Развитие малого предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 13:59, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы проанализировать современное состояние и рассмотреть перспективы развития малого бизнеса в экономике России.
Для достижения данной цели, необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть место и роль малого бизнеса в современных условиях;
- рассмотреть динамику развития малого бизнеса в России;
- проанализировать состояние и организацию поддержки малого бизнеса в муниципальных образованиях Самары и Сызрани;
- сделать предложения по совершенствованию деятельности органов исполнительной власти по развитию малого бизнеса в муниципальных образованиях.
Объектом исследования является процесс государственного регулирования сферы предпринимательства.
Предмет исследования – современное состояние и рассмотреть перспективы развития малого бизнеса в экономике муниципальных образований.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………………….2
Глава 1. Роль малого предпринимательства в социально-экономическом развитии муниципальных образований…………………………………………………………..5
Глава 2. Анализ уровня развития малого предпринимательства в России на примере муниципального образования…………………………………………………………..9
2.1 Состояние и развитие малого предпринимательства Самарской области……..9
2.2 Малый бизнес города Сызрань……………………………………….....................11
Глава 3. Направление по созданию условий для предпринимательской деятельности муниципальных образований: инкубаторы, программы по развитию малого бизнеса……………………………………………………………………………………22
Заключение ………………………………………………………………………………27
Список литературы………...……….…………………………………………….…......30
Приложения

Файлы: 1 файл

Развитие малого предпринимательства.doc

— 225.00 Кб (Скачать файл)

В определенной степени росту новых мелких предприя­тий способствовал высокий уровень безработицы, многие из них были созданы рабочими и служащими, потерявшими работу. В настоящее число зарегистрированных безработ­ных в городе составляет 1,7 тыс. человек. Уровень безрабо­тицы по городу составил 1,08%, в то время как по Самар­ской области - 2,24%.

Малый бизнес вызвал в городе острую конкуренцию, а в итоге - замедлился рост тарифов, улучшилось качество обслуживания, увеличился ассортимент услуг, появились новые виды предприятий.

Целенаправленная работа администрации города по развитию и поддержке малого предпринимательства в период действия Программы поддержки малого бизнеса в г. Сызрани на 1997-2010 гг. в условиях ограниченности бюджетных средств позволила создать механизмы финан­совой поддержки малого предпринимательства путем кон­солидации средств городского бюджета и средств коммер­ческого банка (АКБ «Земский банк»), В результате выросли финансовые средства для увеличения кредитного портфе­ля, значительно снизилась стоимость кредитов для пред­приятий и предпринимателей, занимающихся производством и работающих в сфере услуг. Порядок предоставления фи­нансовой помощи за счет средств местного бюджета был регламентирован соответствующим положением.

Проблема большинства малых предприятий и частных предпринимателей - острая нехватка средств на развитие собственного бизнеса. Поэтому в городе ведется работа по привлечению зарубежных инвесторов с целью финансирования предпринимательских проектов и получения инвес­тиций на первоначальные вложения. В 1998 г. в городе была реализована программа финансо­вой помощи малому бизнесу средствами Европейского банка реконструкции и развития. А с 1999 г. в городе активно рабо­тает программа правительства Германии по поддержке субъек­тов малого предпринимательства Самарской области, в рамках которой осуществляется консультационная поддержка предпринимателей, проводятся семинары. В 2001 г. в рамках этой программы был создан Фонд финансовой поддержки начинающих предпринимателей и малых предприятий, же­лающих начать свое дело в сфере производства и услуг. Кредит представляется на очень выгодных для начинающе­го предпринимателя условиях. Так, после начала деятель­ности Фонда (июнь 2001 г.) первыми в Самарской области льготные кредиты на развитие своего дела получили одно начинающее малое предприятие и два частных предприни­мателя из г. Сызрани на общую сумму 370 тыс. руб. На сегодняшний день из средств Фонда на территории Самарской области были выделены кредиты на реализацию 16 предпринимательских проектов, 8 из которых - город­ские (производство и услуги) на общую сумму 900 тыс. руб. С 2000 г. администрация города стала активно вести рабо­ту по привлечению инвестиций США на развитие предпри­нимательства в городе. Результатом этой работы стало открытие в апреле 2001 г.

Сызранского отделения между­народной некоммерческой компании «FINCA/Samara» по финансовой поддержке и развитию собственного дела на­чинающих предпринимателей и малых предприятий, рабо­тающих в различных областях бизнеса. На сегодняшний день сызранским предпринимателям выдано более 1200 зай­мов на сумму около 45 млн. руб. По привлечению иностран­ных инвестиций в сферу малого предпринимательства Сыз­рань стоит на втором месте после Самары (107 млн. руб.).

В рамках привлечения иностранных инвестиций в раз­витие малого предпринимательства готовится совместная программа с Великобританией.

