Развитие малого предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 13:59, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы проанализировать современное состояние и рассмотреть перспективы развития малого бизнеса в экономике России.
Для достижения данной цели, необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть место и роль малого бизнеса в современных условиях;
- рассмотреть динамику развития малого бизнеса в России;
- проанализировать состояние и организацию поддержки малого бизнеса в муниципальных образованиях Самары и Сызрани;
- сделать предложения по совершенствованию деятельности органов исполнительной власти по развитию малого бизнеса в муниципальных образованиях.
Объектом исследования является процесс государственного регулирования сферы предпринимательства.
Предмет исследования – современное состояние и рассмотреть перспективы развития малого бизнеса в экономике муниципальных образований.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………………….2
Глава 1. Роль малого предпринимательства в социально-экономическом развитии муниципальных образований…………………………………………………………..5
Глава 2. Анализ уровня развития малого предпринимательства в России на примере муниципального образования…………………………………………………………..9
2.1 Состояние и развитие малого предпринимательства Самарской области……..9
2.2 Малый бизнес города Сызрань……………………………………….....................11
Глава 3. Направление по созданию условий для предпринимательской деятельности муниципальных образований: инкубаторы, программы по развитию малого бизнеса……………………………………………………………………………………22
Заключение ………………………………………………………………………………27
Список литературы………...……….…………………………………………….…......30
Приложения

Файлы: 1 файл

Развитие малого предпринимательства.doc

— 225.00 Кб (Скачать файл)

Субсидии в прошлом году получили, по данным Капустина, 26 тыс. предпринимателей. Общий объем кредитов, выданных субъектам малого бизнеса под поручительство региона, составил более 1 млрд рублей. В 2010 году был введен новый вид поддержки – лизинг оборудования.

Благодаря помощи бюджета, в сфере малого и среднего бизнеса в прошлом году появилось 6000 новых рабочих мест, еще 2000 было сохранено. И по итогам всероссийского конкурса 2010 года, Самарская область была признана лучшим регионом страны по поддержке малого предпринимательства.

В этом году, по словам Капустина, в первую очередь поддержка со стороны бюджета будет оказана предприятиям, внедряющим инновационные технологии и экспортирующим свою продукцию за рубеж.

Заключение

Предпринимательство является важнейшей сферой современной рыночной экономики. Ее развитие означает быстрое создание новых рабочих мест, оживление на товарных рынках, появление самостоятельных источников дохода у значительной части экономически активной части населения, снижение социальных нагрузок на расходы бюджетов.

Мировая практика показывает, что потенциал малого и среднего бизнеса огромен. В ряде развитых стран он дает 30-50% валового внутреннего продукта, свыше 50% всех поступлений в государственный бюджет. Он обеспечивает иногда до 70% общего числа рабочих мест.

В развитых экономиках малый бизнес выполняет три основные функции: экономическую, социальную и инновационную. Малый бизнес занимает многие ниши в экономике, которыми невыгодно заниматься крупным корпорациям, либо составляет им серьезную конкуренцию, так как более мобилен и оперативен, чем неповоротливые гиганты. Она дает выход предпринимательской энергии людей и смягчает экономические трудности. Как правило, именно через малые предприятия пробивают себе дорогу в жизнь многие изобретения – как мелкие, так и меняющие жизнь целого поколения.

Однако в России, по любым оценкам, роль малого бизнеса намного скромнее. В России, пожалуй, была достигнута только одна из задач малого бизнеса – насыщение рынка потребительскими товарами и услугами за счет развития розничной торговли, мелкооптовых импортных услуг, развития сектора услуг.

Для современной экономики характерна сложная комбина­ция производств, различных по масштабу - крупных, средних и мелких. В последние годы выявился небывалый рост числа пред­приятий малого и среднего бизнеса, особенно в сферах, где не требуется больших капиталовложений и кооперации множества работников. Таких предприятий особенно много в наукоемких видах производства, а также в отраслях, связанных с производ­ством потребительских товаров, оказанием услуг, в торговле.

Предпринимательство различают по видам и формам соб­ственности. По виду (или назначению) предпринимательская деятельность делится на производственную, торговую, посредничес­кую, консультационную, финансовую и др. Все они могут функци­онировать раздельно или вместе (например, торгово-посредническая деятельность, производственно-торговая и т.п.). Формами соб­ственности являются частная, государственная, муниципальная, а также собственность общественных объединений (организаций).

Важнейшим видом предпринимательской деятельности яв­ляется производственная, где осуществляется основная фаза вос­производственного цикла - производство продукции и услуг. К этому виду предпринимательства относятся инновационная, на­учно-техническая деятельность, непосредственно производство продукции. Важнейший этап производственной деятельности -
приобретение или аренда факторов производства, к которым от­носятся основные и оборотные производственные фонды, рабо­чая сила и информация.

Для формирования предпринимательства нужны определен­ные экономические, социальные и правовые условия. В числе экономических условий — предложение товаров и спрос на них; виды товаров, которые могут приобрести покупатели; объем де­нежных средств, который они могут истратить на эти покупки, и др.

