Развитие малого предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 13:59, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы проанализировать современное состояние и рассмотреть перспективы развития малого бизнеса в экономике России.
Для достижения данной цели, необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть место и роль малого бизнеса в современных условиях;
- рассмотреть динамику развития малого бизнеса в России;
- проанализировать состояние и организацию поддержки малого бизнеса в муниципальных образованиях Самары и Сызрани;
- сделать предложения по совершенствованию деятельности органов исполнительной власти по развитию малого бизнеса в муниципальных образованиях.
Объектом исследования является процесс государственного регулирования сферы предпринимательства.
Предмет исследования – современное состояние и рассмотреть перспективы развития малого бизнеса в экономике муниципальных образований.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………………….2
Глава 1. Роль малого предпринимательства в социально-экономическом развитии муниципальных образований…………………………………………………………..5
Глава 2. Анализ уровня развития малого предпринимательства в России на примере муниципального образования…………………………………………………………..9
2.1 Состояние и развитие малого предпринимательства Самарской области……..9
2.2 Малый бизнес города Сызрань……………………………………….....................11
Глава 3. Направление по созданию условий для предпринимательской деятельности муниципальных образований: инкубаторы, программы по развитию малого бизнеса……………………………………………………………………………………22
Заключение ………………………………………………………………………………27
Список литературы………...……….…………………………………………….…......30
Приложения

Файлы: 1 файл

Развитие малого предпринимательства.doc

— 225.00 Кб (Скачать файл)

Сегодня в области действуют все формы поддержки малого и среднего бизнеса, известные в РФ. В этом году запущено два бизнес-инкубатора в Самаре и в Нефтегорском районе.

Начинается работа по созданию второго пускового комплекса бизнес-инкубатора в Тольятти. Главам нескольких муниципальных образований следует пересмотреть свою позицию по созданию условий развития бизнеса. Это относится к администрациям Елховского, Камышлинского, Шигонского и Шенталинского районов, где до сих пор нет организаций, оказывающих поддержку предпринимателям.

Благодаря работе гарантийного фонда поддержки предпринимательства в прошлом году малый бизнес получил кредиты и займы на сумму более 500 млн. рублей, на такую же сумму кредитовались предприниматели в течение первого полугодия текущего года. При этом если средний размер кредитования составлял в прошлом году 1,6 млн. рублей, то в этом - 5 млн. рублей.

В первом полугодии 2011 года количество субъектов малого предпринимательства в Самаре составило 30144 единиц, что на 0,6% больше аналогичного показателя 1 полугодия 2010 года.

Оборот малых предприятий за 6 месяцев текущего года составил 63,5млрд. рублей.

Развитие малого и среднего предпринимательства является одним из приоритетных направлений деятельности Администрации Самары. Увеличение числа субъектов малого предпринимательства стало возможным, в том числе, благодаря реализации Целевой программы поддержки и развития малого и среднего предпринимательства городского округа Самара на 2008-2012 годы.

По прогнозам городского Департамента экономического развития к концу текущего года количество субъектов малого предпринимательства составит 31,2 тыс. При этом среднесписочная численность работающих на малых предприятиях Самары (без учета микропредприятий) составит 58,6 тыс. человек.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Малый бизнес  города Сызрань

Сызрань по российским меркам - малый город. На начало 2011 г. его население составляло чуть более 183 тыс. чел. Это типично средневолжский город, расположенный в месте слияния рек Волги и Сызранки. Благодаря выгодности географического положения с XVIII века здесь получила развитие торговля хле­бом, скотом, рыбой. Вплоть до XIX века Сызрань - купеческий город, где ежегодно проходили три ярмарки и существовали еженедельные базары со значительным оборотом. Сегодня Сыз­рань, после Самары и Тольятти, третий по численности населе­ния  и  промышленному  потенциалу  город Самарской  области.

