 81%.
В 2010 г. мелкими фирмами и индивидуальными предпринимателями города было произведено товаров и услуг на сумму 1,12 млрд. руб.
Прямо или косвенно малый бизнес обеспечивает средства к существованию более чем 50 тыс. сызранцам. Однако прирост субъектов малого бизнеса в последнее время несколько замедлился (рис. 2.2).
Причина этого, по-видимому, кроется в насыщении местного рынка[2].
Рисунок 2.2 - Динамика прироста субъектов малого бизнеса в г.Сызрани в 2008-2010 гг.
Люди стали более рачительными и осторожными. Тем не менее в настоящее время в среднем в месяц открывается до 40 малых предприятий и регистрируется до 100 индивидуальных предпринимателей. В Сызрани развиваются практически все формы собственности: мелкие частные фирмы, находящиеся в единоличном владении, и небольшие партнерства, и мелкие акционерные общества (рис. 2.3).
Возникают кафе, парикмахерские, мелкие розничные торговые точки, мелкие фирмы-поставщики в промышленности, в строительном секторе и другие. Растет число фирм, оказывающих как разнообразные услуги населению, так и деловые и профессиональные услуги производству и управлению. Но вот в сфере науки малый бизнес Сызрани практически до сих пор пока никак себя не проявил. Отсутствие небольших исследовательских фирм во многом определено дефицитом высококвалифицированных специалистов. Однако в родственной инновационной сфере наметился определенный прорыв. Так, если 3-4 года назад в городе была только одна фирма, занимающаяся отверточной сборкой и продажей компьютеров, деталей к ним, то сегодня их уже около двух десятков. Эти фирмы занимаются также разработкой программного обеспечения.
Рисунок 2.3 - Структура форм собственности и численность зарегистрированных субъектов малого бизнеса в г. Сызрани за период с 2008 по 2010 гг., %
Параллельно подъему мелкого бизнеса идет и массовое «вымывание» мелких фирм с рынка, их разорение (рис. 2.4). Функционируя часто в весьма неопределенной и рискованной области, они находятся как бы в ситуации «естественного отбора».
Причин разорения мелких фирм много: здесь и недостаточные капиталовложения, и неэффективная технология. Однако наиболее распространенная причина - отсутствие способностей и опыта управленческой работы у владельцев мелких фирм, которые зачастую одновременно являются и администраторами.
Благие замыслы, личные сбережения и заемные деньги вкладываются в предприятия, которые не управляются должным образом и в восьми случаях из десяти терпят неудачу. На место разорившихся фирм приходят новые, и они стихийно вносят важный вклад в приспособление местной экономики к рыночным условиям хозяйствования, способствуют ее структурной перестройке.
Рисунок 2.4 - Динамика ликвидации субъектов малого бизнеса в 2008-2010 гг., единиц
Опыт последних лет опровергает сложившиеся еще в социалистические времена представления о путях повышения эффективности производства и управления за счет «экономии на масштабах», то есть за счет увеличения размеров производства.
Именно в результате проведения политики укрупнения во многих отраслях социалистической экономики образовались гиганты, которыми становилось все труднее управлять. Со временем процесс «экономии на масштабах» производства замедлился, а в ряде отраслей исчерпал себя.
Руководители ряда крупных заводов пошли по пути замены огромных производственных комплексов новыми небольшими заводами, приступили к реорганизации существующих предприятий, ориентируя их на меньшую численность работающих. Некоторые фирмы уменьшают не только свои «размеры», но и делят свои производственные отделения на более мелкие. Например, бывшее производственное объединение «Пластик» включает ныне в себя ряд относительно самостоятельных структурных подразделений, то же можно сказать и о бывшем заводе «Тяжмаш», «Сызранском НПЗ» и других некогда крупных производствах. Конечно, небольшие предприятия целесообразны далеко не для всех отраслей. И нельзя утверждать, что все компании пошли по этому пути.