Весьма важное соглашение было достигнуто с одним из крупных банков региона - КМБ-банком (банк кредитова­ния малого бизнеса). Результатом этого стало открытие в городе в начале января 2002 г. представительства этого бан­ка, который предоставляет кредиты субъектам малого пред­принимательства на более гибкой основе, чем остальные коммерческие банки, работающие на территории города.

В течение последних 5 лет проводятся ежегодные выс­тавки-ярмарки «Малый бизнес», где выставляют свою про­дукцию и знакомят со своими услугами малые предприятия и частные предприниматели города. Эти выставки - также детище муниципалитета. Из городской они стали межрегиональными. В финансировании некоторых мероприятий вы­ставки в последние годы стали участвовать и предпринима­тели. Для самих участников это мероприятие бесплатное.

Информационной поддержке субъектов малого предпри­нимательства послужит база данных свободных производ­ственных и офисных площадей, продаваемых и сдаваемых в аренду, а также продаваемого и сдаваемого в аренду произ­водственного оборудования. Отсутствие подобной инфор­мации сказывается на развитии предпринимательства в го­роде не лучшим образом.

Одним из объектов инфраструктуры должен стать муни­ципальный бизнес-центр. В нем будут не только консульти­ровать начинающих предпринимателей, но и проводить обу­чение на действующих предприятиях, контролируя и корректируя ошибочные действия. В помещении центра рас­положатся малые предприятия, работающие в приоритет­ных областях (инновационные, бытовые услуги населению и т. д.), не требующих громоздкого оборудования. Ставки арендной платы - льготные. Все предприниматели смогут здесь пользоваться копировальным аппаратом, факсом, электронной почтой, Интернетом, получить услуги юриста. В дальнейшем здесь будет сформирована вся  муниципаль­ная   структура   поддержки

предпринимательства.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Направление по созданию условий для предпринимательской деятельности муниципальных образований: инкубаторы, программы по развитию малого бизнеса

 

 Администрация Самары разработала комплекс мер антикризисной поддержки субъектов малого и среднего бизнеса. Часть из них была определена, а затем обнародована на состоявшихся недавно в Самаре Днях малого и среднего бизнеса.
   Эксперты считают, что обозначенная мэрией поддержка будет полезна для бизнеса в кризисный период.

Впервые о том, что мэрия Самары разрабатывает план антикризисных мероприятий, которые позволят поддержать малый и средний бизнес города, стало известно в ходе международного форума, посвященного предпринимательству.

Определено четыре направления, по которым им может быть оказана поддержка со стороны администрации. В их числе два основных. Первое - снижение арендной платы за использование объектов городского имущества. Второе - корректировка коэффициента К2, который применяется при исчислении единого налога на вмененный доход, в пользу снижения (этот вопрос сейчас прорабатывается с депутатами городской думы).

В качестве дополнительных мер были названы еще две. В будущем при проведении муниципальных тендеров по распределению бюджетных подрядов администрация планирует создавать все условия (в рамках закона) для того, чтобы преимущество участия и победы в них было отдано местным производителям.

Кроме того, администрация намерена поддерживать бизнес путем замещения самарской продукцией импортируемых товаров в тех случаях, когда это будет возможно.

 В Самаре сегмент, который намерена поддерживать администрация, развит довольно серьезно. По состоянию на 1 октября 2011 года в городе зарегистрировано 5 969 малых предприятий, что составляет 58% от числа всех малых предприятий региона. По данным на тот же период, в этих предприятиях работало 99 538 человек, что составляло 18,5% от всех занятых в экономике жителей Самары. По итогам 9 месяцев 2011 года оборот малых предприятий Самары составил 123,8 млрд рублей. Эта цифра равна 27% от оборота всех предприятий и организаций города.
   Ставка на поддержку малого и среднего бизнеса, которую обозначила администрация города, была поддержана большинством опрошенных СО экспертов.

Прежде всего потому, что в случае развития этих сегментов предпринимательства в городе будет существенно увеличена насыщенность товарами и услугами, создана благоприятная конкурентная среда, рабочие места для населения.

Основные заявления и предложения по поддержке субъектов предпринимательства прозвучали в ходе мероприятий Дней малого и среднего бизнеса. Одним из ключевых событий этих дней было заседание городского совета по развитию предпринимательства, которое состоялось в мэрии города. По данным ее пресс-службы, в ходе мероприятия особое внимание участники уделили разработке схемы получения банковских кредитов для этой категории бизнесменов.
   Конкретное решение проблемы было предложено департаментом по промышленной политике, предпринимательству и связи. Ведомство готово аккумулировать заявки от бизнесменов, чтобы затем искать под них предложения кредитных организаций. Кроме того, на заседании совета обсуждалась проблема взаимодействия предпринимателей и сетевых магазинов, по которой тоже было предложено несколько путей решения. В эти дни также подписано соглашение о взаимодействии между мэрией Самары и Союзом работодателей Самарской области.