Социально-экономическую ситуацию в Сызрани во многом определяют показатели, характеризующие уровень жизни населения. Так, величина прожиточного минимума на душу населения на конец 2011 г. составила 5000 руб., что ниже среднего показателя по Самарской об­ласти на 11 %. За год снизилась почти на 14% (6,2 тыс. чел.) численность горожан с доходами ниже про­житочного минимума, доля их в общей численности насе­ления составила 19,9%, а по области - 20,2%. Средняя номинальная заработная плата в 2009 г., начисленная на одного занятого в экономике, составила 4250 руб. и увели­чилась на 12% по сравнению с 2008 г. Средняя заработная плата в сфере малого бизнеса почти в 2 раза выше.

Из 80 тыс. чел. экономически активного населения в эко­номике города занято 76,3 тыс. чел. Преобладающая часть занятого населения (81%) сосредоточена на крупных и средних предприятиях.

Развитие малого бизнеса - это новая тенденция в эко­номике города. Она проявляется, прежде всего, в отказе от гигантомании и резком увеличении количества мелких пред­приятий и фирм. Не крупная индустрия, а именно немоно­полистический сектор экономики стал за последнее деся­тилетие важным источником экономического роста и увеличения числа рабочих мест в городе. Быстрый рост за­нятости, острая конкурентная борьба, ведущая в конечном счете к тому, что потребитель получает продукцию и услу­ги более высокого качества, обострение ценовой конкурен­ции и, наконец, возможность для города получать значи­тельные суммы в форме налоговых поступлений - это на данном этапе и есть важнейший вклад небольших фирм в экономику Сызрани.

Официальная статистика относит к разряду мелких фирмы с числом занятых в большинстве случаев не более 100 чел.

Совокупность этих юридически независи­мых небольших фирм, а также индивидуальных предприни­мателей без образования юридического лица и представля­ет собой малый бизнес г. Сызрани. Основная его масса -индивидуальные предприниматели и мельчайшие предпри­ятия, с численностью занятых не более 10 чел.

В 90% случаев малый бизнес Сызрани основан на част­ной или смешанной (т. е. индивидуальной и государствен­ной) формах собственности.

В начале 90-х годов малые предприятия создавались преимущественно в форме това­риществ с ограниченной ответственностью, путем отделе­ния от государственных предприятий-учредителей. К концу первого десятилетия своего существования аб­солютное большинство коллективов реорганизовались в малые предприятия, основанные на частной долевой соб­ственности.

Доля же предприятий семейного типа, как тог­да, так и сейчас, остается весьма незначительной и не пре­вышает 7%. Это во многом объясняется сложностью и дороговизной аренды нежилых помещений, которые сдер­живают развитие малого бизнеса в Сызрани.

Из 1400 мелких и средних фирм города, использующих наемную рабочую силу (хотя бы одного человека), пред­приятия с числом занятых до 15 чел. составляют свыше 85%, от 15 до 99 чел. -12% и около 3% фирм имеют в штате 100-499 чел. Доля фирм с числом занятых от 500 чел. составляет 0,37%. Сегодня в Сызрани на каждую тысячу жителей прихо­дится в среднем 76 субъектов малого бизнеса (с учетом индивидуальных предпринимателей, а их в городе 12393 чел.). Данный показатель почти в 3 раза превышает среднероссийский (26 единиц)[1].

Мелкие фирмы Сызрани - это не только торговля и ус­луги, они действуют во всех сферах и отраслях экономики города (рис. 2.1).

Рисунок 2.1 -  Распределение субъектов малого бизнеса г. Сызрани по отраслям в 2010 г., %

Малый бизнес занимает большое место в социальной и экономической жизни города. На его долю приходится бо­лее 40% валового товарооборота. В частности, в машино­строении - 21%, строительстве - 45, в оптовой торговле -58, розничной торговле - 75, в обслуживании - 81%.

В 2010 г. мелкими фирмами и индивидуальными предприни­мателями города было произведено товаров и услуг на сумму 1,12 млрд. руб.