              Малый бизнес в современной России по ряду параметров отстает от промышленно развитых стран. Это свидетельствует о том, что в России имеются значительные резервы роста малого предпринимательства.

Малые пред­приятия объективно существуют и развиваются как относительно самостоятельный сектор современной рыночной экономики. Малые предприятия имеют важное социально-эконо­мическое значение, так как обеспечивают социальную и политическую стабильность, способны смягчать последствия структурных изменений, быстрее адаптируются к меняющимся потребностям рынка, вносят значительный вклад в региональ­ное развитие, конструируют и используют технические и орга­низационные нововведения. Таковы краткие выводы о роли малого предпринимательства, сформулированные Министер­ством РФ по антимонопольной политике и поддержке пред­принимательства. Масштабы развития малого бизнеса в современной России и его вклад в оздоровление экономики явно недостаточны. Одна из причин такого положения состоит в том, что не получила дол­жного развития государственная поддержка предприятий малого бизнеса. Между тем эти предприятия как наиболее неустойчивая предпринимательская структура, наиболее зависимая от колебаний рынка нуждаются в разносторонней государственной поддер­жке. Хотелось бы отметить следующее: роль государственного регулирования на разных этапах развития рынка различна. Она усиливается в условиях существующих внутренних и внешних диспропорций и ослабевает с их устранением. Особенно она важна в период формирования рынка, когда требуется осуществить качественные изменения в экономическом механизме его функционирования применительно к складывающимся условиям хозяйствования.

Надеемся, что создание органов саморегулирования малого предпринимательства также поможет в развитии малого бизнеса. Для развития малого предпринимательства в РФ, как нам представляется, необходимо прямое вмешательство государства и конкретное решение проблем малого бизнеса с достаточным выделением бюджетных средств и контролем за результатами использования этих средств со стороны государства.

В последние время государство, наконец, обратило внимание на малый бизнес, был введен день предпринимателя. На заседании Правительства РФ 27 мая 2008 г. В.В. Путин предложил уменьшить объем налоговой отчетности и предоставлять ее не чаще одного раза в год вместо нынешней ежеквартальной. Малый бизнес сможет нанимать до 5 работников, не переходя при этом на более сложную систему налогообложения.

В заключении хотелось бы отметить, что появились гарантии значимой поддержки государства в развитии предпринимательства  в России.

 

 

 

 

 

Список литературы

1.                  Гражданский кодекс Российской Федерации: Ч. 1 от 30.11.1994 № 51-ФЗ [Текст].// Справочно – правовая система «Гарант»: [Электронный ресурс]/ Компания «Гарант» - последнее обновление 04.05.09.

2.                  Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" [Текст].// Справочно – правовая система «Гарант»: [Электронный ресурс]/ Компания «Гарант» - последнее обновление 04.05.09.

3.                  Федеральный закон "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ [Текст] .// Справочно – правовая система «Гарант»: [Электронный ресурс]/ Компания «Гарант» - последнее обновление 04.05.09.

4.                  Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 10 мая 2006 г. [Текст].// Справочно – правовая система «Гарант»: [Электронный ресурс]/ Компания «Гарант» - последнее обновление 04.05.09.

5.                  Закон Самарской области об утверждении областной целевой Программы "Развитие и государственная поддержка малого предпринимательства в Самарской области" на 2004 - 2010 годы от 11.02.2004 № 6-ГД  [Текст].// Справочно – правовая система «Гарант»: [Электронный ресурс]/ Компания «Гарант» - последнее обновление 04.05.09.

6.                  Анискин, Ю.П. Организация и управление малым бизнесом [Текст]/ Ю.П. Анискин. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 160 с. - ISBN 978 -5-2829-156-9.

7.                  Бахмудов, М.М. Система государственной поддержки малого предпринимательства в регионе [Текст]/ М.М. Бахмудов. Дис. ... канд. экон. наук. Махачкала, 2009. – 122 с. - ISBN 5-1986-089-3.

8.                  Блинов, А.О. Малое предпринимательство: Теория и практика. [Текст] / А.О. Блинов, И.Н. Шапкин. – М.: Дашков и Д, 2008. – 356 с. - ISBN 5-2177-090-4.

9.                  Боргест, Д. Как начать и вести малый бизнес в Самарской области [Текст] / Д. Боргест, О. Новиков, П. Боргест. – Самара: Новая техника, 2010. – 144 с. - ISBN 978 - 5-2374-316-5.

10.             Брагинский, М.И. Договорное право: общие положения [Текст]/ М.И. Брагинский, В.В. Витрянский. - М.: Статут, 2009. – 242 с.- ISBN 978-5-2802-016-7

11.             Буев, В. Правовая база и институты финансовой поддержки малого предпринимательства в Москве [Текст]/ В. Буев // Предпринимательство в России. - 2009. - № 3. - С. 28 – 29. – ISSN 432 – 098.

12.             Буянкина, А.Н. Государственное регулирование малого бизнеса в России [Текст] / А.Н. Буянкина. – М.: Юрид. лит., 2010. – 244 с.-ISBN 5-2506-056 - 6.