В рамках этого документа стороны планируют реализовывать комплекс мероприятий, направленных на создание благоприятных условий для развития промышленного комплекса областнрго центра, увеличение выпуска конкурентной продукции и услуг и пр.

Главная же цель - сохранять в сложной экономической ситуации рабочие места и создавать новые. Кульминационным событием Дней малого и среднего бизнеса в Самаре стал международный форум, посвященный этой теме. В ходе двухдневного мероприятия гости и участники смогли не только обсудить на круглых столах актуальные проблемы функционирования малого и среднего предпринимательства, но и получить консультативную помощь от специалистов в ходе семинаров и мастер-классов. На форум, организованный администрацией города, съехалось свыше 1000 специалистов не только из разных регионов России, но и из других стран мира. Помимо гостей из СНГ (Украины и др.) на мероприятие прибыли представители Швейцарии, Голландии, Франции и других стран.
   В мэрии уверяют, что ни одно из мероприятий форума не прошло даром. Во многом это было связано с тем, что накануне их проведения перед оргкомитетом форума была поставлена задача - ориентироваться при формировании программы на запросы, поступившие от бизнесменов областного центра.

С целью поддержки малого предпринимательства путем выстраивания благоприятных условий для развития бизнеса, предоставление производственных, информационных, финансовых, юридических и других ресурсов для частных предпринимателей и малых предприятий на этапах становления и развития создано муниципальное предприятие городского округа Самара «Самарский бизнес-инкубатор».

Работа «Самарского бизнес-инкубатора» ведется по нескольким направлениям:

1. Предоставление во временное пользование субъектам малого и среднего предпринимательства нежилых помещений МП «СБИ» на возмездной основе.

2. Организация и проведение мероприятий (презентации, круглые столы, форумы, выставки, научно-практические конференции, тренинги, саммиты), а также:

- разработка и проведение рекламной кампании;

- помощь в проведении маркетинговых исследований;

-информационное сопровождение организации;

-составление пресс-релизов;

-разработка информацион-ных поводов;

-формирование списка потенциальных партнеров; -поиск инвесторов и посредничество в контактах с потенциальными деловыми партнерами;

- проведение обучающих семинаров;

- повышение образовательного уровня при ведении предпринимательской деятельности и квалификации;

- почтово-секретарские услуги.

3. Бухгалтерские услуги:

- консультации по вопросам налогообложения, бухгалтерского учета, правовой защиты и развития предприятия, бизнес-планирования;

- услуги по ведению бухгалтерского учета на предприятии;

- консультационные услуги по оформлению документации финансовоаналитического характера с целью предоставления сторонним организациям;

- услуги по централизованному ведению бухгалтерии для начинающих предпринимателей;

-открытие счета в банке.

4. Юридические услуги:

- юридические консультации для предпринимателей, а также комплексное сопровождение;

- подготовка учредительных документов для регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

- услуги по подготовке документов в Фонд социального страхования РФ, Пенсионный Фонд РФ и другие сторонние организации;

-услуги по регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

- услуги по подготовке документов по внесению изменений в учредительные документы (изменение состава учредителей, юр.адреса и т.д.);

- получение выписки из ЕГРЮЛ и ЕГРИП;

- услуги по перерегистрации ООО на основании закона от 30.12.2008  312-ФЗ.

5. «Финансово-аналитический центр содействия кредитованию малого и среднего бизнеса»

Финансово-аналитический центр содействия субъектам малого и среднего предпринимательства по вопросу доступности к кредитным ресурсам создан на базе муниципального предприятия городского округа Самара «Самарский бизнес-инкубатор» в рамках Целевой программы поддержки малого и среднего бизнеса на 2008 — 2012 гг. городского округа Самара, которую реализует Департамент по промышленной политике, предпринимательству и связи Администрации городского округа Самара.

6. Тренинг-центр. Тренинг-центр призван обеспечить резидентов Самарского бизнес-инкубатора, малый и средний бизнес городского округа Самара качественными образовательными услугами. Для реализации этих целей ведется формирование партнерской сети ведущих тренинговых компаний и образовательных центров.

Регулярно проводятся: деловые игры; регулярные и гостевые тренинги;; коучинг-сессии; семинары; творческие индустрии; ТEDx конференции; дебаты; английский язык для ленивых, но умных; представительство WIFI в Самаре; психологическая поддержка руководителей; креатив-сессии для бизнеса.

В целом, можно отметить, что в 2010 году из бюджета Самарской области на поддержку малого и среднего бизнеса было выделено 905 млн рублей. По сравнению с 2005 годом расходы областного бюджета по данной статье увеличились в 9 раз - отметил министр экономического развития, инвестиций и торговли региона Капустин Владислав Валентинович .

Информация о работе Развитие малого предпринимательства