Прямо или косвенно малый бизнес обес­печивает средства к существованию более чем 50 тыс. сызранцам. Однако прирост субъектов малого бизнеса в послед­нее время несколько замедлился (рис. 2.2).

Причина этого, по-видимому, кроется в насыщении местного рынка[2].

 

Рисунок 2.2 - Динамика прироста субъектов малого бизнеса в г.Сызрани в 2008-2010 гг.

Люди стали более рачительными и осторожными. Тем не менее в настоящее время в среднем в месяц открывается до 40 малых предприятий и регистрируется до 100 индиви­дуальных предпринимателей. В Сызрани развиваются практически все формы собст­венности: мелкие частные фирмы, находящиеся в единолич­ном владении, и небольшие партнерства, и мелкие акцио­нерные общества (рис. 2.3).

Возникают кафе,  парикмахерские, мелкие розничные торговые точки, мелкие фирмы-поставщики в промышленности, в строительном секторе и другие. Растет число фирм, оказывающих как разнообраз­ные услуги населению, так и деловые и профессиональные услуги производству и управлению. Но вот в сфере науки малый бизнес Сызрани практически до сих пор пока никак себя не проявил. Отсутствие небольших исследовательских фирм во многом определено дефицитом высококвалифици­рованных специалистов. Однако в родственной инновацион­ной сфере наметился определенный прорыв. Так, если 3-4 года назад в городе была только одна фирма, занимающаяся отверточной сборкой и продажей компьютеров, деталей к ним, то сегодня их уже около двух десятков. Эти фирмы занимают­ся также разработкой программного обеспечения.

Рисунок  2.3 -  Структура форм собственности и численность зарегистрированных субъектов малого бизнеса в г. Сызрани за период с 2008 по 2010 гг., %

Параллельно подъему мелкого бизнеса идет и массовое «вымывание» мелких фирм с рынка, их разорение (рис. 2.4). Функционируя часто в весьма неопределенной и рискован­ной области, они находятся как бы в ситуации «естественного отбора».

Причин разорения мелких фирм много: здесь и недостаточные капиталовложения, и неэффективная тех­нология. Однако наиболее распространенная причина - от­сутствие способностей и опыта управленческой работы у владельцев мелких фирм, которые зачастую одновременно являются и администраторами.

Благие замыслы, личные сбережения и заемные деньги вкладываются в предприя­тия, которые не управляются должным образом и в восьми случаях из десяти терпят неудачу. На место разорившихся фирм приходят новые, и они стихийно вносят важный вклад в приспособление местной экономики к рыночным услови­ям хозяйствования, способствуют ее структурной пере­стройке.

 

Рисунок 2.4 - Динамика ликвидации субъектов малого бизнеса в 2008-2010 гг., единиц

Опыт последних лет опровергает сложившиеся еще в социалистические времена представления о путях по­вышения эффективности производства и управления за счет «экономии на масштабах», то есть за счет увеличения размеров производства.

Именно в результате проведения политики укрупнения во многих отраслях социалистической экономики образовались гиганты, которыми становилось все труднее уп­равлять. Со временем процесс «экономии на масштабах» про­изводства замедлился, а в ряде отраслей исчерпал себя.

Руководители ряда крупных заводов пошли по пути замены огромных производственных комплексов новыми не­большими заводами, приступили к реорганизации существу­ющих предприятий, ориентируя их на меньшую численность работающих. Некоторые фирмы уменьшают не только свои «размеры», но и делят свои производственные отделения на более мелкие. Например, бывшее производственное объе­динение «Пластик» включает ныне в себя ряд относительно самостоятельных структурных подразделений, то же мож­но сказать и о бывшем заводе «Тяжмаш», «Сызранском НПЗ» и других некогда крупных производствах. Конечно, небольшие предприятия целесообразны далеко не для всех отраслей. И нельзя утверждать, что все компании пошли по этому пути.

Но в целом можно сделать вывод: поиск оптимальных производственных и управленческих структур внутри отдельных фирм ныне приводит к разнообразию орга­низационных форм. Они основаны на сочетании крупного, среднего и мелкого производства при определенном повыше­нии роли предприятий меньшего размера.