Но в целом можно сделать вывод: поиск оптимальных производственных и управленческих структур внутри отдельных фирм ныне приводит к разнообразию организационных форм. Они основаны на сочетании крупного, среднего и мелкого производства при определенном повышении роли предприятий меньшего размера.
Многие даже очень крупные предприятия все чаще прибегают к использованию формально самостоятельных мелких фирм. Такие связи устанавливаются в первую очередь посредством долгосрочных договорных отношений между крупной головной компанией и множеством мелких узкоспециализированных фирм, выпускающих изделия относительно небольшими партиями.
Крупные сызранские предприятия, такие как ОАО «Тяжмаш», «Пластик», «РосЛада», предпочитают приобретать целый ряд деталей и комплектующие изделия у мелких фирм, прежде всего потому, что это им обходится гораздо дешевле, чем производить их самим, на своих заводах. Причем специализированные мелкие фирмы нередко устанавливают деловые контакты не с одной, а с несколькими крупными организациями, отходят от системы длительной «привязки», сами активно ищут новых потребителей своей продукции.
Существует и развивается сложная система хозяйственных отношений между крупными и мелкими фирмами в области обслуживания производства, распределения продукции и услуг. В Сызрани растет число мелких фирм, специализирующихся на производстве запасных частей, ремонтного автомобильного оборудования и инструментов, на которые наблюдается устойчивый спрос (сказывается влияние «АВТОВАЗа»).
Многие крупные предприятия постепенно освобождаются от вспомогательных и заготовительных цехов, закрывают литейные, кузнечные и даже механические производства, ремонтные и строительные цеха, передавая их функции узкоспециализированным фирмам. По большому счету Сызрань всегда была и остается до сих пор купеческим городом. Дух предпринимательства в нем не выветрился и в социалистические времена. Но если в основе предпринимательства на Западе или в Новом Свете сегодня лежат нововведения в области продукции или услуг, позволяющие создать новый рынок, удовлетворить новые потребности, то в основе современного местного предпринимательства, как правило, лежит способность к суперриску, граничащему с авантюризмом. Но есть и приятные исключения. Так, данные обзора 10 наиболее быстро растущих малых фирм Сызрани, проведенного в 2009 г. журналом «Сызрань»[3], показывают, как мельчайшая фирма, даже состоящая из одного человека, владея новой идеей, новым изобретением, беря на себя риск разработки и испытания новой продукции, может быстро добиться успеха. Например, фирма «Такт» (сборка и продажа компьютеров, разработка и внедрение программного обеспечения), начав с 3 человек, за 5 лет увеличила свою численность до 60 человек, а среднегодовой рост продажи ее продукции составил 170%.
В последнее время все большее число предпринимателей начинают понимать, что настоящий бизнес — это целенаправленный организованный поиск новшеств и, что важно, постоянная нацеленность на них. Это, конечно, дано не каждому и во многом зависит от личности руководителя, который должен быть готов к экономическим экспериментам.
В городе сегодня возникла новая разновидность конкуренции - за лучшие, более квалифицированные кадры.
И малый бизнес не без успеха участвует в ней. Как считают сами специалисты, работающие в небольших фирмах Сызрани, здесь есть большие возможности для творческой деятельности, и работать в целом проще: трудовые отношения представляют меньшую проблему, чем в крупных организациях, меньше иерархических наслоений, больше возможности для быстрого принятия решений, связанных с установлением цен и внедрением новой продукции. В частности, опрос студентов старших курсов Сызранского филиала СамГТУ показал, что они предпочли бы пойти работать не в крупные, а в мелкие фирмы. Мелкие фирмы Сызрани играют немалую роль в поиске путей стабилизации и в обновлении основных отраслей экономики города, смягчают остроту проблемы занятости. С 1997 по 2010 г. они создали 22 тыс. новых рабочих мест, тогда как традиционные крупные предприятия города потеряли за эти же годы почти 20 тыс. мест.