13.             Горетый, М.В. К проблеме определения понятия и признаков субъектов малого предпринимательства в нефтедобывающей промышленности [Текст]/ М.В. Горетый // Налоги. – 2010. - № 20. – С. 7-8. - ISSN 762 – 078.

14.             Горфинкель, В.Я. Малый бизнес. Организация, экономика, управление [Текст] / В.Я. Горфинкель, В.А. Швандар. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 430 с. - ISBN 5-2192-312-5.

15.             Давыдова, Р.Т. Развитие малого предпринимательства в системе экономики производственно-промышленных систем [Текст]/ Р.Т. Давыдова // Юрист. – 2009. - № 8. – С. 14-21. – ISSN 345- 098.

16.             Жуков, Ю.В. Малые предприятия в легкой промышленности [Текст] / Ю.В. Жуков.// Швейное производство. – 2010. - № 4. – С. 2-5. – ISSN 143 – 076.

17.             Игнатов, В.Г. Органы власти и поддержка малого бизнеса. [Текст] / В.Г. Игнатов, О.Ю. Бородина. - М.: Инфра – М. - 2010. – 342 с. - ISBN 978 -5-2632-010-5.

18.             Калгин, В. Поблажки для малого бизнеса [Текст]/ В. Калгин // Практическая бухгалтерия. – 2009. - № 2. – С. 8-9. – ISSN 143 – 987.

19.             Карачаровский В.В. Развитие малого высокотехнологического бизнеса в России / В.В. Карачаровский // ЭКО. – 2009. - № 9. – С. 68-79. – ISSN 876  - 806.

20.             Коноплев, С.А. Нормативно-правовое регулирование малого предпринимательства по современному российскому законодательству [Текст] / С.А. Коноплев // Законодательство и экономика. – 2010. - № 11. – С 16-19. – ISSN 543 – 012.

21.             Коршунов, А.Г. Проблемы налогового учета при применении упрощенной системы налогообложения [Текст] / А.Г. Коршунов – М.: Юрид. лит., 2009. – 871с. – ISBN 5 – 5654 – 087 – 5.

22.             Костров, А.В. Законы - о малом бизнесе [Текст] / А.В. Костров, В.В. Николаев // Журнал российского права. – 2010. - № 2. – С. 4-7. – ISSN 265 – 987.

23.             Костров, А.В. С чего начинается путь в малый бизнес в Москве [Текст] / А.В. Костров, В.В. Николаев // Журнал российского права. – 2010. - № 3. – С. 9-12. – ISSN 218 – 012.

24.             Костяков, Н.И. Предпринимательское право [Текст] / Н.И. Косяков – М.: ПРИОР, 2009. – 400 с. - ISBN 5-1926-215-6.

25.             Кузнецов, В. Конституция и права юридических лиц [Текст]/ В. Кузнецов // Российская юстиция. - 2008. - № 4. - С. 38. – ISSN 329 – 543.

26.             Лапуста, М.Г. Предпринимательство [Текст] / Под ред. М.Г. Лапусты. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 448 с. - ISBN 5-2485-732-8.

27.             Лапуста, М.Г., Старостин Ю.Л. Малое предпринимательство [Текст]/ М.Г. Лапуста, Ю.Л. Старостин. - М.: Инфра, 2009. – 348 с. - ISBN 5-1802-046-3.

28.             Лашкина, Е. Деньги в дом: На первом заседании президиума правительства РФ решено снизить налоги ни поддержать малый бизнес [Текст]/ Е. Лашкина // Российская газета. – 2010. - № 112. – 27 мая. – С. 1 - 2. – ISSN 216 – 032.

29.             Мазоль, С.И. Экономика малого бизнеса. [Текст]/ С.И. Мазоль. – Минск: Кн. дом, 2008. – 272 с. - ISBN 5-2389-120-9.

30.             Максимцов, М.М. Менеджмент малого бизнеса. [Текст]/ Под ред. М.М. Максимцов– М.: ВЗФЭИ, 2004. – 269 с. - ISBN 5-2582-104-8.

31.             Масленников, М. Правовое регулирование малого бизнеса в России [Текст] / М. Масленников // ФПА АКДИ «Экономика и жизнь».– 2010.– №10. – С. 7-8. – ISSN 218 – 543.

32.             Ойнвид, Г.М. О проблемах совершенствования законодательства в сфере малого бизнеса [Текст]/ Г.М. Ойнвид // Малый бизнес на этапе обновления законодательства о предпринимательстве. - С. 24. – ISSN 098 – 543.

33.             Олейник, О.М. Предпринимательское (хозяйственное) право  [Текст] / О.М. Олейник. - М.: Юристъ, 2009. – 360 с. - ISBN 5-2492-896-5.

 

Приложение 1

Динамика развития малых предприятий в России по видам деятельности (тыс. предприятий), на конец года

 

Вид деятельности предприятия

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Всего

979,3

1032,8

1137,4

в том числе

 

 

 

Промышленность

126,4

131,6

138,0

Строительство

109,3

117,1

130,7

Оптовая и розничная торговля и общественное питание

448,8

464,6

510,6

Операции с недвижимостью, аренда и представление услуг

151,9

163,3

181,3

Информация о работе Развитие малого предпринимательства