Многие даже очень крупные предприятия все чаще при­бегают к использованию формально самостоятельных мел­ких фирм. Такие связи устанавливаются в первую очередь посредством долгосрочных договорных отношений между крупной головной компанией и множеством мелких узко­специализированных фирм, выпускающих изделия относи­тельно небольшими партиями.

Крупные сызранские предприятия, такие как ОАО «Тяж­маш», «Пластик», «РосЛада», предпочитают приобретать це­лый ряд деталей и комплектующие изделия у мелких фирм, прежде всего потому, что это им обходится гораздо дешевле, чем производить их самим, на своих заводах. Причем специа­лизированные мелкие фирмы нередко устанавливают деловые контакты не с одной, а с несколькими крупными организация­ми, отходят от системы длительной «привязки», сами активно ищут новых потребителей своей продукции.

Существует и развивается сложная система хозяйствен­ных отношений между крупными и мелкими фирмами в об­ласти обслуживания производства, распределения продук­ции и услуг. В Сызрани растет число мелких фирм, специализирующихся на производстве запасных частей, ремонтного автомобильного оборудования и инструментов, на которые наблюдается устойчивый спрос (сказывается влияние «АВТОВАЗа»).

Многие крупные предприятия постепенно освобождают­ся от вспомогательных и заготовительных цехов, закрыва­ют литейные, кузнечные и даже механические производства, ремонтные и строительные цеха, передавая их функции уз­коспециализированным фирмам. По большому счету Сызрань всегда была и остается до сих пор купеческим городом. Дух предпринима­тельства в нем не выветрился и в социалистические време­на. Но если в основе предпринимательства на Западе или в Новом Свете сегодня лежат нововведения в области про­дукции или услуг, позволяющие создать новый рынок, удов­летворить новые потребности, то в основе современного местного предпринимательства, как правило, лежит способ­ность к суперриску, граничащему с авантюризмом. Но есть и приятные исключения. Так, данные обзора 10 наиболее быстро растущих малых фирм Сызрани, проведенного в 2009 г. журналом «Сызрань»[3], показывают, как мельчайшая фирма, даже состоящая из одного человека, владея новой идеей, новым изобретением, беря на себя риск разработки и испытания новой продукции, может быстро добиться ус­пеха. Например, фирма «Такт» (сборка и продажа компью­теров, разработка и внедрение программного обеспечения), начав с 3 человек, за 5 лет увеличила свою численность до 60 человек, а среднегодовой рост продажи ее продукции со­ставил 170%.

В последнее время все большее число предпринимате­лей начинают понимать, что настоящий бизнес — это це­ленаправленный организованный поиск новшеств и, что важно, постоянная нацеленность на них. Это, ко­нечно, дано не каждому и во многом зависит от личности ру­ководителя, который должен быть готов к экономическим экспериментам.

В городе сегодня возникла новая разновидность конку­ренции - за лучшие, более квалифицированные кадры.

И малый бизнес не без успеха участвует в ней. Как считают сами специалисты, работающие в небольших фирмах Сыз­рани, здесь есть большие возможности для творческой дея­тельности, и работать в целом проще: трудовые отношения представляют меньшую проблему, чем в крупных организациях, меньше иерархических наслоений, больше возможно­сти для быстрого принятия решений, связанных с установ­лением цен и внедрением новой продукции. В частности, опрос студентов старших курсов Сызранского филиала СамГТУ показал, что они предпочли бы пойти работать не в крупные, а в мелкие фирмы. Мелкие фирмы Сызрани играют немалую роль в по­иске путей стабилизации и в обновлении основных отраслей экономики города, смягчают остроту проблемы за­нятости. С 1997 по 2010 г. они создали 22 тыс. новых рабочих мест, тогда как традиционные крупные предприятия города потеряли за эти же годы почти 20 тыс. мест.

Информация о работе Развитие малого предпринимательства